Конспект внеклассного мероприятия "Русская изба в гости приглашает"
план-конспект занятия (2 класс)
Данный материал был подготовлен для учащихся 2 классов. Здесь ученики познакомятся с традициями русского народа, окунутся в далёкий мир старины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Русская изба в гости приглашает | 82.04 КБ |
Предварительный просмотр:
«Русская изба в гости приглашает»
Цель мероприятия: познакомить детей с жизнью и бытом русского народа; приобщить к народным традициям и обычаям; формирование духовной культуры обучающихся 8-10 лет через организацию экскурсионной деятельности.
Личностные: воспитание уважения к нашим предкам, их труду и быту, к народным ценностям, к родной земле, любви к родному .
Метапредметные: развитие логического мышления, образного восприятия истории, нашего прошлого; формирование умение оценивать свою деятельность.
Познавательные УУД: с помощью учителя открывать и структурировать знания, проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями; развивать образное мышление, воображение, эстетическое восприятие исторического и культурного прошлого, интерес к изучению крестьянского быта;
Регулятивные УУД: с помощью учителя ставить цель, осуществлять контроль, оценивание, коррекцию знаний; проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
Коммуникативные УУД: сотрудничать с одноклассниками и учителем,
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними.
Ход мероприятия:
Учитель: Здравствуйте, люди званные, люди желанные,
Люди старые и молодые, женатые и холостые!
Здравствуйте, лебёдки, здравствуйте, красотки!
Здравствуйте, ребята – молодцы, весёлые удальцы!
Учитель: Вот и собрались, гости дорогие!
Соизвольте выслушать, чада милые, люди добрые,
Слово вестное, как в стары годы прежние
Жили люди русские.
Жили – то по православному.
А житьё – то было привольное да раздольное.
Выходит дед с кувшином, ищет удобное место, ставит кувшин. Выбегает внук.
Внук: Деда, а что ты тут делаешь?
Дед: Я выбираю новое место для нашего дома.
Внук: Ух ты!!! А паучка зачем?
Дед. А для того, что если паучок сплетёт свою паутину, значит место для дома хорошее.
Внук. Как здорово! А дальше что?
Дед. Для того, чтобы у нас был дом.
Внук. Большой?
Дед. Конечно, большой.
Внук. Здорово. А дальше что?
Дед. А дальше мы в этот дом запустим петуха.
Внук. Петуха? Зачем?
Дед. А для того, чтобы проверить, есть ли в этом доме нечистая сила.
(Внук пугается)
Внук. Как страшно!
Дед. И если петух издох значит в этом доме есть нечистая сила.
Внук. Всё. Дом придётся сносить.
Дед. А-а-а, нет. Мы в этот дом запустим кошку. Нашу кошку.
Внук. Кошку?
Дед. Конечно. И когда кошка зайдёт, она всю эту нечистую силу выгонит.
Внук. Как здорово. А дальше что?
Дед. А дальше мы будем заселяться в этот дом.
Внук. Деда, а расскажи, как дом строить надо.
Дед. Ну, конечно, внучек. А помогут мне в этом люди добрые, соседи дорогие. И вы послушайте.
Учитель: С удовольствием послушаем. Ребята, давайте сначала подумаем, из чего раньше дома строили?
Дети. Из дерева.
Учитель: Правильно. Какие деревья были пригодны для строительства, вы узнаете, отгадав загадки. (веточки)
Стоит Красавица
Небес касается.
Зимой и летом
В шубу одета.
Шубой колючей
Цепляет тучи.
Все барыни разделись, а она всё в шубе стоит.
(Ёлка)
Колючая, сыпучая,
Смолою плакучая.
(Сосна)
Вроде сосен, вроде ёлок,
А зимою без иголок.
(Лиственница)
Под деревом Андрейки, все в тюбетейках.
Живёт один отец и тысячи сыновей имеет,
Всем шапки шьёт, а себе не умеет.
Стоит над кручей
Богатырь могучий:
Голова – до тучи,
Плечи пораздвинул,
Руки пораскинул,
Пальцы узловаты,
Силы непочаты.
