Конспект фрагмента урока "Единственное и множественное число глаголов".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Конспект фрагмента урока по русскому для 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл demo_rus.docx57.39 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта фрагмента урока

Ф.И.О. участника: Николаева Светлана Сергеевна

Тема урока: «Единственное и множественное число глаголов»

Класс: 2

Цель фрагмента урока: создание условий для формирования знаний учащихся с единственным и множественным числом глаголов, их отличительными признаками и ролью в речи.

Задачи фрагмента урока:

1.Формировать умения определять единственное и множественное число глаголов;

2.Развивать аналитико-синтетические умения при открытии новых знаний, коммуникативные навыки при работе в группах, парах.

3.Воспитывать аккуратность, дисциплинированность, любовь к родному языку.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. определять число глаголов, знать в каких случаях глагол обозначает единственное или множественное число.

Личностные:

  1. осознание личной ответственности за результат самостоятельной деятельности;
  2. становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к изучению, понимание необходимости учения.

Метапредметные:

Познавательные: 1) осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Регулятивные: 1) определять цель и учебную задачу; 2) выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкции учителя; 3) контролировать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные: 1) участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах, в группах), осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль, взаимооценку и самооценку.

Тип фрагмента урока: открытие новых знаний.

Оборудование: интерактивная доска, интерактивная панель, документ-камера, учебник «Русский язык» Канакина В.Н., Горецкий В.Г. 2 кл., 2 часть, карточки

Этап фрагмента урока

Содержание фрагмента урока

Планируемые результаты

I. Мотивирование к учебной деятельности (1 мин)

Приветствие

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Светлана Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- А сейчас соедините с соседом по парте ладони, показывая, что вы с хорошим настроением и готовы дружно работать на уроке. Садитесь.

-Наш урок хочется начать с высказывания русского писателя Константина Георгиевича Паустовского «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

-Как вы понимаете его?

- А помогают сделать таким язык ученые-языковеды, которых называют лингвистами.

- Обратимся к толковому словарю Ожегова

ЛИНГВИ́СТ, -а, муж. Специалист по лингвистике, языковед.(научная информация)

-Вот и сегодня с вами мы побудем в роли юных исследователей-ученых.

-У каждого из вас на столах лежит карта исследователя, где вы на каждом этапе будете оценивать свою работу.

Карточки исследователей 

Личностные: становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к изучению, понимание необходимости учения.

Метапредметные:

Познавательные: осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности

II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (1 мин)

-Начнем урок с ранее изученного материала.

- С какими частями речи мы уже познакомились? (Существительное, глагол)

-Давайте вспомним, что такое существительное?

-Что такое глагол?

-Откройте свои тетради, запишите число и классную работу. Тетрадь под наклоном, спина ровная. По очереди будем выходить и на флипчарте  записывать предложения, остальные работают в тетради, ваша задача определить существительное и глагол. ( Машина едет. Солнце светит. Идет дождь. Оля играет. Цветут цветы. Летит ворона)

-Если всё верно, покажите солнышко и в своих картах поставьте себе плюс.

Личностные: становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к изучению, понимание необходимости учения.

Метапредметные:

Познавательные: осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности

III.Выявление места и причины затруднения (2 мин)

-Посмотрите на интерактивную панель, перед вами слова, к какой части речи вы их отнесёте? Почему? (записаны слова: читает, поют, играют, пишет, рисует, убирают.)

Разделите слова на две группы:

Разделите слова на группы
Читает                             поют
Пишет                             играют
Рисует                             убирают

-По какому признаку разделили слова?
-На какой вопрос отвечают глаголы 1-го столбика?
-На какой вопрос отвечают глаголы 2-го столбика?
- Перед нами возникла
ПРОБЛЕМА, нужно узнать как называются глаголы, которые обозначают действие одного предмета и как называются глаголы, которые обозначают действия нескольких предметов.

Их название вы найдете, если расшифруете слова:

ЕОННЕВТСНИДЕ; ЕОННЕВТСЕЖОНМ

-Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Единственное и множественное число глаголов(

Верно, тема нашего урока…

-Какая ЦЕЛЬ нашего урока? ( Научиться задавать вопросы и определять число глаголов)

Личностные: становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к изучению, понимание необходимости учения.

Метапредметные:

Познавательные: осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в группах, парах)

IV.Построение проекта выхода из затруднения (1 мин)

-Исходя из цели урока, определите план нашего занятия:

1. Узнаем, какие глаголы называются единственными и множественными;

2.Сформулируем правила и сверим с учебником;

3.Научимся задавать вопросы и определять число глаголов.

Личностные: становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к изучению, понимание необходимости учения.

Познавательные: осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Регулятивные:  определять цель и учебную задачу;  контролировать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах, в группах), осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль, взаимооценку и самооценку.

