Воспитание дружеских отношений в детском коллективе
учебно-методическое пособие
Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_1.docx | 40.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
«Воспитание дружеских отношений в детском коллективе»
на 2021 - 2022 учебный год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Как организовать воспитательный процесс в школе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитательной работы? Подобные вопросы постоянно встают перед учителями.
Составить план – значит, продумать и представить себе в общем, и в деталях весь процесс воспитательной работы, её организацию и результаты.
Программа воспитательной работы в начальной школе поможет организовать работу в классе в течение первого года. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
Ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становиться познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.
Цель данной программы - состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, в создании основы для сознательного, обдуманного управления развитием с учётом возрастных изменений.
Задачи воспитания:
1. Формирование классного коллектива как воспитательной системы, развитие ученического самоуправления.
2. Работать над сохранением душевного здоровья и эмоционального благополучия каждого ребенка
3. Оказывать помощь ребенку в его интеллектуальном развитии, способствовать повышению его интереса к учебной деятельности
4. Помочь каждому ребенку реализовывать свой творческий потенциал, раскрыть свою индивидуальность
5. Сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности, добродетели: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои.
6. Пробудить все силы, присущие человеку: физические, умственные, этические, эмоциональные, эстетические.
7. Сформировать человеческие устои, понимание добра и зла.
8. Не приспособить индивида к потребностям общества, а сформировать у него умение ориентироваться в обществе, воспитать человека-творца.
9. Сформировать культуру общения.
10. Воспитать потребность в созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.
11. Организовать работу родительского комитета, направленную на сплочение коллектива обучающихся.
Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам. А так же наличие дружного, толерантного коллектива внутри класса
Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.
Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная. Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой.
В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила:
• умение выслушивать его до конца;
• не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;
• открытость и доступность учащимся.
Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.
Основные направления воспитательной работы
В человеке, которого мы воспитываем,
должны сочетаться нравственная чистота,
духовное богатство, физическое совершенство.
В.А.Сухомлинский.
- Общеинтеллектуальное направление
- Спортивно-оздоровительное
- Духовно-нравственное направление
- Свободное общение. Работа с родителями.
Общеинтеллектуальное направление
Цель: Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром.
Задачи воспитания:
1. Создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей учащихся средствами воспитательной работы;
2. Создавать учащимся возможность проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за ее пределами.
3. Изучить и влиять на кругозор учащихся, на их познавательный интерес, увлечения.
№№ | Проводимые мероприятия | Сроки проведения |
1 | Праздник «День знаний» | сентябрь |
2 | Выбор и посещение кружков. Консультационная помощь детям при выборе ими кружков и секций | по графику |
3 | Организация взаимопомощи в учебе | в течение года |
4 | Неделя начальных классов «Мир моих увлечений» | ноябрь |
5 | Участие в школьных мероприятиях, направленных на интеллектуально-познавательную деятельность, олимпиады | по школьному графику |
6 | Ведение портфолио | ежедневно |
7 | Игра «Крестики-нолики» | ноябрь |
8 | Анкетирование «Направленность на творчество» | февраль |
9 | Интеллектуальный марафон | декабрь |
10 | Представление достижений, результатов, способностей учащихся родителям, педагогам, сверстникам. | апрель-май |
11 | Заключительное сочинение «Самый интересный урок в этом году» | май |
Ожидаемые результаты:
- Дети научатся проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за её пределами.
- Появится интерес к расширению общего кругозора, к развитию интеллекта.
Спортивно-оздоровительное направление
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
В.А.Сухомлинский
Задачи воспитания:
- Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.
- Воспитание потребности в здоровье, как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни; воспитание позитивного отношения учащихся к урокам физической культуры и занятиям спортом
- Формирование чувства ответственности к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
№ | Проводимые мероприятия | Сроки проведения |
1 | Веселые старты | по школьн. графику |
2 | Лыжные соревнования | январь-март |
3 | Поход на каток на стадион «Олимп» | декабрь |
4 | Пересаживание детей с целью охраны зрения | каждую четверть |
5 | Беседа «Мы и компьютер» - охрана зрения, осанки. | январь |
6 | Санитарный осмотр детей | 1 раз в четверть |
7 | Организация минуты отдыха на учебных занятиях | на каждом уроке |
8 | День здоровья. | по школьному графику |
9 | Спортивный праздник, посвященный дню защитника Отечества | февраль |
10 | «Всем на свете людям ясно, что шалить с огнем опасно-игра-соревнование | март |
11 | «Уроки здоровья» - организация просветительской работы с учащимися | 1 раз в месяц |
12 | 7 апреля – Всемирный день здоровья. Спортивная эстафета «Быстрые, сильные, ловкие» | апрель |
13 | Конкурс «Самый здоровый класс». | Итог в мае |
Ожидаемые результаты:
- У детей сформируются умения и навыки санитарно- гигиенической культуры, они приучаются к здоровому образу жизни.
Духовно-нравственное направление
Человек воспитывает себя сам. А взрослые, воспитатели лишь создают особое воспитательное пространство, в котором у ребенка формируется нравственное отношение к себе и окружающим.
Л .Выготский.
Задачи:
- Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно - нравственной компетенции — «становиться лучше»
- Формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.
- Формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма
- . Формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.
- Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
- Воспитание волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.
