«Повышение мотивации младших школьников к изучению предмета математики и окружающего мира с помощью робота – помощника»
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)
Проблема низкой мотивации к учению у подавляющего большинства учащихся знакома практически каждому учителю.
«не хочет учиться»
«мог бы прекрасно заниматься, а желания нет»
«способности есть, но ленится».
У учеников, которым не хватает мотивации - нет целей, которые бы заставляли их хорошо учиться, поэтому они не используют весь свой интеллектуальный потенциал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
luchshie_obrazovatelnye_praktiki_perfilevoy.docx | 29.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Материалы
«Повышение мотивации младших школьников к изучению предмета математики и окружающего мира с помощью робота – помощника»
Для участия в городском конкурсе проектов
«Лучшие образовательные практики педагогов города Черемхово»
учителя начальных классов
МОУ Школа № 23 г. Черемхово
Перфильевой Алены Геннадьевны
Черемхово,2021
«Ребёнок – не робот, привязанный к книжкам,
Гулять и играть должен юный мальчишка,
Девчонка не хочет всегда сидеть дома, –
Такая проблема всем взрослым знакома!
Как всё же ребёнка заставить учиться,
За книжкой упорно весь вечер сидеть,
Не надо ребёнка ругать бесконечно.
Попробуйте лучше в нём волю развить,
С ним вместе вам надо учиться, конечно,
А главное – просто ребёнка любить».
В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования.
Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, т.к. ученые считают, что результаты деятельности человека на 30 % зависят от интеллекта, и на 70% - от мотивов.
Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием?
Одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.
Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что- то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается мотивация, соответствующая структуре учебной деятельности.
Проблема низкой мотивации к учению у подавляющего большинства учащихся знакома практически каждому учителю.
«не хочет учиться»
«мог бы прекрасно заниматься, а желания нет»
«способности есть, но ленится».
У учеников, которым не хватает мотивации - нет целей, которые бы заставляли их хорошо учиться, поэтому они не используют весь свой интеллектуальный потенциал.
Для того, чтобы ребенок учился, у него должна быть мотивация.
Что же делать, если ребенок не хочет учиться?
Как оживить урок? Как поддержать интерес к предмету и желание изучать?
Я предлагаю использовать робота помощника для повышение мотивации младших школьников к изучению предмета математики и окружающего мира.
Цель проекта: | Создание робота помощника для повышения мотивации младших школьников к изучению предмета математики и окружающего мира. |
Новизна проекта | В современных условиях обучающиеся должны постоянно находиться в деятельности, исследовать, познавать, находить решения. Сегодня и завтра обществу важен и нужен человек-творец. Поэтому задача учителя в современных условиях— заложить основы информационной компетентности личности, т. е. помочь обучающимся овладеть методами сбора и накопления информации, а также технологией ее осмысления, обработки и практического применения. Реализация федеральных государственных стандартов предусматривает использование новых педагогических технологий в образовательной деятельности. |
Актуальность нашего проекта | Обусловлена возможностью практического применения результатов моделирования роботов и прямого применения их технических характеристик для практических задач на уроках математики и окружающего мира. Новизна заключается в том, что роботы могут не только служить наглядным примером для решения математических задач, исследований. а также нести более глубокую развивающую направленность обучения в целом. |
Задачи проекта: | Изучить литературу и материалы по данной теме. Выявить возможности интеграции робототехники на уроках математики и окружающего мира. Подготовить задания и задачи, позволяющие использовать роботов на уроках. Провести практические занятия для изучения интереса школьников к задачам с роботами. Развивать творческие способности ребенка, формировать интерес к проектной и исследовательской деятельности |
План работы над проектом |
Анализ затруднений. Постановка проблемы Определение цели и задач Составление плана действий
Изучение литературы (поиск информации) Обработка и отбор информации по теме проекта. Разработка системы мер, направлена на решение проблемы. III. Заключительный Оформление результата Выступление на городском конкурсе робототехнических проектов и методических разработок. |
Практическая значимость | Интерес и мотивация младших школьников к изучению предметов математика и окружающий мир с помощью робота – помощника повысится. Я считаю, что использование робота при проведении уроков способствует эффективному овладению обучающимися УУД, т.к. объединяет разные способы деятельности при решении поставленных задач, способствует развитию коллективного мышления и самоконтроля, позволяет достичь высоких образовательных результатов. |
Показатели успешности проекта | Повышение успеваемости учащихся, успешное овладение учебным материалом. |
Используя робототехнику на уроках, учащиеся приобретают навыки сотрудничества, и умение справляться с индивидуальными заданиями, составляющими часть общей задачи. Учащиеся получают возможность учиться на собственном опыте, проявлять творческий подход при решении поставленной задачи. Использование робототехнических моделей в образовательной деятельности даёт положительные результаты при усвоении учебного материала, помогает овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиску средств её осуществления, способствуют освоению способов решения проблем творческого и поискового характера.
Использование робототехнической модели на уроках математики во 2 и 3 классе позволяет учителю:
- формировать и развивать умение составлять и решать задачи изученных видов;
- знакомить с геометрическим материалом (фигуры, периметр, площадь);
- развивать логику и мышление;
- развивать познавательные процессы и коммуникативные навыки;
- развивать мелкую моторику рук, ориентирование в пространстве и на плоскости;
Использовать данную модель можно во 2 классе при изучении тем:
Периметр многоугольника
Периметр прямоугольника
Периметр квадрата
А так же при решении задач на скорость и время.
