Классный час «Урок мужества, посвященный снятию блокады Ленинграда»
классный час (3 класс)
«Урок мужества, посвященный снятию блокады Ленинграда»
Цель: Создать условия для формирования гражданских и патриотических качеств через обращение к великому подвигу ленинградцев во время Великой Отечественной войны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
643d98dbbb2db.docx | 39.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Александроневская средняя школа»
«Урок мужества, посвященный снятию блокады Ленинграда»
Цель: Создать условия для формирования гражданских и патриотических качеств через обращение к великому подвигу ленинградцев во время Великой Отечественной войны.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Формировать у детей интерес к получению знаний о России, её героической истории
- Познакомить детей с героической историей обороны города Ленинграда, примерами боевых подвигов защитников Ленинграда;
- Расширить представления детей и исторические знания о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны;
- Познакомить детей с государственным праздником «День снятия блокады Ленинграда»
- Познакомить детей с жизнью защитников города Ленинграда во время ВО войны.
- Расширить кругозор учащихся в рамках исторически значимых событиях блокадного Ленинграда
- Развивать интонационную выразительность речи при чтении стихотворений о суровых годах ВО
-Продолжать знакомить детей с музыкальными произведениями времён великой отечественной войны
- Показать детям силу духа, веру в победу людей, оказавшихся в кольце блокады.
- Дать представление о воинах Великой Отечественной войны как освободителях народов от фашизма
Развивающие задачи:
- Развивать у детей интерес к истории своей страны;
- Способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти, воображения, развивать интерес к отгадыванию загадок.
- Развивать духовный кругозор личности ребенка, формировать гражданскую позицию дошкольников
- Развивать способность эмоционально воспринимать музыку героического характера
Воспитательные задачи:
- Воспитывать (формировать) чувство патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ, уважительного отношения к старшему поколению, памятникам войны.
- Воспитывать уважение к защитникам Родины, любовь к родной земле сопереживая, чувствуя себя частицей своей Родины
- Воспитывать уважение к прошлому своего народа; любовь к Отечеству, стремление сознательно гордиться великим историческим событиям, победами, достижениями;
- Воспитывать у детей любовь, гордость, уваженное отношение к ветеранам Великой Отечественной войны, защитникам отечества - людям, отстоявшим город Ленинград, не сдавшим его врагу и к памяти павших;
- Формирование у подрастающего поколения патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отечества
- Воспитание чувства гордости за свою Родину и за свой народ и ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому, Родине.
- Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей;
- Обогащение словаря: вероломное нападение, бомбардировка, подвиг, блокада, «Дорога жизни», осажденный город, смелые, мужественные, храбрые, отважные, бесстрашные, удалые, сильные духом, могучие, героические, обелиск
Ход занятия:
Чтобы снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы.
Нам наше прошлое свято и дорого.
Гордость победами - горечь утрат.
Вечная память защитникам города,
Вечная слава защитникам города,
Вечная слава тебе, Ленинград.
Ленинград… В 1941 году, бросив в бой огромные силы, фашисты вышли на ближние подступы к городу, отрезали Ленинград от всей страны. Началась блокада. Начались страшные дни Ленинграда. Не было топлива. Замерло электричество. Вышел из строя водопровод. Начался голод. По Ленинграду ходила смерть. Но не сдавался город. Фашисты постоянно атаковали и обстреливали Ленинград. С суши, с моря, с воздуха. Бросали на город даже морские мины. В городе начались пожары. Рушились дома от обстрелов. Люди погибали в домах и на улицах. Но ленинградцы держались. «Ленинград в блокаде!» – набатом неслось по стране. Вся страна пыталась помочь осажденному городу.
900 дней и ночей находился Ленинград в осаде. Выстоял Ленинград. Не взяли его фашисты. Сколько человек погибло в блокаду? Точных данных до сих пор нет и, вероятно, никогда уже не будет. Исследования последних лет позволили назвать цифру в 1 миллион 200 тысяч погибших в блокадном Ленинграде. Когда полностью была снята блокада, в городе осталось лишь 560 тысяч жителей.
