ВНЕУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ "ЭКСКУРСИЯ ПО РУССКОЙ ИЗБЕ"
проект (4 класс)
Внеурочное мероприятие "Экскурсия по русской избе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ekskursiya_po_russkoy_izbe.docx | 70.55 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Тогучинского района «Пойменная средняя школа»
Подготовили:
Педагог дополнительного образования
Хитрина Валентина Васильевна
Педагог-библиотекарь
Семёнова Наталья Николаевна
2018
Тематическая экскурсия "Русская изба"
Цели урока:
Продолжать знакомить с культурой русского народа: (русское деревянное зодчество) приобщая к его культурным традициям. формирование духовной культуры школьников через организацию экскурсионной деятельности.
Задачи:
- познакомить с предметами русского народного быта и обычаями, существовавшими в старину;
- воспитывать уважение к людям труда - народным умельцам, мастерам;
- воспитывать любовь к своей большой и малой Родине;
- развивать потребность в самореализации и коммуникативные качества ребенка через игровую деятельность, музыкальный фольклор;
- развивать память, логическое мышление, воображение.
Предварительная работа: знакомство с экспонатами краеведческого уголка, заучивание текста экскурсии, разучивание стихов, рассматривание иллюстраций.
Методы:
- репродуктивный (наглядно-словесный): показ экспонатов, рассказ педагога, школьников;
- игровой: направлен на развитие у школьников культуры взаимоотношений, памяти, логического мышления, воображения.
Ход урока
Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые гости!
Сегодня мы собрались на экскурсию. А какую – вы узнаете, прослушав песню.
Звучит песня «Русская изба»
Наши прадеды любовно
Топором тесали бревна,
Гвозди крепко забивали,
Песни громко запевали.
Припев:
Ставенки узорные —
Тонкая резьба...
До чего просторная,
До чего просторная
Русская изба!
Как вы думаете? Куда мы совершим экскурсию Правильно, это будет экскурсия по «Русской избе».
Чтим обычаи мы предков
Чтоб по – русски, от души
Представляем бабку с дедкой
В гости в избу к ним пришли.
Дед Иван и бабка Марфа –
Вот они, краса Руси.
Юбка простенька, платочек,
Лапти, что тогда плели,
Рубашоночка из ситца,
Голова, как снег бела.
Это наша бабка Марфа,
Ее русская душа.
Все успеет наша Марфа
Печку русску затопить,
Пирогов, блинов постряпать
И детенка уложить.
Покачает колыбельку,
Песенку ему споет.
Помоляся Богу в хате,
На покой сама пойдет.
Ну, а дед у нас – герой-
Хоть с седою бородой,
Но сдаваться не сдается,
Улыбается, смеется,
Бабке утварь мастерит.
Так живут душа с душою
Целый век.
Русские люди издавна жили в одноэтажных жилищах, называемых избой, от слова «истопка», истьба,стопить.Располагались избы в сельской местности: селе, деревне.
В городе такое жилище называлось «дом».Избы в старой России строились или рубились из дерева, потому что вокруг было много строительного леса.Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места: место должно быть сухим, высоким,светлым, счастливым. Счастливым считалось место обжитое, т.е. прошедшее проверку временем, место, где жизнь людей проходила в полном благополучии.
Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба. Срублена она из сосновых бревен,
Воздух в ней всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо зимой, когда за окном дедко Морозко, да бабушка Вьюга снежные бураны крутят. А в избе тепло и радостно, (прикладывает ладони к печке) Ох, хорошо!
Когда – то русская изба состояла из одного большого помещения и почти половину его занимала русская печь.
Русская печь появилась давным – давно, вначале 15 века.В крестьянском доме печь, играла главную роль: она и кормилица, и защитница от холода , лекарь от болезней Не случайно , печь , распространенный персонаж в русских сказках .
Печь служила для обогрева жилища. На печи можно было “погреть косточки” старикам – для этого она была снабжена лежанкой. Дети, забравшись на русскую печь, прижмутся к теплой лежанке да рассказывают друг другу волшебные сказки. От печки теплый жар струится, вкусным да сдобным калачом тянет, угольки светятся да горницу освещают. На печи спали, сушили зерно, хранили вещи.
Русская печь относится к типу духовых печей, в которых огонь разводится внутри печи. Дым выходит через устье-отверстие, в которое закладывается топливо, или через специально разработанный дымоход.
