Родительское собрание "Диалог младшего школьника со взрослым как способ понять мир и самого себя".
учебно-методический материал (4 класс) на тему
План.
1. Воспитательное значение общения.
2.Педагогический диалог в семье
3. Компьютерная зависимость
4. Рекомендации родителям по организации диалога в семье
Родительское собрание направлено на ознакомление родителей с методами и формами воспитания общительности, формирования личности в процессе общения, на развитие коммуникативных универсальных действий.
Даны рекомендации родителям, как предостеречь детей от компьютерной зависимости
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Родительское собрание в 4 классе | 29.98 КБ |
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 1.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Диалог младшего школьника со взрослым как способ понять мир и самого себя.
План
1. Воспитательное значение общения.
2.Педагогический диалог в семье
3. Компьютерная зависимость
4. Рекомендации родителям по организации диалога в семье
Цель: определить значение диалога в становлении субъектной позиции ребенка; предложить рекомендации родительскому коллективу по организации диалога с ребенком младшего школьного возраста.
Педагогический диалог в семье. Общение и диалог как средство развития мышления, речи, понимания мира, людей и самого себя. Характеристика детей в зависимости от умений вступать в диалог и организовывать диалог со взрослым, сверстником. Внутренний диалог как возможность личности выработать идею о самой себе, осознать своё «Я». Правила коммуникативной педагогики. Способы включения ребенка в диалог.
Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.
В.А.Сухомлинский
Если существует нечто, что мы желаем изменить в ребенке, нужно вначале исследовать и посмотреть, не является ли это тем, что лучше было бы изменить в нас самих.
Карл Густав Юнг.
Один из известных педагогов говорил, что дети — это наше будущее, правильное их воспитание — это наше счастливое будущее, плохое воспитание — это наше горе и слёзы».
Какими они вырастут, выйдут в мир взрослости во многом зависит от нас с вами. Как и что нужно сделать, чтобы наши дети были счастливы, доверяли нам, делились своими радостями и горестями, были откровенны. Сегодня поговорим о нашем общении с детьми.
Все мы с вами прекрасно знаем, что дети особенно нуждаются в полноценном общении, поскольку общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка и становление ее требует целенаправленного, систематичного воздействия. Родители – главные «проектировщики, конструкторы и строители» личности ребёнка. Вот почему важно знать, насколько успешно мы справляемся с такой сложной ролью. Именно семья призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка
Педагогический диалог в семье
Влияние родителей на развитие ребенка огромно. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и, наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов. В целом современные детско-родительские отношения отличаются сложностью в результате пренебрежения родительскими обязанностями. Особенно тревожным моментом является частое проявление жестокости в семье, что наносит вред физическому и психическому здоровью ребенка, его благополучию.
К сожалению, уровень культуры межличностного общения в нашем обществе традиционно низок. Ребенок, как правило, выступает не как субъект, а как объект воздействия. Взрослые не умеют и не хотят строить отношения с детьми на основе равноправного диалога и не могут добиться позитивных воспитательных целей иными средствами, кроме требований безусловного послушания.
Я в своей родной квартире,
Как на службе строевой.
Командир на командире!
Я один здесь рядовой.
Всем я должен подчиняться,
По приказу одеваться,
По приказу умываться,
Ровно заправлять кровать,
По команде есть садиться,
По режиму спать ложиться,
По будильнику вставать.
Теперь вам ясно, почему я
Начал огрызаться?
Конец терпенью моему!
Демо-били-зация!
Не всякая семья имеет положительный опыт воспитания, и зачастую именно неумение родителей создать для своего ребенка такую обстановку, которая способствовала бы его личностному развитию и психологическому комфорту, является причиной возникновения конфликтов, агрессии, насилия. Родителям детей любого возраста, не стоит думать, что менять установки, методы воспитания поздно.
Обычно родители считают, что очень любят своих детей, беспокоятся за них, переживают за их дела, готовы постоянно защищать и оберегать их. Однако те же родители склонны к недооценке своих детей, считая, что ребенок мог бы учиться лучше, более внимательным и т.д., и постоянно предъявляют претензии, дают негативную оценку растущему, переживающему ребенку. Следует отметить повышенную внушаемость ребенка – всё, что ему говорят, воспринимается очень эмоционально. Отсюда страх перед наказанием, вера в обещанное поощрение. Принципиально важно, что эти особенности влияют на формирование различных установок личности, которые часто сохраняются на всю жизнь. Отрицательная оценка ребенка родителями, педагогами, другими значимыми для него людьми порождает в нем представления о своей социальной неполноценности, ненужности, препятствует формированию правильной самооценки, искажает его представления о поступках.
