Инновационная программа развития творческого мышления младших школьников «Мир креатива»
методическая разработка
Проблема развития и совершенствования творческих способностей человека, интенсификации возможностей каждого индивида занимает важное место в современных условиях изменчивости окружающего мира во всех его сферах: экономической, социальной, научной, технической, коммуникативной, художественной. В этих условиях повышаются требования к качествам личности, которые определяются как креативные: открытость новому опыту, умение находить оригинальное решение в нестандартной ситуации, творческое отношение к действительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya_tvorcheskogo_myshleniya_mladshih_shkolnikov_mir_kreativa.docx | 92.5 КБ |
fragmet_zanyatiya.docx | 23.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационная программа развития творческого мышления младших школьников
«Мир креатива»
Учитель: Антропова А.З
Объяснительная записка
Проблема развития и совершенствования творческих способностей человека, интенсификации возможностей каждого индивида занимает важное место в современных условиях изменчивости окружающего мира во всех его сферах: экономической, социальной, научной, технической, коммуникативной, художественной. В этих условиях повышаются требования к качествам личности, которые определяются как креативные: открытость новому опыту, умение находить оригинальное решение в нестандартной ситуации, творческое отношение к действительности.
Целью программы «Мир креатива» является повышение уровня развития креативности младших школьников, таких качеств как любознательность, оригинальность, продуктивность, чувствительность к противоречиям, системность, вариативность и др.
Программой «Мир креатива» предполагается построение занятие на принципах сотрудничества и сотворчества, ориентация на привлечение детского опыта в качестве ресурса построения занятия, возможность переноса полученных знаний на другое учебное и внеучебное содержание.
Программа «Мир креатива » складывается из четырех разделов: «Мир загадок» (1 класс), «Мир человека» (2 класс), «Мир фантазии» (3 класс), «Мир логики» (4 класс).
Общими чертами предлагаемых курсов являются проблемный характер предъявления учебного материала, использование активных методов преподавания, обучение посредством специально организованных диалогов, широкое применение дидактических игр и упражнений на уроке, минимальное количество теоретических сведений.
С целью стимулирования творческого подхода обеспечивается создание установки на оригинальное выполнение задания, осуществляется целенаправленный поиск многовариантности как в формулировке, так и способах выполнения различных заданий; поощряются нестандартные решения, замечаются проявления самостоятельного творчества учащихся в различных областях; используются приемы и методы активизации мышления и воображения, разработанные в ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).
При этом каждый раздел курса обладает отличительными особенностями.
Раздел «Мир загадок» знакомит учащихся с объектами и явлениями окружающего мира посредством отгадывания и сочинения загадок. В процессе «путешествия» по Стране Загадок ученики изучают свойства предметов, осваивают возможности органов чувств, приобретают навыки системного и диалектического мышления.
Обучение предполагает продуктивную творческую деятельность: сочинение загадок и сюжетов сказок, рисование, изготовление аппликаций и поделок.
В разделе «Мир человека» основной задачей является системное рассмотрение человека с различных точек зрения (биологической, психологической, социальной) через разрешение проблемных ситуаций.
Ключевое понятие курса - противоречие, предлагаемое как способ анализа «что хорошего и что плохого» в различных объектах, явлениях природы, ситуациях из детского опыта и т.д. В процессе обучения формируется такое умение как чувствительность к проблемам, умение анализировать ситуации с различных точек зрения.
Цель раздела «Мир фантазии» - целенаправленное развитие творческого воображения на основе методов и приемов теории решения изобретательских задач. В процессе обучения учащиеся овладевают способами преодоления психологической инерции, осваивают приемы фантазирования, применяют алгоритмы создания творческого продукта.
Раздел «Мир логики» направлен на формирование навыков логического мышления: умения сравнивать, классифицировать, обобщать, находить закономерности и и.д. Большое внимание уделяется воспитанию культуры мышления и обучению навыкам работы с информацией.
Распределение разделов курса по годам обучения позволяет учитывать психологические особенности учащихся каждого возрастного периода и обеспечивает содержательную и логическую преемственность.
Программа курса «ШКОЛА КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ» реализуется через методические пособия для учителя, представляющие собой подробные рекомендации проведения занятий.
- Гин С.И. Мир загадок. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2012. – 130 с.
- Гин С.И. Мир человека. – М.: Вита-Пресс, 2012. – 144 с.
- Гин С.И. Мир фантазии. – М.: Вита-Пресс, 2012. – 128 с.
- Гин С.И. Мир логики. – М.: Вита-пресс, 2012. – 143 с.
ПЕРВЫЙ КЛАСС (33 ч.)
(второе полугодие)
Мир загадок
Сказочные и реальные страны. Страна Загадок. Город самых простых загадок.
Улица «Цвет». Три основных цвета. Радуга. Сочинение «цветных» загадок. Изменение цвета в природе. Фантазирование: изменение цвета в рукотворном мире. Нетрадиционные способы рисования. Упражнение «Ниткопись».
Улица «Форма». Плоские и объемные геометрические фигуры: сходство и отличие. Изменение формы. Упражнение на разрешение противоречий в форме предметов. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «по сходству». Геометрические головоломки.
Улица «Размер». Рекорды природы и человеческой деятельности. Измерительные приборы. Понятие «мерки». Относительность размера. Противоречия в размере. Фантазирование: человек, который умеет изменять свой рост.
Улица «Вещество». Практическая работа: свойства материалов. Различное состояние вещества. Метод маленьких человечков. Моделирование физических явлений: «таяние сосульки», «закипание чайника», «надувание шарика» и т.п.
Сочинение загадок-описаний по признакам: цвет, форма, размер, вещество. Игра «да-нетка».
Город пяти чувств. Какую работу выполняют различные органы чувств?
Улица «Зрение». Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «по признакам». Упражнение «Портрет Невидимки».
Улица «Слух». Способы «происхождения» звука. Упражнение «Соноскоп событий».
Улица «Осязание». Упражнение «Узнай на ощупь». Свойства предметов. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «с противоречиями».
Улица «Обоняние». Какие бывают запахи? Фантазирование: изменение запаха.
Улица «Вкус». Разрешение противоречия «съедобное – несъедобное»: во времени, в пространстве, в отношениях.
Решение изобретательских задач «на обнаружение». Рассказ по сюжетной картинке с «включением» различных органов чувств.
Город загадочных частей. Назначение различных частей объекта, возможные варианты изменения частей. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «про части» объекта.
Игры и упражнения со словами. Прием «Кит и Кот». Упражнение «Конструктор из букв».
Морфологический анализ. Практическая работа: фантастическое животное, необычный портрет.
Город загадочных мест. Упражнение «Необыкновенное путешествие». Игра «Зонтик в Африке». Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «про местоположение» объекта. Придумывание метафор.
Настоящее, прошлое и будущее предмета. История возникновения предмета. Технология изготовления предмета. Фантазирование: какими будут объекты в будущем. Системный оператор («многоэкранка»). Описание объектов при помощи системного оператора.
«Загадочная» школа. Использование алгоритмов сочинения загадок на уроках.
