Конспект внеклассного мероприятия "Русская изба в гости приглашает"
план-конспект занятия (2 класс)

Устименко Елена Владимировна

Данный материал был подготовлен для учащихся 2 классов. Здесь ученики познакомятся с традициями русского народа, окунутся в далёкий мир старины. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Русская изба в гости приглашает82.04 КБ

Предварительный просмотр:

«Русская изба в гости приглашает»

Цель мероприятия: познакомить детей с жизнью и бытом русского народа; приобщить к народным традициям и обычаям; формирование духовной культуры обучающихся 8-10 лет через организацию экскурсионной деятельности.

Личностные: воспитание уважения к нашим предкам, их труду и быту, к народным ценностям, к родной земле, любви к родному .

Метапредметные: развитие логического мышления, образного восприятия истории, нашего прошлого; формирование умение оценивать свою деятельность.

Познавательные УУД: с помощью учителя открывать и структурировать знания, проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями; развивать образное мышление, воображение, эстетическое восприятие исторического и культурного прошлого, интерес к изучению крестьянского быта;

Регулятивные УУД: с помощью учителя ставить цель, осуществлять контроль, оценивание, коррекцию знаний; проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;

Коммуникативные УУД: сотрудничать с одноклассниками и учителем,

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними.

Ход мероприятия:

Учитель: Здравствуйте, люди званные, люди желанные,

Люди старые и молодые, женатые и холостые!

Здравствуйте, лебёдки, здравствуйте, красотки!

Здравствуйте, ребята – молодцы, весёлые удальцы!

Учитель: Вот и собрались, гости дорогие!

Соизвольте выслушать, чада милые, люди добрые,

Слово вестное, как в стары годы прежние

Жили люди русские.

Жили – то по православному.

А житьё – то было привольное да раздольное.

Выходит дед с кувшином, ищет удобное место, ставит кувшин. Выбегает внук.

Внук: Деда, а что ты тут делаешь?

Дед: Я выбираю новое место для нашего дома.

Внук: Ух ты!!! А паучка зачем?

Дед. А для того, что если паучок сплетёт свою паутину, значит место для дома хорошее.

Внук. Как здорово! А дальше что?

Дед. Для того, чтобы у нас был дом.

Внук. Большой?

Дед. Конечно, большой.

Внук. Здорово. А дальше что?

Дед. А дальше мы в этот дом запустим петуха.

Внук. Петуха? Зачем?

Дед. А для того, чтобы проверить, есть ли в этом доме нечистая сила.

(Внук пугается)

Внук. Как страшно!

Дед. И если петух издох значит в этом доме есть нечистая сила.

Внук. Всё. Дом придётся сносить.

Дед. А-а-а, нет. Мы в этот дом запустим кошку. Нашу кошку.

Внук. Кошку?

Дед. Конечно. И когда кошка зайдёт, она всю эту нечистую силу выгонит.

Внук. Как здорово. А дальше что?

Дед. А дальше мы будем заселяться в этот дом.

Внук. Деда, а расскажи, как дом строить надо.

Дед. Ну, конечно, внучек. А помогут мне в этом люди добрые, соседи дорогие. И вы послушайте.

Учитель: С удовольствием послушаем. Ребята, давайте сначала подумаем, из чего раньше дома строили?

Дети. Из дерева.

Учитель: Правильно. Какие деревья были пригодны для строительства, вы узнаете, отгадав загадки. (веточки)

Стоит Красавица
Небес касается.
Зимой и летом
В шубу одета.
Шубой колючей
Цепляет тучи.

Все барыни разделись, а она всё в шубе стоит.

(Ёлка)

Колючая, сыпучая,

Смолою плакучая.

(Сосна)

Вроде сосен, вроде ёлок, 

А зимою без иголок.

 (Лиственница)

Под деревом Андрейки, все в тюбетейках.

Живёт один отец и тысячи сыновей имеет,

Всем шапки шьёт, а себе не умеет.

Стоит над кручей

Богатырь могучий:

Голова – до тучи,

Плечи пораздвинул,

Руки пораскинул,

Пальцы узловаты,

Силы непочаты.

