Программа внеурочной работы "Краеведение"
рабочая программа
Программа внеурочной деятельности «Краеведение» тесно связанно с учебным курсом «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова, имеющего экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее пределами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_kraevedenie.docx | 33.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность «Краеведение»
Гинаятуллина Тагзима Шайхелисламовна (tagzima68@list.ru)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Алькеевская основная общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан» (МБОУ «Алькеевская ООШ Буинского муниципального района РТ»
Программа внеурочной деятельности «Краеведение» тесно связанно с учебным курсом «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова, имеющего экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее пределами. А.А.Плешаков подчеркивает, что очень важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, например, на внеклассных занятиях. Так возникла идея организации внеурочной деятельности по изучению родного края.
Основная цель – формирование целостной развитой личности, развитие их познавательного интереса, создание условий для духовно-ценностной и практической ориентации ученика в окружающем микромире.
Ученик любознателен, он хочет знать окружающий мир, в котором живет.
Итак, объект изучения: край
- его социальная
- культурная
- природная среда.
Для детей начальной школы понятие край достаточно узкое, соответствующее восприятию детей: это свое село, район. Из класса в класс познавательные возможности детей возрастают и расширяется осознание своего места в окружающем мире у детей.
"Я, мое село, район, мой край - моя республика Татарстан, мое Отечество - Россия, мир.
Мы считаем, что первоначальное знакомство с краем целесообразно начать с временного состояния села. Хотя жизнь края в древности вызывает интерес у детей, но в силу возрастных познавательных возможностей дети не могут оценить значение исторических процессов, происходивших на территории края. Но проведение ряда занятий по изучению истории села всё же необходимы.
Особое внимание уделяем на формирование у учащихся бережного отношения к хлебу, на необходимость личного участия каждого в общем деле охраны природы, на необходимость выполнения правил личной безопасности. Считаем, что дети должны знать проблемы своего села (района) и уметь радоваться достигнутым успехам.
Очень важно, считаем, сохранить познавательный интерес у школьников к познанию своего края. Будучи в старших классах, чтобы они могли применить краеведческие знания на практике и продолжили работу по изучению своего края.
Программа рассчитана для учащихся начальных классов общеобразовательных школ. Она апробировалась с учащимися 1,2,3,4 классов Алькеевской основной общеобразовательной школы.
При составлении тематического планирования старалась обратить внимание на необходимость бережного отношения к природе, сделать акцент на важность сохранившихся традиций, а так же на ценность окружающих памятников культуры.
Учитывая возрастные особенности учащихся - их большую подвижность, неустойчивость внимания и интересов, мы стремимся к тому, чтобы каждое занятие было интересным. Использование разнообразных форм и методов, наглядных пособий, отрывков из художественной и научно-популярной литературы о родном крае, различных игровых приемов способствуют лучшему усвоению материала.
Программа внеурочной деятельности «Краеведение» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).Она состоит из пяти разделов: «Ты – член семьи и общества», «Природа нашего края», «Буинск – районный центр», «Культура края», «Здоровье и безопасность». На изучение каждого раздела указано примерное количество часов.
Классы | Разделы | |||||
Ты - член семьи и общества | Природа нашего края | Буинск - районный центр | Культура края | Здоровье и безопасность | Всего часов | |
1 класс | 10 | 11 | 4 | 5 | 4 | 34 |
2 класс | 10 | 12 | 4 | 5 | 3 | 34 |
3 класс | 8 | 10 | 4 | 6 | 6 | 34 |
4 класс | 10 | 8 | 4 | 6 | 6 | 34 |
Она составлена с учетом возрастных и психологических особенностей детей, не перегружая детей младшего возраста излишней информацией, с включением в ее содержание такого материала, который поможет ребенку посмотреть иными глазами на знакомое окружение.
В разделе «Ты – член семьи и общества» в первом классе изучается тема: «Мой дом, улица, школа. Моё село – Алькеево». Во втором классе – «Мой район. Населенные пункты в районе». Дети работают по карте района. В третьем классе расширяется понятие «Родина»: село, район, республика Татарстан. Дети работают по карте Татарстана. Знакомятся с районными центрами и городами Республики Татарстан, с народами республики Татарстан. В каждом классе проводится беседа о дружбе народов. В четвертом классе рассматривается тема: «Наша Родина – Россия». Ведется работа по карте России, рассматриваются темы: Республики, края, области. Города России. Соседи нашей страны. Народы России.
В разделе «Природа нашего края» программа предусматривает расширение и углубление знаний, полученных на уроках «Мир вокруг нас» знакомство с животным и растительном миром нашей местности, с отраслями сельского хозяйства. Учащиеся получают элементарные представления об экономике, узнают о важнейших взаимосвязях между природой и хозяйством, у них развивается чувства сопричастности к жизни природы и общества. Большое внимание уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувство милосердия норм поведения в природной среде, следование которым составляет основу экологической культуры личности.
