Календарно-тематическое планирование театральной студии
календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование театральной студии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_aktyory_22-23_uch.god_.docx | 39.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
возраст детей 14- 17 лет
срок реализации программы 1 год (2022-2023 уч. год)
Пояснительная записка
Главная задача школы – дать обучающимся фундаментальные знания по всем предметам гуманитарного и естественно-научного цикла. В тоже время, дополнительное образование является средством выявления, поддержки и развития творческого потенциала учеников.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Будущее поколение» разработана на основе духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Целенаправленная организация и планомерное использование театрализованной деятельности способствует личностному развитию школьников, реализации творческого потенциала, позитивной самооценки и самосознания.
Преподавание театрального искусства способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. И здесь очень важен тандем общеобразовательной школы и дополнительного образования. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы представляют собой систему знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие и воспитание личности, необходимое для полноценной жизнедеятельности в современном обществе. Эти программы позволяют формировать многогранные качества личности, приобщить учащихся к общечеловеческим ценностям, приобрести и максимально реализовать потребность в познании и творчестве, самореализоваться и самоопределиться личностно и подготовиться к самостоятельной трудовой деятельности.
Что такое театр? По утверждению К.С. Станиславского, это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в человеке творческие задатки, стимулировать развитие психологических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребенка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.
Дополнительная общеобразовательная программа «Будущее поколение» имеет художественную направленность. Данная программа направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и творческого мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства.
Новизна предлагаемой программы «Будущее поколение» опирается на гармоничное развитие личности, которое тесно связано с процессом формирования ее духовных запросов, с одной стороны, и с реализацией творческих возможностей, с другой. Программа не рассчитана на детей, предварительно отобранных на конкурсной основе. Любой школьник получит возможность отожествлять себя с театральным персонажем (перевоплощаться), а также научится находить соответствующие выразительные средства для передачи образа в движении, мимике, жестах, интонациях.
Актуальность
В связи с запросом со стороны детей и их родителей на программы художественного развития, актуальность проблемы не вызывает сомнения. Театральная деятельность способствует развитию детской фантазии, воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического). Также, для воспитанников значимым является показ спектакля, участие в мероприятиях, конкурсах и фестивалях. Эта творческая деятельность, направленная на социализацию и развитие коммуникативных способностей, актуальна в современных условиях.
Педагогическая целесообразность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Будущее поколение» позволяет каждому ребенку, овладев знаниями, умениями, навыками, применять их в дальнейшем на создание индивидуального творческого продукта. Данная программа четко проявится в динамике развития личности, в способности к коллективному творчеству, в становлении таких качеств, как адаптивность, настойчивость, умение видеть и слышать многообразный мир.
Целью программы является развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи:
Образовательные:
-Обучить детей элементарным актерским навыкам; совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, драматических сказок, игр–драматизаций, упражнений актерского тренинга.
-Обучить детей четкой дикции, внятному произношению слов, активной артикуляции.
-Обучить детей играть полноценный спектакль в коллективе.
Воспитательные:
-Воспитать культуру поведения на сцене и за кулисами.
-Воспитать чувство коллективизма.
-Воспитать коммуникативные способности, умения общаться, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца.
Развивающие:
- Развить умение передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.
-Развить творческое мышление, воображение, память.
-Развить речевой аппарат, пластическую выразительность.
Отличительные особенности данной программы
Отличительной особенностью программы театральной студии является то, что она даёт возможность каждому ребёнку с разными способностями реализовать себя как в массовой постановочной работе, так и в сольном исполнении, выбрать самому из предложенного материала роль, элементы костюма, музыкальное сопровождение.
Программа театральной студии «Будущее поколение» рассчитана на 1 год занятий с детьми подросткового возраста: 14-17 лет. В театральную студию принимаются подростки по желанию, без предварительного отбора.
Занятия проходят 1 раз в неделю – занятие длится 1 час. В год это составляет 34 часа.
В группе первого года обучения – 15 воспитанников.
Продолжительность образовательного процесса по программе составляет 8 месяцев (с 15.09. по 15.05).
Воспитанники учувствуют в мероприятиях, проводимых в школе. Участвуют в районных, городских, областных конкурсах.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Результаты определяются по 3 уровням: личностные, метапредметные и предметные.