 (Дуб)

Зелена, а не луг,

бела, а не снег,

кудрява, а не голова.

 (Берёза)

Учитель: Сейчас каждая группа получит веточка. Посовещавшись, вы должны определить, от какого дерева эта ветка. А также должны объяснить ваш ответ.

(Ответы детей)

Учитель: Конечно, легче всего определить дерево по листьям. Но, оказывается, веточки у деревьев тоже разные. Посмотрите на веточку ели. Даже без хвоинок она колючая.

Ветка лиственницы вся в узелках, из которых потом вырастают хвоинки.

Ветки берёзы и сосны можно узнать по цвету: у берёзы веточка белая, а у сосны красноватая.

Труднее всего определить ветку дуба. Она не имеет особых отличий. Но вы и с этим справились.

Дед: Правильно говорите, детишки. Эй, люди добрые, приходите, помогите мне избу строить!

Мальчики: Непременно придём.

(Выходят 4 человека. У одного в руках топор, у другого долото, третий со скребком, четвёртый с пустыми руками. – озвучить инструменты)

Дед. Что ж вы, ребятки, инструментов так мало взяли?

Работник: А на что они нам? Всё что надо у нас с собой: топор, скобель, долото. (Поднимает топор, скобель, долото)

(На доску крепится плакат с изображением избы.)

1 ученик (с топором): Не всякое дерево годится для постройки. Сухие деревья - мёртвые. От них у дома будет «сухота», т.е. грусть, тоска, беспокойство. Искать мы будем деревья не старые, не молодые, а здоровые. У нас говорят  не «строить» избу, а «рубить». Топором рубим деревья, складываем из них бревна. Сначала делаем сруб – основу избы, складываем  стены, прорубаем дверь и окна.

2 ученик: Пора приниматься за крышу. Крыша означает «лоб» на лице дома. Выступающие из-под крыши резные доски «причелины» (от слова «чело» - лоб). На крыше - тяжёлый «конёк – охлупень». Смотрит он в небо и защищает дом не только от непогоды, но и от злых сил. Конь - символ солнца. Солнце по небу везут крылатые кони, вот и ставим на крышу конька, чтобы поддержать солнышко.

3 ученик: В доме прорубают невысокие двери с порогом и маленькие окна, - сберегают тепло. Двери в избе  - низкие. Потому что тёплый воздух поднимается вверх и стоит в избе, и открытая дверь не дает ему выйти. Но самое главное – кто входил в избу. Гость, входя в помещение, кланяется, приветствует хозяев и домового. Если гость не наклонится, то ударится головой об косяк или о притолоку.

4 ученик: Окна (от слова «око» )  - глаза на лице дома. Окна в русской избе с наличниками. Это  деревянные дощечки, на которых вырезают  фигурки птиц и зверей, веточки с цветами.  Они оберегают дом от разных бед. К наличникам крепятся ставни. Они окна закрывают. Ставни летним днём спасают избу от зноя, зимой в ненастную погоду сохраняют тепло в избе. Ещё они ограждали хозяев от уличного шума и от нечистой силы.

Учитель: Вот и изба готова. Давайте, и мы с вами зайдём в избу по всем правилам: поклонимся, поприветствуем хозяев.

(Самодельный дверной косяк. Через него проходят дети с поклоном. Рядом стоят хозяева дома.)

А как вы думаете, что же самое главное в избе?

- Центральное место в доме занимает печь. Считается, что и само слово "изба" произошло от глагола "истопить". Истопкой называлось теплое помещение дома, отсюда и слово "истьба" (изба).

- Ну-ка, ребята, расскажите, что знаете про печку русскую.

(Стих читают ученики по четверостишиям)

«Печка-матушка»

Печка русская – будто матушка:

Дарит всем тепло без остатушка.

Ладно слажена, крепкокаменна,

А внутри азарт пляски пламенной.

От печи в дому – хлебосольства дух:

Щи наваристы, пироги – как пух.

Не чугунными батареями –

Печкой издавна душу греем мы.

Бабушка и внучка.

Внучка: Бабуля, а зачем в нашей избе такая большая печка стоит?