К концу первого класса учащиеся будут знать:
- цвета радуги;
- признаки отличия шара от круга, квадрата от куба;
- признаки отличия твердого вещества от жидкого;
- назначение различных органов чувств;
- возможность изменения объектов во времени;
- последовательность описания объекта при помощи системного оператора («многоэкранки»);
будут уметь:
- описывать объекты ближайшего окружения по признакам «цвет, форма, размер, вещество»;
- понимать относительность размера «для кого? для чего?»;
- описывать объекты и ситуации ближайшего окружения по признакам: «вижу? слышу? ощущаю запах? пробую на вкус? дотрагиваюсь?»
- выделять основные части объекта ближайшего окружения и их назначение;
- описывать объекты ближайшего окружения при помощи системного оператора («многоэкранки»).
ВТОРОЙ КЛАСС (68 ч.)
Мир человека
Школа: разнообразие целей. Проблемная ситуация «Зачем учиться в школе?» Целесообразность школьных правил.
Систематизация понятия «адрес». Что делать, если ты потерялся? Игра «Кто вы?», «Где вы?».
Как «устроен» организм? Беседа «Одна голова – хорошо…» Правила отношения к инвалидам. Рисование «Что внутри?» Отгадывание загадок про различные части тела.
Какие бывают болезни? Что делать, чтобы не заболеть? Что значит: «лечиться надо уметь»?
Игра «Путешествие в прошлое». Мальчики и девочки: сходство и отличие. Правила поведения по отношению к девочкам.
Понятие о профессиях. Игра «Путешествие в будущее». Бабушки и дедушки. Проблемная ситуация «Сказка о потерянном времени». Правила поведения по отношению к старшим.
Что такое Я? Зачем нужно «знать» самого себя? Анкетирование «Какой я?» Дискуссия: «Что лучше спешить или медлить?»
Что значить «быть внимательным»? Игра на внимание «Запрещенное движение». Анкетирование «Внимательны ли вы?» Невнимательность: смешная и опасная.
Что такое «хорошая память»? Упражнение «Проверка памяти». Как тренировать память? Игра «Что изменилось?»
Что значит «быть умным»? Описание объекта при помощи системного оператора. Упражнение «Назови одним словом».
Зачем нужно придумывать? Упражнение «Кляксы». Как «устроена» сказка?
Что можно «прочитать по лицу». Игра «Невпопад». Смешное и грустное вокруг нас. Инсценирование стихотворений.
Какое бывает настроение? От чего зависит настроение? Как поднять настроение?
Я и другие. Зачем люди общаются? Анкетирование «Общительны ли вы?». Как нужно разговаривать по телефону? Упражнение «Жесты». Игра «Пойми меня».
Слова и интонация. Обсуждение пословиц: «Как аукнется, так и откликнется». Упражнение «Комплименты».
Почему возникают ссоры? Анкетирование «Конфликты ли вы?» Способы, как можно помириться. Упражнение «Мы похожи друг на друга». Кто такие «посредники»?
Игра «Хорошо-плохо» (на примере явлений природы). Беседа «Какой? Для кого?»
Каким быть? Дискуссия: «аккуратный и «чистюля», «общительный и болтун», «верный и прилипчивый», «врать и фантазировать» - одно и то же? Что такое «честное слово»?
Всегда ли нужно делиться? Кто такие «жадины»? Сказка Т. Александровой «Светофорчик».
Другая точка зрения. Обсуждение «День рождения: что хорошего и что плохого?»
Игра «Сказочный герой». Сказка О. Пройслера «Маленькая Баба-Яга». Сказка про Красную Шапочку в «пересказе» волка. Кто такой преступник? Зачем в обществе нужны законы? Законы нашего класса.
«Запутанные» ситуации: «соврать, чтобы выручить»; «украсть, чтобы подарить» и т.п. Почему не надо торопиться с выводами?
Экскурсия «Все имеет след». » Кто такой «хороший» и кто такой «плохой»? Как стать «хорошим»?
Какие секреты не надо хранить? Как себя вести с незнакомыми? Упражнение «Сказочные злодеи». Обсуждение «Маскировка».
Кого мы любим? Что значит «любить себя»?
К концу обучения во втором классе учащиеся будут знать:
- адрес;
- назначение различных частей тела;
- основные профессии;
- возможность тренировки внимания и памяти;
- способы поднятия настроения;
- понимать необходимость здорового образа жизни;
- понимать ошибочность поспешных выводов;
будут уметь:
- описывать развитие человека при помощи системного оператора («многоэкранки»);
- анализировать объекты и ситуации ближайшего окружения «Чем (для чего) хорошо? Чем (для чего?) плохо?»
ТРЕТИЙ КЛАСС (68 ч.)
Мир фантазии
Легко ли выдумывать? Чем отличаются фантазия и ложь? Отличие сказки от реальности.
Что «мешает» придумывать? Решение задач «да-неток».
Критерии оценки творческих работ. Упражнение «Кляксы». Прием «Думай о другом!». Игра «Теремок».
Сочинение загадок по схеме «На что похоже? Чем отличается?» Игра «Отгадай-ка».
Придумывание метафор – необычных, оригинальных сравнений. Игра «Море волнуется…» Упражнение «Превращения»
Цепочка ассоциаций. Упражнение «Проверка памяти». Как можно запоминать словарные слова?
Сказочные животные. Прием фантазирования «Объединение». Игра «Кто больше знает животных?»
Рисование «Домики». Как нарисовать множество различных домиков? Морфологическая таблица. Упражнение «Фоторобот»
Игры со словами. Упражнение «Почему не говорят?» Шарады.
Как придумать новую игру? Упражнение «Игра для слонов». Как придумать новую игру. Упражнение «Кто, с кем, где, когда…»
Из чего «состоит» сказка? Придумывание сюжета сказки при помощи приема «Морфологический анализ» (без введения термина).
Сочинение загадок по схеме: «Какой? Что такое же?» Упражнение «Если бы…» (обмен признаками).
Сочинение загадок по схеме: «Что делает? Что делает такое же действие?» Упражнение «Перевертыши». Упражнение: «Где были - не скажем, что делали – покажем».
Упражнение «Необычные предметы». Объяснение метода фокальных объектов (МФО) (без введения термина). Усовершенствование объектов при помощи МФО,
Приемы фантазирования Джанни Родари: «круги по воде», «бином фантазии», «произвольный префикс», « что потом», «творческая ошибка».
Загадки-шутки. Сказки с тремя концами. Сочинение сюжетов сказок с использованием приемов фантазирования Джанни Родари.
Прием фантазирования «Оживление». Упражнение «Что «думает» предмет?» Сочинение сюжета сказки с разных точек зрения.
Прием фантазирования «Увеличение – уменьшение». Упражнение по изменению свойств и признаков объектов.
Прием фантазирования «Ускорение - замедление». Упражнение «Времена года». Фантазирование «Если бы время могло…»
Понятие о ресурсах (без введения термина). Метод Робинзона. Упражнение «Зонтик в Африке».
Прием фантазирования «Наоборот». Изменение свойств предметов. Рисунок с противоречиями. Загадки – ловушки.
Прием фантазирования «Бином антонимов». Сочинение сюжета сказки с использованием пар антонимов. Отгадывание загадок с антонимами.
Ознакомление с приемами фантазирования «дробление-объединение», «динамика-статика», «универсализация – специализация» и др. (без введения терминов).