Ленинград – огромный город. Второй по размерам в нашей стране. Один из крупнейших в мире. На север, на юг, на восток, на запад бегут от него дороги. Разные здесь дороги: железные, шоссейные, морские пути, речные, пути воздушные. Вокзалы Московский, Балтийский, Финляндский, Витебский. Вокзал морской, вокзал речной. Аэропорт. Оборвались теперь дороги. Отрезали фашисты Ленинград от всей нашей большой страны. Нет ни метра, ни сантиметра, ни миллиметра свободной земли, по которой можно сюда проехать. Затихли пути железные, заглохли пути шоссейные. Корабли не выходят в море. И все же… С севера от Ленинграда – фашисты, с юга – фашисты. На запад от Ленинграда лежит Финский залив. Берега его тоже в руках у фашистов. Северо-восточнее и восточнее Ленинграда находится большое Ладожское озеро. И сюда, к Ладожскому озеру, пришли враги. Захватили северный берег, прорвались к южному. Стали наступать вдоль восточного берега. Однако не смогли они полностью обойти озеро. Остановили их на восточном берегу советские солдаты.
Часть Ладожского озера была в наших руках. Тут, по воде, по озеру, и вела теперь в Ленинград дорога. Нелегкой была дорога. Долгим и тяжелым путем поступали грузы в блокадный город. Начинался их путь из города Вологды. Бегут вагоны на город Тихвин и дальше на город Волхов. Здесь, в Волхове, – стоп, остановка. Дальше железной дороги нет. Дальше дорога в руках фашистов. Город Волхов стоит на реке Волхов. Перейдут грузы на речные баржи. Река Волхов впадает в Ладожское озеро. Речные баржи не могут идти по озеру. Опасно. Высокие волны гуляют в озере. В городе Новая Ладога предстоит разгрузить речные баржи и загрузить грузами баржи озерные.
И вдруг – взяли фашисты Тихвин, отрезали Волхов. Не идут к Ленинграду грузы. Нельзя оставлять Ленинград без помощи. Было принято решение построить новую дорогу к Ладожскому озеру. Правда, не железную: очень долго железную строить. Начали строить дорогу автомобильную, дорогу для грузовых машин. Километр за километром, километр за километром через топи, леса, чащобы, через овраги, низины, болота, там, где раньше ходил лишь зверь, где душу живую не сыщешь, – ныне прошла дорога. Двести километров длиной дорога. Строили – двадцать дней. – Дорогу – за двадцать дней?! От Заборья к Новой Ладоге легла дорога. Вновь идут к Ленинграду грузы.
В ноябре 1941 года над Ладожским озером наступили морозы. Замерзла, остановилась дорога по воде через Ладожское озеро. Остановилась дорога – значит, не будет подвоза продуктов, значит, не будет подвоза горючего, не будет подвоза боеприпасов. Будет дорога! Вот по льду и пройдет дорога. Не каждый верил в такую дорогу. Неспокойна, капризна Ладога. Забушуют метели, пронесется над озером пронзительный ветер, сиверик, появятся на льду озера трещины и промоины. Ломает Ладога свою ледяную броню. Даже самые сильные морозы не могут полностью сковать Ладожское озеро. Труднейшие дни в Ленинграде. Прекратилось сообщение с городом. Ожидают люди, когда лед на Ладожском озере станет достаточно крепким. А это не день, не два. Смотрят на лед, на озеро. Толщину измеряют льда. Рыбаки-старожилы тоже следят за озером. Как там на Ладоге лед? – Растет. – Нарастает. – Силу берет. Волнуются люди, торопят время. – Быстрее, быстрее! – кричат Ладоге. – Эй, не ленись, мороз!
