Классный час "Мои интересы"
классный час (4 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: «Мои поступки».
Цель: научить учащихся обдумывать свои поступки, контролировать себя, свои действия и эмоции.
Задачи:
1.Учить давать оценку своим поступкам и действиям.
2.Развивать умение прогнозировать последствия поступков и корректировать своё поведение.
3.Дать возможность через ситуативные примеры взглянуть на себя со стороны.
4.Воспитывать стремление совершать добрые дела и хорошие поступки.
На доске цитаты:
«Относись к другому так же, как ты хотел, чтобы относились к тебе». Конфуций;
«Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай,
что рядом с тобой человек». (Сухомлинский В. А.)
«Большая часть поступков людей совершается не по рассуждению, даже не по чувству, а по бессознательному подражанию, по внушению».
Лев Николаевич Толстой
Оборудование:
- Компьютер;
- Мультимедийный проектор;
- Экран;
- Презентация «Мои поступки»
- Плакат со словами Толстого: «Люди различаются еще тем, что одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают».
- «Дерево добрых поступков»: на плакате изображено дерево без листьев.
- Конверты с разрезанными пословицами, с пазлами «Поступки-последствия», карточки с ситуациями.
- Выставка детских рисунков.
Место проведения: классная комната
Заповеди для работы в группах:
1) Умей уважать мнение других.
2) Не перебивай говорящего.
3) Никогда не оценивай чужое мнение в грубой форме.
4) Дай возможность высказаться каждому.
5) В группе нет друзей и недругов, только равные партнеры.
6) Ваш успех – в соединении ваших усилий.
Ход классного часа.
1.Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь друг другу, почувствуйте теплоту ваших сердец.
- Обменявшись добрыми приветствиями, мы как будто сделали что-то хорошее, правда?
2. Вступительная беседа
- Всем вам известны слова из стихотворения В. Маяковского “Что такое хорошо и что такое плохо?". Название этого произведения говорит о том, что каждый человек должен учиться различать плохое и хорошее, делать осознанный выбор в пользу того или другого, и ваши поступки являются доказательством выбора.
Но, к сожалению, иногда мы, не задумываясь, совершаем такие поступки, которые причиняют боль и страдания другим людям. И при этом мы действуем не со зла, а … просто так. Просто так обзываем друг друга, придумывая обидные дразнилки. Просто так кидаем камень в голубя. Просто так, не задумываясь.
Никто не станет отрицать, что если бы каждый из нас делал выбор в пользу хорошего, правильного, наша сегодняшняя жизнь могла бы быть совершенно иной. Поэтому здесь (обратить внимание на плакаты с высказываниями) и написаны эти высказывания (чтение высказываний).
В поведении, в поступках проявляются особенности нашего характера, наши потребности, взгляды, вкусы, привычки и желания, степень уверенности или неуверенности в себе.
3. Ознакомление с темой
Тема нашего классного часа – «Мои поступки» (Приложение: слайд 3)
-Как вы понимаете слово поступок? Что это такое? (Высказывания детей)
-Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова и посмотрим, какое определение слову поступок даётся в нём? (Приложение: слайд 4)
Поступок – это совершённое кем-нибудь действие с определённой целью, намерениями и последствиями; решительное активное действие в сложных обстоятельствах.
4. Чтение и анализ рассказа. «Я – позиция». Причина «Я – позиции».
- Послушайте, ребята, небольшой рассказ, а затем поделитесь своими мыслями и чувствами по поводу услышанного.
Мальчик в лифте.
«Мальчик вошел в лифт на 9 этаже. Ехать до первого было долго и скучно. Перед глазами на панели сияли белизной кнопки. Мальчик от нечего делать поковырял кнопки ключом. На одной из них было углубление, мальчик заклеил его жвачкой и воткнул спичку. Получилось очень смешно. А лифт все еще полз, тихо поскрипывая, вниз. Мальчик поднес к спичке зажигалку. Спичка вспыхнула, как бенгальский огонь, но прогорела так быстро, что он опомниться не успел, как огонь добрался до кнопки и превратил ее в мягкое месиво. Мальчик похлопал рукавицей по кнопке, и она застыла уродливым грязным комком.
“Подумаешь, - вяло успокоил себя мальчик, выходя из лифта, - кому она нужна”.
