«Взрослый младший школьник»
материал (4 класс)
- Анатомо-физиологические особенности детей.
- Психологические особенности младшего подросткового возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzroslyy_mladshiy_shkolnik_4_klass.docx | 22.59 КБ |
Предварительный просмотр:
«Взрослый младший школьник»
- Анатомо-физиологические особенности детей.
- Психологические особенности младшего подросткового возраста.
Все мы замечаем, как меняются наши дети. Некоторые говорят, что ребенок сильно вырос, кто-то замечает изменения характера: появились вспыльчивость, эмоциональная неуравновешенность, желание спорить и противоречить родителям даже по пустякам. Ребенок становится «неудобным», с ним уже трудно договорится, не всегда понятно, как поступить в некоторых ситуациях. Что происходит с ним? Оказывается, он вступил в один из важнейших жизненных периодов, во многом определяющий его последующую судьбу, — в период перехода от детства к взрослости, в подростковый период. В настоящее время подростковый период развития охватывает примерно возраст с 10 — 11 до 14 — 15 лет. Возраст 10–11 лет - это младший подростковый возраст. В этот период происходит переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, он является критическим, т.к. связан с разными трудностями. Подросток - это уже не ребёнок и ещё не взрослый.
Анатомо-физиологические особенности детей 10-11 летнего возраста.
Это период бурного и неравномерного физического развития:
- Подростковый возраст (10—15 лет) — период бурного роста и развития организма. Начало его перестройки связано с активизацией деятельности гипофиза (нижний мозговой придаток), особенно его передней доли, гормоны которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Происходит ускорение роста, интенсивно происходит рост скелета и конечностей, а грудная клетка и таз отстают, отсюда долговязость. До 9-летнего возраста девочки немного ниже и легче мальчиков, однако затем темпы их роста резко увеличиваются, благодаря интенсивным гормональным изменениям, начинающимся у них раньше, чем у мальчиков. После 9 лет рост девочек начинает опережать рост мальчиков, хотя некоторые девочки отстают по росту и весу от своих сверстниц.
- По мере того как тело растёт, происходят и внутренние физиологические изменения. Посмотрим, как развивается костная система. В это период происходит удлинение костей, что может сопровождаться болями. Онемение конечностей и ноющая боль в костях особенно часты по ночам и могут доставлять ребёнку много неприятных переживаний. Детям нужно объяснить, что это всего лишь нормальная реакция тела на рост. Родители должны осознавать, что скелет и связки детей младшего школьного возраста ещё окончательно не созрели, и поэтому большие нагрузки могут привести к серьёзным травмам.
- Потеря молочных зубов также связана с развитием костной системы в этом возрасте. Начиная с 6-7 лет, дети теряют 20 молочных зубов. Когда появляются первые постоянные зубы, они иногда кажутся слишком большими для детского рта – до тех пор, пока кости лицевой части черепа в процессе роста не приобретут соответствующие размеры.
- Происходят изменения в жировых и мышечных тканях. Если у мальчиков подкожный жировой слой продолжает уменьшаться, то у девочек начинается его рост, что связано с различием фигуры у мужчин и женщин. Мышцы увеличиваются по длине, ширине и толщине. Мальчики и девочки в это время примерно равны по физической силе, но с началом полового созревания положение меняется, т.к. мускулатура мальчиков становится крупнее и сильнее. Так как происходит увеличение массы мышц, мышечной силы, но мышцы не способны к длительному напряжению. Следите за тем, чтобы ребёнок не уставал при длительной физической нагрузке, давайте ему отдохнуть.
5. Диспропорция сердечно сосудистой системы. Сердце растёт быстрее, чем сосуды. Отсюда появляются различные функциональные нарушения, например: потемнение в глазах, головные боли.
6. Нарушения со стороны нервной системы:
• Повышенная возбудимость,
• Вспыльчивость,
• Раздражительность,
• Склонность к аффектам (Аффект - кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, связано с неудовлетворением жизненно-важных потребностей)
Десять лет — это и начало полового созревания. Происходит сложнейшая физиологическая перестройка в организме, дети ее очень тяжело переживают, иногда даже происходят психологические срывы. Ребенок начинает воспринимать и ощущать себя по-новому. И нередко мы начинаем наблюдать у ребенка следующие признаки:
- усталый внешний вид школьника;
- нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне;
- стремление избежать разговоров о школьных событиях, переключить внимание взрослого на другие темы;
- нежелание выполнять домашние задания;
- негативные отзывы о школе, учителях, одноклассниках;
- жалобы на события, связанные со школой;
- беспокойный сон;
- трудности утреннего пробуждения, вялость;
- постоянные жалобы на плохое самочувствие
Это период, когда в организме все «развинчивается», чтобы потом сформироваться заново, уже по-другому. Подростки в это время становятся такими неуклюжими, негибкими. Тяжело переживают недостаток кислорода. У них резко снижается умственная деятельность в душном помещении. Нарушается сон. Это все связано с гормональными изменениями. То есть, физиология очень влияет на состояние ребенка. И многие его эмоциональные проявления связаны с этим физиологическим состоянием. Он просто нуждается в поддержке и помощи. Ему нужно эту помощь предложить, вместе с ним выработать правильный режим дня.
Психологические особенности детей 10 – 11 летнего возраста
В четвертом классе основным механизмом познания окружающего мира является учебная деятельность. В это время у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше.
Предпочтение тех или иных учебных предметов во многом связано с индивидуальными склонностями и способностями ребенка: кому-то нравится математика, у кого-то ярко проявляются лингвистические способности и т.д.