22 ноября 1941 года по все еще полностью не окрепшему льду Ладожского озера пошла первая автомобильная колонна. 60 грузовых машин было в колонне по 27 километровой ледяной дороги. Ждут возвращения людей и автоколонны. – Вернутся? Застрянут? Вернутся? Застрянут? Прошли сутки. И вот: – Едут. С этого дня и началось постоянное движение по льду Ладожского озера. Нелегкой была дорога. Не всегда здесь удачи были. Ломался лед под напором ветра. Тонули порой машины. Фашистские самолеты бомбили колонны с воздуха. И снова наши несли потери. Застывали в пути моторы. Замерзали на льду шоферы. И все же ни днем, ни ночью, ни в метель, ни в самый лютый мороз не переставала работать ледовая дорога через Ладожское озеро. Стояли самые тяжелые дни Ленинграда. Остановись дорога – смерть Ленинграду. Не остановилась дорога. Дорогой жизни ленинградцы ее назвали.
В Ленинграде не было электричества. Николай Сергеевич Туманов написал книгу. Эта книга — уникальна. Она рассказывает о фантастическом проекте, осуществлённом в самые страшные годы блокады. Аналогов этого проекта не было в истории. Благодаря ленинградским кабельщикам, город получил свет уже 23 сентября 1942 года. Электрические подводные кабели были проложены по дну Ладожского озера, в условиях смертельного риска... Бригады ЛКС, а с ними были и водолазы, и моряки, и рабочие-добровольцы, — уложились в рекордно короткое время — сорок восемь дней! Ток пошёл на заводы, в школы, в квартиры ленинградцев. Операция длилась до полного снятия блокады. Только никто о ней не знал. Всё было тщательно засекречено. Имя автора проекта долго сохранялось в тайне. Хотя свой орден и медали Никодим Сергеевич Туманов получил уже в 1943-м! Все послевоенные годы он писал эту книгу и хранил документы, фотографии, вещи — свидетельства Ладожской эпопеи. Они публикуются сейчас впервые. Автор не дождался выхода своей книги, но его дело продолжила дочь — подвиг этих людей не остался забытым.
Борьба за воду. Из-за экстремальных холодов зимой 1941-1942 гг. глубина промерзания грунта в Ленинграде превзошла расчетные величины. Само по себе это еще не катастрофа - замерзание можно предотвратить непрерывным движением воды в сети. Однако обеспечить это по понятным причинам не удалось: перебои в подаче электроэнергии, разрывы водопровода. Восстановление и поддержание постоянного водоснабжения стало для ленинградских водопроводчиков первоочередной задачей. К началу 1942 года персонал Водоканала сократился вдвое: одни ушли на фронт, другие погибли от голода и бомбёжек. Работу аварийных бригад, слесарей, канализаторов, кочегаров взяли на себя женщины. Для блокадников вода была таким же залогом выживания, как и скудный хлебный паёк. Блокадный чай, обычный кипяток, он согревал в морозы и давал иллюзию сытости. Вода была необходима для соблюдения элементарной гигиены, важной для выживания. К лету 1942 года водоснабжение квартир было восстановлено, но вода поднималась не выше первых этажей. У кранов во дворах или прямо на улицах ленинградцы брились, умывались, стирали бельё, мыли посуду. Вода требовалась для сохранения города. Ею тушили пожары после артобстрелов и бомбёжек. Зимой 1941-го в Ленинграде практически не работала канализация. У людей не было сил выносить помои во двор, поэтому отходы выплёскивались прямо на лестницы. Сильные морозы предотвращали распространение заразы. С наступлением весны ленинградцы начали отмывать город от помоев и мочи. Именно вода спасла город от эпидемий.
Добыча воды стала для рядовых ленинградцев ежедневным подвигом. Зимой 1941-го воду брали из Невы, Фонтанки и других рек Ленинграда. Бурили лунки, топорами вырубали во льду проруби. В одном из таких мест, на набережной Фонтанки, 21, установлена памятная доска. Путь к колодцу или проруби был страшным и часто смертельным.
