Классный час "Блокадный хлеб" 4 "Б" класс, классный руководитель: Шериева З.А
классный час (4 класс)
Тема классного часа актуальна не только в преддверии годовщины Победы в Великой Отечественной войне, но и носит практический характер. Подрастающее поколение не осознаёт значимости и ценности хлеба, воды и других продуктов, важных для жизни и здоровья человека. Поэтому, необходимо постоянно знакомить учащихся с произведениями на военную тематику. Дух патриотизма должен расти в каждом ученике всё сильнее с каждым днем. Тема блокадного Ленинграда, ужасы постоянных налетов авиации, голода и очередей за хлебом. Детский взгляд на ужасы блокады мы видим в дневнике Тани Савичевой. Но, главное - это 125 граммов блокадного хлеба - ленинградского золота и карточки, по которым его выдавали. Подвести учащихся к теме о значимости хлеба.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blokhleb.docx | 315.51 КБ |
Предварительный просмотр:
(освобождению Ленинграда от блокады посвящается)
Классный руководитель:
Шериева Зарина Ахмедовна
2022г.
Ленинград, Ленинград, Ленинград!
Да прославится хлеб его черствый,
и безмолвье ослепших громад,
и дыханье крутых баррикад,
и людей непрощающий взгляд,
и сердец, возмужавших упорство.
В наши дни мы часто слышим «Не хлебом единым жив человек» Это конечно так. Но задумайтесь об истинной цене хлеба. В старину говорили: «Хлеб- всему голова». Народ веками складывал о нем поговорки, поэты сочиняли стихи, а художники изображали его на своих полотнах. Особенно трогателен до слез в живописи и в стихах образ блокадного хлеба. Страшно даже подумать о том, какова же на самом деле была настоящая цена этого кусочка черного хлеба. Иногда цена этого маленького кусочка хлеба равнялась цене даже не одной человеческой жизни. Блокадный хлеб… Муки в нем было ненамного больше, чем жмыха, целлюлозы, соды, отрубей. Форму для выпечки которого смазывали за неимением другого соляровым маслом. Но это была их надежда на жизнь.
Блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) во время Великой Отечественной войны проводилась немецкими войсками с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года с целью сломить сопротивление защитников города и овладеть им. Слайд 3
Наступление фашистских войск на Ленинград началось 10 июля 1941 года. В августе тяжелые бои шли уже на подступах к городу. 30 августа немецкие войска перерезали железные дороги, связывавшие Ленинград со страной. 8 сентября 1941 года немецко-фашистские войска овладели Шлиссельбургом и отрезали Ленинград от всей страны с суши, они окружили город и сомкнули кольцо. Со стороны противника действовали объединенные силы немецких, испанских («Голубая дивизия») и финских войск. Слайд 4
План Гитлера был таков: Ленинград следовало не только захватить, но и разрушить полностью. Ленинград всегда был второй столицей, поэтому, если бы он попал руки врага, духовные силы советских воинов могли оказаться сломленными. После Ленинграда значительно упрощалась задача расправы с Москвой. Слайд 5
Ленинград был совершенно не готов к осаде. Началась почти 900-дневная блокада города. Сколько это примерно месяцев и лет? (примерно 30 месяцев, 2,5 года. - Если быть точнее - 871 день). Слайд 6-7
Немцы даже представить не могли, сколько у ленинградцев силы, мужества и стойкости.
Учитель: - Вы знаете, ребята, какой великий подвиг совершили ленинградские школьники? (ответы детей)
Самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что дети учились.
(Слайд 8-9 дети учатся).
Во время блокады дети Ленинграда росли, учились и работали под разрывы бомб и снарядов.
Из 408 школ в октябре 1941г. действовали 103. Занятия начались с 27 октября. Они проводились три раза в неделю по три урока в день. Дров было мало. В школах было холодно. Занимались в пальто и валенках. Чернила замерзали. При воздушной тревоге занятия прекращались, всех переводили в бомбоубежище. Чтобы поддержать силы детей, после уроков им давали по тарелке дрожжевого супа.
