Методическая разработка "Значение театрализованной игры для детей с ОВЗ"
методическая разработка

Коррекционная педагогика

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рыжкова Галина Ивановна, учитель,

ГБОУ школа №432

Колпинского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка «Значение театрализованной игры для детей с ОВЗ»

Умение работать в коллективе - одна из важнейших задач социализации детей в классе «особый ребёнок». Это способность эффективно действовать в системе межличностных отношений, ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы общения.

Одним из методов, который достигает поставленных задач, являются занятия коллективным творчеством.

На этих занятиях решается множество других задач: знакомство с различным изобразительным материалом, новыми техниками выполнения работ, знакомство с явлениями окружающей среды, событиями из жизни людей. Эти задачи педагог решает, учитывая психофизические особенности детей, т.е. особенности их восприятия материала с помощью театрализации.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных   произведений (сказки, рассказы, специально   написанные инсценировки).  

Настоящая творческая игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей.

Это важно в работе с «особыми» детьми, у которых наблюдаются   недоразвитие познавательной и особенности эмоционально-волевой сферы, когда педагогам необходимо вызывать и стимулировать потребность в эмоциональном общении, особенно детей с умеренной степенью умственной отсталости и детей с диагнозом РДА (ранний детский аутизм). Опыт работы и длительные наблюдения   педагогов позволяют сделать вывод, что театрализованные игры играют очень важную роль во всесторонней коррекции и компенсации аномалий развития, в подготовке «особых» детей к жизни и труду.

«Особые» дети очень долгое время не понимают эмоциональных состояний. А сказка оказывает благотворное эмоционально-пробуждающее действие на ребенка: она не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к речевому контакту. Для того, чтобы оценить состояние героя, его настроение, причины и характер его поступков, проникнуть в его внутренний   мир, необходимо   внимательно прослушать произведение. А кто, как не педагог, может умело прочесть сказку или другое произведение, чтобы оставить эмоциональный отпечаток в душе ребенка. Эмоциональный фон, который создает педагог при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице    педагога   эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывал при прослушивании сказки.

Эмоции «особых» детей неустойчивы, изменчивы. На одно и то же ежедневно повторяющееся явление, действие они могут реагировать по-разному. Необходимо перед рассказыванием сказки создать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в состояние таинственности, волшебства, заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное.

Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное – спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли. Аналогичны спектакли с использованием настольного театра с объемными и плоскостными фигурками или, так называемые, стендовые театрализованные игры, в которых дети на фланелеграфе, экране с помощью картинок (часто вырезанных по контуру) показывают сказку, рассказ и др. Наиболее распространенным видом стендовых театрализованных игр является теневой театр.

Иногда дети выступают как настоящие артисты-кукловоды, в такой игре обычно используются два рода театральной игрушки. Первый - типа петрушки – театр петрушки (в практике часто называется театр бибабо), где используются куклы перчаточного типа: кукла, полая внутри, надевается на руку, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма - большой и средний, остальные пальцы прижимаются к ладони. Показывается спектакль из - за ширмы: кукловоды держат кукол над головой. В последние годы появлялись   куклы, устроенные по принципу марионетки.

Оба способа вождения кукол достаточно сложны, поэтому необходимы специальные упражнения. Педагог учит детей, какими способами показывать движения кукол (наклон, поворот, взмахи рук), следит за тем, чтобы движение и речь персонажей совпадали.

Работа с куклой позволяет  совершенствовать  мелкую  моторику  руки  и координацию движений, нести ответственность за управление куклой,  проявлять через куклу те эмоции,  чувства,  состояния,  движения,  которые  в  обычной жизни по  каким-либо  причинам  ребенок  не  может  или  не  позволяет  себе проявлять; позволяет осознавать  причинно-следственные  связи  между  своими действиями и  изменением состояния куклы,  научиться  находить  адекватное телесное выражение  различным  эмоциям,  чувствам,  состояниям.  Эта работа развивает произвольное внимание, а также позволяет совершенствовать коммуникативные навыки и культуру.

Часто дети выступают в роли изготовителей персонажей предстоящего спектакля. Очень важно, какой персонаж выбирает ребенок для изготовления куклы, каким характером он его наделяет или какими чертами дополняет, какое придумывает выражение лица и настроение куклы.  По этим признакам можно судить об особенностях настроения самого ребенка, о его психологическом состоянии, так как часто человек персонализирует, воплощает в кукле сокровенную часть себя.

Театральные игры и упражнения на развитие воображения, импровизации, согласованности действий, создания образов с помощью пластических движений, мимики и жестов

Что мы делали - не скажем - Выбирается король, остальные – работники договариваются, что они будут делать. Затем подходят к королю. «Здравствуй, король! Здравствуйте. Нужны вам работники? А что вы умеете делать? Что мы делаем – не скажем, но зато мы вам покажем!». Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: стирают, шьют, вышивают, поливают. Если король отгадает, то догоняет работников. Пойманный становится королем.

Действия по хлопку – Дети должны безошибочно выполнить простые движения под команду учителя: по одному хлопку – поднять руки, по двум – встать, по трем – добежать до двери. Задания меняются со временем.

Ползущие змеи – Стать на колени и, прогнув спину, как можно дальше вытянуть руки вперед, прижимаясь грудью к полу. Затем подтянуть ноги и снова продвинуться вперед. Характер движения волнообразный и непрерывный. Змеи могут изгибаться в разные стороны, пластически общаться, артикулировать звуки: с – ш – щ – ч.

Театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла. И, наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение. Театрализованная игра позволяет решать многие задачи программы школы: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических знаний до физического совершенства.

Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональности игр дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности.

Всестороннее влияние   на развитие основных психических и физических процессов у ребенка, как тонкая моторика, фантазия, воображение, мышление, концентрация внимания и совершенствование навыков общения, происходящее в процессе изготовления персонажей-кукол, управления ими в процессе театрализованной игры, является коррекционно-развивающим в работе с «особыми» детьми. Подбирая литературное произведение для  инсценировки,  интересно  организовав  работу над игрой, можно дать возможность погрузиться ребенку в более  благоприятный мир,  увлечь  его,  ненавязчиво  побудить  тем  самым  его  к  действиям,  к определенной реакции, подтолкнуть его к добровольному участию в игре, выполнению задач, поставленных ею, и к развитию в ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации Подвижные игры для детей начальных классов

При проведении подвижных игр среди учащихся младших классов надо учитывать анатомо-физиологические особенности детей этого возраста, относительную подверженность их организма различным влияниям о...

Методическая разработка театрализованной игры "По тропинке мы пойдем"

Театр - это синтез искусств, вобравший в себя практически  все, что помогает развиваться полноценному человеку, умеющему воспринимать окружающий мир как ж...

«Театрализованные игры как средство развития детей с нарушениями речи». Участие во Всероссийском конкурсе

Театрализованная игра является для ребёнка эффективным средством социализации в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. Участие в театрализованной п...

Методические и практические рекомендации по дидактическим играм по предмету «Развивающие игры» для детей с нарушением интеллекта

Одним из эффективных методов обучения умственно отсталых детей и приёмов работы на уроках «Развивающие игры» является дидактическая игра. Игра действует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка...

Консультация для родителей на тему: «Театрализованные игры как средство развития речи у детей»

Консультация для родителей на тему:  «Театрализованные игры как средство развития речи у детей»...