Бабка: Как же зачем, внученька? В ней матушка наша еду готовит для всей большой семьи.

Внучка: Бабушка, а зачем мы на печку грибы вешаем? Это печке бусики, как у меня? (показывает бусы)

Бабка:(смеётся) Ну, конечно, внученька, красавица ты у нас. Высохнут грибы, и будем зимой лакомиться.

Внучка: Бабушка, а почему дед наш спит на печке? Ему места в избе нету?

Бабка: Почему места нету? Изба – то у нас большая! Только старый наш дед, здоровье уже не то. Вот и лезет он на печку косточки свои погреть. Наша печка – матушка от любой хворобы вылечить может.

Внучка (смотрит в отверстие в печи):  А мусор в печи откуда?

Бабка: Так нынче матушка наша прибиралась в избе. Вот мусор в печь она и бросила.

Внучка: Зачем, бабушка?

Бабка: Нельзя, внучка, мусор на улицу бросать. Попадёт он в руки к ведьме, худо нам будет. Хвори да несчастья нас одолеют.

Внучка: Бабушка, а помнишь, ты мне сказку сказывала? Где на печке добрый молодец в лес за дровами поехал? Вот смехота!!!

Бабка: Помню, внученька, помню. А может, гости наши тоже знают сказки, в которых про печку сказываю?

(«Колобок», «По щучьему велению», «Гуси – лебеди», «Волк и семеро козлят»)

Внучка: Бабушка, а сколько в нашей избе интересного есть! Поиграем с ребятами?

(чугунок, ухват, самовар, прялка, рубель (доска для стирки), скалка, деревянные ложки для еды, расписные – музыкальный инструмент, рушник)

Бабка: Вот теперь и ребята знают, какими вещами пользуемся. Пойдём внучка, я тебе ещё одну сказку расскажу.

(Проводится игра «Назови предмет». Учитель показывает предмет, например, ухват. Дети называют его. Учитель показывает, как им пользоваться. Затем предлагает попробовать детям.) 

Ученица: Ребята, посмотрите, в избе нашей всего одна комната. А в ней помещалась вся большая семья. И у каждого был свой уголок.  В избе есть мужская сторона и женская.  Рядом с печкой -  «бабий угол». Его ещё называют «Бабий кут». Здесь  готовят еду, шьют и вышивают, хранят посуду.  Рядом – лавка для мужчин. Здесь они занимаются своими делами: плетут лапти, корзины, чинят сеть и конскую сбрую. Как мужики не заходят в «бабий кут», так и женщины не садятся к ним на лавку.

Учитель: Всякий дом хозяином и хозяюшкой держится.
(Хозяйка хлопочет у печи, дочка вышивает).
Хозяин: Домом жить - обо всем надо тужить. (Плетет лапти, учит сына Федюшу).
Сын: Тятенька, а тятенька, а давай с тобой в рифмы играть

Хозяин: А что это такое - рифмы?
Сын: А это так надо говорить, чтоб складно было. Вот скажи, как твоего отца звали?
Хозяин: Моего папашу Кузьмой звали.
Сын: Вот я твоего Кузьму за бороду возьму!
Хозяин: Это зачем же ты моего папашу за бороду брать будешь?
Сын: Тятенька, ну это же шутка. Так для рифмы говорят. А как твово дедушку звали, тятенька?
Хозяин: Моего дедушку звали Иваном.
Сын: Твой дедушка Иван
          Посадил кошку в карман.
          Кошка плачет и рыдает -
          Твово дедушку ругает.
Хозяин: Это зачем мой дедушка будет кошку в карман сажать? (сердито) Ты зачем такие пустяки прибираешь?
Сын: Да это же для рифмы, тятенька.
Хозяин: Вот я тебе сам рифму скажу! Тебя как зовут?
Сын: Федя!
Хозяин: Если ты Федя, то поймал в лесу медведя.
              На медведя полезай, а с моей скамьи слезай!

Мать с дочкой.

Мать: Дуняша, ну-ка пойдём «Красный угол» наш приберём, да свежий хлеб поставим. Скоро обедать будем.

Дочь: (откладывает вышивание) Иду, матушка.

