классный час этика
классный час (2 класс)
Цель: формирование у детей нравственного представления о вежливости;
Задачи: 1) Повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений с людьми.
2) Обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.
3) Воспитывать чувства товарищества и дружбы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_etiket.docx | 12.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: создать условия длярасширенияпредставления детей о правилах этикета; развивать умение правильно оценивать себя и других; формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни.
Цель: формирование у детей нравственного представления о вежливости;
Задачи: 1) Повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений с людьми.
2) Обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.
3) Воспитывать чувства товарищества и дружбы.
Задачи:
Образовательная: учить понимать смысл и значение правил этичного поведения человека.
Воспитательная: формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни.
Развивающая: развивать память и логическое мышление.
Планируемые результаты.
Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные:
Познавательные: овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Ход классного часа
I. Интерактивная беседа. Мотивация к занятию
- Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая груша от культурной, породистой груши?
Примерные ответы детей:
- Дикая груша растет где попало и как попало, а культурная - в саду.
- За дикой грушей никто не ухаживает, а культурную поливают, удобряют, прививают.
- Плоды у дикой груши некрасивые, невкусные, а у культурной - плоды хорошие.
- Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются?
Примерный ответ детей:
- Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно.
Классный руководитель. Как вы считаете, людям прият. нее общаться с культурным человеком или с диким?
Дети отвечают, что с культурным человеком общаться интересно и приятнее.
Груше можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему привить?
Примерные ответы детей:
- Можно сделать прививку от гриппа.
- Можно привить правила культурного поведения, хорошие манеры.
- Можно привить хорошие навыки, привычки.
- Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет?
Дети (хором). Культурным.
Классный руководитель. Что значит быть культурным человеком?
Примерные ответы детей:
- Это значит соблюдать правила культурного поведения.
- Значит вести себя так, чтобы себя не опозорить.
- Значит вести себя так, чтобы родителям за тебя не было стыдно.
Классный руководитель. Я с вами согласен. А как вы думаете, какого человека в старину называли «неотесанный»?
Примерные ответы детей:
- Человека невоспитанного, необразованного, некультурного.
- Того, который ничему не учился.
- Того, которого никто не уважает.
Классный руководитель. Действительно. Обтесать бревно или камень - значит сделать их гладкими, блестящими. Неотесанный - значит необработанный. А в переносном значении неотесанный - значит невоспитанный, невежественный человек, болван. Так объясняется значение этого слова в словаре Даля.
Хотите ли вы быть культурными людьми?
Дети отвечают утвердительно.
II. Работа в группах. Проблемные вопросы
Классный руководитель. Ребята, правила культурного поведения называются этикетом. Правил этикета очень много: есть правила поведения за столом, в гостях, в театре, на работе. Но все эти правила сводятся к одному, главному принципу: «Уважай окружающих людей». Если будешь исходить из этого принципа, никогда не ошибешься!
В связи с этим у меня появилось к вам несколько вопросов. Отвечать будете по группам. (Группы делятся по рядам: каждая группа - половина ряда.) парная по эталону
1. Итак, первая группа: почему некультурно ходить по тротуарам толпой? (Потому что это неуважение к людям, идущим навстречу: толпа перегораживает весь тротуар, мешает встречному движению людей.)
2. Вторая группа: почему в общественных местах некультурно размахивать руками, жестикулировать? (Потому, что можно задеть руками постороннего человека.)
3. Третья группа: Почему в общественных местах некультурно громко разговаривать, смеяться? (Потому что это - неуважение к окружающим: у них может быть совсем невеселое настроение, и ваш смех их может раздражать.)
4. Четвертая группа: почему некультурно мусорить на улицах? (Потому что - это неуважение к труду дворников и к другим людям, которым неприятно видеть мусор.)
5. Пятая группа: почему некультурно приходить в школу в коротких топиках с голым животом, в обтягивающих джинсах, в спортивной одежде, с распущенными волосами, в шортах и майках? (Потому что это - неуважение к одноклассникам и к учителям: так одеваются для отдыха, а не для работы.)
6. Шестая группа: почему за столом некультурно говорить с набитым ртом, размахивать вилкой? (Это - неуважение к окружающим, так как можно вилкой задеть человека, во время разговора изо рта будут лететь крошки в тарелки соседей, а это никому не понравится.)
III. Разбор и оценка ситуаций. Кто здоровается первым?
Классный руководитель. Уважение к окружающим - это закон для культурного человека. Этот закон обязательно включает в себя уважение к старшим, почтение к женщине. А всегда ли мы выполняем этот закон?
Послушайте рассказ «Кто здоровается первым?».
«В последнее время вокруг Димки стало твориться что-то непонятное. С ним перестали здороваться знакомые. Вчера, например, по дороге в школу встретилась ему соседка, баба Катя. Димка смотрел на нее во все глаза, а она прошла мимо и даже не поздоровалась. Подходя к школе, Димка встретил Учителя математики, и тот тоже молча прошел мимо. Весь день Димка мучительно искал ответ на вопрос, почему никто с ним не здоровается. А вечером в° дворе нос к носу столкнулся с Ленкой из 5-Б. Он буквально сверлил ее базами - и представьте себе, она даже не сказала "привет". Всю ночь Димка Мучительно искал разгадку этого странного явления и решил, что вокруг Него зреет заговор».
А как вы считаете, ребята, почему с Димкой никто не здоровался?
Примерные ответы детей:
- Никакого заговора вокруг героя рассказа нет. Просто он сам должен был поздороваться первым.