«Тропинка петляла между сугробами, из которых, бывало, торчала рука или нога замёрзшего человека. Возможно, он шёл за водой или возвращался…»
(Якобсон Эдуард Станиславович, блокадник). Очереди за водой, как и за хлебом, выстраивались с раннего утра. Люди были обессилены, вода расплёскивалась, поэтому вокруг колодцев и прорубей образовывались ледяные горы. Взобраться на такую горку с санками, а потом спуститься с полными вёдрами для истощённых людей было неимоверно сложной задачей. Чтобы уберечь драгоценную жидкость, вёдра и бидоны прикрывали полотенцами и дощечками. Это мало чем помогало, и часто, с трудом преодолев страшный путь к воде и выстояв многочасовую очередь на морозе, человек возвращался домой с полупустым ведром. Блокадники на собственном опыте испытали справедливость поговорки «Вода - основа жизни».
Блокадный хлеб. Из чего он только не выпекался – ленинградский блокадный хлеб! Разные были примеси. Добавляли к ржаной муке муку овсяную, ячменную, соевую, кукурузную. Применяли жмых – льняной, хлопковый, конопляный. Использовали отруби, проросшее зерно, мельничную пыль, рисовую шелуху и многое другое. По десять раз перетряхивали мешки из-под муки, выбивая возможное из невозможного. Хлеб был кисловатым, горьковатым, травянистым на вкус. Но голодным ленинградцам казался милее милого. Мечтали люди об этом хлебе. Пять раз в течение осени и зимы 1941 года ленинградцам сокращали нормы выдачи хлеба. 2 сентября состоялось первое сокращение. Норму установили такую: 600 граммов хлеба взрослым, 300 граммов – детям. Вернулся в этот день Валеткин отец с работы. Принес хлеб. Глянула мать: – Сокращение?! – Сокращение, – отозвался отец. Прошло десять дней. Снова с работы отец вернулся. Выложил хлеб на стол. Посмотрела мать: – Сокращение?! – Сокращение, – отозвался отец. По 500 граммов хлеба в день стали теперь получать взрослые. Прошло еще двадцать дней. Наступил октябрь. Снова сократили ленинградцам выдачу хлеба. Взрослым – по 400 граммов на день, детям – всего по 200. Прошел октябрь. Наступил ноябрь. В ноябре сразу два сокращения. Вначале по 300, а затем и по 250 граммов хлеба стали получать взрослые. Дети – по 125.
Каждый человек знает, как непросто спасти от угрозы хотя бы один шедевр. А что делать, если опасность угрожает целому городу-памятнику? В дни блокады Ленинграда, тысячи людей были мобилизованы, для спасения исторических и архитектурных монументов города на Неве.
Все основные архитектурные монументы города были разбиты на три группы. К самым сложным объектам относились шпили и купола соборов, которые могли служить ориентирами для немецкой артиллерии. Золотые купола закрашивали, рискуя жизнью, маскировочной краской, покрывали маскировочными чехлами. Маскировочными чехлами были покрыты не только шпили города, но и окрестности правительственных зданий, прежде всего Смольного. Эти чехлы были расписаны изображениями деревьев и зданий, что затрудняло ориентировку вражеским летчикам.
Ко второй группе относились крупные монументы, которые было решено укрыть мешками с песком и деревянными щитами. Под руководством скульпторов – рестораторов рабочие таким образом защитили Медный всадник, памятник Николаю I, памятник Крылову и вазу в Летнем саду.
Наконец, ряд известных памятников были зарыты в землю. Эту судьбу разделили знаменитые кони Клодта с Аничкова моста. Их сняли с пьедесталов и по специальным каткам откатили в Сад Аничкова моста, где их уже ждали ямы, прикрытые навесом.
Таким образом, к началу Блокады, только несколько ленинградских памятников были не укрыты от обстрелов. Символическая роль была отведена монументам полководцам: памятникам М. Кутузову и Баркалаю де Толли у Казанского собора.
