Родительское собрание
учебно-методический материал (2 класс)
Конспект родительского собрания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_roditelskogo_sobraniya.docx | 51.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей
Цель собрания: формирование педагогической компетентности родителей в создании условий для сохранения психологического здоровья детей
Задачи собрания:
1. Раскрыть суть понятий «психологическое здоровье», «эмоциональное благополучие».
2. Определить взаимосвязь родительской установки с эмоциональным благополучием и личностным развитием ребенка.
3.Корректировать родительские установки, решая проблему сохранения психологического здоровья ребенка
Подготовительная работа:
- Анализ диагностического исследования «Анкета для родителей» (по Е. М. Листику «Изучение опыта эмоционального взаимодействия в семье и характеристика эмоциональной сферы матери»)
- Подготовка выставки литературы по проблеме родительского собрания
- Памятка для родителей: Портрет психологически здорового ребенка. Тест на определение природных особенностей ребенка.
-Приглашение школьного психолога
Оформление классной комнаты:
- Столы расставлены для работы родителей в группах
- Развешаны плакаты с высказываниями педагогов, психологов о роли психического здоровья детей
Оборудование: магнитная доска, бланк «Негативные родительские установки», компьютер, проектор, мультимедийная презентация, бумажные стикеры с вопросами, геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, волна, листы бумаги; фломастеры и ручки.
Форма проведения: групповая дискуссия с элементами тренинга
Ход собрания
- Организационный момент
1.Классный руководитель: Уважаемые родители, рада приветствовать Вас на родительском собрании.
- ПОЗНАКОМЬТЕСЬ С ВЫСТАВКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ПЛАКАТЫ С ВЫСКАЗЫВАНИЯМИ.
- «Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает любовь, но не начинает любить первым. Если детей одаривают любовью, они возвращают ее. Если им ничего не достается, им нечего возвращать»
- « Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль
Дружбы и ссоры, молчанья печать».
У нас четыре столика на каждом столе лежит один из знаков: квадрат, круг, треугольник, волна, а также листы бумаги, фломастеры и ручки.
Предлагаю Вам занять свои места, выбрав любую геометрическую фигуру.
Наверняка каждый из вас знает, что для нормального развития ребенка нужно чувство защищенности, преобладание бодрого жизнерадостного настроения. Про такого ребенка говорят: растет психологически здоровый ребенок. Тема нашего сегодняшнего разговора – роль семьи в сохранении психического здоровья детей.
2 Основная часть
Прежде чем начать, давайте поприветствуем друг друга. Каждый из Вас должен продолжить фразу: «Мой сын/дочь лучший (ая), потому, что…….
Мы познакомились с самыми лучшими детьми на свете.
А теперь наш психолог познакомит Вас с результатами анкетирования проведенного в нашем классе с целью изучения опыта эмоционального взаимодействия в семьеи характеристиками эмоциональной сферы матери.
2.Психолог: Проводя диагностические мероприятия, особое внимание уделялось таким параметрам как:
1. Психологическое здоровье детей (прохождение адаптации).
2. Уровень тревожности.
3. Эмоциональное развитие.
4. Познавательное развитие.
При сравнении диагностических данных на начало и на конец года наблюдалась положительная динамика по всем выше отмеченным показателям.
Результаты в представлены в таблице на слайде, вы можете ознакомиться с ними. Была рада видеть вас, на нашем родительском собрании и передаю слово медицинскому работнику.
3.Медицинский работник:
-Здравствуйте, уважаемые родители, меня пригласил классный руководитель, я медицинский работник школы. Предлагаю Вам познакомиться со статистикой распространенности функциональных заболеваний и хронических заболеваний нервной системы и психической сферы среди школьников в зависимости от школьников в зависимости от класса. На слайде представлена статистика для всех классов школы, давайте рассмотрим начальные классы. Зеленым цветом выделены, функциональны заболевания НС.
Функциональные расстройства (ФР.) – это нарушения физиологических функций отдельных органов и целых анатомо-функциональных систем. Включают в себя расстройства со стороны пищеварения, дыхания, различных анализаторов, сердечно-сосудистой деятельности, мочевыделения, половой сферы, опорно-двигательного аппарата.