V.Реализация построенного проекта (7 мин)

-По первому пункту плана мы сейчас узнаем, какие же глаголы называются единственными, а какие множественными.

-посмотрите на интерактивную доску ( иллюстрация одного снегиря)

-Что это за птица?

-Когда можно увидеть снегиря? (Зимой)

- Мы должны помнить, что зимой птицы нуждаются в нашей помощи, мы должны кормить их, делать кормушки ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ МОМЕНТ

-Оля попробуй составить краткое предложение по данной картинке (Снегирь сидит на ветке) –Запишите

(добавляется иллюстрация еще одного снегиря)

-Саша, составь предложение по этой картинке. (Снегири сидят на ветке)

-Петя, найди глагол в первом предложении, Оля- во втором.

-Сравните, чем отличаются.

-Перейдем ко второму пункту нашего плана

-Давайте откроем учебник на стр. 74 и прочитаем правило

-Посмотрите на доску

Самолет летит     Самолеты летят

-Если всё понятно, поднимите правую руку и отметьте в своих картах успеха.

Работа в группах

-А теперь давайте поработаем в группах, первая группа работает на интерактивной доске, вторая-на интерактивной панели.

Каждое слово, соотнесите к нужному числу глаголов.

Единственное число    Множественное число

Рисует, пишет, играет     рисуют, пишут, играют

Выполним взаимпороверку

Первая группа хлопните в ладоши один раз, если у второй группы всё верно, вторая группа хлопните два раза, если у первой группы всё верно.

-В картах проставьте себе плюсы.

-Повторим еще раз правила.

Личностные: становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к изучению, понимание необходимости учения.

Метапредметные:

Познавательные:

осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Регулятивные:

выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкции учителя;  контролировать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах, в группах), осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль, взаимооценку и самооценку.

VI.Закрепление полученного материала (2 мин)

-А теперь сыграем в игру «Какое число?»

-На ваших столах лежат карточки с буквами:

Е-единственное число;

М-множественное число.

-Ваша задача, когда я зачитаю слово, поднять карточку с нужной буквой.

Радуются (м), смеются( м), научусь(е), катается(е), улыбаются(м), поливают (м), сажает(е),  пишет (е), печатают (м), танцуют(м)

-Если всё было верно, поднимите руки вверх.

Творческое задание. Разноуровневые задания.

-У вас на партах лежат карточки синего и красного цветы. Если вы усвоили материал-возьмите синюю карточку, если испытываете затруднение- красную.

Красная карточка

-Запишите глаголы в форме единственного числа

Читали-_____________

Замолчат-___________

Говорят-____________

Встают-_____________

Проверили-_____________

Рисуют-________________

Синяя карточка

Используя слова для справок, составьте текст. У глаголов определите число.

_______________солнышко. ____________снега. ____________сосульки. На реке ___________лёд. Над водой ______________белые чайки. ______________медведь. Звонко ____________дятлы.

Слова для справок: проснулся, светит, стучат, тают, сходят, треснул, кружат.

-У кого синяя карточка, поднимите руку, Вася выйди к доске и давайте проверим эту карточку по документ-камере. Если всё верно покажите солнышко и проставьте плюсы в своих картах. Теперь проверим красную карточку.  Если всё верно, хлопните в ладоши.

Личностные: становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к изучению, понимание необходимости учения.

Метапредметные:

Познавательные: осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в группах, парах)

VII.Итог урока (1 мин)

-Вот и подошло к концу наше исследование.

-Что нового вы узнали на уроке?

-Как определить число глаголов?

-Хдопните в ладоши два раза, если мы достигли поставленной цели.

Рефлексия

-Возьмите свои листы успеха, и оцените себя, в нижнем углу поставьте себе оценку, поднимите и покажите их. Я сегодня ставлю 5…4…

-Закончить наш урок я хочу словами Ивана Сергеевича Тургенева:

«Берегите наш язык, наш прекрасный-русский язык…»

-Спасибо, урок окончен.»

Личностные: становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к изучению, понимание необходимости учения.