Лишь в июне-августе 1944 году, спустя полгода после окончательного снятия Блокады закопанные памятники были возвращены на свои исторические постаменты, а со шпилей и крупных скульптур были сняты защитные покровы. Для ленинградцев это событие стало знаменательным событием, еще раз символизировавшим то, что ужасы Блокады остались позади.
В летописи подвига блокадного Ленинграда мы не должны забывать о подвиге сотрудников Всесоюзного НИИ растениеводства имени Н. И. Вавилова) – всемирно известного научного учреждения России. С началом Великой Отечественной войны много трудностей встало перед институтом. Еще до окружения города немецкими войсками было принято Постановление Правительства об эвакуации ряда заводов и институтов из Ленинграда, среди них был и Всесоюзный институт растениеводства, но осуществить это не удалось.
Жизни через Ладогу. Часть коллекции около 40 000 пакетов с семенами весом около полутонны была переправлена в г. Красноуфимск на самолете. Самая большая и наиболее важная часть коллекции была оставлена в осажденном городе. Оставшиеся сотрудники были вынуждены работать в тяжелейших условиях блокады, в не отапливаемых помещениях. Институт продолжал работать, не смотря на жестокие условия зимы 1941-42 гг. С наступлением холодов был забит главный вход, окна первого этажа были закрыты досками. Комнаты с коллекциями опечатывались, и входить в них поодиночке категорически воспрещалось. Работали комиссиями в составе 3-4 человек. Ключи от комнат хранились в сейфе у руководителя ленинградской группы К.А. Пантелеевой. Январь и февраль были наиболее тяжелыми месяцами в блокадном городе, когда температура воздуха опускалась до рекордно низкой отметки - 36-40°C. Зимой 1942 года, полчища мышей и крыс собрались в здании. Все меры защиты от грызунов не спасали положение. Крысы стали проникать в металлические коробки через отверстия и поедать зерно и семена. Из ленинградской группы умерли от голода 41/42 гг. 30 сотрудников. С весны 1942 г. стали готовиться к посевной с целью возобновления жизнеспособности семян и клубней под обстрелом немецкой артиллерии. На полях пригородного совхоза была высажена сохраненная коллекция картофеля, в течение всего лета и осени она охранялась от грабителей. Так повторялось на протяжении трех лет блокады. Таким образом, коллекция была спасена и частично размножена. По инициативе института весной 1942 г. в ряде хозяйств стали выращивать зелень и овощи для блокадного города. Пришлось уделять много времени проблеме использования дикорастущих трав в питании ленинградцев. Навязанная блокадой и голодом, эта проблема требовала быстрого решения. Уже ранней весной 1942 г. измученное голодом население стало собирать для еды листья одуванчика, крапивы, лебеды, но наряду с ними попадались и ядовитые растения. Сотрудники стали одними из организаторов работы по выявлению полезных трав в пригородах Ленинграда, регулярно читать лекции по использованию в пищу дикорастущих растений.
Крыс, конечно, было много, великое множество, они нападали на обессиленных людей, детей и после снятия блокады в Ленинград был направлен состав с несколькими вагонами кошек. Его называли кошачий эшелон или мяукающая дивизия. Сначала кошки, измученные переездом, осматривались и всего боялись, но быстро оправились от стресса и принялись за дело. Улицу за улицей, чердак за чердаком, подвал за подвалом, не считаясь с потерями, доблестно отвоевывали они город у крыс.
На улице Малая Садовая установлены памятнике коту Елисею и кошке Василисе.
Собаки блокадного Ленинграда. Известная петербургская журналистка, публицист и кинолог Елена Типикина собрала интереснейшие факты о том, как в блокадном Ленинграде удалось сохранить не только служебных собак, но и чистокровных племенных немецких овчарок. И о том, какую роль сыграли собаки в освобождении нашего города. Благодаря Елене сегодня мы можем хотя бы частично восстановить историю этих поистине легендарных собак. В довоенные времена в Советском Союзе разведение служебных собак являлось задачей государственного масштаба и строго контролировалось. Руководили этим процессом очень образованные и эрудированные люди. Они не просто любили животных, а любили их ради людей, прекрасно понимая, что уникальные возможности, заложенные природой, могут оказаться полезными человеку. В самом начале блокады в окруженном городе был создан 34-й батальона минно-розыскной саперной службы.