Особенности сказок про животных. Рисование «Сказочные места». Сказки от слова «Почему?»
Как придумывают новое? Фантазирование: школа будущего.
К концу обучения в третьем классе учащиеся будут знать:
- критерии оценки творческих работ;
- иметь представление о приемах «морфологический анализ», «метод фокальных объектов» (без введения терминов);
- иметь представление о приемах фантазирования Дж. Родари;
будут уметь:
- сочинять загадки при помощи алгоритма;
- сочинять метафоры при помощи алгоритма;
- использовать приемы «увеличение – уменьшение», «оживление», «наоборот» для сочинения сюжета сказки;
ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС (68 ч.)
Мир логики
Что значит «правильно думать»? Игра на внимание «Путаница». Упражнение «Что и зачем?».
Что значит «сравнивать»? Игра «Передай предмет». Выделение признаков объекта при помощи разных органов чувств. Игра на внимание «Запрещенное движение».
Что значит «различать»? Обучающий альбом. Игра-дискуссия «Чем страус отличается от человека?» Игра на внимание «Повтори – отличись».
Признаки сходства у понятий, далеких по смыслу. Игра на внимание «Руки-ноги». Упражнение «Найди общее».
Что такое существенные и несущественные признаки? Выделение существенных признаков объекта. Игра на внимание «Птица, рыба».
Что такое характерные признаки? Все ли признаки можно измерить? Игра-театрализация «Изобрази дерево».
Как можно упорядочить группу людей? Упражнение «Кто больше?»
Правила сравнения. Зачем нужно уметь сравнивать? Как нужно выбирать?
Что такое «класс объектов»? Упражнение «Четыре лишних». Игра «Выбывание слов».
Правила классификации. Что такое «основание классификации»? (без введения термина). Анализ ошибок классификации.
Какие бывают вопросы? Упражнение «Вопрошайка». Игра «да-нетка».
Что такое алгоритм? Работа по инструкции: графический диктант. Составление инструкции «Как открыть дверь?»
Упражнения на поиск закономерности числового ряда и серии фигур. Задания на смекалку.
Буквенные закономерности. Почему так говорят? (о детском «словотворчестве)
Решение логических задач на упорядочивание признаков. Составление таблицы для нахождении соответствия признаков.
Причина и следствие: «почему» и «что потом?». Анализ причины ситуаций из детской литературы.
Причинно-следственные цепочки. Упражнение «Из мухи – слона». Игра «Обмен причинами».
Упражнение на выделение противоположных признаков: подбери антоним. Решение «детективных» задач.
Что такое «род», «вид», «элемент»? Упражнение «Найди ошибку». Игра на внимание «Род, вид». Упражнение «Разложи по порядку».
Какие бывают виды отношений между понятиями? Упражнение «Группировка».
Игра-дискуссия «Что такое книга»? Как объяснить значение слова? Что такое определение? Анализ ошибок в построении определений.
Что такое «умозаключение»? (без введения термина) Упражнение «Следовательно». Упражнение «Двойной смысл». Редактирование текста.
Что такое «аналогия»? (без введения термина). Упражнение «Сказка-калька». Как «устроены» загадки?
Анализ рассуждений героев из детской литературы. Решение логических задач. Упражнение «Проверь себя». Игра на внимание «Повтори – не ошибись».
Что такое «чувство юмора»? Упражнение «Придумай окончание».
Тренинг по решению логических задач.
К концу обучения в четвертом классе учащиеся будут знать:
- правила сравнения объектов;
- приемы решения логических задач;
- правила построения определения;
- существование различных типов отношений между понятиями;
будут уметь:
- сужать круг поиска при отгадывании «да-нетки»;
- заполнять таблицу «Общие и отличительные признаки объектов»;
- находить ошибки при классификации объектов ближайшего окружения;
- сочинять загадки и сюжеты сказок по аналогии;
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Мир загадок»
1 класс
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе ФГОС НОО и методического пособия «Мир загадок» автора С.Гин, издательство ВИТА пресс, Москва. 2011 г.
Программа рассчитана на 33 учебных часа (1 час в неделю), что соответствует учебному плану. Данный курс изучается в рамках организации внеурочной деятельности научно-познавательного направления.
Актуальность курса
Научить ребенка думать, приучить его к умственному труду - нелегкая задача, стоящая перед педагогом. К. Д. Ушинский писал: «Мечтать легко и приятно, но думать трудно». Действительно, не только в детях, но и во взрослых людях мы часто встречаем леность мысли.
Чтобы приучить ребенка к умственному труду, необходимо сделать этот труд интересным и занимательным. Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых на особом месте стоит словесная игра, содержащая в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития их самостоятельности и активности мышления, творческого воображения. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, так как игра — вид деятельности, присущий детям младшего школьного возраста. В игре ребенок легко преодолевает трудности умственной работы, не замечая, что его учат.
Игровые ситуации на уроках могут быть созданы, например, путем внедрения в учебно-воспитательный процесс загадок, универсального средства закрепления знаний и развития мышления, языковой игры, популярной как у детей, так и у взрослых.
Многие лингвисты дают определение «Что такое загадка?», но более точное, на мой взгляд, определение загадки можно найти в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова, который толкует смысл этого слова так: «Изображение или выражение, нуждающееся в разгадке».
Загадки играют важную роль в жизни человека, незаметно, исподволь обучая и воспитывая. Загадки способствуют активизации познания окружающего мира, формированию навыков логического мышления, развитию наблюдательности, сообразительности. Они несут определенную информацию, расширяя кругозор; формируют мировоззрение; участвуют в процессе социализации, формируя индивидуальную картину мира в духе национальных традиций и этических норм. При разгадывании загадок прививается любовь к народному творчеству и родному языку.
Главным жанровым признаком загадки является требование отгадать её. Это и интригует детей. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован разными способами. От способа шифра зависит тип логической задачи, ее сложность, а, следовательно, и характер умственной операции, которую предстоит совершить отгадывающему. Отгадывание загадок всегда доставляет удовольствие: отгадать загадку – значит, совершив довольно сложную мыслительную операцию, найти решение задачи, правильно ответить на вопрос.
Сочиняя загадку, дети получают возможность сконцентрировать свое внимание на конкретном, реально воспринимаемом или воссозданном в воображении предмете. Сочинения-загадки потому и полезны, что в ходе их подготовки ученик учится рассматривать предмет (реальный или воображаемый) и выявить его отличительные признаки.
Загадка – это всегда образ, в основе которого лежит метафора, метонимия, олицетворение, перифраз. Эта особенность загадок позволяет в процессе работы над ними развивать у детей образное видение мира, а следовательно, и образность речи.
Содержание и методы обучения курса содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, чтения, окружающего мира, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Цели и задачи
Цель курса: развитие интеллектуально-речевых умений младших школьников, формирование у них навыков системного и диалектического мышления, знакомство учащихся с понятиями теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)
Задачи курса:
1. Обучающие:
- развить интерес к устному народному творчеству, русскому языку как учебному предмету;
- развить интерес к изучению окружающего мира(цвет, форма, размер, вещество, чувство и органы чувств)
- обучать детей конструированию загадок и приемам их решения;
- формировать знания, умения и навыки по грамматике русского языка;
- формировать потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развить мотивации к изучению русского языка и литературы;
- развить творчество и обогащение словарного запаса;
- Воспитывающие:
- воспитать культуру обращения с книгой;
- формировать и развить у учащихся разносторонние интересы, культуру мышления.
3. Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщить школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Основное содержание
Содержание программы направлено на воспитание интереса к устному народному творчеству, развитию наблюдательности, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески.
Программа «Мир загадок» реализует внеурочную деятельность в научно-познавательном направлении. Программа предусматривает включение задач по формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы.
Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и, поэтому, предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся. С этой целью включены физкультминутки, подвижные игры, передвижение по классу в ходе выполнения заданий. Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей.
Данная программа содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению.
Существует связь содержания программы с такими учебными предметами, как литературное чтение, русский язык, окружающий мир и предметами художественно - прикладного цикла (ИЗО и художественный труд). Это способствуют развитию интеллектуально-речевых умений, обогащению словарного запаса, оценочных суждений, общению с детской литературой (книги, журналы, словари, энциклопедии), помогает в формировании эстетических и нравственных отношений, повышении творческой активности и проявлении определенного отношения к окружающему миру.
Особенности программы.
Программа внеурочной деятельности «Мир загадок» реализуется в ОУ во торой половине дня. Форма проведения занятий – кружковая.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность, научность, сознательность и активность, наглядность, доступность, связь теории с практикой, индивидуальный подход к учащимся.
Кружковое занятие позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на кружковых занятиях учащиеся мало пишут и много говорят (рассуждают, доказывают, анализируют, сравнивают и т. д.), выполняют творческие работы, участвуют в ролевых и словесных играх, выбирают задания по способностям и интересам.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- теоретическая;
- практическая;
- игровая или творческая.
Формы проведения занятий:
- беседы;
- практические занятия с элементами игры, с использованием дидактических и раздаточных материалов, ребусов и загадок;
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) в работе с разнообразными источниками;
- викторины;
- экскурсии, наблюдения;
- праздники;
- презентации.
Основные методы и технологии
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология;
- игровая технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Занятия построены в виде путешествия по различным городам Страны Загадок. Сюжеты физкультминуток и речевых разминок специально подобраны так, чтобы в начале каждого занятия можно было «отправиться в дорогу». Вместе с детьми путешествует Игрушка, которая помогает привлечь внимание детей, заставляет их сомневаться, ошибаться, придумывать игры и загадки.
Место программы в учебном плане.
Программа предназначена для обучающихся 1 класса. Она рассчитана на 33 часа в год (2 занятие в неделю во втором полугодии). Продолжительность занятий - 45 минут.
Условия для реализации данной программы в ОУ
Состояние и содержание здания и помещений ОУ должно соответствовать санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к универсальным учебным действиям, сформированным у обучающихся в процессе занятий по данной программе.
Познавательные обще учебные действия:
- умение задавать вопросы;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и не- существенных признаков;
- осуществлять сравнение и классификацию.
Коммуникативные УУД:
- умение выражать свои мысли полно и точно;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- умение разрешать конфликты;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
- слушать и понимать речь других;
- уметь вступать в диалог и использовать монолог в качестве средства общения.
Регулятивные УУД:
- умение принимать и сохранять учебную задачу;
- умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- умение планировать свои действия;
- умение работать по предложенному плану;
- умение оценивать и корректировать свою работу.
Личностными результатами изучения данного курса являются:
- развитие самостоятельности;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности;
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
Оценка результатов освоения программы
Формой учета знаний и умений являются творческие задания ( рисунки, поделки и др.), которые ребята выполняют в классе или дома.
Календарно-тематическое планирование
1 класс
Перечень учебно-методического обеспечения:
- Гин, Светлана. Мир загадок: Методическое пособие для учителя начальной школы/Внеурочная деятельность в начальной школе; Светлана Гин.- М.:ВИТА-ПРЕСС, 2012.
- Гин С.И. Из опыта работы по развитию мышления в начальной школе./С.И. Гин.- Гомель, 1990.
- Гин С.И. Первые дни в школе/ С.И. Гин, И.Е. Прокопенко.М.: ВИТА-ПРЕСС. 2012.
- Гайсина Р. С. Загадаю загадку…//Начальная школа 2007 №11,
- Григорьева М. Н. Учимся сочинять загадки//Начальная школа 2003 №4
- Детская литература/ Сборник статей. Москва. 1986
- Загадки. Издание подготовила В. В. Митрофанова. Л., 1968
- Закржевская Е. Д. Поиграем на досуге: сборник детских развивающих игр для начальных классов и старше / Е. Д. Закржевская – Ростов н/Д: «Феникс», 2006.
- Запорожец И. В. Сочини загадку//Начальная школа 2003 №5
- Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. Москва. Просвещение. 1985
- Львова М. Е. Воспитательная и образовательная роль загадок на уроках//Начальная школа 1998, №4
- Митрофанова В. В. Русские народные загадки. Л., 1978
- Митрофанова В. В. Художественный образ в загадках// Современные проблемы фольклора. Вологда, 1971
- Панкратова Н. В. Развитие речи младших школьников в играх и игровых упражнениях//Начальная школа 1997, №3
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Мир человека»
2 класс
Пояснительная записка
Проблема развития и совершенствования творческих способностей человека, интенсификации возможностей каждого индивида занимает важное место в современных условиях изменчивости окружающего мира во всех его сферах: экономической, социальной, научной, технической, коммуникативной, художественной. В этих условиях повышаются требования к качествам личности, которые определяются как креативные: открытость новому опыту, умение находить оригинальное решение в нестандартной ситуации, творческое отношение к действительности.
Целью программы «Мир человека» является повышение уровня развития креативности младших школьников, таких качеств как любознательность, оригинальность, продуктивность, чувствительность к противоречиям, системность, вариативность и др.
Программой «Мир человека» предполагается построение занятие на принципах сотрудничества и сотворчества, ориентация на привлечение детского опыта в качестве ресурса построения занятия, возможность переноса полученных знаний на другое учебное и внеучебное содержание.
Общими чертами предлагаемых курсов являются проблемный характер предъявления учебного материала, использование активных методов преподавания, обучение посредством специально организованных диалогов, широкое применение дидактических игр и упражнений на уроке, минимальное количество теоретических сведений.
С целью стимулирования творческого подхода обеспечивается создание установки на оригинальное выполнение задания, осуществляется целенаправленный поиск многовариантности как в формулировке, так и способах выполнения различных заданий; поощряются нестандартные решения, замечаются проявления самостоятельного творчества учащихся в различных областях; используются приемы и методы активизации мышления и воображения, разработанные в ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).
В программе «Мир человека» основной задачей является системное рассмотрение человека с различных точек зрения (биологической, психологической, социальной) через разрешение проблемных ситуаций.
Ключевое понятие курса - противоречие, предлагаемое как способ анализа «что хорошего и что плохого» в различных объектах, явлениях природы, ситуациях из детского опыта и т.д. В процессе обучения формируется такое умение как чувствительность к проблемам, умение анализировать ситуации с различных точек зрения.
Распределение разделов курса по четвертям обучения позволяет учитывать психологические особенности учащихся каждого возрастного периода и обеспечивает содержательную и логическую преемственность.
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения курса «Мир человека» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем).
