Экскурсия по коми избе
план-конспект
Материал занятия для проведения внеклассного воспитательного мероприятия по теме "Коми изба"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_komi_izba.docx | 20.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 11»
Конспект внеклассного занятия.
Тема: «Коми народная изба».
Игутова Татьяна Валерьевна
Сыктывкар, 2023
Конспект занятияпо краеведению
Тема: «Коми народная изба».
Для успешного проведения экскурсионной работы в необходимо прежде всего самому окунуться в то далекое прошлое для того, чтобы почувствовать на себе все тонкости той жизни. Ведь без прошлого нет будущего. В экспозиции «Крестьянская изба», являющейся основной для нашей музейной комнаты, показан быт и культура деревенской жизни 19-20вв. Проводя экскурсию, мы стремимся, чтобы посетители этой экспозиции (преимущественно дети) имели возможность перевоплотиться в образы деревенских жителей начала прошлого века, используя различные интерактивные формы: задавая интересные вопросы, играя в народные игры, слушая песни и подпевая им, заводя хороводы. Для девочек более близки разные виды рукоделия, например, они любят мастерить куколок из тряпочек, заниматься вышивкой; мальчики больше интересуются мужскими работами.
Цель нашей экспозиции – воспитание уважения и гордости за свое село, республику, народ, бережного и заботливого отношения к их культуре, их прошлому и настоящему.
Область применения данного материал: на уроках истории, русского языка, коми языка, внеурочной деятельности (классные часы, памятные даты, школьные акции), дополнительном образовании
Возраст обучающихся: 7-8 лет
Цель: Знакомство школьников с традиционным жизненным укладом и бытом крестьянской семьи 19- начала 20-го вв.
Задачи:
- знакомство с интерьером и основными зонами крестьянской избы;
- знакомство с устным народным творчеством и видами женских рукоделий;
- знакомство с предметами быта и инструментами;
- воспитание любви и уважения к памяти предков, их гармоничному образу жизни;
- стимулировать познавательный и исследовательский интерес школьников к изучению истории и культуры своей «малой родины»
Форма проведения: Экскурсия с элементами театрализованного представления и игры
Место проведения:Учебные кабинеты с экспозициями
Оборудование и материалы: комната, оформленная в виде крестьянской избы; деревенская утварь, посуда, инструменты для мужских и женских ремёсел; подборка загадок.
Добрый день!
Милости просим в нашу музейную комнату.
Сегодня я хоту вам рассказать об интерьере крестьянской избы в далекие времена. В этом нам помогут предметы, которые находятся в этой комнате.
Примерно так выглядел быт в избе деревенских жителей.
Основную часть интерьера составляли: печь, стол, лавки, шкаф для посуды, кровать, зыбка – люлька для качания детей (в деревенских семья всегда было много детей).
В одном из углов находилась печь. Она занимала большую часть избы. Печь играла самую важную роль в жизни крестьянской семьи. Она была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом. Печь кормила, спасала от холода, избавляла от хвори, хранила огонь.
А сколько сказок было рассказано детям на печи. Недаром говорили: «Печь краса – в доме чудеса». Рядом с печкой или под печкой хранили железные ухваты разного размера, которыми ставили в печь и доставали из печи чугуны, горшки, корчаги для приготовления пищи для семьи и скота. Тут же хранили лопаты для выпечки хлеба, кочерга и помело для очистки пода печи. Над потолком около печи укрепляли деревянный настил – полати. На полатях спали. Зимой детвора пряталась там от холода, играла там. А во время праздников, свадеб полати для детей были наблюдательным пунктом за происходящим в избе.
От дверей до боковой стены избы широкая лавка. На ней мужчины занимались хозяйственными работами долгими зимними вечерами. Около печи часто устраивалась широкая лавка - лежанка, на которой могли прилечь отдохнуть или женщины садились прясть, вязать. От печи исходило тепло.
Для населения нашего края большое значение имела охота. Основным охотничьим оружием были капканы, силки и ружье. Коми с детства приучали своих сыновей всем приемам охоты. С 9 лет сыновья шли с мужчинами на охоту в качестве учеников. Искусство охоты передавалось из поколения в поколение.
На зиму в избе устанавливался деревянный ткацкий станок, на котором женщины при лучине ткали полотна для приготовления одежды.
Для ткацкой работы нужны были волокна – нити. Их тоже готовили сами. Ребята, а как вы думаете, из чего делали волокна? Да, в нашей местности это изо льна. Долгий путь проходило льняное семечко до того, как станет рубашкой. Сначала его надо посеять, вырастить. Он зацветал голубым красивым цветком, из которого превращался в маленькую круглую коробочку с семечками. Затем лен надо было вытеребить, связать снопами, высушить, околотить головки с семенами. Из коробочек отделить семена, которые шли на посев, а часть на приготовление вкусного льняного масла. Снопы замачивали в реке, затем сушили, мяли на специальном устройстве или в ступе, а затем трепали и чесали на дощечке с зубьями, чтобы отделить кору стебля – костру и волокно. Расчесанное волокно называли куделей. Кудель привязывали к прялке и пряли волокно. Прялки были ручные и ножные. На ручной прялке волокно наматывалось на веретено, а на ножной - на катушку. Полученные нити использовались для вязания, шитья, приготовления дратвы и канатов, веревок и получения полотна на ткацком станке.