Как известно, родителям особые неприятности доставляют такие «пороки» детей, как грубость, упрямство, лживость, упорное молчание, болтливость, шутовство и др. Их нельзя рассматривать только как издержки воспитания или неблагоприятную наследственность. Зачастую таким способом ребёнок сигнализирует о своих внутренних проблемах, о потребности в помощи и внимании взрослых.
Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребёнка и взрослого друг с другом. Главное в установлении такого диалога – это совместное устремление к общим целям, совместное видение и понимание происходящего, общность в направлении совместных действий. Первостепенное значение имеет сам факт совместной направленности к разрешению возникающих проблем.
Ребёнок всегда должен понимать, какими целями руководствуется родитель в общении с ним. Ребёнок, даже в самом малом возрасте, должен становиться не объектом воспитательных воздействий, а союзником в общей совместной жизни, в известном смысле её созидателем вместе с родителями.
Когда ребёнок участвует в общей жизни семьи, разделяя все её цели и планы, наступает подлинный диалог. Важно также соблюсти равенство позиций – то есть признание активной роли ребёнка в процессе его воспитания. Равенство позиций в диалоге состоит в необходимости для родителей постоянно учиться видеть мир глазами своих детей в самых разных его формулах.
Для внушения ребёнку ощущения родительской любви помимо диалога необходимо выполнять ещё одно чрезвычайно важное правило – принимать ребёнка таким, какой он есть.
Под принятием понимается признание права ребёнка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребёнка – значит утверждать неповторимое существование именно этого и такого человека, со всеми свойственными ему качествами.
Родители должны осознавать, что каждая негативная оценка личности ребёнка и присущих ему качеств характера какой бы справедливой, по сути, она не была, какой бы ситуацией не вызвана, наносит серьёзный вред контакту с ребёнком, нарушает уверенность в родительской любви. Самое главное, никогда не воспитывайте в плохом настроении, оценивайте поступок, а не личность, умейте видеть в детях только хорошее, разрешайте конфликты мирно. Дефицит внимания к ребенку побуждает его к ухудшению успеваемости, нередко к агрессивному и асоциальному поведению как способу компенсации недостатка признания и любви со стороны взрослых. Ребенок, испытывая к себе враждебное или безразличное отношение окружающих, вырабатывает свою систему поведения. Он становится либо злобным, агрессивным, мрачным, замкнутым, либо пытается обрести власть над другими, чтобы компенсировать отсутствие любви. Однако такое поведение не приводит к успеху, напротив, оно ещё больше обостряет конфликт и усиливает беспомощность и страх у ребенка.
Взрослым следует понимать, что ребёнок и сам страдает от агрессивности как эмоционального нарушения. Поэтому есть за что его пожалеть, сказать добрые слова, обнять вопреки внутреннему раздражению. Поскольку значительная часть случаев плохого поведения содержит в себе элемент поиска ребенком внимания родителей, взрослый, уделяя внимание ребёнку именно в эти моменты, способствует фиксации такого поведения. Наоборот, родительское одобрение хорошего поведения ребёнка часто отсутствует. Учеными установлено, что родители трудных детей отличаются от других родителей тем, что реже хвалят детей за хорошее поведение, уделяют плохому поведению слишком много внимания, ведут себя непоследовательно.
Как построить жизнь в семье, наладить диалог с ребенком, как регулировать отношения с ребенком, чтобы он рос психически здоровым?
Цените в своем ребенке индивидуальность, самостоятельность. Если ваш ребенок необычный, неординарный, не такой, как все, не бойтесь того, что он иногда не вписывается в рамки, возможно, он талантлив. А талантливые люди – золотой фонд нации, их надо беречь.
Воспитывайте в ребенке самоуважение: «Я есть в мире, я – ценность!». Человек, который сам себя уважает, уважаем и другими, сам себя любит – любим и другими. Помните и то, что неуважения к себе ребенок не прощает, и то, что если любят и ни за что, то уважают всегда за что-то.
Не совершайте насилия над личностью и здоровьем, заставляя быть таким, как Маша, Петя, требуя стать только отличником, хорошистом. Главное – какого человека мы растим.
Есть одно правило жизни: чтобы поняли тебя, должен и ты понять другого. А поэтому старайтесь жить так, чтобы в семье было все хорошо. Почаще говорите теплые и сердечные слова друг другу: родители – детям, дети – родителям.