- Учиться планировать учебную деятельность на занятии.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки .
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Находить способы общения в различных ситуациях..
- Сотрудничать с окружающими людьми.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
К концу обучения во втором классе учащиеся будут знать:
- - адрес;
- - назначение различных частей тела;
- - основные профессии;
- - возможность тренировки внимания и памяти;
- - способы поднятия настроения;
- - понимать необходимость здорового образа жизни;
- - понимать ошибочность поспешных выводов;
- будут уметь:
- - описывать развитие человека при помощи системного оператора («многоэкранки»);
- - анализировать объекты и ситуации ближайшего окружения «Чем (для чего) хорошо? Чем (для чего?) плохо?»
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
курса «Мир человека»
(2 класс, 68 уч. ч.)
№ | Дата | Тема занятия |
Первая четверть | ||
1 | Зачем учатся в школе? | |
2 | Адрес. | |
3-4 | Наш организм. | |
5-6 | Как устроен человек? | |
7-9 | Болезни. Что такое «здоровый образ жизни»? | |
10-11 | Развитие ребенка до школы. | |
12-14 | Будущее. | |
15-16 | "Линия жизни" человека. | |
Вторая четверть | ||
17-18 | Что такое «Я»? | |
19-20 | Учимся быть внимательными. | |
21-22 | Учимся запоминать. | |
23-24 | Учимся придумывать. | |
25-26 | Что значит «быть умным»? | |
27-28 | Мое настроение. | |
29 | Как улучшить настроение? | |
30 | Игра «Добрый - злой» | |
Третья четверть | ||
31-32 | Общение | |
33-34 | Жесты. | |
35-36 | Проблемы общения. | |
37-38 | Конфликты. | |
39-40 | Урегулирование конфликтов. | |
41-42 | Понятие о противоречии. Противоречия в предметах. | |
43-44 | Противоречия в явлениях природы. | |
45 | Противоречия в свойствах характера. | |
46 | Противоречия в свойствах характера (продолжение). | |
47 | Противоречия в поступках | |
48 | Игры на общение | |
Четвертая четверть | ||
49-50 | Противоречия в ситуациях. | |
51-52 | Противоречия в ситуациях (продолжение). | |
53-54 | Противоречия: цель - средства. | |
55-56 | Экскурсия. | |
57-58 | Анализ экскурсии. | |
59-60 | Ориентирование в окружающем. | |
61-62 | Правила поведения с незнакомыми. | |
63-64 65-68 | Подведение итогов. |
Методические и учебные пособия
Гин С. И. Мир человека. – Москва, 20012.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Мир фантазии»
3 класс
Пояснительная записка
Программа адресована учащимся 2 класса, создана на основе авторского курса «Мир фантазии» С. Гин для начальных классов (на основе теории решения изобретательских задач).
Современные социально - экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблемам творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания.
В настоящее время при решении всевозможного рода задач творческий подход их решения все более вытесняет стандартные методы. Ведь, безусловно, нужные, но все же "постные" методы стандартных подходов, ограниченные рамками определенных правил, не дают возможность учащимся в полной мере выходить на широкие просторы познавательной деятельности. Оживить весь этот процесс способно применение на уроках инструментария ТРИЗ.
Данный курс направлен на обучение младших школьников навыкам творческого мышления и управляемого воображения с использованием методов ТРИЗ для решения творческих задач в самых различных областях: литературное творчество, изобретательские задачи, решение психологических задач.
Обучение элементам ТРИЗ в начальной школе имеет две существенные особенности: с одной стороны, это особенности самой начальной школы. Именно в эти годы основным вектором обучения является развитие мышления. Знания, получаемые в школе, могут оказаться малоэффективными без умения использовать их в нестандартных ситуациях, при решении творческих задач.
С другой стороны, это особенности тех разделов ТРИЗ, которые направлены в первую очередь на развитие творческого воображения (РТВ), развитие системного мышления, приемы фантазирования и другие разделы ТРИЗ, связанные не со специальными приемами анализа и решения творческих задач, а с развитием мышления в целом. Методологической основой курса являют приемы нахождения новых идей, в том числе приемы развития воображения на базе ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Из многообразия тем был отобран материал, позволяющий достаточно быстро и легко научить детей алгоритмам создания собственных творческих продуктов: сочинению загадок, игр, сказок и др.
Целевая установка курса.
Целью настоящего курса является развитие творческих способностей детей, позволяющих решать проблемные задачи и создавать творческие продукты (загадки, пословицы, сказки, поделки и т.п.). Курс ориентирован на развитие творческого неординарного мышления у детей младшего школьного возраста, формирование умений решать изобретательские (проблемные) задачи, воспитание интереса к собственному творчеству, к поиску рациональных решений. Особенность курса в том, что обучение детей основывается на приемах и методах Теории Решения Изобретательских Задач (в дальнейшем - ТРИЗ).
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
- убедить детей - мир полон тайн и загадок, которые они способны раскрыть собственными силами;
- обучить основным механизмам творческого воображения, позволяющим находить и раскрывать эти тайны;
- использовать механизмы развития творческого воображения для психологической коррекции, развития восприятия, внимания, памяти, эмоций, мышления.
Место курса в учебном плане
Курс «Мир фантазии» рассчитан на один год обучения, 68 часов (2 часа в неделю) в рамках внеурочной деятельности.
Общая характеристика курса
Структура программы.
Приемы фантазирования - центральная тема курса. Применяя приемы фантазирования для изменения окружающего мира, мы даем ребенку инструмент для познания этого мира. Хорошо известно, что для того чтобы узнать, как устроена игрушка, ребенок разделяет ее на части. Человек, природа, город - слишком велики и сложны,
чтобы разделить их как игрушку. Сначала вместе с учителем, а затем и самостоятельно и, что очень важно, вполне осознанно, дети получают возможность разобрать весь мир по частям, почти как игрушку, чтобы затем, соединив, получить свой, оригинальный, нестандартный взгляд на мир, чтобы понять, как он устроен.
На примере применения приема «наоборот» в художественных произведениях ("Королевство Кривых Зеркал", "Сказка о потерянном времени" и др.) можно показать, как с помощью приемов фантазирования получить фантастические ситуации и построить на их основе сказку или фантастическую повесть.
Прием «ускорение – замедление» предоставляет хорошую возможность организовать для детей веселые, подвижные упражнения, причем использовать такие упражнения для отдыха, снятия напряжения, переключения на другой вид деятельности, можно на любом другом уроке.
«Перемещение во времени» - еще один хороший пример для того, чтобы показать взаимосвязи внутри сложной системы: что было бы, если в современном городе появился старинный экипаж или шарманщик запел свою грустную песню?
В курсе изучаются следующие методы и приёмы фантазирования:
- - приём «Объединение»;
- - приём «Морфологический анализ»;
- - метод фокальных объектов;
- - приём «Оживление»;
- - приём «Увеличение-уменьшение»;
- - приём «Ускорение-замедление» и др.
- - приемы фантазирования (фантограмма, приемы Дж. Родари и др.);
- - механизмы решения изобретательских задач (противоречия, ресурсы, приемы разрешения противоречий);
- - развитие речи на основе моделей построения различных литературных
- жанров (загадки, пословицы, сказки, фантастические рассказы).