На площадке первого этажа стояла, прислонившись к стенке, бабушка его друга с 5 этажа.
- Ой, Миша, - обрадовалась она, помоги, пожалуйста, сердце опять прихватило, а таблетки дома забыла, да и вызвать “Скорую” надо. Вызывай лифт, а то я шаг не могу сделать. Мишка вбежал в лифт, нажал кнопку – она не нажималась. Это была та самая, искалеченная им кнопка 5-го этажа. Он давил, стучал по ней кулаком – лифт не работал. Вдруг на его глазах старушка начала медленно сползать по стене, ее лицо покрыла страшная бледность.
- Бабушка! Что с вами? – мальчик бросился к квартирам первого этажа, звонил, кричал. Зазвучали шаги, заговорили люди, подъехала машина скорой помощи. А мальчик все стоял у открытого лифта, из которого зияющими черным глазком смотрела злополучная кнопка. А дома Миша рассказал маме обо всем случившемся. Она, всплеснув руками, спросила:
- Сынок, зачем ты это сделал?
- Просто так».
- Какие мысли и чувства вызвал рассказ?
- Были ли случаи, когда вам делали больно, вас обижали? Что вы при этом чувствовали?
- Необходимо отметить, что «красота поступка состоит, прежде всего, в том, что его совершают легко и как бы безо всякого напряжения».
- Проанализируем ещё одну ситуацию.
Инсценирование отрывка из сказки Н.Носова.
Действующие лица: Незнайка, Пилюлькин, Пончик, Сиропчик, Кнопка.
Незнайка: Ты, Пилюлькин, все трудишься, все другим помогаешь, а тебе никто помочь не хочет. Давай я потолку тебе лекарство.
Пилюлькин: Пожалуйста. Это очень хорошо, что ты хочешь мне помочь. Мы все должны помогать друг другу.
(подходит Сиропчик и Пончик)
Пончик: Смотри, Незнайка тоже решил стать доктором. Вот будет потеха, когда он начнет лечить всех.
Сиропчик: Нет, он, наверное, решил подлизаться к Пилюлькину, чтобы тот не давал ему касторки.
Незнайка: (замахивается и начинает драться)
Молчи, а то вот как дам ступкой.
Пилюлькин: Стой! Стой!
Незнайка: Ах, ты, Сироп, противный! Я тебе еще покажу! Какое доброе дело пропало даром.
Автор: Незнайка и кнопка стали думать, почему все так вышло.
Кнопка: А может ты не бескорыстно совершал эти поступки, а ради выгоды?
Незнайка: Как это - бескорыстно? Растеряйке шапку помог найти. Моя шапка, что ли? Пилюлькину ландыши собирал. Какая мне выгода от этих ландышей?
Кнопка: А, для чего ты их собирал?
Незнайка: Будто бы не знаешь. Сама ведь сказала: если совершу три добрых дела, то получу волшебную палочку.
Кнопка: Вот видишь – а говоришь бескорыстно.
Незнайка: А для чего же я, по-твоему, должен совершать добрые поступки?
Кнопка: Ты должен совершать их просто так, из хороших побуждений.
- Какой вывод сделаете?
- А вы сами задумываетесь о том, как ведёте себя в разных ситуациях, с разными людьми? Будь это друзья, родители или преподаватели? Умеете ли их уважать, сочувствовать им, сострадать, тактично помогать?
Высказывания детей.
5. Работа в группах. «Я – позиция» и общественно значимая норма.
- В народе говорят: «Семь раз отмерь…» (продолжить).
- Работая в группах, выберите из данных на карточках пословиц те, в которых говорится, что нельзя делать что-то необдуманно, «просто так», если это может причинить кому-то неприятности. Прокомментировать свой выбор (2 минуты обсуждения, один из группы обосновывает выбор).
- Не узнавши броду, не суйся в воду;
- Дорога ложка к обеду;
- За худом пойдешь - не добро найдешь;
- Других не суди - на себя погляди;
- Плохо, коль слово сказано, не спросясь разума;
- Близок локоть, да не укусишь;
- Поспешишь – людей насмешишь;
- Когда рак на горе свистнет.
- Да, народная мудрость убеждает нас, что во все времена ценилось умение повелевать своим словом и своими поступками.
