Календарно-тематическое планирование театральной студии
календарно-тематическое планирование

Ончул Валерия Германовна

Календарно-тематическое планирование театральной студии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_aktyory_22-23_uch.god_.docx39.89 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

художественной   направленности

возраст детей 14- 17 лет

срок реализации программы 1 год (2022-2023 уч. год)

Пояснительная записка

Главная задача школы – дать обучающимся фундаментальные знания по всем предметам гуманитарного и естественно-научного цикла. В тоже время, дополнительное образование является средством выявления, поддержки и развития творческого потенциала учеников.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Будущее поколение» разработана на основе духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Целенаправленная организация и планомерное использование театрализованной деятельности способствует личностному развитию школьников, реализации творческого потенциала, позитивной самооценки и самосознания.

Преподавание театрального искусства способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. И здесь очень важен тандем общеобразовательной школы и дополнительного образования. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы представляют собой систему знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие и воспитание личности, необходимое для полноценной жизнедеятельности в современном обществе. Эти программы позволяют формировать многогранные качества личности, приобщить учащихся к общечеловеческим ценностям, приобрести и максимально реализовать потребность в познании и творчестве, самореализоваться и самоопределиться личностно и подготовиться к самостоятельной трудовой деятельности.

Что такое театр? По утверждению К.С. Станиславского, это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в человеке творческие задатки, стимулировать развитие психологических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребенка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.

Дополнительная общеобразовательная программа «Будущее поколение» имеет художественную направленность. Данная программа направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и творческого мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства.

Новизна предлагаемой программы «Будущее поколение» опирается на гармоничное развитие личности, которое тесно связано с процессом формирования ее духовных запросов, с одной стороны, и с реализацией творческих возможностей, с другой. Программа не рассчитана на детей, предварительно отобранных на конкурсной основе. Любой школьник получит возможность отожествлять себя с театральным персонажем (перевоплощаться), а также научится находить соответствующие выразительные средства для передачи образа в движении, мимике, жестах, интонациях.

Актуальность

В связи с запросом со стороны детей и их родителей на программы художественного развития, актуальность проблемы не вызывает сомнения. Театральная деятельность способствует развитию детской фантазии, воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического). Также, для воспитанников значимым является показ спектакля, участие в мероприятиях, конкурсах и фестивалях. Эта творческая деятельность, направленная на социализацию и развитие коммуникативных способностей, актуальна в современных условиях.

Педагогическая целесообразность

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Будущее поколение» позволяет каждому ребенку, овладев знаниями, умениями, навыками, применять их в дальнейшем на создание индивидуального творческого продукта. Данная программа четко проявится в динамике развития личности, в способности к коллективному творчеству, в становлении таких качеств, как адаптивность, настойчивость, умение видеть и слышать многообразный мир.

Целью программы является развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи:

Образовательные:

-Обучить детей элементарным актерским навыкам; совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, драматических сказок, игр–драматизаций, упражнений актерского тренинга.

-Обучить детей четкой дикции, внятному произношению слов, активной артикуляции.

-Обучить детей играть полноценный спектакль в коллективе.

Воспитательные:

-Воспитать культуру поведения на сцене и за кулисами.

-Воспитать чувство коллективизма.

-Воспитать коммуникативные способности, умения общаться, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца.

Развивающие:

- Развить умение передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.

-Развить творческое мышление, воображение, память.

-Развить речевой аппарат, пластическую выразительность.

Отличительные особенности данной программы

Отличительной особенностью программы театральной студии является то, что она даёт возможность каждому ребёнку с разными способностями реализовать себя как в массовой постановочной работе, так и в сольном исполнении, выбрать самому из предложенного материала роль, элементы костюма, музыкальное сопровождение.

Программа театральной студии «Будущее поколение» рассчитана на 1 год занятий с детьми подросткового возраста: 14-17 лет. В театральную студию принимаются подростки по желанию, без предварительного отбора.

Занятия проходят 1 раз в неделю – занятие длится 1 час. В год это составляет 34 часа.

В группе первого года обучения – 15 воспитанников.

Продолжительность образовательного процесса по программе составляет 8 месяцев (с 15.09. по 15.05).

Воспитанники учувствуют в мероприятиях, проводимых в школе. Участвуют в районных, городских, областных конкурсах.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Результаты определяются по 3 уровням: личностные, метапредметные и предметные.