Сейчас мы с вами много говорили об общении, все эти приёмы относятся к вербальному общению (беседы, похвала, пожелании и т. д.) Но в общении огромную роль играет невербальное общение.
Невербальное общение — это использование мимики, жестов, взгляда. К нему относится тактильное общение, т. е. телесное прикосновение — это похлопывание по плечу, поглаживание по голове, поцелуи, просто прикосновения. Ведь такое общение развивает в ребёнке все положительные качества: доброжелательность, спокойствие, удовлетворенность, чувство защищенности. Чаще улыбайтесь, искренняя улыбка поможет снять недоверие, создаст благоприятную обстановку для общения, улыбающийся человек располагает себя к общению.
Дети, лишённые общения и взаимопонимания с родителями часто находят его в «общении» с компьютером»
Компьютерная зависимость
Такая актуальная на сегодняшний день проблема, как взаимодействие человека и компьютера имеет как положительные так и отрицательные моменты. Положительным является то, что увлечение развлекательными компьютерными играми используются в качестве смены деятельности, для того, чтобы снять напряжение, отвлечься от чтения, писания, физической нагрузки и т.д. но при чрезмерном увлечении виртуальными играми замедляется духовное и физическое развитие человека.
Игровая компьютерная зависимость – болезненное увлечение ролевыми компьютерными играми, в которых играющий принимает на себя роль виртуального персонажа и живёт его жизнью, ощущая себя в реальности дискомфортно.
Ряд симптомов компьютерной зависимости:
- равнодушие к семейным контактам, своему здоровью, успешности в учёбе, школьным и внешкольным мероприятиям;
- неоправданно частая проверка электронной почты;
- чрезмерно длительное пребывание за компьютером;
- быстрый, неряшливый приём пищи, часто прямо перед монитором;
- выпадение из режима реального времени;
- неоправданно быстро появляющаяся усталость, раздражительность, перепады настроения;
- постоянное или значительно более частое общение в режиме on-line, чем непосредственное общение с людьми;
- погружение в как средство ухода от проблем, от плохого настроения, чувства потерянности, тревоги, подавленности;
- приоритет пребывания в Internet над всеми остальными видами деятельности и общения;
- отрицание компьютерной зависимости.
Рекомендации взрослым по профилактике компьютерной зависимости подростков:
- Будьте внимательны: вовремя заметить и предупредить появление и развитие компьютерной зависимости легче, нежели потом с ней бороться;
- Постоянно проявляйте интерес к развитию интересов и склонностей подростка. Содействуйте и поощряйте его творческие начинания от увлечения живописью до занятий в спортивных секциях. Компьютерная зависимость реже проявляется у подростков, занимающихся спортом, поэтому постоянно следите, чтобы подросток должное время уделял физическим нагрузкам;
- Личный пример в использовании возможностей компьютера (использование компьютера для работы или хобби: компьютерный дизайн, моделирование и т.д.)
- Одиночество (в силу разных причин) – повод и основание ухода в виртуальный мир;
- Корректно используйте своё право на запрет, так как запретный плод всегда сладок;
- Всегда ищите возможность подчеркнуть полноту жизненных проявлений в реальности и однобокость переживаний в режиме on-line.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Семья как фактор укрепления
духовно-нравственного и социального здоровья детей»
(или 10 заповедей успешного родительства)
1.Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы или – как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой.
2.Признавайте свои ошибки, просите прошения за неправильные действия и поступки, будьте справедливыми в оценке себя и других.
3.Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь, как он может отблагодарить Вас? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это необратимый закон благодарности.
4.Не вымещайте на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо, что посеешь, то и взойдет.
5.Не относитесь к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будьте уверены, ему его ноша тяжела не меньше, чем Вам Ваша. А может, и больше.
6.Не унижайте!
7.Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка, мучьтесь – если можете – и не делаете.
8.Умейте говорить со своим ребёнком так, как Вам хотелось, чтобы говорили с Вами, проявляя мягкость, исключая назидательность, грубость и хамство.
9.Умейте любить чужого ребенка. Никогда не делайте чужому ребенку то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему
10.Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок – это праздник, который пока с Вами.
Список используемой литературы
Бодалев А.А. - «Психология общения», «Москва – Воронеж», 2002 г.
Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. – Психология, «Москва»,2003 г.
Интернет.
Котова И.Б., Канаркевич О.С., Березина Н.Н., Березин А.Ф. – Основы психологии, «Феникс», 2002 г.
