Методическая разработка занятия дополнительного образования "Песня хранит память".
методическая разработка (4 класс)

Занятие по хоровому пению. Работа с материалами музея "А музы не молчали".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn_karta_zanyatie_odod.docx22.91 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия ОДОД «Песня хранит память»

Ф.И.О. учителя: Углова Александра Валентиновна

ГБОУ СОШ № 235, район Адмиралтейский

Направление: Художественно-эстетическое

Занятие: Хоровое пение

Возраст участников занятия: 9-10 лет 

Тип занятия: занятие-экскурсия.

Образовательные методы, приемы:  наглядно-иллюстративный метод, методы побуждающего и подводящего диалога, метод размышления о музыке и произведениях искусства, метод ассоциаций, метод создания художественного контекста, практический метод, метод сравнения, метод исследования.

Оборудование: фортепиано, компьютер, проектор.

Дидактические материалы: хоровые партии, презентация, экспонаты музея «А музы не молчали…»

Методическое обеспечение, ресурсы:

1. Хоровые партии исполняемых произведений.

2. Стулова Г.П. Хоровое пение. Методика работы с детским хором. М., 2020

3. Осеннева М.С., Самарин В.А.  Хоровой класс и практическая работа с хором. М., 2019

4. Материалы музея «А музы не молчали…»

5. wwii.space Картины и рисунки СССР часть 10.

6. Artpanorama.su Симонов Л. Статьи о живописи

7. www.redsart.ru 8 января 2007 года. Статья «Память со слезами на глазах»

8. Материалы Музея обороны Ленинграда.

9. Материалы музея «Прорыв».

Тема занятия

«Песня хранит память»

Цель

Цель занятия для обучающихся

Педагогическая цель занятия

Осмысление подвига жителей блокадного Ленинграда через работу с вокально-хоровыми произведениями, музейными экспонатами и картинами Л. Симонова.

Способствовать осмыслению подвига жителей блокадного Ленинграда через через работу с вокально-хоровыми произведениями, музейными экспонатами и картинами Л. Симонова.

Задачи

Задачи занятия для обучающихся

Педагогические задачи занятия

1.На основе погружения в содержание исполняемых на уроке  песен расширить свои знания о блокаде Ленинграда.

2. Добиваться высокого качества в исполнении музыкальных произведений, яркого воплощения музыкального образа.

3. Ознакомиться с картинами Л. Симонова и «прочитать» их содержание.

4. Ознакомиться с рядом экспонатов музея «А музы не молчали» и соотнести их с исполняемыми песнями.

5. Опираясь на содержательный материал урока, сделать выводы о мужестве жителей блокадного города.

        

Способствовать:

  • формированию интереса к истории Отечества;
  • формированию чувства гордости за свою Родину;
  • осознание подвига жителей блокадного Ленинграда;
  • осознанию понятий «мужество», «героизм»;
  • формированию устойчивого интереса к произведениям музыки и живописи;
  • выражению личного отношения к произведениям искусства;
  • формированию интеллектуальной культуры обучающихся (умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обобщать, решать задачи творческого и поискового характера);
  • формированию коммуникативной культуры (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, аргументировать собственное мнение и учитывать мнения других участников процесса, сотрудничать с другими детьми в организации и участии в музыкально-творческой деятельности);
  • формированию культуры самоуправления познавательной деятельностью (готовность принимать образовательные задачи, планировать и выполнять образовательные действия, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность);

Расширить представления обучающихся о жизни блокадного города.

Повысить качество и осознанность исполнения музыкальных произведений.

Добиться воплощения музыкального образа в исполнении.

Ознакомить обучающихся с рядом экспонатов музея «А музы не молчали…» и способствовать эмоциональному восприятию экспонатов.

Этап занятия

Деятельность

педагога

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

  1. Самоопределение к деятельности (орг.момент, включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне)

Настраивает на обстановку урока, вводит в пространство музея.  

Приветствуют учителя. Погружаются в атмосферу музея.

Регулятивные (саморегуляция - способность к мобилизации на учебную деятельность).

  1. Актуализация знаний.

Просит перечислить источники, из которых можно узнать о блокаде Ленинграда. Рассказывает о внешнем изменении города в годы блокады.  Предлагает изучить блокадные открытки и фотографии. Просит отметить особенности сохранения памятников в городе.

Руководит художественно-аналитической работой над блокадным плакатом с изображением Суворова.

Перечисляют источники знаний о блокаде Ленинграда. Изучают блокадные открытки и фотографии. Выявляют особенности сохранения памятников в городе. Отмечают, что памятники полководцам осиавались незамаскированными. Выяляют художественные особенности блокадного плаката с изображением Суворова.

Актуализация знаний о блокаде. Выявление роли образов полководцев прошлого в блокадном городе.

Регулятивные: готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность; развитие монологической речи, умение находить ответы на вопросы; коммуникативные: умение сотрудничать с другими детьми в организации и участии в музыкально-творческой деятельности, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, аргументировать собственное мнение и учитывать мнения других участников процесса, развитие умения координировать

свои действия с позициями партнеров; развитие навыков суждения об основной идее произведения, интерпретации информации с опорой на имеющийся жизненный опыт;

познавательные: умение анализировать произведение с целью выявления художественного замысла; умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обобщать, решать задачи творческого и поискового характера.

  1.  Постановка задачи занятия.

Просит вспомнить музыкальное произведение, посвящённое великому полководцу.

Подводит обучающихся к формулированию темы занятия.

Посредством подводящих вопросов совместно с учениками формулирует тему занятия и ставит задачи занятия.

Вспоминают музыкальное произведение, посвящённое великому полководцу. Совместно с педагогом формулируют тему занятия и ставят задачи.

Выявление роли песни в сохранении памяти о Великой Отечественной войне.

  1. «Открытие» обучающимися новых знаний

1.Руководит вокально-хоровой работой над фрагментом кантаты С. Прокофьева «Александр Невский».

2.Знакомит обучающихся с экспонатом музея «Блокадный класс». Отмечает особенности работы школ в блокадном Ленинграде. Руководит исполнением фрагмента песни И. Шварца «В далёком тревожном военном году».

3. Руководит художественным анализом картин Л. Симонова.

4.Руководит вокально-хоровой работой над песней В. Запольсокого.  «Мальчик с Петроградской стороны».

        

5. Организуют поисковую работу в залах музея.

1.Стремятся к высокому качеству исполнения музыкального произведения, к раскрытию художественного образа. Стараются исправить недостатки исполнения, ищут оттенки и краски.

2. Знакомятся с экспонатом музея «Блокадный класс». Отмечают его особенности, погружаются в атмосферу блокадной школы. Стремятся воплотить художественный образ в исполнении фрагмента песни И. Шварца «В далёком тревожном военном году».

3. Внимательно изучают ряд картин художника Л. Симонова. Выявляют тему каждой картины и подбирают своё название. Обращают внимание на важные детали картин. Выявляют особенности цветовой гаммы.

4. Стремятся к высокому качеству исполнения музыкального произведения, к раскрытию художественного образа. Стараются исправить недостатки исполнения, ищут оттенки и краски.

5. Выполняют поисковые задания и сообщают о результате.

Повышение качества исполнения музыкальных произведений и воплощение художественных образов.

Ознакомление с музейными экспонатами.

Расширение представлений о блокаде. 

Закрепление навыка художественного анализа произведений с выходом на авторский замысел.

  1. Подведение итогов по теме занятия. Рефлексия.

Просит назвать  наиболее запомнившиеся экспонаты музея, выявить наиболее личностно значимые строки из песен. Проводит связь между современными школьниками и их сверстниками из блокадного Ленинграда. Руководит исполнением песни Л. Назарова «Салют 27 января 1944 года».

Подводят итог занятия. Отвечают на вопросы педагога. Рассуждают о том, в чём можно взять пример с их сверстников из блокадного Ленинграда. Под руководством педагога исполняют песню Л. Назарова «Салют 27 января 1944 года».

Расширение представлений о блокаде Ленинграда и о понятии «мужество»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия на тему «Разнообразие животного мира» по курсу дополнительной общеразвивающей программы «Юный исследователь природы»

Методическая разработка занятия на тему "Разнообразие животного мира".Цель данного занятия - познакомить детей с основными классами животных (насекомые, рыбы, птицы, земноводные, пресмыкающи...

Методическая разработка занятия к дополнительной общеобразовательной программе «Путешествие по планете Земля»

Экскурсия «Весенний лес»Цель: закрепить представление детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно; развивать у детей понятия о взаимосвязях растительног...

Методическая разработка занятия по программе дополнительного образования Начальное техническое моделирование. Тема: «изготовление пасхальной композиции из папье-маше: зайчик, корзинка, яйцо на подставке».

Данная методическая разработка будет полезна для занятий декоративно -прикладному творчеству, по программе дополнительного образования "Начальное техническое моделирование". Работа в разделе...

Методическая разработка занятия для детей 7-9 лет. Моделирование. Работа в технике "папье-маше". Дополнительное образование.

Данная  методическая разработка будет полезна педагогами начальной школы и дополнительного образования. Моделирование из бумани, изготовление изделий в технике "папье-маше"....

Методическая разработка занятия изобразительного искусства. Рисунок акварелью. Дополнительное образование. Начальная школа. 7-8 лет

Данная методическая разработка занятия изобразительным исскуством будет полезна для педагогов начальной школы и дополнительного образования. Рисунок акварелью для детей 7-8 лет....

Методическая разработка занятия "Дорога в город Вежливости" по дополнительной развивающей программе "Этикет и культура общения", предназначеного для обучения учащихся 9-10 лет третьего года обучения

Методическая разработка занятия "Дорога в город Вежливости для обучения учащихся 9-10 лет третьего года обучения по по дополнительной развивающей программе ""Этикет и кул...