Форма проведения занятий по курсу «Мир фантазии».
Автор предлагает строить обучение через уроки-сказки, уроки-открытия. Даже маленькие успехи в познании самого себя и окружающего мира делают необыкновенно привлекательным весь процесс обучения.
Для младших школьников очень важно, чтобы каждый урок приносил конкретный результат. По ходу проведения занятий дети выполняют задания, из которых составляются: «Книга Загадок», «Книга Сказок». В Книгу входят только лучшие работы учеников.
Модель урока
Игра.
Проверка домашнего задания.
Вход в урок (да-нетка, фокус, загадка)
Новая тема (игры в сюжете).
Упражнения на развитие речи или создание творческого продукта.
Подведение итогов.
В начале и конце года проводятся контрольные работы, позволяющие оценить эффективность обучения. Возможно проведение итогового психологического теста, определяющего уровень развития воображения, оригинальности, креативности мышления.
Система оценки достижений учащихся.
В курсе предусматривается система оценивания по критерию новизны, по уровню оригинальности.
Можно выделить несколько уровней выполнения заданий.
1 уровень (высокий): неожиданные, оригинальные идеи: «Так придумал один!»
2 уровень (средний): интересные, не совсем обычные идеи: «Так придумали
некоторые!»
3 уровень (низкий): неоригинальные, стандартные идеи: «Так могут придумать все!»
Могут проводиться выставки работ, создание самодельной книги с лучшими работами.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- – определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- – проговаривать последовательность действий;
- – учиться высказывать своё предположение (версию);
- – учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
- – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- – преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- – оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- – слушать и понимать речь других;
- – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
1) Линия восприятия - представления - воображения.
- представлять ранее воспринятые объекты в 3-х каналах восприятия (визуальном, аудиальном, кинестетическом) и сохранять их в памяти;
- представлять ранее воспринятый объект меняющим свойства, фиксировать свои представления в рисунке.
2) Линия инструментария.
- мысленно делить целое на части, устанавливать простые связи между частями, объединять объекты в новое целое;
- "видеть" объект во времени (в прошлом, настоящем, будущем), фиксировать последовательность изменений объекта или ситуации;
- классифицировать объекты по значениям основных признаков;
- получать фантастические идеи различными способами;
- изменять свойства, функции, структуру систем с помощью приемов фантазирования;
3) Линия информационного обеспечения.
- знать основные признаки объектов, воспринимаемые непосредственно человеком: цвет, форму, размер, характер, высоту, громкость и длительность звучания, температуру, рельеф поверхности, массу, запах, вкус;
- научить преодолевать действие психологической инерции и стремиться к новизне;
4) Продуктивная линия.
- рисовать несложные образы по описанию;
- использовать различные приёмы и методы для сочинения загадок, метафор, сказок;
- применять приемы фантазирования для решения простых изобретательских задач.
Календарно – тематическое планирование занятий курса
«Мир фантазии»
3 класс 68 ч.
№ | Наименование тем | Кол час | Основная мысль урока | Образоват. продукт |
1 | Понятие о фантазировании | 2 | Фантазированию можно научиться | |
2 | Понятие о психологической инерции | 2 | Для того, чтобы интересно придумывать, надо бороться с психологической инерцией | |
3 | Развитие ассоциативности. Критерии новизны | 2 | Существуют приёмы придумывания того, на что похожи рисунки и предметы | |
4 | Ассоциативные загадки | 3 | Можно придумывать загадки, описывая, на что похож предмет | «Книга загадок» |
5 | Метафоры | 2 | Существуют правила придумывания метафор (образных сравнений) | Метафоры |
6 | Значение ассоциативности | 2 | Использование ассоциаций помогают лучше запоминать | |
7 | Развитие ассоциативности: обобщение | 3 | ||
8 | Прием «Объединение» | 2 | Для придумывания необычных животных можно использовать приём «объединение» | |
9 | Прием «Морфологический анализ» | 2 | Для придумывания разных вариантов рисунков можно применять приём «морфологический анализ» | |
10 | Игры со словами | 3 | Анализ структуры слова позволяет играть с ним | Игры |
11 | Конструктор игр | 3 | При помощи приёма «морфологический анализ» можно придумывать новые игры | |
12 | Придумывание сказок | 2 | При помощи приёма «морфологический анализ» можно придумывать сказки | Сказки с новым сюжетом |
13 | Прием «Морфологический анализ». Обобщение | 3 | ||
14 | Признаки объектов | 2 | Можно сочинять загадки, описывая признаки предмета | Загадки про словарные слова |
15 | Действия объектов | 2 | Можно сочинять загадки и нелепицы, описывая действия предмета | Загадки про явления природы |
16 | Метод фокальных объектов | 2 | Можно придумывать новое, используя метод фокальных объектов | |
17 | Приемы фантазирования Дж. Родари. «Круги по воде» | 2 | Существуют приёмы придумывания сказок | |
18 | Приемы фантазирования Дж. Родари. «Бином фантазии». «Произвольная приставка» | 3 | Можно придумывать новые сказки и слова с помощью новых приёмов | Сочинение сказок |
19 | Прием «Что потом?» | 2 | Можно научиться придумывать продолжения сказок | |
20 | Прием «Творческая ошибка | 2 | Можно использовать ошибки в словах для придумывания сказки | |
21 | Обобщение приемов фантазирования Дж.Родари | 3 | озвучка ролика | |
22 | Прием «Оживление» | 2 | При сочинении сказок можно использовать приём «оживление» | |
23 | Прием «Увеличение – уменьшение» | 2 | При сочинении сказок можно использовать приёмы фантазирования, связанные с изменением количества и свойств | |
24 | Прием «Ускорение – замедление» | 2 | При сочинении сказок можно использовать приёмы фантазирования, связанные с преобразованием времени | |
25 | Метод Робинзона | 2 | При фантазировании можно использовать ресурсы | |
26 | Прием «Наоборот» | 2 | При сочинении сказок можно использовать приём «наоборот» | |
27 | Прием «Связки антонимов» | 2 | Можно научиться придумывать истории, используя приём «связки антонимов» | |
28 | Обобщение приемов фантазирования | 3 | озвучка ролика | |
29 | Сказки про животных | 2 | Можно научиться придумывать сказки про особенности животных | «Книга Сказок» |
30 | Фантазирование и прогнозирование | 3 | Существуют способы прогнозирования |
Перечень учебно-методического обеспечения
Методические и учебные пособия
Гин С. И. Мир фантазии. – Москва, 2012.
Список литературы (дополнительный)
1. Альтшуллер Г. С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения.
2. Гатанов Ю. Б. Курс развития творческого мышления (по методу Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли). Первый год обучения (для детей 6-10 лет) – СПб,: Иматон, 1996.
3. Гафитулин М. Уровни новизны: методика оценки творческой деятельности и получения новизны//Адукацыя i выхаванне. – 1994. – № 9.
4. Мурашковска И. Н., Валюмс Н. П. Картинки без запинки. – СПб, 1995.
5. Нестеренко А. А. Программа по курсу «Развитие творческого воображения (РТВ) на базе Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) для начальных классов базовой школы» (рукопись). – Петрозаводск, 1999.
6. Родари Дж. Грамматика фантазии. – М.: Прогресс, 1978.