В нашей музейной комнате стоит станок. На нем ткали половики. Нити наматывались на трубочку, которая вставлялась в лодочку (челнок). Он пробегал между нитями в станке. Чтобы нити уплотнить применялось устройство, которое передвигалось вдоль нитей.
Чтобы во время работы маленькие дети не мешали, около себя или за столом ставились вот такие приспособления в виде трубы с сидением внутри – дупла (в современном мире детские ходули). В них усаживали ребенка, который сам еще плохо мог сидеть, чтобы он не падал, давали в руки тряпичные куклы или другие игрушки.
В избе было немало предметов, которые использовались крестьянской семьей. Это лукошки, короба, которые плелись из бересты или липовой коры корзины, туески, глиняная и деревянная посуда различных видов и форм. В более крупных горшках готовили пищу, хранили запасы продуктов. Мелкие чаши использовались в качестве столовой посуды. Для хранения посуды мастера по дереву изготавливали шкафы.
Пестерь – короб – сумка для ношения обеда с собой в поле, для сбора ягод.
Самым почетным местом в избе был красный угол.
В углу, на особой полочке стояли иконы, висела лампадка. Стол накрывали льняной скатертью. Вокруг стола стояли лавки, где семя обедала. Для хозяина семьи имелся стул.
Это место считалось почетным и члены семьи не имели права занимать его. На пол стелили половики, дорожки или самотканые ковры. Они напоминали дорожку, стелющуюся по земле.
А эти старинные предметы, наверное, встречались вам не раз. Прялки- незаменимые спутницы женщин. Плетеные сундуки для хранения приданого молодушкам, невестам. Начиная с 8-9 лет, к рукоделию приобщались девочки, которые под присмотром матерей постигали секреты женского рукоделия и начинали готовить приданое. Праздничные одежды, скатерти,
края покрывал – подзоры, концы полотенец все было украшено тканым или вышитым орнаментом. Чем больше был сундук, тем богаче считалась невеста.
Вся одежда хранилась в сундуках и на этих шестах (сюры) около кровати. Кровати изготавливались в основном из дерева, покрывались вязаными покрывалами с подзорами. Одеяло были сшиты из лоскутов ткани.
Для новорожденного подвешивали к потолку избы нарядную люльку – зыбку. Мягко покачиваясь, она убаюкивала младенца.
Когда спускались сумерки, зажигались лучины или керосиновые лампы. Мужчины в это время плели из лыка (кора молодой липы со счесанным верхним слоем), лапти, делали дратву (промазанная гудроном-варом с мылом или свиным салом нить, чтобы она не намокала и не гнила) и подшивали валенки. Девушки занимались рукоделием: вышивали, ткали, вязали, шили. Во время рукоделия пели песни, водили хороводы, играли, загадывали загадки, рассказывали различные истории, делились своими секретами.
Ребята, а вы любите загадки? Тогда отгадывайте.
1.Какой материал использовался для строительства крестьянской избы? (дерево)
2.Основной промысел коми? (Охота)
3. Чего из избы не вытащить? (печку)
4. Черный конь прыгает в огонь. Что это? (Кочерга)
5. Два братца видятся, а вместе не соберутся. (Пол и потолок)
А сейчас ребята давайте сделаем вывод сегодняшней экскурсии.
- Нужно ли знать историю своего народа?
- Объясните выражение: «Музей-это память, а память – это корни».
Холод времени не остудит то, что собрано по крупицам,
И душой посветлеют люди, и окупится труд сторицей!
- Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсия в школьном музее «РУССКАЯ ИЗБА»
На внеклассном занятии «Русская изба» ребята знакомят своих гостей с убранством русской избы, с 3 святыми местами: печью, красным углом и деревянным столом.Дети загадывают загадки про кухо...
Экскурсия в школьном музее «РУССКАЯ ИЗБА»
На внеклассном занятии «Русская изба» ребята знакомят своих гостей с убранством русской избы, с 3 святыми местами: печью, красным углом и деревянным столом.Дети загадывают загадки про кухо...
Экскурсия в школьном музее "Русская изба"
Материал содержит развлекательно-познавательный характер. Знакомство с устройством быта крестьянской избы, происходит в игровой форме основанной на русском фольклоре....
Урок ИЗО 4 класс "Русская деревянная изба. Конструкция и украшения избы"
Урок ИЗО 4 класс "Русская деревянная изба. Конструкция и украшения избы"...
ВНЕУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ "ЭКСКУРСИЯ ПО РУССКОЙ ИЗБЕ"
Внеурочное мероприятие "Экскурсия по русской избе"...
«Экскурсия по коми избе»
Сценарий «Экскурсия по коми избе»...