Личностные результаты - это превращение знаний и способов деятельности, приобретённых учащимися, в образовательном процессе:

- воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии;

- доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение,  стремление прислушиваться к мнению группы;

- целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

Метапредметные результаты – это освоение универсальных учебных действий, обеспечивающие овладение ключевыми компонентами, составляющими основу умения учиться:

- обучающийся научится: пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; проявлять индивидуальные творческие способности.

- воспитанники научатся договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты – это освоенный учащимися в ходе изучения дополнительной общеобразовательной программы опыт специфической деятельности по получению продукта (нового знания), его преобразованию и применению:

- обучающиеся научатся: получат общие знания о театральной культуре; развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, работать с голосом; основам актёрского мастерства; выполнять и сочинять этюды и упражнения; умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение) вербально и невербально.

Формы контроля:

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

•        текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

•        промежуточный – праздники, занятия-зачеты, конкурсы;

•        итоговый – спектакли.

Формы и режим занятий:

Традиционными видами занятий являются:

- беседа;

- игра,

- чтение и анализ художественных произведений, сценариев театральных  постановок, пьес,  этюдов;

- просмотр видеозаписей  спектаклей, прослушивание аудиозаписей произведений;

- анализ   своей  деятельности по результатам  выступлений.

Учебно-тематический план программы:

№ п.п

Тема

Теоретическая часть

Кол.

час

Практическая часть

всего

1.

Вводное занятие.

Знакомство с планом работы.

1

Анкета «Ваши предложения по работе творческого объединения»

1

2.

История театра. Театр как вид искусства.

Эволюция театра. Современная драматургия. Литературное наследие.

1

Знакомство с произведениями великих драматургов мира. Упражнения, игры-импровизации, творческие задания.

1

3.

Актерская грамота.

Многообразие выразительных средств в театре. «Бессловесные элементы действия», «Логика действий» и т.д.

1

Тренинги на внимание. Упражнения на овладение и пользование словесными воздействиями этюды.

3

4.

Художественное чтение

«Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры». «Основы практической работы над голосом» и т.д

1

Упражнения на тренировку силы голоса, диапазона голоса

4

5.

Сценическое движение.

Пластическая выразительность актера.

4

Сценическая акробатика.

5

6.

Работа над сценическим этюдом, мероприятия

Анализ проделанной работы.

2

Репетиции. Показ спектакля.

10

ИТОГО:

10

34

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.Вводное занятие  «Разрешите представиться»   - 2 часа

Теория: Цели и задачи обучения. Перспективы творческого роста. Знакомство с театром как видом искусства.

Практическая работа: Просмотр творческих работ, видеофильмов со спектаклями, мероприятиями выпускников.

Форма проведения занятия – презентация коллектива.

Приёмы и методы: игровой, наглядный, иллюстрированный.

Дидактический материал: видеофильмы, фотографии.

Форма подведения итогов: анкетирование, беседа.

2. История театра. Театр как вид искусства  - 2 часа

Теория: Знакомство с особенностями современного театра как вида искусства. Место театра в жизни общества. Общее представление о видах и жанрах театрального искусства: драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл), театр кукол, радио- и телетеатр.

Практическая работа: использование имеющегося художественного опыта учащихся; творческие игры; рисование кинофильма для закрепления представлений о театре как виде искусства. Игры  «Театр в твоей жизни («Что такое театр?», «Театр в твоем доме. Театр на улице», «Школьный театр. Профессиональный театр для детей. Зачем люди ходят в театр?». Упражнения-тренинги «Так и не так в театре (готовимся, приходим, смотрим)». Занятие-тренинг по культуре поведения «Как себя вести в театре».

Формы проведения занятий: групповые занятия по усвоению новых знаний.

Приёмы и методы:  метод игрового содержания, наглядный, объяснительно-иллюстративный.  

Дидактический материал: карточки с заданиями.

Форма подведения итогов: блиц-опрос, самостоятельные импровизации.

3. Актерская грамота   -  3 часова

Теория: Знакомство с  драматургией, декорациями, костюмами, гримом, музыкальным и шумовым оформлением. Стержень театрального искусства – исполнительское искусство актера.  Возможности актера «превращать», преображать с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию, партнеров. Развитие требований к органичности поведения в условиях вымысла. Словесные действия. Психофизическая выразительность речи. Словесные воздействия как подтекст. Этюдное оправдание заданной цепочки словесных действий.