- Каждый день мы совершаем разные поступки. За хорошие нас благодарят, за плохие – ругают, наказывают. (Приложение: слайд 5)
- По каким признакам можно определить поступок хороший или нет? (Высказывания детей)
- Перед кем вы несете ответственность?
- А были у вас такие случаи, когда вы были не очень ответственны?
Ответы детей.
6. Обсуждение ситуаций. «Ответственность и безответственность»
На экране слайды с ситуациями. (Приложение 1: слайд 6).
Посмотрите на экран и выберите, кто поступает ответственно, а кто – нет.
- Петя не любит учиться, но готовится к урокам. Он боится, что его накажут, если он получит плохую отметку.
- Вася аккуратно выполняет все уроки, потому что понимает, что знания пригодятся ему в будущем. Он не хочет огорчать родителей тем, что мало знает.
- Кто поступает ответственно? Как поступки мальчиков повлияют на них самих и других людей?
- Посоветуйтесь в группах и дайте ответ.
- Представьте себе такую ситуацию. (Приложение: слайд 7)
Ученик пришёл из школы. Решил выполнить домашнее задание. Но, вдруг, за ним заходит одноклассник и приглашает пойти поиграть в футбол. Очень хочется пойти. Он идёт на площадку и играет там до позднего вечера, забыв об уроках.
- Как повлияет этот поступок на самого ученика?
- Подумал ли мальчик о последствиях?
- Можно ли назвать этот поступок ответственным?
- Как нужно было поступить?
- Человек поступает ответственно не из-за того, что боится наказания, а потому, что это может плохо повлияет на него самого и на других людей.
Рядом со словом «ответственность» можно поставить слово «самостоятельность» (Приложение: слайд8)
Представьте себе. Ученик пришёл в школу и забыл дома учебник. Учитель спросил его, почему он не готов к уроку.
- Как ответит самостоятельный ученик?
А) Я не приготовил его с вечера.
Б) Мама не положила его мне в сумку.
- Самостоятельный ответственный человек не будет перекладывать свои обязанности на другого. Ведь готовиться к урокам – это обязанность детей, а не их родителей.
7. Игра «Собери пазл». «Поступок – последствия».
Задача ребенка - соединить карточки попарно, основываясь на противопоставлении плохих и хороших поступков, результат этих поступков.
- Бывает так, что человек поступает безответственно потому, что не знает, к чему приведёт тот или иной поступок. Чаще всего это маленькие дети. Они могут сломать игрушку, испортить книгу. Взрослый же человек этого делать не будет, т.к. знает, к чему это может привести.
- Если вы не знаете, как поступить, то что нужно сделать, чтобы ваш поступок не был безответственным?
- А сейчас снова поработайте в группах. На карточках записана ситуация, а ниже даны варианты ответов. Внимательно прочитайте ситуацию, обсудите её в группе и выберите ответ, который считаете правильным. Вы можете выбрать 2 ответа или предложить свой.
1. Вы приходите домой и видите, что мама купила очень вкусное пирожное, каждому по одному. Очень хочется немедленно съесть.
Как вы поступите:
а ) Съедите всё
б) съедите только свою долю
в) дождётесь остальных членов семьи и будете все вместе пить чай.
Объясните свой выбор.
2. Вы взяли в библиотеке книгу, которая имеется там только в единственном экземпляре (больше таких нет). Библиотекарь попросил вернуть её через два дня. Но вы не успели её прочитать.
Как вы поступите:
а) Просто не принесёте книгу
б) Принесёте книгу и попросите дать её ещё раз
в) Скажите, что забыли книгу дома.
3. Мама попросила помыть посуду, но во дворе ребята играют в интересную игру. Очень хочется гулять.
Как вы поступите:
а) помою посуду, а потом пойду гулять
б) не буду мыть посуду
в) пойду гулять, а потом помою посуду.
4. Вашего товарища вызвал учитель к доске решать задачу, но он не может справиться.
Как вы поступите:
а) подскажу товарищу
б) подниму руку и отвечу
в) после уроков объясню товарищу решение задачи.
8. Решение проблемных ситуаций.
- Каждый должен поступать ответственно, т.е. думать о том, как повлияет его поступок на него самого и окружающих его людей. Обсудите в группах следующие ситуации.
1группа. К чему может привести безответственное решение врача?
2группа. К чему приведет безответственное решение пилота?