№ | Проводимые мероприятия | Сроки проведения |
1 | Праздник «Посвящение в третьеклассники» | октябрь |
2 | «Дружба начинается с улыбки» | ноябрь |
День МАТЕРИ | ноябрь | |
3 | Беседа. Как вести себя в столовой, коридоре, спортзале | в теч.года |
4 | Беседа «Как вести себя во время каникул». | перед каникулами |
5 | Беседы о боевых подвигах советского народа в годы войны | апрель-май |
6 | Кл.час «Что такое добро и зло?» | февраль |
7 | Праздник мамы | март |
8 | День Победы | май |
9 | Моя родословная | январь |
10 | Традиции русского народа | апрель |
Ожидаемые результаты:
1.Учащиеся научатся воспитывать в себе такие качества: как доброта, вежливость, честность, правдивость, дружелюбие, взаимовыручка.
Свободное общение. Работа с родителями.
Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между тем всеми другими примерами ничей другой в них не впечатлевается глубже и тверже, примера родителей.
И.Н.Новиков.
Цели:
1.Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье. 2. Изучение семей учащихся. 3. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и собеседований.
4.Совместное проведение досуга.
5. Изучение положения каждого ребенка в коллективе и его проблем в общении со сверстниками.
6. Создание в классе положительной эмоциональной атмосферы общения.
№ | Проводимые мероприятия | Соки проведения |
1 | Выбор родительского комитета | сентябрь |
2 | Встреча с психологом и соц. педагогом школы | по плану |
3 | Участие инициативной группы родителей в походах с учащимися класса | в теч. года |
4 | Посещение на дому, беседы, консультации | по мере необходимости в теч. года |
5 | Беседы с трудными детьми и их родителями | в теч.года |
6 | Посещение уроков и внеклассных мероприятий родителями | по графику род. ком. |
7 | Участие родителей класса в ремонте классного кабинета, подготовка к новому учебному году, организации внеклассных мероприятий | июнь, в теч. года |
8 | Анкетирование по темам родительских собраний | перед родительскими собраниями |
9 | Родительские собрания | в течение года |
Ожидаемые результаты:
1. У родителей повысится заинтересованность школьной жизнью детей.
2. Дети научаться жить дружно, сплочённо.
Родительские собрания
№ |
Число и месяц
|
Тема |
Примечание | |
1 | I четверть |
16.08.2021. |
Рекомендации родителям в помощь пре-одоления трудностей в обучении. Мой ребёнок – третьеклассник!»
|
Лучше зажечь звезду, чем всю жизнь проклинать темноту.
|
2 |
30.09.2021. |
Как помочь ребенку справиться с эмоциями? |
Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом, как если бы от этого зависела Ваша жизнь.
| |
3 | II четверть |
09.12.2021 |
Можно ли наказывать детей? |
Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы.
|
4 | III четверть |
03.02.2022
|
Как сохранить здоровье ребенка?
|
Гений – это внимание. |
5 | IV четверть |
21.04.2022 | Эстетическое воспитание ребёнка в семье. Домашняя школа интеллектуального развития ребёнка»
|
Именно игра дает возможность ребенку познакомиться с реальностью взрослого мира.
|
6 |
26.05.2022
|
Праздник «Неразлучные друзья – взрослые и дети. Перелистывая страницы учебного года» |
Здорово, когда на свете есть друзья.
|
Работа с одарёнными учащимися
Цели и задачи:
- принимать участие во всех конкурсах;
- выявить талантливых детей и развивать их способности по определённым учебным предметам;
1. Выполнение творческих работ.
2. Подготовка проектов, сообщений к урокам литературного чтения, окружающего мира.
3. Подготовка и участие в классных и школьных олимпиадах, НОУ.
4. Участие в конкурсах чтецов.
5. Развитие логического мышления, памяти, воображения путём выполнения заданий повышенной трудности.
6. Помощь сильных учащихся слабоуспевающим в шефских парах.
Работа со слабоуспевающими учащимися
Цели и задачи:
- помогать обучающимся искоренять в себе отрицательные черты характера и вырабатывать положительные качества личности
- приучать обучающихся к самоконтролю и самовоспитанию, выработать положительные качества личности;
- способствовать успешной адаптации обучающихся в обществе;
1. Организовать помощь в учебной деятельности.
2. Установить сотрудничество с родителями, оказывать педагогическую помощь в воспитании ребят.
3. Создание и работа шефских пар.
4. Выполнение заданий, развивающих творческие способности учащихся.
5. Консультации родителей по подготовке дополнительных заданий.
6. Контроль посещения учащимися кружков в школе, в ЦДТ, в школе искусств, проведения свободного времени.
7.Вовлечение детей в общественную работу в коллективе, выполнении ими поручений.
8. Исследование интересов детей и предоставление заданий в соответствии с их интересами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Воспитание дружеских отношений в игре»
Воспитание дружеских отношений в игре...
План индивидуальной самообразовательной работы «Влияние духовно – патриотического воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе»
«Воспитание духовно – патриотической ответственности, достоинства и уважения к формированию дружеских отношений в коллективе». Совершенствование системы патриотического воспитания, обеспеч...
Воспитание чувства эмпатии в детском коллективе.
Эффективность обучения и воспитания напрямую зависит от качества взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Данная работа описывает процесс формирования чувства эмпатии в детском кол...
Выступление на ШМО на тему: ««Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе»
laquo;Влияние духовно-нравственного воспитания на формированиедружеских отношений в коллективе»На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честныхи справедливых гражданах. Задача...
Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе
Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе...
"Воспитание дружеских отношений в игре".
Детские взаимоотношения строятся в процессе ролевых игр (дидактических и сюжетно – ролевых), а также их интересы связаны в значительной мере с играми творческого характера....
Консультация "Воспитание дружеских отношений в игре"
Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи, строительство новых домов, наши праздники. В этих играх чаще всего их внимание привлекают отношения ...