Конспект внеклассного мероприятия «Русские народные загадки»(3 класс)
план-конспект занятия (3 класс)

Вильданова Азалия Айдаровна

Планируемые результаты:

Познавательные:

-умение осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

-умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Личностные:

-Сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-Владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

Цель: Развитие у детей познавательных способностей (внимание, восприятие, быстроты реакции, различные виды памяти и аналитическое мышление)

Задачи:

 - Совершенствовать мыслительные операции;

- Развивать аналитические способности, устную речь, умение решать нестандартные задачи;
-Развивать навыки анализа, умения делать выводы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж № 1»

Школа МАОУ «Ньютон»

Класс:3-9

Учитель: Ершова Светлана Владимировна

Отметка за проведение:

Студенты: Вильданова А.А,

Методист: Корнилова Е.В

Подпись _____________________

Подпись __________________

                                                                                Конспект внеклассного мероприятия

Курс: «Я-исследователь»

Направленность внеурочной деятельности:

Класс / возраст детей: 3-9

Тема: «Русские народные загадки»

Планируемые результаты:

Познавательные:

-умение осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

-умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Личностные:

-Сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-Владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

Цель: Развитие у детей познавательных способностей (внимание, восприятие, быстроты реакции, различные виды памяти и аналитическое мышление)

Задачи:

 - Совершенствовать мыслительные операции; 

- Развивать аналитические способности, устную речь, умение решать нестандартные задачи;
-Развивать навыки анализа, умения делать выводы.

Форма проведения: урок

Дата проведения: 08.10.21

                 Ход внеурочного занятия

Этапы занятия

Время

Содержание

Формируемые УУД

Примечание

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Самоопределение деятельности

2 мин.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Азалия Айдаровна, и сегодня я буду проводить у вас урок.

- Прозвенел звонок веселый.             Мы начать урок готовы.                              Будем слушать, рассуждать,                        И друг другу помогать.

Cегодня , мы более подробно остановимся на одном из жанре устного народного творчества. А о каком именно вы узнаете, выполнив следующее задание:

-Прочтите слово по первым буквам названий изображённых предметов.

- Какое слово у вас получилось?

Эмоционально готовятся к занятию. Здороваются.

-Здравствуйте

Ученики отвечают: загадка

Коммуникативные: уметь слушать и понимать других; уметь оформлять свои мысли в устной форме

Слайд 1

Актуализация знаний, введение в ситуацию

3 мин.

-Любите ли вы отгадывать загадки?

-Что же такое загадки, как вы думаете?

-Все верно. Загадкой называют небольшое фольклорное (народное) произведение, которое содержит замысловатый вопрос, требующий ответа.

-Как вы считаете, как давно появились загадки?

-Народ издавна высоко ценил загадки, видя в ней источник мудрости. Сколько живет человек, столько живут и загадки. На протяжении многих веков создавал их народ. Из глубины времен загадки донесли до нас мудрость русского народа. В них он просто и красочно, кратко и выразительно описывал человека, его мир, отношение к явлениям природы, растениям и животным.

-О чем бывают загадки?

-Какие загадки знаете вы? (2-3 человека)

-Ребята, хотите научиться сами составлять свои загадки?

-Но сначала надо понять, как устроена загадка.

Отвечают «ДА» или «НЕТ»

-Это слова или предложения, в которых что-то описывается, но самое главное не говорится. Это нужно отгадать.

-Рассказывают свои предположения.

-О животных, о окружающей нас среде ,о предметах , о профессиях

-Да

Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, классификация; извлечение необходимой информации из текстов и использование знаково-символических средств; осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Регулятивные: выполнение пробного учебного действия; волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции; учет разных мнений.

Слайд 2

Основной

30 мин.

 -В этом мы разберемся вместе. Попробуйте отгадать такую загадку:

Держит девочка в руке

Облачко на стебельке.(одуванчик)

- А как вы догадались? Как узнали?

- А чем похож?

- Вот, оказывается, что особенного в загадке. В ней сам предмет не назван, а назван другой, похожий на него. Отгадывая загадку, мы обращаем внимание на признаки предмета. А еще что? Обратите внимание на слова «в руке» - «на стебельке». (есть рифма) (поэтический прием, повторение похожих сочетаний звуков в окончаниях стихотворных строк. Рифма придает благозвучие стихотворению, подчеркивает музыкальность стиха, его ритм.)

-А сейчас мы проведем физминутку.(видео на слайде)

На доске - перечень основных признаков: 

1) предмет не назван,

2) назван другой, похожий на него,

3) показаны важные признаки,

4) рифма.

- А теперь, когда вы поняли, как устроена загадка, попробуйте сами сочинить свою загадку.