В разделе «Культура края» дети знакомятся с памятными местами села, района, с достопримечательностями Татарстана, с традиционными праздниками русского и татарского народов, изучают песни, посвящённые селу Алькеево «Әлкием” (авторы – З. Гарифуллина, Гинаятуллина Т.Ш. -учителя), «Баш иям сиңа, Әлки” (авторы- Г.Гараева, Р.Шарафиева), Татарстана, гимн страны, изучают сборник стихов, написанный местными поэтами. Организовываем встречи со знатными, талантливыми людьми села, района. В этом же разделе предусмотрены экскурсии в музеи, к историческим памятникам.
В разделе «Буинск - районный центр Буинского района» дети знакомятся с учреждениями, предприятиями и организациями района.
В разделе «Здоровье и безопасность» уделяется внимание на укрепление и сохранение здоровья и на необходимость выполнения правил личной безопасности.
Работа в занятиях развивает в детях самостоятельность, творческое отношение к делу, активную жизненную позицию, развивает мышление и речь, воспитывает чувство дружбы и товарищества и, несомненно, любовь к родному краю.
Считаем важным установление тесной связи с родителями, учреждениями, организациями района, способными помочь детям в освоении социальной, культурной и природной среды родного края, так как занятия по краеведению содействуют интеллектуальному и духовному содружеству семьи и школы, родителей и детей, а учителю помогает эффективно использовать краеведческий материал на всех уроках.
Цели программы.
- Обучающие:
- Изучение родного края: его социальной, культурной, природной среды.
- Начальное формирование экологических знаний, основ экологической этики и ответственности.
- Создание условий для практической ориентации ученика в окружающем мире.
- Формирование представления взаимодействия села, человека и природы.
- Развивающие:
- Развитие у учащихся активного познавательного интереса к изучению края.
- Развитие мышления и речи учащихся.
- Развитие наблюдательности, любознательности, самостоятельности, творческих способностей.
- Воспитательные:
- Воспитание любви к Родине (к родному краю).
- Воспитание трудолюбия, любви к земле, уважения к людям труда разных профессий, воспитание гордости за своих земляков.
- Воспитание эстетического восприятия природы; бережное, ответственное отношение к ней.
- Воспитание самостоятельности и творческого отношения к делу.
- Создание условий для формирования нравственных чувств, этики поведения.
Формы и методы организации занятий.
- Беседы с учащимися.
- Наблюдения в природе.
- Экскурсии в природу, на различные предприятия района, в музей и т.д.
- Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами труда, тружениками села самых разных профессий.
- Утренники, викторины, конкурсы, соревнования.
- Выполнение творческого задания: оформление альбомов, фотоальбомов, рефератов, сочинения, рисование, лепка, подготовка небольших устных сообщений на разные темы, выпуск газет с сочинениями и стихами.
- Изучение специальной литературы, знакомство с документами архива, с местной периодической печатью.
- Организация выставок рисунков, поделок из природного материала.
- Беседы с местными старожилами.
- Организация частично-поисковой работы (сбор материала для краеведческого уголка).
- Использование музыки (прослушивание, разучивание, исполнение детьми репертуара соответствующего материала, отрывков из художественной и научно-популярной литературы).
- Просмотр видео- и кинофильмов, телепередач, использование наглядных пособий.
- Работа с картой района, республики, с планом села.
- Использование различных игр краеведческого характера.
Перечень наблюдений, экскурсий, практических работ.
Экскурсии:
В природу: к берегу реки Була, Свияга; на луга, к холму, в лес - в разное время года; на родники. Экскурсии по теме "Поверхность нашей местности", "Почва", "Полезные ископаемые", на зерноток, на птицефабрику, пасеку; на ферму - с целью ознакомления с условиями содержания животных, сельскохозяйственными профессиями; на завод (сухого обезжиренного молока); в школьный музей народного творчества и быта, на хлебозавод, типографию, (автоматическую телефонную станцию); в краеведческий музей г. Буинска, в город Казань - с целью ознакомления с достопримечательностями столицы РТ, к историческому памятнику XVIII века ( Булгары).
Практические занятия:
Посадка деревьев, кустарников; изготовление кормушек, скворечников; работа с глобусом и картой; рассматривание живых растений, гербарных экземпляров диких и культурных растений края, их распознавание; распознавание овощей и фруктов, помощь в уборке урожая овощей на пришкольно-опытном участке; помощь родителям - работа на приусадебных участках; сбор природных материалов для художественного творчества, частично-поисковая работа - сбор материала для краеведческого уголка, уход за комнатными растениями, составление родословной.