(Дуб)
Зелена, а не луг,
бела, а не снег,
кудрява, а не голова.
(Берёза)
Учитель: Сейчас каждая группа получит веточка. Посовещавшись, вы должны определить, от какого дерева эта ветка. А также должны объяснить ваш ответ.
(Ответы детей)
Учитель: Конечно, легче всего определить дерево по листьям. Но, оказывается, веточки у деревьев тоже разные. Посмотрите на веточку ели. Даже без хвоинок она колючая.
Ветка лиственницы вся в узелках, из которых потом вырастают хвоинки.
Ветки берёзы и сосны можно узнать по цвету: у берёзы веточка белая, а у сосны красноватая.
Труднее всего определить ветку дуба. Она не имеет особых отличий. Но вы и с этим справились.
Дед: Правильно говорите, детишки. Эй, люди добрые, приходите, помогите мне избу строить!
Мальчики: Непременно придём.
(Выходят 4 человека. У одного в руках топор, у другого долото, третий со скребком, четвёртый с пустыми руками. – озвучить инструменты)
Дед. Что ж вы, ребятки, инструментов так мало взяли?
Работник: А на что они нам? Всё что надо у нас с собой: топор, скобель, долото. (Поднимает топор, скобель, долото)
(На доску крепится плакат с изображением избы.)
1 ученик (с топором): Не всякое дерево годится для постройки. Сухие деревья - мёртвые. От них у дома будет «сухота», т.е. грусть, тоска, беспокойство. Искать мы будем деревья не старые, не молодые, а здоровые. У нас говорят не «строить» избу, а «рубить». Топором рубим деревья, складываем из них бревна. Сначала делаем сруб – основу избы, складываем стены, прорубаем дверь и окна.
2 ученик: Пора приниматься за крышу. Крыша означает «лоб» на лице дома. Выступающие из-под крыши резные доски «причелины» (от слова «чело» - лоб). На крыше - тяжёлый «конёк – охлупень». Смотрит он в небо и защищает дом не только от непогоды, но и от злых сил. Конь - символ солнца. Солнце по небу везут крылатые кони, вот и ставим на крышу конька, чтобы поддержать солнышко.
3 ученик: В доме прорубают невысокие двери с порогом и маленькие окна, - сберегают тепло. Двери в избе - низкие. Потому что тёплый воздух поднимается вверх и стоит в избе, и открытая дверь не дает ему выйти. Но самое главное – кто входил в избу. Гость, входя в помещение, кланяется, приветствует хозяев и домового. Если гость не наклонится, то ударится головой об косяк или о притолоку.
4 ученик: Окна (от слова «око» ) - глаза на лице дома. Окна в русской избе с наличниками. Это деревянные дощечки, на которых вырезают фигурки птиц и зверей, веточки с цветами. Они оберегают дом от разных бед. К наличникам крепятся ставни. Они окна закрывают. Ставни летним днём спасают избу от зноя, зимой в ненастную погоду сохраняют тепло в избе. Ещё они ограждали хозяев от уличного шума и от нечистой силы.
Учитель: Вот и изба готова. Давайте, и мы с вами зайдём в избу по всем правилам: поклонимся, поприветствуем хозяев.
(Самодельный дверной косяк. Через него проходят дети с поклоном. Рядом стоят хозяева дома.)
- А как вы думаете, что же самое главное в избе?
- Центральное место в доме занимает печь. Считается, что и само слово "изба" произошло от глагола "истопить". Истопкой называлось теплое помещение дома, отсюда и слово "истьба" (изба).
- Ну-ка, ребята, расскажите, что знаете про печку русскую.
(Стих читают ученики по четверостишиям)
«Печка-матушка»
Печка русская – будто матушка:
Дарит всем тепло без остатушка.
Ладно слажена, крепкокаменна,
А внутри азарт пляски пламенной.
От печи в дому – хлебосольства дух:
Щи наваристы, пироги – как пух.
Не чугунными батареями –
Печкой издавна душу греем мы.
Бабушка и внучка.
Внучка: Бабуля, а зачем в нашей избе такая большая печка стоит?