Практическая работа: тренинги  на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек, или Большое зеркало». Упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя); воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду играть один..»; превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощниками). Выполнение этюдов, упражнений- тренингов., упражнение: «Я сегодня – это …», этюды на пословицы, крылатые выражения, поговорки, сюжетные стихи, картины – одиночные, парные, групповые, без слов и с минимальным использованием текста.

Формы проведения занятий: беседы, игровые формы.

Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.  

Дидактический материал: карточки с заданиями.

Форма подведения итогов: анализ практической деятельности.

4. Художественное чтение – 5 часов

Теория: Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Основы практической работы над голосом. Литературное произношение.

Практическая работа: отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью». Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», Резиновая кукла», «Фонарь», Антенна», «Разноцветный фонтан». Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речевым аппаратом. Артикуляционная гимнастика: упражнения для губ «Улыбка-хоботок», «Часы», «Шторки»; упражнения  для языка: «Уколы», «Змея», «Коктейль». Чтение отрывков или литературных анекдотов.

Формы проведения занятий: групповые, индивидуальные.

Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.  

Дидактический материал:  индивидуальные карточки с упражнениями по теме.

Форма подведения итогов: упражнения по дыханию, упражнения на развитие и управление речеголосовым аппаратом.  Исполнение каждым воспитанником работ из своего чтецкого репертуара.

5. Сценическое движение – 9 часов

Теория: Школы и методики движенческой подготовки актера. Развитие психофизического аппарата. Работа с равновесием, работа с предметами. Техника безопасности.

Практическая работа: Разминка плечевого пояса: «Ветряная мельница», «Миксер», «Пружина», «Кошка лезет на забор».  Тренинг: «Тележка», «Собачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на месте». Элементы акробатики: кувырок вперед, кувырок назад, кенгуру, кузнечик. Сценические падения: падения вперед согнувшись, падение назад на спину.

Формы проведения занятий: групповые.

Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных нагрузок, метод взаимообучения.  

Дидактический материал:  маты или акробатические дорожки

Форма подведения итогов: этюды

6. Работа над сценическим этюдом, мероприятия – 12 часов

Теория:  Особенности композиционного построения спектакля: экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Персонажи - действующие лица спектакля.

Практическая работа: работа над спектаклем, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля. Сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная репетиция.

Формы проведения занятий: практические

Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.  

Дидактический материал:  индивидуальные карточки с упражнениями по теме.

Форма подведения итогов: участие в мероприятиях, обсуждение плюсов и минусов.

Формы подведения итогов: экзамен, самоанализ деятельности.

Методические материалы:

Раздел

Формы проведения

Приёмы и методы

История театра.

Групповые  занятия по усвоению новых знаний, игровые групповые занятия, практические занятия, творческая лаборатория, заочная экскурсия,

Метод  игрового содержания, наглядный, объяснительно-иллюстративный,  метод импровизации, репродуктивный,

Актерская грамота  

беседы, игровые формы,  занятие-зачёт

Метод  полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Художественное чтение

Групповые,  игровые,  занятие-зачёт.

Метод  ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации

Сценическое движение

Групповые

Метод  ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных нагрузок, метод взаимообучения

Работа над спектаклем

Практические, творческие лаборатории, репетиции.

Метод  ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации,  эвристический, проблемный,  объяснительно-иллюстративный,   метод импровизации, метод полных нагрузок.  

Осуществляя в работе цели и задачи, поставленные программой, хотелось бы положительным итогом работы считать:

Формирование устойчивого интереса к театрализованной деятельности; умение эмоционально передать характер героя через мимику, пластику и жесты.; развитие умения действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему; желание участвовать в спектаклях; участие в районных, городских и областных театральных конкурсах.

Список литературы

1.        Аджиева Е.М. 50 сценариев классных часов / Е.М.Аджиева, Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина, Н.А. Жокина, Н.В. Мартишина. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. – 160 с.

2.        Безымянная О. Школьный театр.  Москва «Айрис Пресс» Рольф, 2001 г.-270 с.

3.        Кристи Г.В. Основы актерского мастерства, Советская Россия, 1970г.

4.        Методическое пособие. В помощь начинающим руководителям театральной студии, Белгород, 2003 г.

5.        Панфилов А.Ю., Букатов В.М.. Программы. «Театр 1-11 классы». Министерство образования Российской Федерации, М.: «Просвещение», 1995г.

6.        Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских театральных коллективов/ Под ред. А.Б.Никитиной.–М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.: ил..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова

Каленарно тематическое планирование разработано на  основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое планирование (хоровая студия)

Календарно-тематическое планирование (хоровая студия)...