Читает ученик.
Дети и учителя умирали во время уроков.
Девчонка руку протянула
И головой –
На край стола.
Сначала думали –
Уснула,
А оказалось –
Умерла.
Никто
Не обронил ни слова.
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья – после похорон. Ю. Воронов.
Продовольственных запасов было мало, пришлось использовать пищевые суррогаты. С начала введения карточной системы нормы выдачи продовольствия населению Ленинграда неоднократно сокращались. В ноябре-декабре 1941 года рабочий мог получить лишь 250 граммов хлеба в день, а служащие, дети и старики - всего 125 граммов. Что это был за хлеб! Жмых, опилки, желуди и пыль, оставшаяся от запасов муки… Хлеб получался практически черным по цвету и горьким на вкус. Больше никакой еды. Слайд 10 (Учитель взвесим на весах, раздает детям хлеб)
Учитель: 900 дней голода, холода, горя.
Наш город в снег
До пояса закопан,
И если с крыш
На город посмотреть,
То улицы
Похожи на окопы,
В которых побывать успела. Смерть. Смерть стала хозяйкой в городе. Поджидала всюду.
Из-за нехватки еды люди умирали массово. Абсолютно нормальным стало явление, когда человек медленно шел по улице и вдруг падал от истощения. Проходящие мимо констатировали смерть. Трупы убирали своими силами те, кто
еще мог как-то передвигаться. От голода и его последствий скончались более 630 тысяч человек. Слайд 11-12
Когда 25 декабря 1941 года впервые была сделана прибавка хлебного пайка - рабочим - на 100 граммов, остальным - на 75, истощенные, изможденные люди вышли на улицы, чтобы поделиться своей радостью. Это незначительное увеличение нормы выдачи хлеба давало пусть слабую, но надежду умирающим от голода людям. Слайд 13
Осень-зима 1941-1942 годов - самое страшное время блокады. Первая зима в осажденном Ленинграде была суровой. Столбик термометра падал до отметки - 32,1 °C. Средняя температура месяца была – 18,7 °C. В городе даже не зафиксировали привычных зимних оттепелей. В апреле 1942 года снежный покров в городе достигал 52 см. Отрицательная температура воздуха стояла в Ленинграде более полугода, продержавшись до мая включительно.
Отопление не поступало в дома, были отключены канализация и водопровод. Прекратилась работа на заводах и фабриках. Главным источником тепла в домах стала печка - «буржуйка». В ней сжигали все, что горело, в том числе книги и мебель.
Слайд 14-15
От дистрофии и холода люди умирали тысячами. Но ленинградцы продолжали трудиться - работали административные учреждения, типографии, поликлиники, детские сады, театры, публичная библиотека, продолжали работу ученые. Работали 13-14-летние подростки, заменившие ушедших на фронт отцов. Борьба за Ленинград носила ожесточенный характер. Был разработан план, предусматривавший мероприятия по укреплению обороны Ленинграда, в том числе противовоздушной и противоартиллерийской.
Осенью на Ладожском озере из-за шторма движение судов было осложнено, но буксиры с баржами пробивались в обход ледяных полей до декабря 1941 года, некоторое количество продовольствия доставлялось самолетами. Твердый лед на Ладоге долго не устанавливался, нормы выдачи хлеба были вновь сокращены. Слайд 16
В январе 1942 года движение по зимней дороге уже было постоянным. Немцы бомбили и обстреливали дорогу, но им не удалось остановить движение.