Задания для учащихся 2 класса
Задача № 1 Задача о периметре квадрата
Определите вид фигуры, по которой двигается умный робот, и найдите её периметр. Описание: Робот двигается по квадрату со стороной 4дм,.
Задача № 2 Задача о периметре прямоугольника
Определите вид фигуры, по которой двигается умный робот, и найдите её периметр. Описание: Робот двигается по прямоугольнику со сторонами 3дм и 2дм,
Задача № 3 Задача о периметре треугольника
Определите вид фигуры, по которой двигается умный робот, и найдите её периметр. Описание: Робот двигается по равностороннему треугольнику со стороной 7дм,
Задача № 4 Задача о стороне квадрата через периметр
Определите сторону квадрата, по которому двигается умный робот, если периметр этого квадрата равен 8дм. Описание: Робот двигается по квадрату со стороной 2дм, называя каждую пройденную сторону.
Так же робота помощника можно использовать и на уроках математике в 3 классе при изучении тем:
- Площадь
- Площадь прямоугольника
- Обобщающий урок «Игра по океану математике».
- Задания для учащихся 3 класса
Задача № 1 Задача о периметре и площади квадрата
Определите вид фигуры, по которой двигается умный робот, и найдите её периметр и площадь. Описание: Робот двигается по квадрату со стороной 6дм.
Задача № 2 Задача о периметре и площади прямоугольника
Определите вид фигуры, по которой двигается умный робот, и найдите её периметр и площадь. Описание: Робот двигается по прямоугольнику со сторонами 3дм и 5дм.
Задача № 3 Задача о стороне квадрата через площадь
Робот двигался по квадрату, площадь которого 25 дм². Определите сторону квадрата и протестируйте робота..
Задача № 4 Задача о стороне квадрата через периметр
Робот двигался по квадрату, периметр которого 32 дм². Определите сторону квадрата. Описание: После решения тестируют робота, который проходит по прямоугольнику, называя и показывая сторону 8дм.
Задача № 5 Задача о стороне прямоугольника через периметр
Робот двигался по прямоугольнику, периметр которого 14 дм² и одна сторона 2дм. Определите сторону прямоугольника и протестируйте робота. Описание: После решения тестируют робота, который проходит по прямоугольнику, называя и показывая стороны 5дм и 2дм.
Заключение
Использование робототехнической модели на уроках окружающего мира позволяет учителю:
- Активизировать познавательную деятельность учащихся
- Проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне
- Обеспечить высокую степень дифференциации обучения
- Повысить объём выполняемой на уроке работы
- Рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока
- Формировать навыки исследовательской деятельности
- Обеспечить доступ к другим информационным ресурсам
Данную робототехническую модель можно использовать на уроках окружающего мира при изучении темы « Зачем нужны автомобили» в 1 классе (данный робот будет проблемным вопросом)
Во 2 классе при изучении темы: Берегись автомобиля!
В 3 классе при изучении темы: « Дорожные знаки».
И в 4 классе при изучении темы: «Природные зоны России», где мы не только можем использовать данную модель, но и обучающиеся сами попробуют сконструировать модель животных природных зон.
Проведя исследование с помощью методики М.Р. Гинзбурга «Изучение мотивации обучения
у младших школьников» в начале учебного во 2 и 3 классе. Я отметила для себя что у большинства учащихся-(11) низкая мотивация к изучению математики и окружающего мира.
После применения на уроках робота помощника, в декабре я вторично провела диагностику, и отметила положительную динамику.
В перспективе я надеюсь, что мотивация повысится до 100 процентов.
Таким образом, применение во время учебной деятельности робототехнических моделей способствует повышению мотивации учащихся к учебной деятельности, качества обучения, эффективности работы на уроке, активности детей. Использование робототехники позволяет учителю самосовершенствоваться, брать новые идеи, которые позволяют привлечь и удержать внимание учащихся, повышать мотивацию к обучению, организовать интересную, познавательную учебную деятельность
Приложение 1.
Через проектную деятельность у детей формируются следующие умения.
1. Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6. Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективные приёмы повышения мотивации младших школьников на занятиях во внеурочное время
Мотивация - это основной компонент успешности школьника. Как преодолеть равнодушное отношение к познанию, ко всему новому? Что делать, чтобы победить реакцию “Не хочу!”...
Из опыта работы "Участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах – один из способов повышения мотивации младшего школьника"
Участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах – один из способов повышения мотивации младшего школьника...
Повышение уровня мотивации младших школьников к изучению английского языка средствами УМК серии «FORWARD» для 2 класса
Повышение уровня мотивации младших школьников к изучению английского языка средствами УМК серии «FORWARD» для 2 класса...
Проблема формирования учебной мотивации младших школьников к изучению предмета " Русский язык
Проблема формирования учебной мотивации младших школьников к изучению предмета " Русский язык"...
Оформление кабинета английского языка как средство мотивации младших школьников к изучению предмета.
Ни для кого не секрет, что необычное, яркое оформление кабинета для учащихся начальной школы благотворно влияет на мотивацию к учебной деятельности, положительный настрой во время урока и, как следств...
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В КЛАССАХ УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ
Работа посвящена проблеме мотивации к изучению иностранного языка. Статья рассказывает о путях формирования устойчивой мотивации у младших школьников к углубленному изучению иностранных языков....
Статья "Исследование мотивации младших школьников к изучению предметов гуманитарного цикла"
Аннотация: в статье рассматривается проблема мотивации младших школьников к изучению предметов «Русский язык» и «Литературное чтение». Приводятся результаты исследования уровня...