Метапредметные:

Познавательные: осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в группах, парах)

Карта исследователя

Я выполнил (а):

        Оценка:___

Карта исследователя

Я выполнил (а):

        Оценка:___

Карта исследователя

Я выполнил (а):

        Оценка:___

Карта исследователя

Я выполнил (а):

        Оценка:___

М М М М М М М М М М

Е Е Е Е Е Е Е

-Запишите глаголы в форме единственного числа

Читали-_____________

Замолчат-___________

Говорят-____________

Встают-_____________

Проверили-_____________

Рисуют-________________

-Запишите глаголы в форме единственного числа

Читали-_____________

Замолчат-___________

Говорят-____________

Встают-_____________

Проверили-_____________

Рисуют-________________

-Запишите глаголы в форме единственного числа

Читали-_____________

Замолчат-___________

Говорят-____________

Встают-_____________

Проверили-_____________

Рисуют-________________

-Запишите глаголы в форме единственного числа

Читали-_____________

Замолчат-___________

Говорят-____________

Встают-_____________

Проверили-_____________

Рисуют-________________

-Запишите глаголы в форме единственного числа

Читали-_____________

Замолчат-___________

Говорят-____________

Встают-_____________

Проверили-_____________

Рисуют-________________

-Запишите глаголы в форме единственного числа

Читали-_____________

Замолчат-___________

Говорят-____________

Встают-_____________

Проверили-_____________

Рисуют-________________

-Запишите глаголы в форме единственного числа

Читали-_____________

Замолчат-___________

Говорят-____________

Встают-_____________

Проверили-_____________

Рисуют-________________

Используя слова для справок, составьте текст. У глаголов определите число.

_______________солнышко. ____________снега. ____________сосульки. На реке ___________лёд. Над водой ______________белые чайки. ______________медведь. Звонко ____________дятлы.

Слова для справок: проснулся, светит, стучат, тают, сходят, треснул, кружат.

Используя слова для справок, составьте текст. У глаголов определите число.

_______________солнышко. ____________снега. ____________сосульки. На реке ___________лёд. Над водой ______________белые чайки. ______________медведь. Звонко ____________дятлы.

Слова для справок: проснулся, светит, стучат, тают, сходят, треснул, кружат.

Используя слова для справок, составьте текст. У глаголов определите число.

_______________солнышко. ____________снега. ____________сосульки. На реке ___________лёд. Над водой ______________белые чайки. ______________медведь. Звонко ____________дятлы.

Слова для справок: проснулся, светит, стучат, тают, сходят, треснул, кружат.

Используя слова для справок, составьте текст. У глаголов определите число.

_______________солнышко. ____________снега. ____________сосульки. На реке ___________лёд. Над водой ______________белые чайки. ______________медведь. Звонко ____________дятлы.

Слова для справок: проснулся, светит, стучат, тают, сходят, треснул, кружат.

Используя слова для справок, составьте текст. У глаголов определите число.

_______________солнышко. ____________снега. ____________сосульки. На реке ___________лёд. Над водой ______________белые чайки. ______________медведь. Звонко ____________дятлы.

Слова для справок: проснулся, светит, стучат, тают, сходят, треснул, кружат.

Используя слова для справок, составьте текст. У глаголов определите число.

_______________солнышко. ____________снега. ____________сосульки. На реке ___________лёд. Над водой ______________белые чайки. ______________медведь. Звонко ____________дятлы.

Слова для справок: проснулся, светит, стучат, тают, сходят, треснул, кружат.

Используя слова для справок, составьте текст. У глаголов определите число.

_______________солнышко. ____________снега. ____________сосульки. На реке ___________лёд. Над водой ______________белые чайки. ______________медведь. Звонко ____________дятлы.

Слова для справок: проснулся, светит, стучат, тают, сходят, треснул, кружат.

Используя слова для справок, составьте текст. У глаголов определите число.

_______________солнышко. ____________снега. ____________сосульки. На реке ___________лёд. Над водой ______________белые чайки. ______________медведь. Звонко ____________дятлы.

Слова для справок: проснулся, светит, стучат, тают, сходят, треснул, кружат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фрагмента урока по теме: «Парные согласные в середине и в конце слова».

Цель:  Развивать умение распознавать в корне букву, которую надо проверять и формировать навыки проверки  парных согласных в корне слова изменением числа и при помощи подбора однокоренных сл...

Конспект фрагмента урока к модулю 4

Урок развития речи на основе ознакомления с окружающим миром  4 класс.   Тема:  наземный транспорт. Тип урока:  закрепление.   Цель:...

Конспект фрагмента урока к модулю 4

Урок развития речи на основе ознакомления с окружающим миром  4 класс.   Тема:  наземный транспорт. Тип урока:  закрепление.   Цель:...

Конспект фрагмента урока "Навыки устного счета. Уравнение"

Цель урока: закреплять понятие об уравнении как особом виде равенства; закреплять умение решать уравнения изученных типов; отра­батывать навыки решения текстовых задач, быстрого счета в пре­делах 9; р...

конспект фрагмента урока литературного чтения в 4 классе "Корзина с еловыми шишками"

конспект фрагиента урока разработан и проведен по УМК "Школа России...

конспект фрагмента урока по теме "Выделение целой части из неправильной дроби"

конспект фрагмента урока по теме "Выделение целой части из неправильной дроби".  УМК " Школа 2100"....