Мать: (даёт дочери тряпку)

Дочь: Матушка, а почему угол этот  «красным» называется?

Мать: Это самое почётное, святое место в нашем доме. Здесь у нас стоят иконы. Когда заходим мы в избу, сразу смотрим в этот угол, крестимся и просим благословения. Будем выдавать тебя замуж, тоже сюда придём. Чтобы жить тебе в ладу и мире со своим мужем. Заходят гости в дом, да сразу в этот угол смотрят. Чистым и красивым должен он быть у нас.

Мать: Доченька, принеси мне хлеб, который нынче испекли. Пора и на стол нам накрывать.

(Дочь с матерью накрывают на стол.)

Дочь: Тятенька, деда, бабушка, Федя, Маняша, обедать пора. Милости просим за стол.

(Все домочадцы рассаживаются по своим местам.)

Ученца: Посмотрите, посреди стол расписной стоит, скатертью - самобранкой покрыт. А на столе  самовар  - символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. За самоваром собирается вся большая крестьянская семья, пьют горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Во главе стола отец – хозяин дома, а дальше все члены семьи по старшенству.

(Хозяин берёт из «красного угла» тарелку с хлебом, ставит на стол.)

Учитель: Чтобы в доме было все хорошо, люди стали создавать разные обереги для своего дома: оберег защищал дом от всяческих напастей. Обереги применялись всюду - и при постройке жилища, при изготовлении предметов домашней утвари, орудий труда, одежды и даже в детских играх.
Это были обереги  в виде  мешочков,  веничков, куколок - берегинь, защитный щит -  божье око, расписные яйца.

- Чтобы в нашем доме всё было хорошо, мы тоже сделаем куклу – берегиню.

Мастер-класс по изготовлению куклы.

http://cdn-nus-1.pinme.ru/photo/c2/90/c2909b5a85144e43deadb21b2a5b762d.jpg

(Получившиеся куклы – берегини развешиваются на печку.)

Учитель: А теперь пришла пора проверить, какими внимательными вы были. Сегодня много устаревших слов прозвучало. Кто их запомнил?

(Слайд в презентации или записать на доске)

Сруб - … (основа избы)

Скобель – инструмент для строительства дома

Причелины – доски, выступающие из-под крыши

Охлупень – конь на крыше

Наличники – расписные дощечки на окнах

Ставни – закрывают окна

Ухват – приспособление, чтобы из печи вынимать посуду

Рубель – доска для стирки

Бабий кут – женское место в избе

Красный угол – святое место в доме с иконами

Берегиня – кукла-оберег для дома

(кто правильно ответит на вопрос, тому пряник или петушок)

Учитель: Вот и закончился наш необычный урок. «Русская изба» - это удивительный мир старины. Люди выбирали для себя то, что им было необходимо и удобно. Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно в наши дни. Я тоже желаю вам добра и надеюсь, что все, о чем вы сегодня услышали и что увидели, останется в душе у каждого из вас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект внеклассного мероприятия в гпд на тему "В гостях у сказки"

В конспект входят загадки, беседа про русские народные сказки ,показ пальчикового кукольного театра, исценировка сказки"Теремок", лепка из пластилина...

Конспект внеклассное мероприятие "В гостях у математики".

В мероприятии использованы этапы "Времена года и дни недели", "Завтрак", "Сборы на лыжную прогулку", "Весёлые облака и снежинки", "В сказочном лесу", "Урок в лесной школе", "Задачи на смекалку", "Зимн...

Конспект внеклассного занятия "В гостях у дедушки Корнея"

Внеклассное занятие по литературному чтению для 2 класса с использованием презентации...

Праздник: « Гостей приглашаем – русским чаем угощаем!» (День 3-ей группы).

Сценарий праздника дня рождения группы, как семьи. Зарождение традицийгруппы....

Праздник: « Гостей приглашаем – русским чаем угощаем!» (День 3-ей группы).

Сценарий праздника дня рождения группы, как семьи. Зарождение традицийгруппы....

Конспект «Досуг для детей с РАС - приглашаем в гости к нам»

Развлечение  для детей с РАС начальной школыЦель: создать положительно-эмоциональный фон, воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе....