Рабочая программа по внеурочной деятельности Волонтерство и добровольничество.
рабочая программа (3 класс)

Алиев Денис Александрович

Рабочая программа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_volontery.docx43.64 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТА

педагогическим советом        

ГБОУ школы № 338 Невского района

Санкт-Петербурга

Протокол   №  от 31.08.2022 

УТВЕРЖДЕНА

Директором ГБОУ школы № 338

 Невского района Санкт-Петербурга

________________ М,Н.Свирко 

приказом   от 31.08. 2022

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 338

Невского района Санкт-Петербурга

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по   направлению

«ПРОшкола»

для 3 “Б” класса

на 2022 - 2023 учебный год

Разработчик программы

Алиев Д.А.,

учитель начальных классов

 

2022 год

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Юные волонтёры» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) и с учетом требований образовательной программы начального общего образования», предназначена для организации внеурочной деятельности с учащимися  третьего класса.

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в начальной школе, так и к содержанию образования. В период стремительной информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, ребёнок каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранять здоровье и отстаивать свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года указывается, что “общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования”.

Именно первую группу и составляют политические и социальные компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов. В отечественной педагогике накоплен большой опыт детской социализации. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов детей. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.

Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовала появления новых подходов и методов активизации учащихся. Волонтёрское движение может стать одной из форм вовлечения учащихся в социальную активность, средством формирования политической и социальной компетенции подрастающего поколения.

Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности ребёнка навязанной извне. 

Цели:

1. Инициировать и развить детское волонтёрское движение.

2. Возродить лучшие отечественные традиции благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.

Задачи:

1. Знакомство с деятельностью волонтерских организаций в России.

2. Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей.

3. Овладение основными практическими умениями в области социальных отношений.

4. Формирование позитивного мнения по отношению к людям с ограниченными возможностями.

5. Формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере.

Правовой базой для составления программы являются:

•        Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (п. 22 ст. 2; ч. 1, 5 ст. 12; ч. 7 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48);

•        Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (п. 19.5);

• Конвенция ООН о правах ребенка

• Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М.Просвещение 2011. (стандарты второго поколения).

Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов Программы внеурочной деятельности. М.: Просвещение, 2011

Д.В.Григорьев, П.В.Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2011

Программа направлена на формирование универсальных учебных действий (УУД):

- в блок личностных УУД входит ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование интереса к осуществлению благотворительных акций;

- в блок регулятивных УУД входит постановка учебной задачи, планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата); прогнозирование, контроль, коррекция и оценка;

- в блок познавательных УУД входит умение осуществлять поиск необходимой информации, знакомство с деятельностью волонтёрских организаций в России; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;

- коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей; участие в КТД; умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Данная программа основывается на принципах культуросообразности и коллективности.

Принцип культуросообразности предполагает, что волонтёрская деятельность учащихся основывается на духовно-нравственных ценностях.

Коллективность в процессе волонтёрской деятельности означает, что она протекает в детско-взрослых общностях и даёт юному человеку опыт конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.

Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения.

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Срок освоения программы  курса внеурочной деятельности и

объем учебного времени

Программа строится на основе знаний возрастных, психолого - педагогических, физических особенностей детей 7- 9 лет, увлекающихся социально значимой деятельностью.

Нормативный срок освоения программы курса внеурочной деятельности «Юные волонтёры» рассчитан на один год.

Продолжительность учебного года: III класс – не менее 34 учебных недель. Занятие по внеурочной деятельности проходит один раз в неделю по одному часу. Продолжительность занятия для III класса – 40 минут.

2. Формы реализации

Реализация программы проводится во внеурочной форме. На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, проектная, коллективная.

Содержательными формами проведения занятий могут быть: практическое занятие,  беседа,  участие в акции.

Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации.

3. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и решения задач программы используются современные методы обучения и образовательные технологии деятельностного типа, взаимно дополняющие друг друга. Отбор осуществляется с учетом особенностей содержания программы курса внеурочной деятельности социальной направленности «Юные волонтёры». На занятиях используются  общепедагогические методы, к которым относятся:

проблемно-поисковый;

исследовательский;

творческий (художественный);

метод учебного диалога;

наглядный (иллюстрация, демонстрация, презентация);

игровой и др.

III. ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные результаты освоения программы «Юные волонтёры»:

- формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.

Метапредметные результаты освоения программы «Юные волонтёры» проявляются в:

-расширении круга приёмов составления разных типов плана;

- расширении круга структурирования материала;

- умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;

- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);

- умении организовывать волонтёрскую деятельность;

- способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.

Направления работы

- духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;

- патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы и микрорайона;

- здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;

- формирование толерантности – организация досуга молодежи

Критерии оценки волонтёрской деятельности учащихся

- Активность участия.

- Умение планировать работу волонтёров.

- Самостоятельность.

IV. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержание программы разделено на два блока. У каждого блока своя тематика, которая привязана к календарю памятных и знаменательных дат. Это позволяет ребенку отслеживать и осмысливать все изменения в окружающей жизни, почувствовать себя сопричастным к происходящему, а значит и неравнодушным к миру вокруг.

Раздел 1. Волонтерское движение в России.

Учащиеся узнают о волонтерском движении в России, знакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера. Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению.

Раздел 2. Участие в благотворительных акциях.

Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, близкие, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки.

Программа рассчитана на 1 учебный год.

Программа содержит теоретические и практические занятия. Реализация программы предусматривает включение учащихся в социальную практику, образовательные тренинги, анкетирование по созданию базы добровольческой деятельности. Освоение программы “Юные волонтёры” обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях.

V. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема

Количество часов

Форма контроля

1

Волонтерское движение в России.

3

Тренинг – 1

Проект – 1

Анкетирование - 1

2

Участие в благотворительных акциях.

31

Изготовление поделок – 13

Трудовые дела – 6

Проект – 2

Акции – 10

Итого:

34

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата занятия

Тема учебного занятия

Кол-

во

часов

Формы занятия

Формы контроля

план

факт

Теоретическая часть

занятия/основные виды внеурочной деятельности обучающихся

Практическая часть

занятия/основные виды внеурочной деятельности обучающихся

1

Вводный урок. Волонтерское

движение. «Спешите делать добрые дела!»

1

Участие в беседе

Просмотр видеофильмов, обсуждение

2

Изготовление открытки  «С Днём рождения школа»

1

Участие в беседе

Изготовление открытки

3

Изготовление праздничной открытки с Днём пожилого человека

1

Участие в беседе

Изготовление открытки

4

Поздравление пожилых людей  с Днём пожилого человека в Совете ветеранов

1

Выступление детей

5

Изготовление буклета по ПДД

1

Участие в беседе

Изготовление буклета по ПДД

6

«Это должен каждый знать обязательно на пять» (агитбригада по ПДД)

1

агитбригада

Выступление детей, вручение буклетов первоклассникам

7

Изготовление закладок для книг в подарок школьному библиотекарю

1

Участие в беседе

Изготовление закладки

8

Береги воду!

1

агитбригада

Выступление детей

9

«Учись приносить людям пользу»  

Ремонт книг для школьной библиотеки.

1

Участие в беседе

Ремонт книг

10

13 ноября – Всемирный день доброты. «Наши добрые дела»

1

Участие в беседе

Просмотр видеофильмов, обсуждение

11

Изготовление для мам подарков к Дню матери

1

Участие в беседе

Изготовление подарка

12

Акция «Поздравляем маму»

1

Участие в беседе

Выступление детей

13

 Крошка хлеба на землю упала. Бережное отношение к хлебу. Рассказ о ленинградской блокаде в годы Великой Отечественной войны.

1

Участие в беседе

выступление детей

14

О хороших и дурных привычках.

1

викторина

викторина

15

Изготовление новогодних игрушек из бумаги для школьной новогодней ёлки

1

игра

Изготовление новогодних игрушек

16

К Всероссийскому дню зимующих птиц. «Покормите птиц зимой»

1

Участие в беседе

проект

Развешивание кормушек и кормление птиц

17

Права и обязанности

волонтера

1

Участие в беседе

Просмотр Интернет ресурсов, обсуждение

18

Друзья Мойдодыра

1

Участие в беседе

агитбригада

Выступление детей

19

Минута час бережет.  Зачем нужно беречь время? Что я могу сделать за 1 минуту?