- Какой вывод можно сделать из этого?
Вывод: Безответственный поступок может обернуться для других людей неприятностью, бедой или несчастьем.
- Легко ли быть ответственным?
Замечательные слова сказал поэт Н. Заболоцкий:
Два мира есть у человека –
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
- Да, мы сами творим свой мир, своими поступками, делами, делая его прекрасным, добрым или жестоким.
Первая ученица:
Каждый знает, этот мир
Словно кто-то разделил
На хорошее, плохое –
В нас живут вот эти двое.
Вторая ученица:
Они борются годами
В сказках, фильмах и в нас с вами.
Каждый вправе выбирать
Кому в этом помогать.
Первая ученица:
Если хочешь в мире тёмном
Обижать людей с порога,
Драться, хмурить свои брови
В царство зла тебе дорога.
Вторая ученица:
Ну, а если ты улыбкой
И хорошим делом тоже
Помогаешь всем на свете,
То добро всегда поможет.
Первая ученица:
Помни истину простую:
Что от зла добра не ждут.
Только добрые поступки
И к тебе добром придут!
9. Творческое задание.
-Ребята, давайте сейчас вырастим дерево хороших поступков. (На доске прикреплён лист ватмана с нарисованным деревом без листьев).
- Запишите на зелёных листочках добрые поступки, которые вы совершили. Прикрепите свои листочки на веточки, и у нас получится дерево добрых, ответственных поступков.
Выполнение задания.
- Всякий раз, когда вы совершаете поступок, вспоминайте о нашем дереве и поступайте правильно. А потом прикрепите очередной листочек на это дерево.
10. Итог. Свободный выбор, советы учащимся.
- Пока вы ещё дети, юридическую ответственность несут за вас родители: если вы разбили стекло или испортили книгу, то родители должны будут за это заплатить. Родители отвечают за то, чтобы вы были сыты, у вас была одежда, вам было, где жить. Но и дети должны учиться отвечать за свои поступки, ведь они тоже станут взрослыми.
- За что вы уже сейчас можете нести ответственность? Ответы детей.
- Человек не может отвечать за всё. Он не может отвечать за то, что другой человек не выполнил своих обязанностей, но за свои поступки должен отвечать каждый.
- А ведь задумайтесь, ребята, кто больше всего страдает от необдуманных ваших поступков? Люди, близкие вам, переживающие за вас – бабушки, мамы, сестренки, друзья по школе, учителя. Неужели вам хочется, чтобы у мамы стали печальные глаза, чтобы схватилась за сердце ваша бабушка, ушла в слезах домой ваша одноклассница?! А что, если привычка делать «просто так» мелкие гадости приведет к тому, что, став взрослым, вы будете делать гадости большие. Ведь гораздо проще и приятнее просто так улыбнуться друг другу, подарить тепло взгляда, сказать доброе слово незнакомому человеку, поблагодарить учителя за урок… просто так, чтобы всем было радостно и тепло оттого, что вы рядом.
- Закончить наш классный час я хочу словами педагога В.А. Сухомлинского: «Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя было хорошо».( Приложение: слайд 9)
- Давайте, ребята, возьмемся за руки и мысленно пожелаем друг другу добра и успеха.
Исполнение песни «Доброта».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а в авторской сказке - интерес к миру чувств»
Конспект урока-обобщения по теме. Урок проводится с использованием презентации....
Доклад по теме самообразования "Привитие интереса к математике через классную и внеклассную работу"
Как заинтересовать учащихся к предмету математика...
Технология деятельности классного руководителя по развитию творческих способностей учащихся и вовлечение их в занятия по интересам
Технология деятельности классного руководителя по развитию творческих способностей учащихся и вовлечение их в занятия по интересам...
Презентация к классному часу Интересы
Презентация к классному часу Интересы...
Выступление на МО Методическая помощь классным руководителям по развитию познавательного интереса и творческих способностей младших школьников
Для того, чтобы в процессе игры раскрывался и усовершенствовался творческий потенциал личности, я использую разнообразные творческие задания, воздействующие на возможные способности личности. Посредст...
Классный час "Наши интересы"
Цель: создание благоприятной психологической атмосферы в классе, толерантного отношения к каждому ребёнку; выявление отношения обучающихся к учебным предметам.Задачи:Воспитательные: - способствовать в...