"Воспитание дружеских отношений в игре".
учебно-методическое пособие по логопедии

Карьялайнен Ирина Ивановна
 Детские взаимоотношения строятся в процессе ролевых игр (дидактических и сюжетно – ролевых), а также их интересы связаны в значительной мере с играми творческого характера.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospit._druzheskih_otnosheniy_v_igre.docx9.99 КБ

Предварительный просмотр:

"Воспитание дружеских отношений в игре".

    У детей дошкольного возраста формирование личных качеств в значительной степени происходит в процессе их взаимоотношений. Под влиянием взаимоотношений детей могут складываться как положительные, так и отрицательные качества личности. Одна из ведущих ролей в формировании правильных взаимодействий между детьми в детском саду принадлежит игре. В дошкольном возрасте игра является одной из основных форм организации детской жизни, в процессе которой дети приобретают для себя жизненный опыт.

      Характер детских взаимоотношений зависит в основном от условий воспитания в семье и детском саду. Пяти - шестилетние дошкольники, посещающие детский сад, с большим желанием объединяются в различной деятельности, прежде всего в игре. Между некоторыми детьми устанавливаются особо дружеские отношения: они предпочитают играть, трудиться, разговаривать, делиться радостями и огорчениями с определенными товарищами. С целью воспитания у детей дружеских чувств и отношений, педагогами широко используется игра.

          Детские взаимоотношения строятся в процессе ролевых игр (дидактических и сюжетно – ролевых), а также их интересы связаны в значительной мере с играми творческого характера.

Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр разнообразна. В этих играх их внимание чаще всего привлекает отношения между людьми.  Большое место в творческих играх занимает отображение труда взрослых: дети играют в поезд, пароход, с большой любовью изображают смелых воинов. Однако родители всегда должны помнить, что без знакомства с окружающим миром, без чтения доступных детям книг, рассказов, сказок, стихов, без внимания и заботы о правильном и разумном развитии детей – их игры будут бедными по содержанию. Ребёнок, как и взрослые, познаёт мир в процессе деятельности. В конкретных действиях, связанных с выполнением роли, ребёнок обращает внимание на многие стороны жизни, которые он без игры и не заметил бы.

Потребность ребенка в общении позволяет педагогам реализовывать различные задачи, в частности нравственного воспитания, формирование общественных качеств личности. Ориентируясь на эти задачи, воспитатель поощряет избирательную детскую дружбу и вместе с тем воспитывает такие взаимоотношения, которые не замыкаются интересами только двух – трех дружащих между собой ребят, а имеют большое значение для развития товарищеских отношений всех воспитанников группы. В игре ребёнок испытывает сложные и высокие чувства коллективной ответственности, дружбы и товарищества, он приучается согласовывать свои действия с действиями других детей, подчинять свои стремления ходу игры.

Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результат.

Устойчивый характер подобные отношения приобретают на седьмом году жизни ребенка, что имеет немаловажное значение для его подготовки к школе.

Однако нередко наблюдаются и такие случаи, когда, например шестилетний мальчик отбирает у одного из товарищей привлекательную игрушку, чтобы передать её своему другу; девочка того же возраста в игре "Кошки - мышки" пропускает в круг "Кошку" - свою приятельницу. Проявляя заботу, друг о друге, дети совершенно не думают об остальных товарищах по группе, действуют в ущерб им, т. е. дружба не имеет той моральной основы, которая предусматривается спецификой общественных отношений. Формирование именно такой основы и должно начинаться в дошкольные годы.

Необходимость активного, целенаправленного формирования интересов, потребностей личности имеет существенное значение для повышения уровня нравственного воспитания детей разных возрастов. Характер детской дружбы, её нравственная направленность в полной мере зависят от того, какие интересы и потребности её скрепляют, какие мотивы побуждают к действию. Избирательная дружба и объединения детей 5 - 7 лет строятся в первую очередь на основе игровых интересов и умений (способности придумывать игру, выполнять правила, хорошо строить и т. д.), кроме того, при выборе товарища оцениваются также определенные личностные качества: справедливость, организаторские умения, помощь товарищу, доброта, заботливость, четкое следование правилам игры и др.

В игровой деятельности многое обусловлено активностью самих детей. В игре есть возможность проявить самодеятельные формы поведения. Для каждого ребенка очень важно, что он может играть свободно, а не в определенных организованных запретами рамках.

Необходимо также развивать у детей желание и умение самостоятельно объединяться для совместной игры, проявляя дружелюбие, справедливость; воспитывать коллективизм, основанный на гуманных, дружеских чувствах и отношениях .

Чтобы успешнее решать эти задачи, необходимо внимательное наблюдение за играми детей (поскольку в играх дети чаще всего объединяются самостоятельно и наиболее непосредственно себя проявляют) и другой их деятельностью; выяснять, у кого какие есть достижения, недостатки, в чем они испытывают затруднения. Наблюдение должно быть целенаправленным.

При этом руководствоваться нужно показателями дружбы между детьми в группе:

  • предпочтение, симпатия, сочувствие и отзывчивость, особенно заметные между отдельными детьми, но проявляющиеся не в ущерб другим;
  • интерес к деятельности сверстников, желание и умение договариваться о пользовании игрушкой, материалом, о совместной игре и роли, считаться с интересами товарищей;
  • проявление заботы о товарище по группе, об общем деле, о развитии хорошей, дружной игры;
  • помощь и взаимопомощь (желание и умение сделать что-нибудь нужное для отдельных детей группы, желание выручить товарища;
  • известная объективность оценок и самооценок, способность поступиться личным желанием в пользу товарища (по справедливости, получая при этом удовлетворение;
  • выражение дружеских отношений по собственному побуждению (а не только по указанию, совету взрослого). Дружеские отношения не только в присутствии воспитателя, но и без него. Со стороны воспитателя необходимо всяческое поощрение подобных проявлений у воспитанников.

Обозначенные показатели могут послужить для воспитателей ориентиром, к которому следует стремиться в процессе воспитания у детей старшего дошкольного возраста дружеских чувств и отношений. Выявить уровень сформированности открытого характера, дружеских чувств по отношению к окружающим помогают также специально создаваемые игровые ситуации, когда обычную игру включается нравственная задача: играющим нужно заметить трудное положение, в котором находится товарищ, подумать, как его выручить. Желательно, чтобы педагог при этом вмешивался в процесс только в крайних случаях.

Примером такой ситуации может быть игра "Не намочи ног".

Для её проведения на полу отделяется чертой "болото" шириной 4 - 5 м. Дети сидят на стульчиках в одной стороне комнаты. Двоим из них дают по две доски (40*25см.). С помощью досок им надо перейти на другой "берег". Педагог объясняет и показывает, как выполнять задания. Каждый ребенок кладет одну доску на "землю", осторожно переступает по ней, а другую держит в руке. Затем вторую кладёт в направлении движения, идет дальше и т. д. В первом варианте этой игры элемент соревнования снимается, т. е. задача перейти мост быстрее, не намочив ног, не ставится.

Когда дети подходят примерно к середине "болота", создаётся ситуация, будто у одного из играющих доска сломалась и плавает (педагог длинной палкой подтягивает её "к берегу"). Детям не даётся готовое решение задачи, они должны сами мобилизовать свой опыт и реализовать усвоенные нормы и правила поведения. В этих условиях один ребенок может продолжать двигаться вперед, а другой, если его не выручит из беды товарищ, должен остаться один на "болоте". Педагог напоминает о поставленной задаче: им вместе нужно перебраться на другой "берег", не намочив ног (т. е. только по доскам).

Если решение принимается верное, то бывают удовлетворены оба товарища. Ребенок может, перебравшись на "берег", подтолкнуть вторую доску другу или обмениваться второй доской в процессе и продвигаться вместе. Бывают случаи, когда ребенок продолжает свой путь в одиночку, т. е. основной сюжет подвижной игры затмевает другие задачи.

Такого рода проверку сформированности взаимоотношений лучше проводить во время игр на участке, когда предоставляется возможность играть поочередно с двумя детьми, не привлекая внимания других. В этом случае ребята не копируют поступки товарищей, а проявляют самостоятельность и нравственную активность.

Выяснить, как дети понимают дружбу, можно предложить им ряд картинок, где отражены: дружная игра, взаимопомощь, выручка, детская ссора, и задать вопросы: что значит "хорошо дружить", как поступают друзья, какую конкретную помощь можно оказать товарищу?

Конечно, детские высказывания и поведение дошкольников в игре, которую организует и в которой участвует воспитатель, еще не главный показатель уровня их нравственной воспитанности. Причиной правильного поведения может быть активность, сообразительность ребенка, его хорошее умственное развитие.

                С целью формирования дружеских отношений

можно использовать следующие игры:

1. «Разноцветный букет»

Ход игры: Каждый ребёнок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все «букетики» объединяются в один букет и устраивают хоровод цветов.

2. «Фотографии друзей»

Ход игры: На столе разложены фотографии детей в группе. Ребенку предлагается взять 2-3 из них и объяснить, почему он выбрал именно их, описать, в какой момент запечатлен сверстник, какое у него настроение, с чем оно связано, рассказать, какой это ребенок, почему он с ним дружит.

          3. «Я хочу с тобой подружиться»

Ход игры: Выбирается водящий. Он произносит слова: «Я хочу подружиться с…». Дальше описывает внешность одного из детей. Тот, кого загадали, должен себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать ему руку, затем он становится водящим.

4. «Волны»

Дети садятся в круг, а взрослый предлагает им вспомнить лето, когда они купались в речке, в пруду. «Но лучше всего купаться в море, — говорит он, — потому что в море волны и так приятно, когда они ласково гладят и омывают тебя. Волны такие веселые, добрые! И все очень похожи друг на друга. Давайте попробуем искупать друг друга в таких волнах! Давайте встанем, улыбнемся и попробуем изобразить волны руками». Дети изображают волны вслед за ведущим, который следит за тем, чтобы все волны были ласковые и веселые.

Ход игры: После такой «тренировки» взрослый предлагает всем детям по очереди «искупаться в море». «Купающийся» становится в центре, а «волны» по одной подбегают к нему и ласково поглаживают его, совершая одинаковые движения. Когда все волны «погладят купальщика», он превращается в волну, а в море «ныряет» следующий.

5. «Назови друга ласково»

Ход игры: Воспитатель объясняет детям, что существует много добрых, приятных и ласковых слов, которые называются комплиментами. Педагог предлагает детям встать в круг так, чтобы видеть глаза друг друга, и, передавая надувное сердечко, говорить какое-нибудь ласковое слово своему соседу. После игры все отмечают, что от теплых слов стало радостней и веселей.

6. «Волшебный цветок»

Ход игры: Детям предлагают представить себя маленькими ростками цветов. По желанию они выбирают, кто каким цветком будет. Далее под музыку показывают, как цветок распускается. Затем каждый ребёнок рассказывает о себе: где и с кем он растёт, как себя чувствует, о чём мечтает.

7. «Волшебный стул»

Ход игры: Один ребёнок садится в центр на «волшебный стул», остальные говорят о нём добрые, ласковые слова, комплименты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Воспитание дружеских отношений в игре»

Воспитание дружеских отношений в игре...

План индивидуальной самообразовательной работы «Влияние духовно – патриотического воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе»

«Воспитание духовно – патриотической ответственности, достоинства и уважения к формированию дружеских отношений в коллективе».   Совершенствование системы патриотического воспитания, обеспеч...

Выступление на ШМО на тему: ««Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе»

laquo;Влияние духовно-нравственного воспитания на формированиедружеских отношений в коллективе»На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честныхи справедливых гражданах. Задача...

Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе

Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе...

Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе.

Выступление на заседании методического объединения начальных классов...

Консультация "Воспитание дружеских отношений в игре"

Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи, строительство новых домов, наши праздники. В этих играх чаще всего их внимание привлекают отношения ...

Воспитание дружеских отношений в детском коллективе

Планирование воспитательной работы является  значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, спосо...