Зимой началась эвакуация населения. Первыми вывозили женщин, детей, больных, стариков. Всего эвакуировали около миллиона человек. Весной 1942 года, когда стало немного легче, ленинградцы начали очищать, убирать город. Нормы выдачи хлеба увеличились. Слайд17-18
Блокада Ленинграда длилась почти 900 дней и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества: от голода и обстрелов погибло свыше 641 тысячи жителей. Эта цифра была озвучена на Нюрнбергском процессе. По другой статистике, цифра может достигать 1,5 миллиона человек. Только 3% смертей
приходятся на фашистские артобстрелы и бомбежки, остальные 97% погибли от голода. Слайд 20
До наших дней чудом сохранился дневник маленькой девочки — Тани Савичевой. Страшные 9 страниц о войне, в котором она записывала, как голод каждый месяц уносил из жизни ее близких:
«Женя умерла 28 дек в 12.00 час утра 1941 г.»,
«Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г.»,
«Лёка умер 17 марта в 5 часов утра в 1942 г.»,
«Дядя Вася умер в 13 апреля 2 ч ночь 1942 г.»,
«Дядя Лёша 10 мая в 4 ч дня 1942 г.»,
«Мама 13 мая в 7.30 час утра 1942 г.»,
«Савичевы умерли»,
«Умерли все»,
«Осталась одна Таня» …
Самой Тани Савичевой не стало 1 июля 1944 года. Таня ушла навсегда, так и не узнав, что не все Савичевы умерли. Сестра Нина и брат Миша остались живы. Сегодня 9 листочков из дневника девочки Тани хранятся в «Государственном Музее истории Санкт-Петербурга», а копии их разошлись по всему свету как память о маленькой девочке, описавшей свою, детскую историю страшной войны.
Рядом с могилой Тани Савичевой – стена с барельефом и страничками из ее дневника. Эти же записи вырезаны на камне рядом с памятником «Цветок жизни» под Санкт-Петербургом. Слайд 21-24
Большинство погибших в блокаду похоронены на Пискаревском мемориальном кладбище. Слайд 25
20 января 1945 года Ленинград был награжден орденом Ленина за мужество, стойкость и невиданный героизм в дни тяжелой борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. 8 мая 1965 года Ленинград получил почетное звание «Город-Герой».
Слайд 26
Федеральным законом «О днях воинской славы и памятных дат России» от 13 марта 1995 года 27 января установлен как День воинской славы России - День снятия блокады города Ленинграда (1944 год). Слайд 27
Памяти жертв блокады и погибших участников обороны Ленинграда посвящены мемориальные ансамбли Пискаревского кладбища и Серафимского кладбища, вокруг города по бывшему блокадному кольцу фронта создан Зеленый пояс Славы. Слайд 28
А сейчас мы можем просмотреть видеофильм «Блокада Ленинграда»
(Если останется время)
На этом наш классный час мы завершаем.
Надеюсь вам было интересно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Циклограмма работы классного руководителя.Основные направления деятельности классного руководителя.
Данный материал поможет классному руководителю в составлении плана воспитательной работы и системно запланировать воспитательную работу в начальной школе....
Воспитательная система классного руководителя "Сотрудничество классного руководителя с родителями как средство формирования творческой личности"
Из опыта работы классного руководителя, победителя районного конкурса "Моя классная - самая классная, участника очного тура областного этапа Педагогического марафона классных руководителей...
Воспитательная система ДАР. МАОУ ГИМНАЗИЯ №2 г. Балаково Саратовской области. Создание на основе детской школьной организации «РАДУГА» классного коллектива «ЭРУДИТЫ».Классный руководитель Иванова Екатерина Семёновна.
МАОУ ГИМНАЗИЯ №2 г. Балаково Саратовской области. Классная организация – "ЭРУДИТЫ"Цель:· создание условий для разностороннего развития личности н...
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации
Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де
Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...
Классный час в 4 классе «Мы все разные, но мы вместе!» (Классный руководитель Шериева З.А.)
Цель: воспитание высоконравственной, ответственной, творческой,толерантной личностиЗадачи:Ввести и закрепить определение термина «толерантность», углубить понимание его значения.Сформ...
Классный час в 4 классе на тему: "Я- патриот своей страны", классный руководитель: Шериева З.А
Цель:воспитательнаяВоспитание у учащихся чувства патриотизма, определить роль патриотизма в жизни современного общества.Задачи:ОбразовательныеПознакомить учащихся с понятием «патриотизм», ...