- Пусть ваша первая загадка будет вот об этом цветке. (показ слайда) Что это за цветок?

-  Всмотритесь в рисунок, рассмотрите цветок. Что в нем особенного? Назовите его главные признаки.

- Итак, главные признаки цветка, на которые сразу обращаешь внимание, Вы назвали все признаки. Но у нас нет еще одной важной детали, нужной в загадке. Какой?

- На что же похожи цветочки ландыша? 

-  С чего начнем, с чем будем сравнивать?

- Назовем признаки этих горошков. Какие они?

- Вот и первая строчка загадки: «Белые душистые горошки...»

- Нужны еще какие-то признаки. О чем нужно сказать?

- На что он похож?

- Вот это уже хорошо: горошки на ножке. Но надо горошки как-то прикрепить к ножке. Подыщите нужное слово. (Запись слов: качаются, висят, растут, сидят.)( на слайде карточки слов)

- Предлагайте вторую часть загадки. (растут на одной ножке, висят на одной ножке, висят на зеленой ножке и т.д.)

-На каком варианте остановимся?

Вот у нас и получилась загадка:

Белые душистые горошки

Висят на зеленой ножке.

- Вы говорили, что цветки ландыша похожи не только на горошки, но и на шарики. Попробуйте указать признаки шариков. Какие они? (белые, душистые)

- Итак, начнем загадку так:

«Белые душистые шарики...

- Как можно продолжить? («... висят на стебельке как фонарики») 

-А сейчас попробуйте сами составить загадки. Я раздам для работы в группах иллюстрации , а вы попробуйте составить свои загадки.

Рассмотрите предмет. Выделите его свойства, признаки. Составьте текст загадки с опорой на вопросы:

  • Кто это?
  • Что это?
  • Где это можно увидеть?
  • На что похож предмет?
  • Что он может делать?

- Расскажите, какой текст вы составили. Пусть ребята попробуют отгадать загадку. А вы затем покажите иллюстрацию отгадки.

Детям раздаются иллюстрации: петух, ежик, гусь, морковь, белка, собака.

-Одуванчик похож на облачко, только про него может быть сказано, что это облачно на стебельке

-Одуванчик такого же цвета, он кажется таким же мягким, пушистым, как облако

-Ландыш

- Много цветков на одном стебельке, пахнет хорошо, душистый, цветочки бывают только белые.

душистый, много цветочков на одном стебельке, все цветочки белые

-Мы не говорили, на что похожи цветочки ландыша.

- на горошки, на шарики, на фонарики, на чашечки, на колокольчики, на бубенчики

-с горошками

-белые, душистые

-О стебельке

-На ниточку, на ножку

-Ученики выбирают

-Ученики угадывают

Обучающиеся выполняют работу в подгруппах

Познавательные: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; делать предварительный отбор источников информации; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

Слайд3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Рефлексия

5 мин.

-А теперь подведем итог нашего урока

- С каким жанром устного народного творчества вы познакомились? В чем его особенности?

 -В чем особенность языка русских народных загадок? 

-Поднимите карандаш или ручку красного цвета ,если вам понравилась ваша работа на уроке. Если вам не понравилась ваша работа на уроке, поднимите синий карандаш или ручку.

-Молодцы! До новых встреч, мне было приятно с вами работать!

-Мы познакомились с загадками. В загадках описываются свойства и признаки предмета, а сам предмет не называется. Его надо угадать.

-В них есть рифмы

-До свидания!

Коммуникативные: аргументировать свое мнение с помощью полученных знаний
Личностные: способность к самооценке, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности
Регулятивные: осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие Русские народные праздники. Веселая ярмарка.

Внеклассное мероприятие Русские народные праздники. Веселая ярмарка....

План-конспект внеклассного мероприятия "Слагаемые здоровья" + презентация (4 класс)

В данном материале представлен план-конспект внеклассного мероприятия для проведения в 4 классе на тему «Слагаемые здоровья». На этом мероприятии актуализируются знания обучающихся о компонентах здоро...

конспект внеклассного мероприятия по математике для 1 класса

конспект внеклассногомероприятия по математике для 1х классов...

Внеклассное мероприятие "Русские народные посиделки"

Внеклассное мероприятие  развитвает интерес к быту, культуре, традициям русского народа....

Конспект внеклассного мероприятия "Русская изба в гости приглашает"

Данный материал был подготовлен для учащихся 2 классов. Здесь ученики познакомятся с традициями русского народа, окунутся в далёкий мир старины....

Конспект внеклассного мероприятия «День народного единства»

Цель: развитие чувства гражданственности и патриотизма, любви к Родине, интереса к истории Российского государства; воспитание чувства гордости и уважения к защитникам государства; формирование ответс...