Личностные результаты - это превращение знаний и способов деятельности, приобретённых учащимися, в образовательном процессе:
- воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии;
- доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению группы;
- целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
Метапредметные результаты – это освоение универсальных учебных действий, обеспечивающие овладение ключевыми компонентами, составляющими основу умения учиться:
- обучающийся научится: пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; проявлять индивидуальные творческие способности.
- воспитанники научатся договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты – это освоенный учащимися в ходе изучения дополнительной общеобразовательной программы опыт специфической деятельности по получению продукта (нового знания), его преобразованию и применению:
- обучающиеся научатся: получат общие знания о театральной культуре; развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, работать с голосом; основам актёрского мастерства; выполнять и сочинять этюды и упражнения; умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение) вербально и невербально.
Формы контроля:
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
• текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
• промежуточный – праздники, занятия-зачеты, конкурсы;
• итоговый – спектакли.
Формы и режим занятий:
Традиционными видами занятий являются:
- беседа;
- игра,
- чтение и анализ художественных произведений, сценариев театральных постановок, пьес, этюдов;
- просмотр видеозаписей спектаклей, прослушивание аудиозаписей произведений;
- анализ своей деятельности по результатам выступлений.
Учебно-тематический план программы:
№ п.п | Тема | Теоретическая часть | Кол. час | Практическая часть | всего |
1. | Вводное занятие. | Знакомство с планом работы. | 1 | Анкета «Ваши предложения по работе творческого объединения» | 1 |
2. | История театра. Театр как вид искусства. | Эволюция театра. Современная драматургия. Литературное наследие. | 1 | Знакомство с произведениями великих драматургов мира. Упражнения, игры-импровизации, творческие задания. | 1 |
3. | Актерская грамота. | Многообразие выразительных средств в театре. «Бессловесные элементы действия», «Логика действий» и т.д. | 1 | Тренинги на внимание. Упражнения на овладение и пользование словесными воздействиями этюды. | 3 |
4. | Художественное чтение | «Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры». «Основы практической работы над голосом» и т.д | 1 | Упражнения на тренировку силы голоса, диапазона голоса | 4 |
5. | Сценическое движение. | Пластическая выразительность актера. | 4 | Сценическая акробатика. | 5 |
6. | Работа над сценическим этюдом, мероприятия | Анализ проделанной работы. | 2 | Репетиции. Показ спектакля. | 10 |
ИТОГО: | 10 | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Вводное занятие «Разрешите представиться» - 2 часа
Теория: Цели и задачи обучения. Перспективы творческого роста. Знакомство с театром как видом искусства.
Практическая работа: Просмотр творческих работ, видеофильмов со спектаклями, мероприятиями выпускников.
Форма проведения занятия – презентация коллектива.
Приёмы и методы: игровой, наглядный, иллюстрированный.
Дидактический материал: видеофильмы, фотографии.
Форма подведения итогов: анкетирование, беседа.
2. История театра. Театр как вид искусства - 2 часа
Теория: Знакомство с особенностями современного театра как вида искусства. Место театра в жизни общества. Общее представление о видах и жанрах театрального искусства: драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл), театр кукол, радио- и телетеатр.
Практическая работа: использование имеющегося художественного опыта учащихся; творческие игры; рисование кинофильма для закрепления представлений о театре как виде искусства. Игры «Театр в твоей жизни («Что такое театр?», «Театр в твоем доме. Театр на улице», «Школьный театр. Профессиональный театр для детей. Зачем люди ходят в театр?». Упражнения-тренинги «Так и не так в театре (готовимся, приходим, смотрим)». Занятие-тренинг по культуре поведения «Как себя вести в театре».
Формы проведения занятий: групповые занятия по усвоению новых знаний.
Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительно-иллюстративный.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: блиц-опрос, самостоятельные импровизации.
3. Актерская грамота - 3 часова
Теория: Знакомство с драматургией, декорациями, костюмами, гримом, музыкальным и шумовым оформлением. Стержень театрального искусства – исполнительское искусство актера. Возможности актера «превращать», преображать с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию, партнеров. Развитие требований к органичности поведения в условиях вымысла. Словесные действия. Психофизическая выразительность речи. Словесные воздействия как подтекст. Этюдное оправдание заданной цепочки словесных действий.