Красным цветом выделены хронические заболевания НС детей.
По статистике видно, что функциональные заболевания превышают хронические.
В Росстате NEWS.ru рассказали, в каких регионах живёт больше всего душевнобольных детей. На первом месте со значительным отрывом оказалась Москва, на втором — Московская область, на третьем — Алтайский край. Санкт-Петербург и Красноярский край также вошли в пятёрку антилидеров. Немало детей с психическими отклонениями в Свердловской, Новосибирской и Челябинской областях. Они оказались в десятке. Меньше всего психически больных несовершеннолетних живёт на Чукотке, в Ненецком автономном округе, Еврейской автономной области, Магаданской области и Карачаево-Черкесии.
Эксперт также перечислил другие факторы риска возникновения психических заболеваний у детей - близкородственные браки и алкоголизм родителей.
Количество душевнобольных детей «примерно одинаковое» во всех регионах страны, разница в статистике может быть необъективна, сообщила в разговоре с NEWS.ru главный внештатный детский психиатр департамента здравоохранения Москвы Анна Портнова. А вот выявляемость патологий — разная. В одних субъектах Федерации больше врачей и детей обследуют лучше — например, в Москве, на Урале, в крупных городах Сибири. На Дальнем Востоке и Северном Кавказе, наоборот, детская психиатрическая помощь находится в кризисе. Врачей и специализированных учреждений не хватает, многие больные остаются недиагностированными.
4. Классный руководитель:Давайте по группам, определим, что влияет на эмоциональное благополучие и эмоциональное неблагополучие. А потом обсудим все вместе. Время работы 5 минут
эмоциональное благополучие | эмоциональное неблагополучие |
- удовлетворение жизненных потребностей ребенка - умение строить внутрисемейные отношения - демонстрировать любовь к ребенку - организовывать досуг ребенка | - дефицит времени родителей - невротизация взрослых - неумение решать личностные конфликты - нарушение в сфере детско-родительских отношений |
5.Классный руководитель:
Уважаемые родители мы с вами проговорили, что влияет на эмоциональное благополучие и эмоциональное неблагополучие, но часто вследствие нарушения психологической безопасности у ребенка могут развиться признаки стрессового состояния. Чтобы вовремя помочь ребенку надо их знать. Я предлагаю вам написать какие могут быть признаки стрессового состояния Задача для каждой подгруппы за 3 минуты определить эти признаки. Затем каждая подгруппа их озвучивает. Уважаемые родители ваши ответы очень ценны, но я хочу добавить свои признаки. Исходя из признаков можно сделать вывод о том, что появление этих признаков связано с неправильным распорядком дня, а также с загруженностью ребенка. Ребенку нужно уделять больше внимания и интересоваться его жизнью.
6.Фитнес-тренер (родитель):
Уважаемые родители, я Анастасия Алексеевна, являюсь фитнес-тренером и хочу провести с вами упражнения для снятия стресса (ряд упражнений).
7.Музыкальный работник:
-Добрый день уважаемые родители, давайте устроим музыкальную паузу, и разрядимся.
Я предлагаю спеть всем известную песню.
-Сначала поют все вместе, потом только те, у кого есть пуговицы на одежде.
-Те, у кого распущенные волосы.
-Все вместе.
-Те, чей рост меньше 165.
-Поют только девушки.
-только мужчины.
-И ещё раз все вместе.
8. Классный руководитель:
Во взаимоотношениях с ребенком нужно уметь подбирать формы воздействия. Одной из таких форм являются родительские установки. Перед Вами таблица с негативными установками, которые иногда даются ребенку родителями. Заполните таблицу. За 5 минут предположите, какие последствия могут вызвать подобные установки? Попробуйте изменить негативную установку на позитивную.
