Программа внеурочной деятельности "Эрудит"
рабочая программа

Кобиц Елена Николаевна

Внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vn.d._erudit.docx43.37 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 6 имени Героя Советского Союза В.А.Стёпина»

СОГЛАСОВАНО                                                       Рассмотрено                                                              УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по ВР                                       на педагогическом совете                                                 Директор школы

______Артамонова Н.П.                               Протокол №1 от 31.08.2022г.                                          _____ М. М. Егоренкова

«01»  сентября  2022 г.                                                                                                                               «01» сентября 2022 г.

        

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Эрудит»

для 3 класса Б на 2022-2023 учебный год

направление: общеинтеллектуальное

Учитель: Кобиц Е.Н.

1. Пояснительная записка

       Рабочая программа внеурочной деятельности «Эрудит»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.  Гуманизация образования предполагает ориентацию процесса обучения на максимальный учёт личностного опыта школьников, их склонностей, интересов и развитие способностей.

      В последнее время учащиеся начальных классов всё чаще  с энтузиазмом принимают участие в различных международных и всероссийских конкурсах,  в предметных  олимпиадах,  в различных викторинах,  публичных выступлениях , интеллектуальных марафонах. Это позволяет ученику познать себя, даёт возможность в большей степени почувствовать в себе уверенность, служит развитию творческой инициативы ребёнка. Перед учителем встаёт вопрос: как подготовить детей?

       Достичь этого в начальном курсе можно путем включения задач связанных с понятиями, которые выходят за рамки учебного программного материала. Для логических задач характерно зачастую неожиданное решение. Сюда следует отнести задачи с необычной формулировкой, порой с довольно простым решением, но требующие значительных умственных усилий для того, чтобы понять их условия. При решении таких задач применяются, кроме известных средств, понятия и методы, которые не входят в программу. Понятно, что детей необходимо учить решать такие задачи, вооружать их "инструментом", с помощью которого они с задачей справятся. Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий.

  Цель: расширение универсальных учебных действий учащихся,  создание  условий  для  формирования  интеллектуально  развитой  личности, готовой  саморазвиваться, самосовершенствоваться,  для расширения  и  углубления  знаний  по русскому языку  и  математике.

Задачи:

- выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;

-  развитие у детей умения анализировать и решать задачи повышенной трудности;

- решение нестандартных логических задач;

- раскрытие творческих способностей ребенка;

- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

- создание условий  для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях;

- подготовка   детей  к  участию  в  олимпиадах  и конкурсах  по  русскому  языку и математике;

- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

-формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

 2. Общая характеристика курса.

        Внеурочная деятельность «Эрудит»  работает  в направлении общеинтеллектуального  развития  личности по двум направлениям – гуманитарному и математическому. Программа для учащихся составлена в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями и рассчитана на детей  8-10 лет.  

        Занятия рассчитаны на индивидуальную, групповую и парную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

        Программа  кружковых занятий имеет широкий тематический диапазон, позволяющий учащимся расширять свои знания о закономерностях родного языка и представления по математике, литературе. Рассматриваемый материал выходит за рамки традиционной программы и вносит элемент неожиданности в сочетании с различными "заковыристыми" формулировками. Задания могут носить комплексный характер, и их решение предполагает использование материала нескольких тем. Задания подобраны так, чтобы максимально охватить основные разделы школьного курса, причём среди них обязательно есть такие, которые доступны для всех учащихся.

        Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Программа реализует деятельностный метод обучения, включающий детей в самостоятельный поиск, помогающий обеспечить высокий уровень подготовки по предметам, сформировать общеучебные и общекультурные умения и способности, необходимые для успешного обучения в средней школе, а затем в жизни. Программа предполагает возможность индивидуального пути саморазвития ученика в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей.

Формы занятий:

по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;

по особенностям коммуникативного взаимодействия: игра, , игры-путешествия, тренинги, онлайн экскурсии;

по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Формы контроля: викторина, конкурсы, промежуточная аттестация (решение заданий всероссийского и международного конкурсов «Русский медвежонок», «Кенгуру».

3. Место в учебном плане.

Количество часов в год – 34.

Количество часов в неделю – 1.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  курса.