Утренники:
- "Хлеб всему голова"
- "Хлеб - имя существительное"
- "Осень в лесу"
- "День птиц"
- "Никто не забыт - ничто не забыто"
- "Тот самый первый день войны"
Конкурсы:
- "Знаешь ли ты свой край?"
- "Знаешь ли ты овощи, фрукты?"
- "Знаешь ли ты зерновые культуры, которые выращивают на наших полях?" Буинского района.
- "Знаешь ли ты своих соседей?"
Встречи:
- с людьми разных профессий, с местными писателями и поэтами.
с ветеранами Великой Отечественной войны и труда.
К концу IV класса
учащиеся должны знать:
- свою родословную, о профессиях своих родителей;
- правила безопасного поведения в природе;
- о культуре своего края;
- некоторые сведения из истории своего села, края;
- государственную символику России, Татарстана;
- о достопримечательностях своего села, края;
- о замечательных людях земли Буинска;
- о традиционных праздниках русского и татарского народа;
- помнить о ветеранах Великой Отечественной войны, об инвалидах.
Понимать с первого класса:
- что сохранение растений и животных - одно из важнейших задач человечества,
- что надо выполнять правила экологически грамотного поведения в быту, в природе,
- что необходимо личное участие каждого в общем деле охраны природы.
- что они (ученики) являются членами семьи, родители нуждаются в их помощи, они (ученики) - члены коллектива, граждане своей страны. Надо внимательно и доброжелательно относиться к сверстникам, уважать старших, любить свою Родину. Село Алькеево - часть Татарстана. Татарстан - часть России. Россия - одно из крупнейших государств мира. Это многонациональная страна, где все народы равны между собой. Надо уважительно относиться к культуре, обычаям, языку других народов. Край - это наш район, наша республика. Это наша малая Родина, которую надо беречь и любить.
-что надо поддерживать чистоту в доме, на улице, в крае в целом и беречь зеленые насаждения.
- что надо беречь свое здоровье и выполнять правила личной безопасности.
Учащиеся должны уметь:
- вести простейшие наблюдения за животными, растениями;
- различать дикорастущие и культурные растения, деревья, кустарники, травы нашей местности;
- собирать и оформлять простейшие гербарии;
- ухаживать за комнатными растениями;
- ухаживать за домашними животными;
- уметь содержать в чистоте свои вещи, дом;
- различать перелетных и оседлых птиц своей местности;
- рассказывать о сезонных изменениях в природе;
- приводить примеры полезных ископаемых края ( Татарстан);
- называть некоторые растения и животные Татарстана, занесенные в Красную книгу;
- описывать герб и флаг Татарстана и России;
- уметь рассказывать о назначении объектов села, о достопримечательностях края;
- уметь оказывать посильную помощь в охране природы;
- уметь ориентироваться по карте;
- работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать личный вклад);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ухода за комнатными растениями;
- ухода за домашними животными;
- соблюдения правил безопасности при проведении экскурсий;
- узнавания в окружающей природе растений и животных нашей местности;
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
- выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае;
- оказания практической помощи инвалидам и престарелым жителям села;
- Оказания посильной помощи родителям и ухода за престарелыми членами семьи (или ухода за младшими братьями и сёстрами).
Список использованной литературы.
- Антонов Ю.Е. "Как научить детей любить Родину", М., Аркти, 2003 г.
- Гулуева Т.С. «Окружающий мир», 3 класс, издательство «Учитель», 2009г.
- Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. «Окружающий мир». 4 класс, М.: «Вако», 2004 г
- Зенина Т.Н. "Подружись с природой", М.; ООО "Такер ТМ", 2003 г.
- Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. "Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников: Первые шаги в мир культуры": Учебно - методическое пособие -М.:" Гуманитарный издательский центр"Владос", 2002 г.
- Плешаков А.А. "Окружающий мир" Учебники (1-4), М.: «Просвещение», 2009 г
- Плешаков А.А. «Мир вокруг нас» Программа и тематическое планирование, Москва «Просвещение» , 2003 г.
- Федотова О.Н. и др. «Окружающий мир» ,хрестоматия, 1-4 классы, М.: Академкнига. Учебники.2010г.
- Федотова О.Н. и др. «Наш мир» ,1-4, М.: Академкнига. Учебники.2007г.
- Юдина И.Г. "Природоведение" "Нестандартные уроки и творческие задания", 1-4 классы, издательство "Учитель -АСТ", Волгоград, 2002 г.
- Институт татарской энциклопедии «Буа ягым –тау ягым» = «Буинские просторы», Казань, 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...