Негативные установки | Последствия | Позитивные установки |
Горе ты мое? | ||
Нытик, плакса! | ||
Ты копия своего отца! | ||
Неумейка! Откуда у тебя только руки растут! | ||
Ты обидел маму! Ты плохой! – вот уйду от тебя к другому мальчику. | ||
Отстань, займись чем-нибудь. | ||
Только и слышу: Купи! Купи! Надоел со своими просьбами |
9. Классный руководитель:
-"Уважаемые родители, я думаю, вы со мной согласитесь, что важным в сохранении психологического здоровья детей, является умение понимать состояние, эмоции и чувства ребёнка. Это можно сделать, если знать и прослеживать эмоциональное состояние всех членов семьи"
-"С помощью чего мы понимаем эмоции?"
(Ответы родителей)
-"С помощью тона речи "
-"С помощью поведения и жестов"
-" С помощью эмоций, которые проявляются на нашем лице"
(Учитель)
-" Да, ваши ответы верны. С помощью мимики мы видим чужие эмоции. Обратите внимание на доску, на ней представлены двенадцать эмоций. Давайте по очереди их назовём?" (Игра «Узнай эмоцию»)
(Ответы родителей)
Работа с родителями
(Учитель)
-"Мы назвали все эмоции. Какой вывод можно сделать? Эмоции не универсальны. И каждый человек называет те, которые ему ближе, к которым он привык"
10. Классный руководитель:
Игры на взаимодействие внутри семьи
- Для сохранения комфортной и благоприятной атмосферы внутри семьи необходимо не только понимать состояние ребёнка, по выражению его лица, не только знать, какие установки негативно влияют на развитие ребёнка и его психику, но и проводить игры на взаимодействие внутри семьи.
Обеспечение благоприятного взаимодействия внутри семьи происходит благодаря играм на взаимодействие:
Игра «Совместная история»
Эта игра на сплочение коллектива, поможет всем крепче сдружиться, научит легко и свободно общаться, разовьет творческое мышление и воображение. В игру можно играть двумя способами.
Первый способ: вы садитесь в круг и выбираете того, кто начнет первым. Ведущий начинает сочинять рассказ одним предложением, например: «Однажды осенью мы отправились в поход…»
Затем тот, кто сидит справа от него, должен продолжить этот рассказ, также одним предложением и так все по кругу добавляют свои предложения в этот рассказ. Таким образом, получается смешной и необычный рассказ. Ведь чем смешнее будет поворот этой истории, тем буде интересней.
Игра может продолжаться до тех пор, пока воображение участников не иссякнет, а интерес не угаснет. Желательно, чтобы рассказ был подчинен какому-то сюжету и имел начало, середину и конец.
Второй вариант игры в письменном виде. Для этого необходима тетрадь примерно на 18 листов. Ведущий также начинает первый писать свой рассказ в тетради и так остальные по очереди. Когда все напишут по предложению, тетрадь возвращается к ведущему, и он зачитывает получившийся рассказ. Получается очень весело и задорно.
Нам больше подходит второй вариант, так как мы будем видеть, что у нас получается.
- И так все садитесь в круг, выберите с кого мы начнём игру?
Играют
Зачитываю результат.
Обсуждение.
Игра «Совместный рисунок»
Очень похожа на предыдущую игру, только здесь продолжаем рисунок.
Вы сидите в кругу, первому я даю лист бумаги а4, и одну ручку, первый начинает рисовать рисунок, который он задумал и когда я говорю «Далее» быстро передаёт листок и ручку следующему участнику по кругу. Важные условия: Нельзя выпускать ручку из рук и нельзя переговариваться между
собой. Когда рисунок дойдёт до человека, который начинал рисовать первым, он громко произносит «Стоп». Смотрим рисунок, если не получилось ничего связного и рисунок полупустой мы продолжаем игру на ещё один круг.
Играют.
Смотрим результат.
Обсуждаем.
11. Классный руководитель:
Уважаемые родители! Сейчас мы с Вами выполним одно упражнение под названием «Говорящие руки». Ваша задача будет заключаться в том, что Вы должны будете в паре выполнять контакт руками, которые я буду Вам говорить и показывать, а что-то будете показывать мне сами. На это Вам дается 5-7 минут.
Варианты инструкций образующимся парам:
1. Поздороваться с помощью рук (пожать руку, стукнуться кулаком);
2. Побороться руками (помахать вместе руками, армреслинг);
3. Помириться руками (соединить мизинцы рук друг с другом, сложить ладони друг на друга);
4. Выразить поддержку с помощью рук (взяться за запястье друг друга, взяться ладонями);
5. Пожалеть руками (взять руку партнера двумя ладонями, переплестись пальцами между друг другом);
6. Выразить радость (поднять руки вверх, сделать ок);
7. Пожелать удачи (поднять большой палец вверх, сложить ладони вместе);
8. Попрощаться руками (коснуться пальцами друг друга, пожать руку друг другу, помахать рукой друг другу, прижать ладони рук друг к другу).
В результате у Вас происходит эмоционально-психологическое сближение за счет телесного контакта. Между Вами улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения.
12. Классный руководитель:
Сегодня, Вы выбрали для себя место за столом и это не случайно, так как каждая фигура даёт возможность узнать себя. Во многом Ваше общение с ребенком строится исходя из ваших установок.
Кто выбрал – Квадрат удобнее всего чувствует себя в стабильной обстановке, предпочитает чёткие указания, что делать. Квадрат консервативен и любит, чтобы всё было упорядоченно и регулярно. Того же квадрат требует и от общения с другими людьми, в том числе и в общении с ребенком.
Треугольник ориентирован на цель. Он получает удовольствие от планирования чего-то и достижения плана. Ориентирован на достижение поставленной цели и результат. Того же требует и от ребенка. Ты должен хорошо учиться.
Круг дружелюбен и общителен; никаких острых углов. Он справляется с
делами, разговаривая о них и сглаживая взаимоотношения с каждым. Общение для него, прежде всего, и он делает всё для того, чтобы сохранялась гармония. Такой же формат общения и с ребенком.
Узнайте, какую фигуру выбирает Ваш ребенок, и скорректируйте свое общение с ним, исходя из его потребностей.
Волна нестандартная и творческая. Ей лучше всего делать в основном что-то новое и разнообразное, ей надоедает размеренность. Когда перед ней
ставят задачу, у нее возникают блестящие идеи. Предпочитает творческое общение.
Мы подготовили для вас буклет, в котором представили: Портрет психологически здорового ребенка и тест на определение природных особенностей ребенка. Раздать буклет
Заключительная часть
13. Классный руководитель. Уважаемые родители, вы все продуктивно поработали. Теперь наступило время подвести итоги по теме нашего собрания и принять единое решение.
Как Вы уже поняли, главным для каждого ребенка является психическая защищенность, именно в этом и будет его эмоциональное благополучие.
Т.е. ребенок должен чувствовать, что его любят в любых жизненных ситуациях. А в свою очередь родители должны уметь чувствовать своего ребенка. Отсюда решение нашего собрания следующее:
Решения по теме собрания:
1. Провести тренинг: Как правильно общаться с ребенком?.
2. Вести в классе и дома паспорт настроения
14. Классный руководитель. Рефлексия. Просим Вас высказать свое впечатление о нашей встрече. Перед вами Дерево с листьями разных цветов.
Зеленые – информация была полезной;
Желтые – было не все понятно;
Красные – информация не была полезной.
Прикрепите выбранный Вами лист к дереву.
15.Классный руководитель:
- А теперь, уважаемые родители, после проведённого родительского собрания, примем участие в тренинг-игре, под название «Полезный совет»
- Скажите, что для вас значит книга? Правильно, ваши ответы я принимаю. Книга символ знаний и мудрости. Давайте соберём всю полученную информацию на нашем родительском собрании в книге. Ваша задача, передавать по кругу книгу и называть по одну критерию, который вы запомнили сегодня и в последствии будете применять при воспитании своего ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"
Родительское собрагние-разработка. Презентация создана к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер (графическая организа...
Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"
На собраниях рассматриваются вопросы: ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...
Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"
Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......
Родительское собрание в 4 классе на тему "Найти свой путь" ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
В собрании раскрываются практические рекомендации по определению способностей и склонностей ребенка....
Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....
Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....
Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»
Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...