       Личностные:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

     Метапредметные.

Познавательные:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую, находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
  • Ориентироваться в возможностях информационного поиска.
  • Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Регулятивные:

формировать

  • умение учиться и способность к организации своей деятельности;
  • умение преодолевать импульсивность, непроизвольность поведения;
  • умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;
  • готовность к преодолению трудностей;
  • умение адекватно оценивать свою деятельность;
  • учебное сотрудничество учителя с учеником на основе признания индивидуальности каждого ребенка.

Коммуникативные:

  • Донести свою позицию до других. 
  • Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учить преодолевать эгоцентризм в пространственных и межличностных отношениях.
  • Учить понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.
  • Включаться в групповую работу, согласовывать усилия по достижению общей цели.
  • Сравнивать свои достижения вчера и сегодня, вырабатывать дифференцированную самооценку. Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

5. Содержание  курса внеурочной деятельности.

Область «Филология» - 17 ч  

Тема 1. Роль речи и знания языка в жизни человека.  

Тема 2. Слово. Изобразительные средства языка. Сравнение. Олицетворение. Построение слов из данного слова. Многозначность слов. Интеллектуальные игры. Игры со словами. (Антонимы, омонимы, синонимы).

Тема 3. Работа со словарями. Знакомство со словарями: орфографическим, толковым. Определение лексического значения слова по словарю.

Тема 4. Предложение. Развитие внимания к значению слов в предложении. Характеристика и структура предложения. Фразеологизмы, их использование в предложениях.

Тема 5. Звук. Буква. Задания на развитие смекалки. Грамматические игры.

Тема 6. Ребусы. Шарады.Ребусы, шарады, кроссворды, анаграммы. Арифметическая грамматика.

Тема 7. Олимпиадные задания по русскому языку по фонетике,   морфемике, морфологии, лексике.

Область «Математика» - 17 ч

Тема 1. Понятие «математика». Возникновение математики как науки. Применение математики в жизни.

Тема 2. Числовые головоломки. Решение и составление числовых ребусов. Судоку.

Тема 3.  Решение задач с помощью таблицы.

Тема 4. Решение логических задач. Рассуждение.

Тема 5. Интересные приемы устного счёта. Рациональные способы решения математических выражений.

Тема 6. Математические фокусы. Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число.

Тема 7. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

Тема 9.  Решение олимпиадных задач. Задачи повышенной трудности. Задачи на сообразительность, мышление, смекалку.

Тема 10. Занимательные и нестандартные задачи. Умножение и деление чисел в пределах 100.  

Тема 11.  Решение  задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Тема 12.  Геометрическая мозаика.  

Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Тема 13. Мир занимательных задач. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи или в таблице.

Тема 14. Магические квадраты. Сложение и вычитание в пределах 100. Закономерности. Взаимосвязь операции сложения и операции вычитания.

6. Календарно-тематическое планирование.  

Тема занятия

Характеристика основных видов деятельности ученика (по разделу)

Дата проведения

    Изменения,

аргументация изменений

по плану

фактически

1 четверть (9ч)

1.

Вводное занятие. Роль речи и знания языка в жизни человека.  

Из истории языка. Жизнь слова. Старые и новые слова  в языке.

Исходная диагностика.

5.09

2.

Вводное занятие. Понятие «математика».

Возникновение математики как науки. Применение математики в жизни. Что дала математика людям?

12.09

3.

Слово. Изобразительные средства языка.

Сравнение. Олицетворение.

19.09

4.

Числовые головоломки. Судоку.

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

26.09

5.

Слово. Построение слов из данного слова.

Составление ребусов по словам.

Решение олимпиадных заданий.

3.10

6.

Решение задач с помощью таблицы.

Решение задач по шагам. Составление таблицы.

10.10

7.

Слово. Многозначность слов.

Слова-родственники. Игры с однокоренными словами.

17.10

8.

Решение логических задач.

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

24.10

9.

Интеллектуальные игры со словами.

Игры со словами. (Антонимы, омонимы, синонимы).

Решение олимпиадных заданий.

31.10

2 четверть (7ч)

10.

Интересные приемы устного счёта.

Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.

14.11

11.

Работа со словарями. Роль слов в жизни человека.