Отверстие куда складываются дрова- называлось рот. А часть печи, расположенная над ним, называлась чело-лоб. Перед устьем печи устроен шесток, на который размещали чугунки. Небольшие углубления в стенках печи служили для сушки лучины или в зимнюю пору для просушки варежек. Под шестком, снизу печи, можно увидеть углубление для хранения дров, там же зимой держали кур.
Ребенок:
У хозяев гордость – печь!
Поведу о ней я речь!
Все готовится в печи
И хлеба, и калачи,
Каши и картошка
И баранья ножка!
Печка - деревенская кормилица. Как встанет поутру хозяйка,так первым делом начинает растапливать печку березовыми поленьями, когда поленья прогорят, хозяйка открывает заслонку и кочергой отодвигает угли в сторону. Кочерга представляет собой толстый железный прут с загнутым концом. Разогретое горнило часами хранит тепло – значит, в нем можно “топить” молоко, варить рассыпчатые каши, готовить щи, жаркое, печь хлеб. Рядом с устьем печи стоит деревянная лопата для выпечки хлеба. Хозяйка сажала на лопату выкатанный хлеб и отправляла в печь. Когда по избе поплывет духмяный хлебный запах, каравай вынимали из печи. Ребята, кто из вас хочет попробовать посадить хлеб в русскую печь.
Рядом с кочергой и лопатой около печи навытяжку стоят железные ухваты на длинной деревянной ручке. Ими ставят и в печь и достают из нее глиняные горшки и чугуны с пищей.
Благодаря русской печке появилась посуда особой формы – горшки да чугунки.
Какое интересное слово «чугунок». По весу он тяжелый, так, как сделан, был из особого вида металла – чугуна, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
Пищу в старину готовили не только в чугунке, но и в глиняных горшках. В нем варили кашу, щи. Прямо в горшке блюдо подавали на стол.Вкус пищи, приготовленной в русской печи, не забывается.
Пойду, ухват возьму да чугунок достану (достает чугунок, ставит на стол). Ой, ребята, посмотрите, а в чугунке что - то есть (достает загадки) и говорит: Эй, ребята, не зевайте, а загадки отгадайте
- Огонь горит
Чугунок в печи стоит.
Выходи, Даниил дружок,
Чем достанешь чугунок? (выходит, называет и показывает, как достает чугунок)
- У нас в печурке золотые чурки.
- Что за черная железная нога
В уголке стоит у печки
Весь день печка пыхтит - старается. Хлеб печет для всех, избу согревает и освещает. А для маленьких ребятишек в печке устраивают настоящую баню. Да, да не удивляйтесь. Настелет хозяйка в печь чистой соломы, поставит чугунок с горячей водой – лезут в печь наперегонки детишки. Каждому охота поплескаться в печном пару, да потереть друг другу спинку липовой мочалкой.
Печь была и лекарем. Если заболел ребенок, его лечили парением в печи. Ребенка на время сажали в протопленную, но достаточно остывшую печь на лопате, подобно тому, как в сказке это делала Баба Яга с Иванушкой. А теперь загадка:
То она печет блины,
То показывает сны.
Самое почетное место в избе называлось красным или святым углом.
Оно располагалось в переднем углу избы, по диагонали от печи.Основным украшением Красного угла была божница с иконами и лампадкой.Все значимые события семейной жизни отмечались в Красном углу.В красном углу совершались ежедневные моленья, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно, украшали.Само название угла «Красный» означает «красивый», «хороший», «светлый».
В красном или переднем углу стоял стол. К столу относились с большим уважением и называли «Божьей ладонью».Именно поэтому нельзя было бить по столу,влезать на него детям. За столом проходили будничные трапезы и праздничные застолья. Семья собиралась вокруг стола, показывая этим свое единство. Отгадайте загадку:
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок.
Шипит и кипит, всем чай пить велит. (самовар)
Правильно это русский красавец самовар. Трудно представить себе нарядный стол без самовара. Самовар был вещью удобной, необходимой и даже престижной. Он был незаменим для беседы и утешал в одиночестве. В домашнем кругу чаепитие было любимым способом времяпровождения.
Обстановка в избе была простой. Главным предметом мебели являлись лавки – они были широкими, на них не только сидели, но и спали.
У богатых людей на стене были сделаны широкие полки, на них стояла посуда. Во многих избах были сундуки, в которых хранились вещи, на них можно было сидеть.