Важнейшим новообразованием является способность к осознанию причин учебных успехов и неудач. Развивается личностная рефлексия. Ребенок постепенно начинает узнавать и дифференцировать свои личностные качества. В этом возрасте впервые происходит осознание потребности в саморазвитии. Ребенок начинает осознавать свои права и обязанности. Самооценка становится устойчивой.
Ребенок этого возраста активно размышляет по поводу своих действий, может утаивать свои переживания. Внешне ребенок не такой как внутренне. Именно эти изменения приводят к выплескам эмоций на взрослых, желаниям сделать то, что хочется, к капризам. «Негативное содержание этого возраста проявляются в первую очередь в нарушении психического равновесия, в неустойчивости воли, настроения и т. д.»
Четвероклассник продолжает приспосабливаться к системе требований взрослых, связанных с его учебной деятельностью, и приспосабливается к системе требований сверстников при общении с ними. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка - начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. Сверстники становятся для них более значимыми. Их мнение становится более важным, чем мнение взрослых. Развивается сотрудничество, формируется способность интересоваться другими людьми и принимать участие в их делах. Активизируется межполовое общение. Происходит первичное осознание ценностных ориентаций. Дети усваивают разницу в социальных статусах, вырабатывают к этому собственное отношение. В этом возрасте могут развиться социальные страхи (боязнь не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения), повыситься эмоциональное реагирование на трудности, появиться чувство одиночества.)
Рекомендация: контролируйте своего ребенка, не забывайте хвалить почаще. Только успех порождает новый успех. А для этого он должен верить в свои силы.
В связи с началом этапа полового созревания изменения происходят в познавательной сфере младшего подростка:
1. Замедляется темп их деятельности (на выполнение определённой работы теперь школьнику требуется больше времени, в том числе и на выполнение домашнего задания).
2. Дети часто отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания.
3. Иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется
Всё это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях. Вы, родители, должны знать, что все эти особенности объективны, и они быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на учёбу и на взаимоотношения в семье, если вы найдёте подходящие формы взаимодействия
Это личностная перестройка, которая происходит по мере физиологического взросления подростка.
С другой стороны, младший подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми, взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т.д.
Очень важно в этот период беседовать с ребенком, быть с ним в доверительных отношениях, чтобы ребенок раскрывался, говорил вам о проблемах. Важно разговаривать с ним по душам не только когда ему плохо, но и приятными радостными моментами вы тоже должны делиться. Приводить примеры из своего жизненного опыта. И тогда подросток обязательно станет делиться своими проблемами.
Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы. Будьте открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом. Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети. НЕ высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы. В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап. Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь. Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.
Ни одна школа, какой бы совершенной ни была ее программа и какими бы талантливыми ни были учителя, не может дать ребенку того, что дают ему родители, – любви, доверия и стабильности в отношениях. Эти отношения являются ядром самооценки ребенка и влияют на его решения, выбор друзей и способности в учебе. Домашняя обстановка самым непосредственным образом влияет на формирующийся мозг ребенка, так как именно родители закладывают и стимулируют его развитие. Ребенок, в которого верят и которому помогают, способен порой добиться потрясающих результатов!
Принимайте ребенка таким, какой он есть, любите его, что бы с ним ни случилось. Как сказал писатель Оскар Уайльд, «лучший способ сделать своих детей хорошими - это сделать их счастливыми».
Пусть это шуточное стихотворение станет вашим руководством к действию в общении с вашими детьми:
Если вы, родители – Ругатели, стыдители,
Ласкатели, хвалители, Гулятьнеотпускатели
Если вы, родители – Собакозапретители...
Прощатели, любители, То знаете, родители,
Если разрешатели, Вы просто крокодители!
Пониматели, с нами говорители,
Тогда вы не родители,
А просто восхитители!
А если вы, родители –
Ворчатели, сердители,
А если вы, родители –
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально - значимый проект "Здоровье младших школьников в руках взрослых".
Инновационность проекта заключается в создании единого образовательного пространства, включающего учебно - воспитательную, лечебно - оздоровительную и коррекционную деятельность, способствующую успешн...
Районная научно-практическая конференция младших школьников «Первое открытие» Секция : прикладное искусство Название работы: «Бисероплетение- увлечение детей или взрослых?»
В нашей школе в этом учебном году открылся кружок «Бисероплетение» .Многие мои одноклассники дружно записались в него. Я не так давно занимаюсь бисероплетением, но мне этот вид рукоделия очень нравитс...
Родительское собрание № 1 "Взрослый младший школьник"
Конспект родительского собрания....
Родительское собрание для 4 класса "Взрослый младший школьник".
Кризисы взросления младшего школьника, причины, трудности, рекомендации родителям ....
Родительское собрание "Диалог младшего школьника со взрослым как способ понять мир и самого себя".
План.1. Воспитательное значение общения.2.Педагогический диалог в семье3. Компьютерная зависимость4. Рекомендации родителям по организации диалога в семьеРодительское собрание направлено на ознакомлен...
Как взрослым вызвать интерес к чтению у младшего школьника?
Даже в читающей семье ребенок может вырасти равнодушным к книге. Только терпение, внимание и постоянный труд родителей в этом направлении может привить малышу любовь и интерес к чтению....
Родительское собрание в 4 классе "Взрослый младший школьник"
Цель: формирование у родителей знаний о психологии кризиса подросткового возраста,обучение их приемом общения с ребенком в переходном возрасте....