Знакомство со словарями: орфографическим, толковым.  Решение олимпиадных заданий.

21.11

12.

Математические фокусы.

Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения. Решение олимпиадных задач.

28.11

13.

Работа со словарями.

Умение определять лексическое значение слова по словарю. Роль слов в жизни человека.

5.12

14.

Задачи с неполными, лишними, нереальными данными.

Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными. Задачи на сообразительность, смекалку.

12.12

15.

Предложение.

Развитие внимания к значению слов в предложении. Словосочетания в предложении.

19.12

16.

Решение олимпиадных задач.

Задачи повышенной трудности. Задачи на сообразительность, смекалку.

26.12

3 четверть (10ч)

17.

Предложение.

Виды предложений. Построение предложений.

9.01

18.

Задачки с подвохом. Умножение и деление чисел в пределах 100.  

Занимательные и нестандартные задачи с подвохом.

16.01

19.

Фразеологизмы, их использование в предложениях.

Подбор и объяснение смысла фразеологизмов.

Решение заданий конкурса «Русский медвежонок»

23.01

20.

Решение  задач международного конкурса «Кенгуру».

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

30.01

21.

Звук. Буква.

Задания на развитие смекалки. Грамматические игры.

Решение заданий конкурса «Русский медвежонок»

6.02

22.

Геометрическая мозаика.  Части фигуры. Конструкция фигур.

Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения.

13.02

23.

Ребусы. Разгадываем, составляем.

Разгадывание и составление ребусов.

Решение олимпиадных заданий.

20.02

24.

Геометрическая мозаика.  

Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Решение олимпиадных заданий.

27.02

25.

Шарады.

Разгадывание и составление шарад. Решение олимпиадных заданий.

6.03

26.

Геометрическая мозаика.  

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

13.03

4 четверть (8ч)

27.

Кроссворды.

Разгадывание и составление кроссвордов. Решение заданий конкурса «Русский медвежонок»

20.03

28.

Мир занимательных задач.

Задачи, имеющие несколько решений. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).

10.04

29.

Анаграммы.

Разгадывание и составление анаграмм. Решение заданий конкурса «Русский медвежонок»

17.04

30.

Мир занимательных задач.

Обратные задачи и задания. Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

24.04

31.

Арифметическая грамматика.

Заключительная диагностика.

15.05

32-33.

Магические квадраты. Закономерности.

Сложение и вычитание в пределах 100. Взаимосвязь операции сложения и операции вычитания.

22.05,

.05

      34.

Промежуточная аттестация за 2022-2023 учебный год.

Конкурс «Эрудит» Решение заданий международного конкурса «Кенгуру»

29.05

 

7. Учебно-методическое обеспечение.

1. ФГОС НОО. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373;

2. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф.Виноградовой. –М.:Веанта-Граф. 2012.

3. «300 заданий и упражнений по русскому языку». 1 – 2 классы.  О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. Москва, АСТ Астрель, 2001.

4. «Орфография, Грамматика в рифмовках» Н. М. Бетенькова .Москва, Просвещение, 1995.

5. «Учим играя»  Занимательные и игровые задания, упражнения по русскому языку. 1-2 класс. Л. В. Лазуренко. Волгоград, 2007.

6. «Упражнения на каждый день: логика для младших школьников» Л.Ф.Тихомирова Ярославль 1998.

7. «Занимательная математика». Смекай, отгадывай, считай (1 – 4) Н. И. Удодова Волгоград 2008.

8. «Логика в начальной школе» Г.И.Григорьева Волгоград 2004.

9. «Праздник числа» В.Волина Москва, Знание 1993.

10. «Нестандартные задачи на уроках математики в 3 классе». Левитас Г.Г.  -  М.:Илекса,-2005.

11.  Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru/

12.  Электронные образовательные ресурсы к учебникам в Единой коллекции www.school-collection.edu.ru

8. Планируемые результаты изучения курса.

    После изучения курса программы учащиеся должны уметь:

  • воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
  • определять учебную задачу;
  • ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • владеть своим вниманием;
  • сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
  • владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;
  • использовать основные приемы мыслительной деятельности;
  • самостоятельно мыслить и творчески работать;
  • владеть нормами нравственных и межличностных отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...