Практическая работа: тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек, или Большое зеркало». Упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя); воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду играть один..»; превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощниками). Выполнение этюдов, упражнений- тренингов., упражнение: «Я сегодня – это …», этюды на пословицы, крылатые выражения, поговорки, сюжетные стихи, картины – одиночные, парные, групповые, без слов и с минимальным использованием текста.
Формы проведения занятий: беседы, игровые формы.
Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: анализ практической деятельности.
4. Художественное чтение – 5 часов
Теория: Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Основы практической работы над голосом. Литературное произношение.
Практическая работа: отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью». Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», Резиновая кукла», «Фонарь», Антенна», «Разноцветный фонтан». Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речевым аппаратом. Артикуляционная гимнастика: упражнения для губ «Улыбка-хоботок», «Часы», «Шторки»; упражнения для языка: «Уколы», «Змея», «Коктейль». Чтение отрывков или литературных анекдотов.
Формы проведения занятий: групповые, индивидуальные.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: упражнения по дыханию, упражнения на развитие и управление речеголосовым аппаратом. Исполнение каждым воспитанником работ из своего чтецкого репертуара.
5. Сценическое движение – 9 часов
Теория: Школы и методики движенческой подготовки актера. Развитие психофизического аппарата. Работа с равновесием, работа с предметами. Техника безопасности.
Практическая работа: Разминка плечевого пояса: «Ветряная мельница», «Миксер», «Пружина», «Кошка лезет на забор». Тренинг: «Тележка», «Собачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на месте». Элементы акробатики: кувырок вперед, кувырок назад, кенгуру, кузнечик. Сценические падения: падения вперед согнувшись, падение назад на спину.
Формы проведения занятий: групповые.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных нагрузок, метод взаимообучения.
Дидактический материал: маты или акробатические дорожки
Форма подведения итогов: этюды
6. Работа над сценическим этюдом, мероприятия – 12 часов
Теория: Особенности композиционного построения спектакля: экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Персонажи - действующие лица спектакля.
Практическая работа: работа над спектаклем, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля. Сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная репетиция.
Формы проведения занятий: практические
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: участие в мероприятиях, обсуждение плюсов и минусов.
Формы подведения итогов: экзамен, самоанализ деятельности.
Методические материалы:
Раздел | Формы проведения | Приёмы и методы |
История театра. | Групповые занятия по усвоению новых знаний, игровые групповые занятия, практические занятия, творческая лаборатория, заочная экскурсия, | Метод игрового содержания, наглядный, объяснительно-иллюстративный, метод импровизации, репродуктивный, |
Актерская грамота | беседы, игровые формы, занятие-зачёт | Метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации. |
Художественное чтение | Групповые, игровые, занятие-зачёт. | Метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации |
Сценическое движение | Групповые | Метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных нагрузок, метод взаимообучения |
Работа над спектаклем | Практические, творческие лаборатории, репетиции. | Метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации, эвристический, проблемный, объяснительно-иллюстративный, метод импровизации, метод полных нагрузок. |
Осуществляя в работе цели и задачи, поставленные программой, хотелось бы положительным итогом работы считать:
Формирование устойчивого интереса к театрализованной деятельности; умение эмоционально передать характер героя через мимику, пластику и жесты.; развитие умения действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему; желание участвовать в спектаклях; участие в районных, городских и областных театральных конкурсах.
Список литературы
1. Аджиева Е.М. 50 сценариев классных часов / Е.М.Аджиева, Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина, Н.А. Жокина, Н.В. Мартишина. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. – 160 с.
2. Безымянная О. Школьный театр. Москва «Айрис Пресс» Рольф, 2001 г.-270 с.
3. Кристи Г.В. Основы актерского мастерства, Советская Россия, 1970г.
4. Методическое пособие. В помощь начинающим руководителям театральной студии, Белгород, 2003 г.
5. Панфилов А.Ю., Букатов В.М.. Программы. «Театр 1-11 классы». Министерство образования Российской Федерации, М.: «Просвещение», 1995г.
6. Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских театральных коллективов/ Под ред. А.Б.Никитиной.–М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.: ил..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова
Каленарно тематическое планирование разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год....
Календарно-тематическое планирование (хоровая студия)
Календарно-тематическое планирование (хоровая студия)...