Бабка: Как же зачем, внученька? В ней матушка наша еду готовит для всей большой семьи.
Внучка: Бабушка, а зачем мы на печку грибы вешаем? Это печке бусики, как у меня? (показывает бусы)
Бабка:(смеётся) Ну, конечно, внученька, красавица ты у нас. Высохнут грибы, и будем зимой лакомиться.
Внучка: Бабушка, а почему дед наш спит на печке? Ему места в избе нету?
Бабка: Почему места нету? Изба – то у нас большая! Только старый наш дед, здоровье уже не то. Вот и лезет он на печку косточки свои погреть. Наша печка – матушка от любой хворобы вылечить может.
Внучка (смотрит в отверстие в печи): А мусор в печи откуда?
Бабка: Так нынче матушка наша прибиралась в избе. Вот мусор в печь она и бросила.
Внучка: Зачем, бабушка?
Бабка: Нельзя, внучка, мусор на улицу бросать. Попадёт он в руки к ведьме, худо нам будет. Хвори да несчастья нас одолеют.
Внучка: Бабушка, а помнишь, ты мне сказку сказывала? Где на печке добрый молодец в лес за дровами поехал? Вот смехота!!!
Бабка: Помню, внученька, помню. А может, гости наши тоже знают сказки, в которых про печку сказываю?
(«Колобок», «По щучьему велению», «Гуси – лебеди», «Волк и семеро козлят»)
Внучка: Бабушка, а сколько в нашей избе интересного есть! Поиграем с ребятами?
(чугунок, ухват, самовар, прялка, рубель (доска для стирки), скалка, деревянные ложки для еды, расписные – музыкальный инструмент, рушник)
Бабка: Вот теперь и ребята знают, какими вещами пользуемся. Пойдём внучка, я тебе ещё одну сказку расскажу.
(Проводится игра «Назови предмет». Учитель показывает предмет, например, ухват. Дети называют его. Учитель показывает, как им пользоваться. Затем предлагает попробовать детям.)
Ученица: Ребята, посмотрите, в избе нашей всего одна комната. А в ней помещалась вся большая семья. И у каждого был свой уголок. В избе есть мужская сторона и женская. Рядом с печкой - «бабий угол». Его ещё называют «Бабий кут». Здесь готовят еду, шьют и вышивают, хранят посуду. Рядом – лавка для мужчин. Здесь они занимаются своими делами: плетут лапти, корзины, чинят сеть и конскую сбрую. Как мужики не заходят в «бабий кут», так и женщины не садятся к ним на лавку.
Учитель: Всякий дом хозяином и хозяюшкой держится.
(Хозяйка хлопочет у печи, дочка вышивает).
Хозяин: Домом жить - обо всем надо тужить. (Плетет лапти, учит сына Федюшу).
Сын: Тятенька, а тятенька, а давай с тобой в рифмы играть
Хозяин: А что это такое - рифмы?
Сын: А это так надо говорить, чтоб складно было. Вот скажи, как твоего отца звали?
Хозяин: Моего папашу Кузьмой звали.
Сын: Вот я твоего Кузьму за бороду возьму!
Хозяин: Это зачем же ты моего папашу за бороду брать будешь?
Сын: Тятенька, ну это же шутка. Так для рифмы говорят. А как твово дедушку звали, тятенька?
Хозяин: Моего дедушку звали Иваном.
Сын: Твой дедушка Иван
Посадил кошку в карман.
Кошка плачет и рыдает -
Твово дедушку ругает.
Хозяин: Это зачем мой дедушка будет кошку в карман сажать? (сердито) Ты зачем такие пустяки прибираешь?
Сын: Да это же для рифмы, тятенька.
Хозяин: Вот я тебе сам рифму скажу! Тебя как зовут?
Сын: Федя!
Хозяин: Если ты Федя, то поймал в лесу медведя.
На медведя полезай, а с моей скамьи слезай!
Мать с дочкой.
Мать: Дуняша, ну-ка пойдём «Красный угол» наш приберём, да свежий хлеб поставим. Скоро обедать будем.
Дочь: (откладывает вышивание) Иду, матушка.
