Методическая разработка классного часа "Семейная летопись".
методическая разработка (3 класс)
Цель классного часа - воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уважения к предкам; развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vn._meropriyatie_semeynaya_letopis.docx | 25.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка классного часа «Семейная летопись»
Цель:
- воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уважения к предкам;
- развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.
Задачи:
- познакомить детей с понятиями «генеалогия», «генеалогическое древо», «геральдика»;
- научить составлять родословную своей семьи, показать основы для дальнейшего изучения истории поколений;
- развивать потребность узнавать историю своей семьи; развивать гражданственность и патриотизм;
- воспитывать уважение к родителям, чувство ответственности за свою семью.
Эпиграфы:
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
Л.Н. Толстой
Оформление:
- Словарь: семья, летопись, генеалогия, геральдика.
- Генеалогическое древо семьи.
- Раздаточный материал: шаблон «Генеалогическое древо», памятки «Как составить родословную», «Правила составления родового герба»
- Фотомонтаж «Мой класс – моя семья».
- Семейные гербы, нарисованные учащимися.
- Семейные фотоальбомы.
Ход мероприятия
I. Актуализация знаний.
- Добрый день, дорогие ребята!
Сегодня в нашем классе мы собрались не зря.
Сегодня мы узнаем, как нам важна семья.
Давайте же о дружбе в семье поговорим
И дружбе в наших семьях наш классный час мы посвятим!
- Ребята, а что для Вас означает слово «семья»? Скажите, что же объединяет людей в семью?
- А вот как говорится о семье в словаре С.И. Ожегова:
Семья – группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе.
- Скажите, что же объединяет людей в семью, кроме родственных связей и общей жилплощади? (Любовь, забота друг о друге, терпение, долг, ответственность. Долгом в семье является бескорыстная любовь. Каждый должен винить себя, а не другого, когда что-то идет не так. Необходимы выдержка и терпение, взаимопомощь и взаимопонимание.)
- Семья - самое главное в жизни для каждого из нас. Семья - это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ - родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входил из семьи.
Семья - это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья - это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!
- Семья – это место, где тебя любят и ждут, понимают и принимают таким, каким ты есть, где тебе тепло и уютно. Своей жизнью мы обязаны многим поколениям своей семьи. Человек в этом мире не одинок, он должен дорожить всеми своими родственниками и предками.
- Ребята, а как сохранить историю своей семьи и донести ее до внуков и правнуков? - Это поможет сделать летопись семьи.
- Что такое летопись?
Летопись – запись исторических событий по годам.
Летопись может быть не только государственная, но и семейная.
- Что можно включить в семейную летопись?
- родословную;
- генеалогическое древо;
- родовой герб;
- семейные фотоальбомы и др. (видеофильмы, письма родных и близких, награды и все, что касается истории вашей семьи).
II. Родословная.
Родословная - свод данных, описывающих происхождение тех или иных семей от других семей. Наиболее часто это понятие используется для обозначения родословной человека. Для записи родословных людей наиболее часто используются два вида записи: родовое (генеалогическое) дерево.
Памятка «Как составить родословную»
Рекомендация 1. Начните с себя. Напишите собственную биографию. Лучше вас этого никто не сделает. Вы - представитель одного поколения вашего рода. Информация о вас будет интересна, а порой и бесценна для ваших детей и последующих поколений.
Рекомендация 2. Запишите всё, что вам известно о ваших родителях, дедушках и бабушках.
Рекомендация 3. Одного за другим расспросите всех ныне живущих родственников, начиная с самых пожилых. Каждый из них знает что-то, чего не знают другие. Рассказанное запишите как можно подробнее, не упуская мелких деталей. Датируйте записи.
Рекомендация 4. Не доверяйте памяти расспрашиваемых лиц, просите показать документы (паспорт, трудовая книжка, свидетельства о рождении, о браке и т.п.), копируйте их, проверяйте ими полученную информацию. Собирайте фотографии, датируйте и подписывайте их.
Рекомендация 5. Заведите индивидуальные карточки и дела (досье) на всех известных вам представителей рода. В досье будет формироваться вся существенная информация со всеми биографическими подробностями (различные документы, воспоминания, записанные вами рассказы, и т.д.). Карточки, в которые заносится самая основная информация, используются для составления картотеки рода.
Рекомендация 6. Накопив таким образом некоторый «банк данных», изложите его в виде связного текста родословной по поколениям.
Рекомендация 7. Напишите письма родственникам, живущим в других местах.
Рекомендация 8. По мере поступления новой информации вносите её в ведущиеся досье и в составляемую родословную.
III. Генеалогическое древо.
- Есть наука генеалогия, что в переводе с греческого значит «родословная», «слово о роде». Родословия героев и царей известны с древности.