В течение всей блокады ближайшие пригороды Ленинграда были сплошной передовой. Зона сплошного минирования с двух сторон (с нашей стороны и со стороны противника, осаждавшего город) опоясала Ленинград кольцом. У саперов, конечно, были миноискатели, но они имели существенный недостаток – прибор звенел на любой металл. Не только на мины и неразорвавшиеся снаряды, но и на другие металлические предметы: и на осколки, которыми была усеяна земля, и на другое железо, в том числе и вполне мирного назначения. Это невероятно осложняло работу саперов. А ведь существовали еще противопехотные мины в деревянных коробках и противотанковые мины в пластиковых и картонных упаковках. Обнаружить такие мины саперам с обычным оборудованием удавалось крайне редко. Это существенно затрудняло процесс разминирования. Применение служебных собак позволяло ускорить процесс в 10 раз. В начале зимы 1941 года ленинградские дети и иждивенцы получали блокадный паек – 125 граммов хлеба в день. И вдруг – собаки… Собаки, которых надо кормить лучше, чем кормили людей. К тому же собаки плотоядны. Они не способны выжить, поедая хлебные крошки.
Самый большой вклад собаки 34-го внесли тогда, когда ленинградские войска пошли на прорыв блокады – собаки были направлены на разминирование коридоров для наступления наших войск и скорейшего прорыва блокадного кольца. Слава о них мгновенно облетела весь фронт. Разминирование было проведено в самые короткие сроки благодаря собачьим носам.
4000 мин обнаружила кинолог-сапер сержант Елизавета Александровна Самойлович-Еранина только со своей немецкой овчаркой по кличке Миг.
В лужских болотах зимой, в январе, собака обозначила посадкой мины в воде и болотной жиже. Хозяйка не сразу поверила, что Миг может распознать что-нибудь в таких условиях, но, засучив рукава, все же стала аккуратно шарить в ледяной воде. За четыре часа осторожной работы в тот раз Елизавета Александровна обнаружила и обезвредила 34 противопехотные мины в деревянных упаковках.
Широко известна надпись: «Проверено, мин нет». «Проверено, мин нет. Проверено Диком» – такая табличка устанавливалась на разминированных полях Ленинградского фронта. Кто же такой Дик? Дик – это шотландская овчарка, четвероногий боец-сапер 34-го отдельного батальона. Именно эта собака спасла Павловский дворец. За 40 минут до взрыва в фундаменте дворца пес обнаружил четырехтонный тротиловый заряд с часовым механизмом замедленного действия. Взрыв был предотвращен. За четыре года службы на фронте Дик обнаружил 12000 мин. Ну а после войны Дика демобилизовали, и пес вернулся в свою семью.
Но не только собаки-саперы принимали участие в боевых действиях на Ленинградском фронте. Воевали собаки, доставлявшие донесения. Были собаки-связисты, прокладывавшие линии связи: на спине закреплялась бобина с проводом, который разматывался при беге, что позволяло очень быстро устанавливать связь между боевыми подразделениями. Если саперами чаще всего работали породистые служебные собаки, то дворняжки и лайки часто служили помощниками санитаров санитарно-ездовой службы. Для транспортировки раненых использовали небольшие саночки или нарты, в которые запрягали от четырех до шести средних собак, но крупных достаточно было и трех. Санитар посылал упряжку к раненому, тот переваливался через низенький бортик, и собаки доставляли его на эвакопункт. За 10 дней прорыва блокады санитарно-ездовая кинологическая служба вывезла с передовой 1750 раненых. Огромным достоинством собачьей упряжки, помимо скорости, было то, что по команде «лежать» упряжка мгновенно укрывалась от вражеского огня – пряталась за любым холмиком, растворялась за любым бруствером.