1

агитбригада

Выступление детей.

20- 21

Проект. Разработка "Паспорта

Волонтера" или

визитки "Ты хочешь

стать волонтером?",

кодекс настоящего

волонтера, куда

могут войти "10

заповедей волонтера"

или "права

волонтера"

2

Участие в беседе

проект

Выполнение проекта

"Паспорт

Волонтера"

22

17 февраля – День спонтанного проявления доброты. Тренинг “Доброта как Солнце”

1

Участие в беседе

Выполнение тренинга

23

Поздравление ветерана Великой Отечественной войны и тружеников тыла на квартирах с Днём защитника Отечества

1

концерт

Выступление детей, вручение подарков ветерану и труженикам тыла

24

Изготовление подарков для тружениц тыла к Дню 8 Марта

1

Участие в беседе

Изготовление подарков

25

Поздравление ветеранов с Днём 8 Марта

1

концерт

Выступление детей, вручение подарков труженицам тыла

26

2.04 - Международный день детской книги. Ремонт книг школьной библиотеки

1

Участие в беседе

Ремонт книг

27

12.04 - Международный день милосердия. “Будьте

милосердным”

1

Участие в беседе

Просмотр видеофильмов,

чтение художественных произведений, обсуждение

28

Проектирование действий по

благоустройству. Подготовка к акции «Мой двор, моя улица»

1

Участие в беседе

Составление плана действий

29

Трудовой десант

1

Участие в уборке территории

30 -31

Акция «Память» Рассказ о ветеранах Великой Отечественной войны. Подготовка концертных номеров, изготовление подарков, открыток к празднику Победы.

2

акция

Изготовление поделок, подготовка концертных номеров

32 - 33

КТД Оформление и распространение электронных листовок с обращением к жителям посёлка о сохранении чистоты

2

КТД

Создание листовок, развешивание их на улицах посёлка

Операция «Фантик»

34

Могу ли я быть волонтером?

(анкетирование)

1

тест

Выполнение анкеты

 

VI.ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИТЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-

ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М.Просвещение 2011. (стандарты второго поколения).

2. Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов Программы внеурочной деятельности. М.: Просвещение, 2011

3. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2011

4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова, М.: Просвещение, 2011

5. Капский А.И. Технологизация волонтерской работы в современных условиях. - Киев, 2001.

Сайты Интернет

1. Волонтерское движение http://www.adolesmed.ru/volunteers.html и http://www.mir4you.ru/taxonomy/term/7237/all 

2. Институт волонтёрства http://inductor1.ucoz.ru/publ/institut_volonterstva/9-1-0-481   

3. Отряд волонтерского движения

http://www.ipk.khakasnet.ru/deiatelnost/izdat_deit/elekt_obr_res/tretiykova/index.htm 

4. Устав волонтера http://he-plus-she.narod.ru/ustav_vol.htm 

5. Волонтёрский отряд «Планета друзей» http://plastsosh7.narod.ru/volonterskiotrad.htm 

6. Союз волонтерских организаций и движений http://volontery.ru/ 

7. Проект “Эра милосердия прошла?”

8. Волонтёрское движение “Милосердие” http://www.miloserdie-nn.ru/ 

Перечень технических средств, имеющихся в кабинете

1. Компьютер

2. Средства телекоммуникации (выход в Интернет, электронная почта)

3. Принтер лазерный

VII.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающиеся будут знать:

- о волонтерском движении в России;

- права и обязанности волонтеров;

- основные направления деятельности волонтеров;

- основные формы работы волонтеров.

Обучающиеся будут уметь:

- организовывать и проводить различные мероприятия для

соответствующих категорий нуждающихся в помощи;

- аргументировано отстаивать свою позицию;

- адекватно общаться с учащимися и взрослыми;

- издавать агитационную печатную продукцию;

- принимать общечеловеческие ценности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...