Раньше все предметы обихода и одежды изготавливались руками людей. Работы было много у всех членов семьи. Мальчики помогали отцу по хозяйству, девочек с 6-7 лет приучали к домашней работе: вязанию, прядению. Свой труд люди уважали, трудились с душой.
Прялка А вот это ребята прялки: одна ручная, другая ножная. Я вам расскажу о ручной прялке. К широкой верхней части прялки привязывалась куделька(клок овечьей шерсти) Прялка ставилась на лавку, на неё садилась пряха, прижимая прялку тяжестью своего тела. С кудельки вытягивается нить и накручивается на веретено, т.е. вертящеюся палочку. Прялки обильно украшались резьбой и росписью, богато украшенные прялки служили украшением избы, женихи дарили их своим невестам, и они передавались от матери к дочери.
Ребята, отгадайте загадку
Пляшу по горнице
С работою моею.
Чем больше я верчусь,
Тем больше я толстею.
Давайте –ка посмотрим, какими утюгами раньше гладили бельё. Первый утюг и на утюг –то не похож. Посмотрите (показывает), он состоял из двух частей ребристой доски и валика. Чуть влажную ткань наматывали на валик и водили по нему ребристой доской - рубелем. Посмотрите, как это происходило. Кто желает погладить старинным утюгом.
Как только начинало темнеть, в домах зажигались огни. Для освещения избы в вечернее время использовали лучину, позднее свечу и керосиновую лампу. В долгие зимние вечера девушки и женщины собирались в одной избе: вязали, пряли с песнями, шутками, хороводами. Такие вечера назывались деревенские посиделки.
Хоровод.
А вот ложка расписная,
У царя была такая.
Из неё ничего не прольется.
Щи из неё вкусней,
Да и каша добрей.
А мы на ложках играем веселей
Ну – ка, добры молодцы, позабавим красных девиц. Поиграем на ложках (играют на ложках, исполняются частушки)
Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
Эх, лапти мои,
Лапоточки мои.
Огороды вы пахали,
Танцевать сюда попали.
Ты гуляй, Матвей,
Не жалей лаптей
До субботы доживем
Новы лапти наживём.
Не хотела я плясать
Стояла и стеснялася.
А гармошка заиграла,
Я не удержалася.
Эх, лапти мои,
Носы выстрочены.
Не хотела я плясать –
Сами выскочили.
На эти посиделки приходили посмотреть деревенские мальчишки и девчонки. Они любили послушать взрослых, да и просто поиграть. Давайте и мы с вами поиграем в русскую игру «Ручеек» (под музыку и песню Русская изба» 2 куплет.
Что избе капризы моды?
Что ей годы, непогоды!
В ней хозяевам не тесно –
И для гостя хватит места.
Припев
Мы гордимся стариною,
Стала нам она родною.
Вечно прадедов работа
Будет радовать кого-то
- Вот и завершилась экскурсия по русской избе.
-Ребята, какие чувства вы испытали, когда познакомились с русской избой, предметами старины?
- Как вы думаете, много нужно труда, чтобы всё это сделать?
-А вы готовы сами трудиться?
-Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно в наши дни. Я тоже желаю вам добра и надеюсь что всё, о чём вы сегодня услышали и что увидели, останется в душе каждого из вас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическая коллекция по учебному курсу "Наш край" занятие по теме"Русская изба"
Данная презентация знакомит учащихся с архитектурными особенностями русской избы, связи мотивов деревянной резьбы с народными верованиями.К презентации прилагается текстовый конспект...
Тематическая коллекция по учебному курсу "Наш край" занятие по теме "Русская изба"
Данная презентация поможет закрепить знания учащихся об особенностях крестьянского жилища. В презентации представлены цифровые диктанты, кроссворды, тесты....
Рабочая программа по внеурочной деятельности. кружок "Русская изба"
Программа по внеурочной деятельности «Русская изба» является программой нравственно-патриотической направленности. Программа создана на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся...
Конспект + презентация урока изобразительного искусства по теме: «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)» 4 класс.
Тема четверти: «Искусство русского народа»Тема урока: «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)».Цели деятельности учителя: знакомство с красотой русског...
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)» 4 класс, УМК: Неменского Б.М.
Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний у учащихся о красоте русской деревянной избы и особенностях выполнения отдельных элементов декора избы; выполнение н...
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)», 4 класс
Тема урока «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с искусством древнерусского зод...
Программа внеурочной деятельности школьного краеведческого музея «Русская изба»
Народ, не знающий своего прошлого,не имеет права на будущее.М. Ломоносов...