Подобные упряжки доставляли на передовую инженерное имущество, снаряды и санитарное снаряжение. При этом собаки везли в нарте груз весом до 100 килограммов. Так собаки участвовали в прорыве блокады Ленинграда и в боевых действиях на Ленинградском фронте. На их счету – миллионы спасенных человеческих жизней.
Нигде радио не значило так много, как в нашем городе в дни войны. (Ольга Берггольц). Для жителей блокадного города радио стало единственной связующей нитью – друг с другом, со страной, с жизнью. Именно благодаря работе Ленинградского радио, его защитники и его жители никогда не утрачивали связи с «большой землей», кольцо информационной блокады вокруг осажденного города не сомкнулось.
Работники Ленинградского радио разделили с горожанами их нелегкую судьбу – также мерзли, голодали, но ни на секунду не оставляли трудовой вахты. Их живые, полные непререкаемой веры в Победу, голоса, вдохновляли и поддерживали ленинградцев в самые страшные месяцы войны. Многие писатели, поэты, артисты находили в себе силы выступать не только на концертах, но и по радио, радуя тысячи людей своими талантами. Николай Черкасов, Ольга Берггольц, Всеволод Вишневский, Моисей Блюмберг, Лазарь Маграчев – имена дикторов и журналистов радио блокадного Ленинграда стали настоящими символами Победы.
И вот, 18 января 1943 года, у микрофона - Ольга Берггольц: «Ленинградцы! Дорогие соратники, друзья! Блокада прорвана! Мы давно ждали этого дня, мы всегда верили, что он будет… Ленинград начал расплату за свои муки. Мы знаем - нам ещё многое надо пережить, много выдержать. Мы выдержим всё. Мы – ленинградцы».
В декабре 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». Этого знака мужества и стойкости были удостоены те, кто выдержал все испытания и одолел врага.
Я вспомню всё и выпрямлюсь, как надо,
Чтоб стать ещё упрямей и сильней…
Взывай же чаще к памяти моей,
Медаль «За оборону Ленинграда».
Вечером 27 января 1944 года над Ленинградом грохотал праздничный салют. Армии Ленинградского, Волховского, второго Прибалтийского фронтов отбросили немецкие войска от города, освободили практически всю Ленинградскую область.
Блокаде, в железном кольце которой долгих 900 дней и ночей задыхался Ленинград, был положен конец.
Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что всё небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий.
Смеялись, пели, обнимались люди…
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция, посвященная снятию блокады Ленинграда
Материал представляет собой сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 73 годовщине со дня снятия блокады Ленинграда и презентацию. Композицию подготовили учащиеся 4-А класса для паралле...
Сценарий классного часа, посвященный снятию блокады Ленинграда "900 дней подвига"
Мероприятие, посвященное прорыву и снятию блокады Ленинграда, воспитывает патриотические чувства, вызывает уважение к старшему поколению и пробуждает чувство гордости за свой народ....
Общешкольное мероприятие, посвященное снятию блокады Ленинграда, 30.01.2019 г., 4-а кл.
Общешкольное мероприятие, посвященное снятию блокады Ленинграда, 30.01.2019г., 4-а кл...
Классный час с презентацией "Дню снятия блокады Ленинграда посвящается..."
27 января 2020 года исполнилось 75 лет со Дня полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войскамиСколько бы лет ни прошло, подв...
Методическая разработка:" Открытый урок, посвящённый Дню снятия блокады Ленинграда".
В презентации представлены упражнения по работе с безударными гласными на основе лексического материала, посвящённого блокаде Ленинграда....
Мероприятие, посвященное снятию блокады Ленинграда "Ты выстоял, великий Ленинград"
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ через изучение истории блокадного Ленинграда, подвига, совершённого его жителями....
2024 г. Урок мужества, посвященный Дню снятия блокады Ленинграда, "Зоосад блокадного Ленинграда"
Материал предназначен для детей школьного возраста...
- Мне нравится (1)