Мать: (даёт дочери тряпку)
Дочь: Матушка, а почему угол этот «красным» называется?
Мать: Это самое почётное, святое место в нашем доме. Здесь у нас стоят иконы. Когда заходим мы в избу, сразу смотрим в этот угол, крестимся и просим благословения. Будем выдавать тебя замуж, тоже сюда придём. Чтобы жить тебе в ладу и мире со своим мужем. Заходят гости в дом, да сразу в этот угол смотрят. Чистым и красивым должен он быть у нас.
Мать: Доченька, принеси мне хлеб, который нынче испекли. Пора и на стол нам накрывать.
(Дочь с матерью накрывают на стол.)
Дочь: Тятенька, деда, бабушка, Федя, Маняша, обедать пора. Милости просим за стол.
(Все домочадцы рассаживаются по своим местам.)
Ученца: Посмотрите, посреди стол расписной стоит, скатертью - самобранкой покрыт. А на столе самовар - символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. За самоваром собирается вся большая крестьянская семья, пьют горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Во главе стола отец – хозяин дома, а дальше все члены семьи по старшенству.
(Хозяин берёт из «красного угла» тарелку с хлебом, ставит на стол.)
Учитель: Чтобы в доме было все хорошо, люди стали создавать разные обереги для своего дома: оберег защищал дом от всяческих напастей. Обереги применялись всюду - и при постройке жилища, при изготовлении предметов домашней утвари, орудий труда, одежды и даже в детских играх.
Это были обереги в виде мешочков, веничков, куколок - берегинь, защитный щит - божье око, расписные яйца.
- Чтобы в нашем доме всё было хорошо, мы тоже сделаем куклу – берегиню.
Мастер-класс по изготовлению куклы.
(Получившиеся куклы – берегини развешиваются на печку.)
Учитель: А теперь пришла пора проверить, какими внимательными вы были. Сегодня много устаревших слов прозвучало. Кто их запомнил?
(Слайд в презентации или записать на доске)
Сруб - … (основа избы)
Скобель – инструмент для строительства дома
Причелины – доски, выступающие из-под крыши
Охлупень – конь на крыше
Наличники – расписные дощечки на окнах
Ставни – закрывают окна
Ухват – приспособление, чтобы из печи вынимать посуду
Рубель – доска для стирки
Бабий кут – женское место в избе
Красный угол – святое место в доме с иконами
Берегиня – кукла-оберег для дома
(кто правильно ответит на вопрос, тому пряник или петушок)
Учитель: Вот и закончился наш необычный урок. «Русская изба» - это удивительный мир старины. Люди выбирали для себя то, что им было необходимо и удобно. Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно в наши дни. Я тоже желаю вам добра и надеюсь, что все, о чем вы сегодня услышали и что увидели, останется в душе у каждого из вас!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект внеклассного мероприятия в гпд на тему "В гостях у сказки"
В конспект входят загадки, беседа про русские народные сказки ,показ пальчикового кукольного театра, исценировка сказки"Теремок", лепка из пластилина...
Конспект внеклассное мероприятие "В гостях у математики".
В мероприятии использованы этапы "Времена года и дни недели", "Завтрак", "Сборы на лыжную прогулку", "Весёлые облака и снежинки", "В сказочном лесу", "Урок в лесной школе", "Задачи на смекалку", "Зимн...
Конспект внеклассного занятия "В гостях у дедушки Корнея"
Внеклассное занятие по литературному чтению для 2 класса с использованием презентации...
Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку во 2 классе "В гостях у слов"
Конспект внеклассного мероприятия....
Праздник: « Гостей приглашаем – русским чаем угощаем!» (День 3-ей группы).
Сценарий праздника дня рождения группы, как семьи. Зарождение традицийгруппы....
Праздник: « Гостей приглашаем – русским чаем угощаем!» (День 3-ей группы).
Сценарий праздника дня рождения группы, как семьи. Зарождение традицийгруппы....
Конспект «Досуг для детей с РАС - приглашаем в гости к нам»
Развлечение для детей с РАС начальной школыЦель: создать положительно-эмоциональный фон, воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе....