Индивидуальный вопрос. Билет 12
методическая разработка

Закарян Рузанна Самвеловна

Общие требования к учебно-методическому обеспечению кабинета. Построение развивающего пространства кабинета начальных классов с учетом санитарно-гигиенических требований к помещениям кабинетов начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bilet_12_1.docx27.12 КБ

Предварительный просмотр:

12. Общие требования к учебно-методическому обеспечению кабинета. Построение развивающего пространства кабинета начальных классов с учетом санитарно-гигиенических требований к помещениям кабинетов начальных классов

Кабинет – помещение, предназначенное для специальных занятий с необходимым для этого оборудованием. 

Общие требования к учебному кабинету

1.Наличие документации на открытие и функционирование учебного кабинета:

  • приказа об открытии учебного кабинета и его функционировании для обеспечения условий успешного выполнения образовательной программы (по профилю кабинета);
  •  приказа о назначении зав кабинетом и лаборанта, их функциональных обязанностях (по профилю кабинета);
  •  паспорта кабинета, оформленного с указанием функционального назначения, имеющегося в нем оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, учебников, методических пособий, дидактических материалов;
  •  инвентарной и дефектной ведомости на имеющееся оборудование и инвентарь;
  • правил техники безопасности при работе в кабинете;
  • правил пользования учебным кабинетом учащимися;
    акта приемки учебного кабинета администрацией школы на предмет подготовки кабинета к функционированию;
  •  протокола решения методической комиссии школы о готовности учебного кабинета к обеспечению условий для реализации образовательной программы ( по профилю кабинета)
  • план работы  кабинета на учебный год и перспективу
  • журнал регистрации функционирования учебного кабинета по выполнению плана работы на учебный год;
  •  заключения методической комиссии о готовности программно-учебно-методических комплексов средств обучения( тематическое планирование, дидактические материалы, опорные конспекты, схемы,  кадрофильмы, слайды, таблицы и другие) в кабинете к успешному выполнению образовательной программы школы(по профилю кабинета)
  • аналитического материала о выполнении  образовательной программы  профилю кабинета в текущем учебном году;
  • самоанализ работы кабинета учителем;
  • планируемых мер по устранению выявленных недостатков; в работе кабинета.
  1. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.
  2. Соблюдение эстетических требований к оформлению учебного кабинета:
  • оптимальная целесообразность организации пространства (место педагога, ученические места, наличие трибуны, подиум);
  • наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов, фотоматериалов, хрестоматийных материалов, экспозиций (по плану работы кабинета).

Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета

  1. Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом, комплектом средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы.
  2. Соответствие учебно-методического комплекса и комплекта средств обучения по профилю кабинета требованиям стандарта образования и образовательной программы.
  3. Наличие комплекта дидактических материалов типовых заданий, тестов, контрольных работ, эссе, сочинений и др. материалов для диагностики качества обучения и образовательного процесса.
  4. Укомплектованность средствами обучения для обеспечения вариативной программы, программы дополнительного образования в рамках функционирования кабинета.

Обеспеченность условий для успешного выполнения учащимися требований к образовательной подготовке на базе учебного кабинета.

  1. Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой школы.
  2. Открытое и наглядное предъявление учащимися стандарта образования.
  3. Обеспеченность учащихся комплектом типовых заданий, тестов, эссе, контрольных работ и др. для диагностики выполнения требований базового и продвинутого уровней образовательного стандарта.
  4. Расписание работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с учащимися различных категорий, консультаций и др.

Кабинет начальных классов должен быть оснащен картами, картинами, таблицами для помощи в усвоении материала. Из литературы обязательно наличие:

  • справочников;
  • научно-популярных изданий;
  • учебников;
  • образцы практических и самостоятельных работ учеников.

У детей перед глазами должна быть наиболее важная информация – таблица умножения, алфавит. На самостоятельные и контрольные работы они могут убираться, но в процессе обучения подсказки важны.

Развивающая среда – это пространство, окружающее ребенка в образовательном учреждении. Акцент на ее формирование делается в детских садах и начальной школе, когда происходит наиболее активное развитие умственных и физических способностей ребенка. В кабинете среда представляет собой предметы, которые задействуются на уроках, используются для обучения и развития.

Предметная среда должна обеспечивать условия для проведения уроков, кружков, внеклассной работы. Она формируется для помощи детям и педагогам в воспитательных и образовательных целях. 

 Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

При формировании предметно-развивающей среды необходимо учитывать следующее:

  • среда должна выполнять обучающую, развивающую, мотивирующую функцию;
  • среда должна работать на самостоятельность и самодостаточность ребенка, чтобы формировать в нем положительные личностные качества;
  • среда должна удовлетворять потребности и интересы детей;
  • при формировании среды следует учитывать особенности возраста и психического состояния детей;
  • форма и дизайн предметов ориентируется на безопасность и возраст детей;
  • цветовая палитра предметов интерьера представляется спокойными, пастельными цветами;

среда должна меняться в зависимости от возраста детей.

 Правильно организованная предметно-пространственная среда

  •  позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои

    силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и

    сверстниками;

  •  вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное

    отношение к школе, обогащает новыми впечатлениями и знаниями,

    побуждает к активной учебной деятельности;

  •  обеспечивает целостность учебно-воспитательного процесса и создаёт

    окружающее пространство, удовлетворяющее потребности

    актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка;

Формирование развивающей среды включает зонирование пространства. В начальных классах требуется создание следующих зон:

1. Учебная. Здесь располагаются парты, стол учителя, доска, книжные шкафы, проектор.