- Генеалогическое древо семьи составляют, чтобы более наглядно было видно всю родословную, т.е. поколения данной семьи.
- Давайте рассмотрим ваши генеалогические древа, которые вы составляли ещё во 2-ом классе. (Презентация проектов).
- В жизни, как в природе, все взаимосвязано. Если погибнут корни - засохнет дерево. Если мы забудем дедов и прадедов - мы истощимся духовно.
- Ребята, ваши предки, ваши корни – ваша родословная. Родители и вы -часть, причем, верхняя часть, чудесного родословного древа. В дальнейшем вы станете родоначальниками новых ветвей, и внуки будут гордиться такими предками, как вы.
IV. Родовой герб.
- Самые первые гербы появились в Западной Европе, в средние века. Это были личные знаки рыцарей. Для чего нужны эти знаки? (Они помогали воинам различать друг друга на расстоянии.) Каждый знак в гербе имел определенное значение, символически рассказывал о том, кто этот человек. Герб был знаком чести рода.
- Существует целая наука, связанная с составлением гербов. Это ГЕРАЛЬДИКА. Каждое изображение имело свое значение. Давайте подумаем, что может обозначать, например, дуб, медведь - сила, факел, раскрытая книга – знания, пчела - трудолюбие, крылатый змей - зло, дракон - могущество, рука - храбрость.
Цвет тоже символичен: Желтый (золотой) – богатство, справедливость, белый (серебро) – невинность, чистота, красный – могущество, темно-красный – любовь, смелость, голубой – красота, величие, зеленый – изобилие, черный – мужество. Это основы геральдики.
V. Семейные фотоальбомы.
- Время неумолимо. Человек рождается, растет, взрослеет, стареет и в свой срок уходит из жизни. И никому еще не удавалось разорвать этот круг. Человек уходит, а дети его остаются. У детей рождаются свои дети, у тех - свои. И если человек даже не совершал никаких открытий, а просто достойно прожил свою жизнь, он заслуживает того, чтобы о нем помнили его дети, внуки, правнуки.
Вспомнить о прошлом, присмотреться к настоящему помогают фотографии из семейного альбома. Каждая фотография в нем - это кусочек жизни, это возможность вернуться назад в прошлое. (Рассматриваем семейные альбомы, фотомонтаж «Мой класс – моя семья»)
VI. Заключительное слово учителя.
- Вот и подведен итог нашей сегодняшней встречи. Как бы ни было трудно, каким бы неустроенным и беспокойным не был окружающий нас мир, только семья способна уберечь каждого из нас от невзгод. Только нравственные устои, передающиеся из поколения в поколение, только забота близких делает нас богаче, чище, добрее.
Семья - это тот родник, из которого мы черпаем силы всю свою жизнь.
Так будьте добрее и внимательнее к своим близким!
Берегите близких. Берегите.
Жизнь, она торопится, не ждет.
На крутом изломе поддержите,
Знайте беды их наперечет.
Сохраняйте письма. Ждите в гости.
Иногда дарите им цветы.
Это очень трудно, очень просто.
Жизнь прожить - не поле перейти.
Близкие от нас уходят в вечность.
Каждому свой час и свой черед.
Пусть жестокость или бессердечность
Поздним вас раскаяньем не жжет.
Вы еще успеете. Спешите
Окружить их множеством забот.
Будьте снисходительны к ошибкам
И прощать умейте в свой черед.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного час для учащихся начальной школы «Юн и в старости тот, кто смолоду здоровье бережет!"
Цель: дать представление о том, как нужно заботиться о своём здоровье.Задачи: дать ученикам представление о здоровом образе жизни;помочь учащимся задума...
Методическая разработка классного часа " Слава Победы"
Цель: воспитание у школьников чувства патриотизма, гражданственности, памяти к защитникам Отечества....
Методическая разработка классного часа на тему "Все профессии важны"
Цель: 1) обобщить знания о профессиях,2) воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий3) показать важность труда...
Методическая разработка классного часа "Вот вырасту и в космос полечу!"
Классный час посвящен 50-летию первого полета человека в космос. Цель: формирование представлений учащихся о космосе; развитие интереса к профессии космонавта. Часть материала представлена в игр...
Методическая разработка классного часа "День знаний" в 4 класс.
Методическая разработка классного часа "День знаний" поможет провести учителям начальных классов День знаний первого сентября. Занимательные игры, загадки, шутки сделают праздник весё...
Методическая разработка классного часа «МИЛОСЕРДИЕ» (духовно-нравственная проблематика классного часа в младшей школе)
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....
Методическая разработка классного часа во 2 классе «Традиции – семейные и классные»
Цель: углублять представления воспитанников о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких. Задачи:- раскрывать значение понятия «семейные традиции»...