- Мужчины должны первыми здороваться со старшими, с женщинами, а не ждать, пока с ними поздороваются.
- А девочки тоже должны первыми здороваться со старшими, но не с мальчиками.
Классный руководитель. Действительно, младшие первыми должны здороваться со старшими, мальчики первыми должны приветствовать девочек, но если вы забыли это правило, поздороваться первым никогда не помешает.
Проигрывание ситуаций. Учащимся предлагается проиграть сценки, в которых отражаются как красивые, так и нарушения этикета, требований эстетики поведения.
Задание. групповая
«У вас день рождения. К вам пришли гости чуть раньше намеченного времени, стол ещё не накрыт. Займите гостей. Вы получили два одинаковых подарка. Ваша реакция».
«Вы звоните другу, чтобы узнать у него, что задано по математике. К телефону подошла бабушка. Каким будет ваш разговор с ней?»
«Мальчик просит у своего одноклассника книгу, которую он давно мечтал прочитать. «А что ты мне за это дашь?» — спрашивает тот. После долгих уговоров и обещаний дать деньги на поход в компьютерный клуб обладателю книги мальчик получает согласие».
Обсуждение проигранных ситуаций по вопросам: 1. В каких случаях поведение участников ситуаций можно считать красивым? Какое поведение вы не одобряете?
Уважение вызывает тот человек, который, следуя установленным правилам поведения (этикету), не забывает о том, что главным является не только то, что он делает, но и как в какой форме. Один и то же поступок может быть уместным и даже красивым, в другом — грубым и бестактным. Всё зависит от того, насколько мы учли обстоятельства, настроение, особенности характера людей, с которыми мы общаемся.
В понятие культуры поведения входит не только внешнее проявление отношения к людям, к природе, к животным, к миру вещей, но и внутренняя культура человека, выражающаяся в характере личных потребностей и интересов, в образе жизни, в культуре речи, в красоте мимики, жестов, в постоянном совершенствовании таких качеств, как принципиальность, благородство, отзывчивость, тактичность, честность и бескорыстие.
- Везде и во все времена люди помнили, что они живут среди других людей и в пословицах сохранили мудрые советы молодым поколениям о правилах поведения. Хотели бы вы познакомиться с таким "посланием из прошлого"?
Детям в группы предлагается задание "Этикет в пословицах" (на рабочих листах). Они по группам “расшифровывают” информацию, содержащуюся в пословицах , комментируют её для одноклассников.
Рабочий лист “Этикет в пословицах”. фронтальная
Задание №1: соедините половинки пословиц.
1. Чего в другом не любишь, у Карпа свой.
2. Береги платье снову, того и сам не делай.
3. У Сидора обычай, а честь смолоду.
4. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
5. Мил тот гость, а думай быть опрятным.
6. Не думай быть нарядным, что недолго гостит.
Хорошо воспитанный человек везде и всегда будет корректен. Согласно нормам этикета, его манеры поведения будут одинаковыми всюду, как на работе или во время официальных мероприятий, так и в домашних условиях. Потому что манера поведения – это способность человека при любых обстоятельствах достойно держать себя, свою речь, походку, тон, мимику и жестикуляцию. Но манеры бывают как хорошими, так и плохими.
Хорошие манеры: индивидуальная взаимопроверка
- скромность;
- внимательное обращение с окружающими;
- способность держать под контролем свои слова;
- обладание чувством такта.
Дурные манеры:
- бестактность;
- привычка громко говорить;
- недоброжелательность к окружающим проявляется открыто;
- намеренное желание оскорбить достоинство окружающих людей;
- пренебрежительное отношение к чужим интересам;
- сквернословие;
- грубость;
- беззастенчивое навязывание своих желаний и воли другим людям;
- неряшливость в одежде.
- Мы выиграли знания о том, как нужно вести себя в разных ситуациях.
V. Подведение итогов
Классный руководитель. Мыс вами живем в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил поведения?
Примерные ответы детей:
- Сейчас правила поведения тоже нужны, потому что без них люди не будут уважать друг друга.
- Без правил нельзя жить в обществе, люди поссорятся.
- Правила очень нужны. Дети должны учиться у взрослых, как себя вести, иначе они превратятся в дикарей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание совместно с учащимися по теме: «Проблемы нравственности и этики поведения в классном коллективе».
Уважаемые родители! В этом материале я представляю родительское собрание, проведённое в классе, на котором мы поговорили о нравственности и этике поведения.В качестве подготовительной работы к с...
Классный час «Урок вежливости. Золотое правило этики»
Вежливость порождает и вызывает вежливость. Эразм Роттердамский...
Классный час по этике
Классный час на тему "Мы – мальчики и девочки"Цель: рассмотреть, как внешним видом различаются мальчики и девочки, чем поступки мальчиков отличаются от поступков девочек, объяснить особенности поведен...
Классные часы «АЗБУКА ЭТИКИ»
Тематический план (3 класс)...
Классный час «Этика поведения юного петербуржца» .
:Приобщение учащихся к историческим и культурным ценностям своего города, воспитание толерантности и нравственно-эстетических качеств, и всестороннего развития личности....
Классный час по теме "Дорога дружбы". 4-й класс. Модуль "Основы светской этики"
Классный час по Модулю Светская этика. Понятие - дружба. Основные понятия , пословицы и поговорки какие дети знают о дружбе. Вырастим к концу урока цветок дружбы....
Классный час "Простая этика поступков" с творческим заданием
Классный час преназначен для 4 класса начальной школы. Творечкое задание позволит воспитателю глубже понять внутренний мир ребенка и его проблемы...