7. Рубина Н. В. Школа сказок. Курс развития творческого воображения (РТВ) для 1 класса. – Петрозаводск, 1997.
Контрольные материалы
Контрольная работа по курсу «Мир фантазии» проводится в начале и конце изучения курса с одним и тем же содержанием в течение 12-15 минут (чтобы проверить эффективность обучения).
Примерное содержание работы
1. Дорисуй фигуры и подпиши, что получилось.
2. Сочини загадку про школьную принадлежность.
3. Нарисуй фантастическое животное.
4. Что будет необычного в школе будущего?
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Мир логики»
4 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана на основе авторской программы факультатива «Мир логики» для внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы) Светланы Гин : Москва «Вита-Пресс» 2012г.
Интеллект человека
определяется не суммой накопленных знаний,
а высоким уровнем логического мышления.
А.З.Зак
Целью современной школы является обеспечение качественного и доступного образования для обучающихся, содействие социальной успешности в обществе. На ее достижение направлена реализация образовательной программы нашей школы, где каждый ученик может получить образование с учетом его возможностей и потребностей, развить природные способности, сформировать ключевые компетенции.. Система предполагает одновременное развитие всех составляющих психической сферы детей. Благодаря этому дидактические и методические принципы направлены на максимальную активизацию собственной познавательной деятельности детей. Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников, и, прежде всего, их мышления.
Мышление — это творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира. Хорошее логическое мышление развивает способность рассуждать. В учении и в жизни устойчивый успех только у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво.
Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Мышление по правилам — логическое — лежит в основе решения математических, грамматических, физических и многих других видов задач, с которыми дети сталкиваются в школе. Вместе с тем верно и то, что сами эти задачи выступают условием развития такого мышления.
Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое5 главное в мыслительной деятельности — умение управлять собой в проблемных ситуациях
Цель курса « Мир логики»:
- обучение навыкам основных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения, умозаключения
- формирование информационной культуры, освоение умений организации учебного труда.
Задачи:
- Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
- Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.
- Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
- Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».
- Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира
Место кружка в учебном плане
На изучение факультатива «Мир логики» в 4 классе отводится 2 занятия в неделю – 68 занятий.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностных результатов:
∙ развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
∙ формировать личностный смысл учения; ∙ формировать целостный взгляд на окружающий мир.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УДД: ∙ осваивать способы решения проблем поискового характера;
∙ определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
∙ осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
∙ познавательные УУД;
∙ осознанно строить речевое высказывание;
∙ овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;
∙ учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.
Коммуникативные УДД:
∙ учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
∙ формировать мотивацию к работе на результат;
∙ учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.
Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений:
∙ определять виды отношений между понятиями;
∙ решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;
∙ находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
∙ устанавливать ситуативную связь между понятиями;
∙ рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
∙ решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то»
Содержание программы
( 68 часов)
Учимся выделять признаки – 14 ч
Игры на внимание « Путаница»,» Запрещённое движение», « Повтори- отличись»,» Руки- ноги», « Изобрази дерево» ; беседы « Что и зачем?»,о сравнении, о выделении признаков, о различиях, о характерных признаках; работа в группах, задания на смекалку. представление нового учебного предмета, контрольная работа.
Учимся сравнивать – 4 ч
Игры: «Эстафеты», « Хор», «Разминка»; беседа о значении сравнения, упражнения на выбор объекта, « Проверь себя».
Учимся классифицировать – 6 ч
Игры на внимание: « Мальчик. Девочка, цветок», « Руки вверх- руки в стороны», « Да и нет»; вопросы корректные и некорректные; задания на смекалку.
Учимся находить закономерности – 8 ч
Игры: « Плавает- летает», « Посчитай- не ошибись», « Цепочка», « Отвечай- не торопись»; работа в парах, в группах, составление инструкций, задания- шутки.
Учимся выделять вид отношения между понятиями – 12 ч
Игры: «День , ночь». « Наоборот», « Реки, города», « Род- вид», « Понятно- непонятно»; упражнения по составлению причинно- следственных цепочек; составление схем, беседы о видах отношений между понятиями, о значении слов « род»,« вид», « элемент»,;« Проверь себя».
Учимся давать определения – 4 ч
Игры: « Да- нетка», « Правильно- неправильно»; игра- дискуссия « Что такое книга?; беседа о значении определения, о б ошибках в построении определений.
Учимся делать умозаключения – 6 ч
Игры: « Съедобное- несъедобное», « Рыцари и лжецы», « Числа и слова»; упражнения « Сравнение умозаключений», « Перестановки», « Кто кого?»; работа в группах « Как мы делаем выводы».
Учимся использовать аналогии – 6 ч
Игры на внимание: «Сказочный герой», « Повторяй за мной», « Пальцы»; решение задач, придумывание вопросов на смекалку.
Учимся рассуждать – 4 ч
Игры: « Несмеяна», « Повтори- не ошибись», « Перестановки»; упражнения: решение задач с противоречиями, решение детективных задач, ознакомление с софизмами, беседа об остроумии.
Подведение итогов обучения – 2 ч
Презентация творческих работ, анкетирование.
.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п урока | Тема занятия | Развиваемые способности | Дата | |||
1-2 | Знакомство с курсом « Мир логики». | Учимся выделять признаки ( 14ч) | ||||
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | ||||||
3-4 | Признаки объекта | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | ||||
5-6 | Различия | Тренировка внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||||
7-8 | Сходство | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||||
9-10 | Существенные признаки | Тренировка зрительной памяти. Игра, беседа, демонстрация, упражнения. | ||||
11-12 | Характерные признаки | Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||||
13-14 | Упорядочение признаков | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. | ||||
Учимся сравнивать ( 4ч) | ||||||
15-16 | Правила сравнения | Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||||
17-18 | Значение сравнения | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи. | ||||
Учимся классифицировать (6ч) | ||||||
19-20 | Понятия о классах | Тренировка внимания. Способность объединять объекты по какому-то существенному признаку | ||||
21-22 | Правила классификации | Разбиение на классы по одному признаку. | ||||
23-24 | Вопросы | Умение отвечать на простые и сложные вопросы. | ||||
25-26 | Алгоритм | Учимся находить закономерности (8ч) | ||||
Развитие логического мышления. Разложение сложных действий на ряд простых. | ||||||
27-28 | Закономерности в числах и фигурах. | Умение делить числовые ряды по способу решения .Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. | ||||
29-30 | Закономерности в буквах и словах | Умение делить буквенные ряды по способу решения . Развитие наглядно-образного мышления. | ||||
31-32 | Логические задачи. | Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие умения решать логические задачи. | ||||
33-34 | Причина и следствие. | Учимся выделять вид отношения между понятиями ( 12ч) | ||||
Умение находить причинно- следственную связь. | ||||||
35-36 | Причинно-следственные цепочки | Развивать умение получать цепочки из причин и следствий. | ||||
37-38 | Противоположные отношения между понятиями | Указывать как можно больше признаков одного предмета, называя каждый признак в паре с противоположным. | ||||
39-40 | Отношения «род-вид» между понятиями | Умение сравнивать между собой количество объектов рода и вида. | ||||
41-42 | Упорядочение по родовым отношениям | Неободимо научиться соотносить понятия со схемой и уметь записывать ряд в виде чисел. | ||||
43-44 | Виды отношений между понятиями | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. | ||||
Учимся давать определения (4ч) | ||||||
Умение по описанию объекта давать определение. | ||||||
45-46 | Определения | |||||
47-48 | Анализ ошибок в построении определений | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | ||||
49-50 | Умозаключения | Учимся делать умозаключения ( 6ч) | ||||
Тренировка внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||||||
51-52 | Анализ ошибок в построении умозаключений | Тренировка слуховой памяти. Составление схем « правильного» и « неправильного умозаключения | ||||
53-54 | Язык и логика | Умение сравнивать. Находить ошибки. | ||||
55-56 | Придумывание по аналогии | Учимся использовать аналогии (6ч) | ||||
Умение находить закономерность и продолжать задание по аналогии. | ||||||
57-58 | Использование аналогии в обучении | Умения придумывать задания, аналогичные данному. | ||||
59-60 | Продолженная аналогия | Умения придумывать задания, аналогичные данному. | ||||
61-62 | Рассуждения | Учимся рассуждать (4ч) | ||||
Применение логической операции, в которой на основании одних суждений получаются другие суждения. | ||||||
63-64 | Анализ ошибок в построении рассуждений | Тренировка слуховой памяти .Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | ||||
65-66 | Юмор и логика | Подведение итогов обучения (4ч) | ||||
Значение юмора не только как средства для развития ума, но и как способа поднятия настроения. | ||||||
67-68 | Обобщающее занятие | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. |
Материально – техническое обеспечение
Светлана Гин « Мир логики» программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе. Пособие для учителя 2-е издание 4 класс Москва
« Вита-Пресс» 2012г.