Матюхина М.В., Михальчик Т.С. – Психология младшего школьника.
Петровский А.В., Ярошевскй М.Г. – Психология «Москва», 2002 г.
Рудольф Вердербер, Кэтлин Вердербер – «Общение», 2005 г.
Сластенин В.А., Исаев Н.Ф. – Педагогика, «Москва» Издательский центр «Академия», 2002
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План 1. Воспитательное значение общения. 2. Педагогический диалог в семье 3. Компьютерная зависимость 4. Рекомендации родителям по организации диалога в семье
Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца. В.А.Сухомлинский
Если существует нечто, что мы желаем изменить в ребенке, нужно вначале исследовать и посмотреть, не является ли это тем, что лучше было бы изменить в нас самих. Карл Густав Юнг.
Ряд симптомов компьютерной зависимости: - равнодушие к семейным контактам, своему здоровью, успешности в учёбе, школьным и внешкольным мероприятиям; - неоправданно частая проверка электронной почты; - чрезмерно длительное пребывание за компьютером; - быстрый, неряшливый приём пищи, часто прямо перед монитором; - выпадение из режима реального времени; - неоправданно быстро появляющаяся усталость, раздражительность, перепады настроения; - постоянное или значительно более частое общение в режиме on-line , чем непосредственное общение с людьми; - приоритет пребывания в Internet над всеми остальными видами деятельности и общения; - отрицание компьютерной зависимости.
«Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья детей» (или 10 заповедей успешного родительства ) 1.Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы или – как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 2.Признавайте свои ошибки, просите прошения за неправильные действия и поступки, будьте справедливыми в оценке себя и других. 3.Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь, как он может отблагодарить Вас? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это необратимый закон благодарности. 4.Не вымещайте на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо, что посеешь, то и взойдет. 5.Не относитесь к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будьте уверены, ему его ноша тяжела не меньше, чем Вам Ваша. А может, и больше. 6.Не унижайте! 7.Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка, мучьтесь – если можете – и не делаете. 8.Умейте говорить со своим ребёнком так, как Вам хотелось, чтобы говорили с Вами, проявляя мягкость, исключая назидательность, грубость и хамство. 9.Умейте любить чужого ребенка. Никогда не делайте чужому ребенку то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему 10.Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок – это праздник, который пока с Вами.
Помните! Ребенок, окруженный критикой – учится обвинять; Ребенок, окруженный насмешками – учится быть недоверчивым; Ребенок, окруженный враждебностью – учится видеть врагов; Ребенок, окруженный злостью – учится причинять боль; Ребенок, окруженный непониманием – учится не слышать других; Ребенок, окруженный обманом – учится врать; Ребенок, окруженный позором – учится чувствовать вину;
Но в то же время: Ребенок, окруженный поддержкой – учится защищать; Ребенок, окруженный ожиданием – учится быть терпеливым; Ребенок, окруженный похвалами – учится быть уверенным; Ребенок, окруженный честностью – учится быть справедливым; Ребенок, окруженный безопасностью – учится доверию; Ребенок, окруженный одобрением – учится уважать себя; Ребенок, окруженный любовью – учится любить и дарить любовь; Ребенок, окруженный свободой выбора – учится быть ответственным за свои решения .
«Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем"
Цель: формирование у родителей представления о причинах неуспеваемости детей....
Родительское собрание на тему: "Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем"
Познакомить с понятием школьной неуспеваемости. Рассказать о причинах возникновения трудностей в обучении. Воспитывать в родителях сочувствие, уважение к своему ребенку. Дать рекомендации по о...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ «Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем»
Цель с которой проводится собрание - формирование у родителей представлений о причинах неуспеваемости детей.Задачи:• обсудить проблему плохой успеваемости;• ознакомить родителей с причинами ...
Родительское собрание "Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем"
Причины нежелания детей учиться, причины школьной неуспеваемости младших школьников, способы решения появившихся проблем...
Родительское собрание "Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем"
В статье можно узнать о причинах возникновения трудностей в обучении, рекомендациях по оказанию помощи в преодолении ребенком трудностей в обучении...
Родительское собрание "Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем". 3 класс
Родительское собрание "Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем" 3 класс. Разработка конспекта собрания....
Воспитание толерантности учащихся на занятиях в группах продлённого дня Жить в мире, понять другого и выразить себя
Воспитание толерантности учащихся на занятиях в группах продлённого дняЖить в мире, понять другого и выразить себя...