Мебель для организации рабочего места учителя включает стол для учителя и стул.

Стол для учителя должен быть удобным для работы за ним учителя, размещения на нем классного журнала, 2-3 стопок ученических тетрадей, учебников, дидактических материалов. На столе допускается установление съемных подставок и столиков для демонстрации объемных моделей. Для размещения аппаратных средств компьютерной техники (компьютер, сканер ,принтер) необходимо иметь отдельный стол или учительский стол размерами столешницы не менее, чем 1500х630 мм.

Для рационального размещения и правильного хранения учебного оборудования необходим набор секций различного назначения, из которых компонуются варианты комбинированных шкафов.

2. Игровая. Способствует рациональному использованию свободного времени на переменах. Здесь располагается мягкая мебель, игрушки, журнальный столик.

В игровых комнатах мебель, игровое и спортивное оборудование должно соответствовать ростовым данным обучающихся.

Мебель следует расставлять по периметру игровой комнаты, освобождая тем самым максимальную часть площади для подвижных игр.

При использовании мягкой мебели необходимо наличие съемных чехлов (не менее двух), с обязательной заменой их не реже 1 раза в месяц и по мере загрязнения.

Для хранения игрушек и пособий устанавливают специальные шкафы.

3. Информационная. Повышает интерес к учебе и определенному предметы. В этой зоне располагается информация о здоровом образе жизни, правилах дорожного движения, ОБЖ.

На передней стене класса-кабинета может быть расположен алфавит, таблицы по русскому языку и математике, экспонируемые постоянно.

На боковой стене рекомендуется размещать экспозиционные щиты со сменной информацией.

В застекленных секциях шкафов, расположенных по задней стене рекомендуется размещать дидактический наглядный материал по учебным предметам.

4. Зеленая. Эта зона вырабатывает у детей чувство ответственности, знакомит с природой. Здесь размещаются растения, природные материалы. Требования:

1) все растения должны быть подписаны на кашпо.(будет способствовать получению новых знаний)

2) поливать нужно не реже 2 раз в неделю

3) убирать пыль с растений необходимо убирать водой и каждый день

4) проконсультироваться с мед. Работниками на счет аллергических заболеваний детей.

Живой уголок:

1) животное содержащиеся в классе должны быть не опасными

2) место содержания животного должно убираться каждый день

3) питание животного должно проходить по специальному рациону

4) проконсультироваться о заболеваниях детей

5. Санитарно-гигиеническая. В этой зоне дети учатся ухаживать за собой, следить за гигиеной. Здесь располагается раковина для мытья рук, мыло, полотенце.

В помещениях начальных классов, устанавливаются умывальные раковины. Установку раковин в учебных помещениях следует предусматривать с учетом роста-возрастных особенностей обучающихся: на высоте 0,5 м от пола до борта раковины. Раковину следует устанавливать в зоне правого переднего угла кабинета.

Около раковин устанавливают педальные ведра, держатели для туалетной бумаги

Рядом с умывальными раковинами размещают электро- или бумажные полотенца, мыло

Мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно.

Все кабинеты подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств. Уборку кабинетов проводят после окончания уроков, в отсутствии обучающихся, при открытых окнах или фрамугах. Если общеобразовательное учреждение работает в две смены, уборку проводят по окончании каждой смены: моют полы, протирают места скопления пыли (подоконники, радиаторы и др.)

Не реже одного раза в месяц во всех кабинетах общеобразовательного учреждения проводится генеральная уборка. Генеральная уборка проводится техническим персоналом (без привлечения труда обучающихся) с применением разрешенных моющих и дезинфицирующих средств. Вытяжные вентиляционные решетки ежемесячно очищают от пыли

При наличии ковров и ковровых покрытий (в помещениях начальной общеобразовательной школы, групп продленного дня) их очищают пылесосом в ежедневном режиме, не менее 3 раз в месяц проводят его влажную чистку с использованием моющего пылесоса, а также 1 раз в год подвергают просушиванию и выколачиванию на свежем воздухе.

Все эти требования регламентированы СанПиН 2.4.2.2821-10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экзаменационные билеты по русскому языку, 4 класс

Экзаменационные билеты по русскому языку, 4 класс...

Ответы на билеты по географии для учащихся 9 класса

Данный материал содержит ответы на билеты по географии для учащихся 9 класса, сдающих экзамен в традиционной форме....

"Вокруг света без билета" (Урок толерантности 2 класс)

Цель: познакомить учащихся с понятием толерантности; воспитание терпимости к людям иной национальности; культуры и религии...

Урок технологии по теме "Пригласительный билет на ёлку"

Урок технологии по теме "Пригласительный билет на ёлку". 1-й класс УМК "ПНШ"...

Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком, имеющим кохлеарный имплантат по теме: Последовательный пересказ с опорой на предметные картинки и вопросы.

Полноценное владение глухим ребенком устной речью предполагает развитие способности достаточно свободно понимать обращенную речь собеседника и говорить внятно, понятно для окружающих. Эти два процесса...

Индивидуальная карта повышения квалификации по вопросам ФГОС

Индивидуальная карта повышения квалификации по вопросам  ФГОС...