Предварительный просмотр:
Фрагмент занятия по развитию творческого мышления младших школьников
«Мир креатива»
3 класс «Мир фантазии»
-Ребята, предлагаю начать знакомиться с 3 моими И
Первое И – ИКТ Конечно это в первую очередь
Электронные образовательные платформы, которые помогают образовать учебный процесс от А до Я.
Электронные ресурсы для создания локальных заданий, игр,тестов и др
Электронные платформы для общения вайбер, zoom, теллеграм
Например: Некоторые дети не могут выучить стихотворение, и мы выяснили, что причина совсем простая дети не понимают смысла некоторых слов
И мы создали «Подручный», а дети называют его помогатор в лабиринте слов.
Отсканируйте этот кьюар код и вы попадете на этот бот. В котором помогатор поможет объяснить сложные для детского понимания слова из стихотворения А. С. Пушкина «Зима!.. Крестьянин, торжествуя»
В современном мире жизнь без информационных технологий не возможна главное правильно их использовать..
Второе И – это Игра – описанная ранее икт создает мотивацию, динамичную среду для развертывания живого детского общения в форме игры. Не буду Останавливаться на теории, сразу переду к методики проведения игр. в моем арсенале. Эти Виды игр, процесс осуществляется в 3 этапа. Подготовительный, Процессуальный, Проверочный. Методика представлена на слайде, Мои дети любят игры особенно им нравится такая простая, но интересная игра «Правда и ложь» давайте попробуем пару фрагментов у фокус группы лежат карточки если правда поднимайте +, если ложь -.
Зрительный тоже присоединяйтесь, если согласны поднимайте руку. Спасибо за игру.
Ну вот мы и подошли к
Третье И – импровизация. Которая является самой высокой ступенью Игры.
И является спонтанным выступлением без специальной подготовки или подготовки к сценарию. И ее я хочу проиграть с фокус группой.
Итак Первый этап игры
Объяснение сути
Внимание на экран. Перед вами фрагмент фильма без озвучки, ваша задача озвучить данных персонажей.
- Этап Погружение в игру
Вы посмотрели фрагмент видео
Скажите, что вы чувствуете?
Ощущаете ли вы готовность и понимание, как вы будете озвучивать этот фрагмент?
Скорее всего, у вас в голове возникает множество вопросов или наоборот ничего не приходит в голову?
С таким же явлением сталкиваются и дети.
Так как же мы справимся с этой ситуацией?
Погружение в игру происходит в несколько этапов, первое вы столкнулись с замешательством, и нужно из него выйти.
Следующий этап — это выход из этого состояния.
И называется этот этап
3.Наблюдение за очевидным.
Еще раз внимательно посмотреть на фрагмент. При этом наблюдая внимательно за тем, что мы видим глазами, можно проговаривать вслух то, что мы видим, например, мы видим женщину или мужчину, мы видим, во что он одет, какого цвета волосы, какой внешности, что вокруг и тд, то, что мы явно видим глазами.
4.Обмен информацией (о том, кто что увидел).
Теперь вам нужно обменяться информацией, обсудить.
Как вы чувствуете себя сейчас? Вероятнее всего, вы уже ощущаете некую уверенность и уже нет состояния стопора.
Можно переходить к следующему этапу, это
5.Наблюдение за каждым персонажем в отдельности.
На этом этапе нужно определить с товарищем какую из ролей вы выбираете. И уже смотрим непосредственно за ним
А это означает то, что подключается к процессу интеллект, память, творчество, фантазия.
Но для того, чтобы упорядочить процесс, мы перейдем к следующему этапу это
6.Обработать данные, которые вы увидели на экране.
А какие данные мы имеем?
- Разговор между мужчиной и женщиной
- Мы имеем данные о том, где это происходит.
- Мы имеем данные о том, что женщина держит тарелку в руках и обращается к мужчине.
- Мы имеем данные о том, что разговор у них приятный, так как мы видим улыбку на лице мужчины.
После этого мы переходим к следующему этапу
7.Дополнить данные своими идеями
Мужчина и женщина о чем могут говорить? О погоде, о еде, и тд
Что именно могла сказать женщина мужчине, которая держит тарелку
Что может ответить на это мужчина.
На следующем этапе придумываем фразы.
8.Репетируем
и завершающий этап это
9.Предоставление готового продукта, в данном случае озвучивание персонажей.
(Данная инструкция рассказывается один раз, все последующие разы дети сами в своей голове проходят этапы и импровизируют, очень хорошо.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТДМ
ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ ЗАИНТЕРЕСУЕТ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ....
Развитие творческого мышления младших школьников на уроках русского языка и чтения
Русский язык в школе – это инструмент познания, мышления, развития, он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. А развитие творческих способностей ведёт к формированию познавате...
Мастер- класс по математике "Создание проблемной ситуации на уроках математики, как средство развития творческого мышления младших школьников"
Нахождение площади прямоугольника....
Мастер- класс по математике "Создание проблемной ситуации на уроках математики, как средство развития творческого мышления младших школьников"
презентация к мастер-классу "Создание проблемных ситуаций на уроках математики"...
Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления младших школьников на уроках математики" Дипломная работа успешно защищена в 2011г
Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления на уроках математики"...
Творческий отчет по теме: «Развитие творческого мышления младших школьников на уроках математики»
Творческий отчет по теме:«Развитие творческого мышления младшихшкольников на уроках математики»...
Инновационная программа развития творческого мышления младших школьников «Мир креатива»
Проблема развития и совершенствования творческих способностей человека, интенсификации возможностей каждого индивида занимает важное место в современных условиях изменчивости окружающего мира во...