"Давайте жить дружно!"
план-конспект

Куприянова Оксана Николаевна

помочь воспитанникам понять необходимость и ценность понятия «дружба».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_davayte_zhit_druzhno_.docx38.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Давайте жить дружно!»

Временной интервал:  40 мин

Категория участников:  10-16лет

Основная цель  проведения: помочь воспитанникам понять необходимость и ценность понятия «дружба».

Задачи

1.Способствовать расширению знаний о взаимоотношениях людей, о дружбе через работу над литературными произведениями, игровые и жизненные ситуации.    

2. Формировать нравственные качества обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

3. Воспитывать дружеские отношения доброжелательности, уважения друг к другу.

Направление воспитательной работы: духовно-нравственное воспитание.

Материалы и  оборудование: 

  • мультимедийное оборудование (проектор, экран, ПК);
  • мультимедийная презентация;
  • толковый словарь С.И. Ожегова;
  • шаблоны ладошек;
  • выставка книг о дружбе.

Ход мероприятия:

I. Орг. момент.

Мы друг к другу повернёмся.

Нежно, мило улыбнёмся.

Руку другу мы пожмём,

И занятие начнём.

-Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас видеть.

Сегодня мы с вами поговорим о том, что бывает крепкой, долгой, верной. Она бывает между мальчиком и девочкой, детьми и родителями, учениками и учителем. Она бесплатна, но стоит многого.  Даже самый бедный человек станет с ней богаче.  Её нельзя купить, вымолить, одолжить, украсть, потому что она сама по себе ничего не стоит, пока ее не подарят другому! Так что же это? (Дружба)

“Человек без друзей , что дерево без корней”(эпиграф написан на доске.)

- Ребята давайте подумаем над этими словами, как вы понимаете эту пословицу?
- Зачем нужны корни дереву?
- А что подразумевается под “корнями для человека”?

-Что вы понимаете под словом "друг»?(Ответы детей)

Сегодня  мы с вами поговорим о том, что такое дружба, узнаем, какими качествами должен обладать настоящий друг, который умеет сопереживать в трудные минуты, брать часть трудностей на себя, уступать другому; будем учиться замечать и ценить положительное в окружающих людях, друзьях и в конце занятия составим «Законы дружбы».

Послушайте  отрывок из стихотворения Л. Измайлова «Монолог о дружбе»:

Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?

Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил всё видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок даёт ему списать…
Ну, а может, дружба - это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая лестью,
И не скажет резкость никогда?

- Согласны ли вы с такой трактовкой дружбы? Почему? С какими высказываниями автора вы не согласны?

Слово «дружба» в нашей жизни встречается постоянно. 

Мне хочется уточнить значение понятия «дружба». Как вы понимаете его значение?

-Давайте за более точным определением обратимся к толковому словарю Ожегова. В нём можно найти:

Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой.

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

-В литературных произведениях мы тоже часто встречаемся с этим понятием:

Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие.

-А есть ли у вас друг?

-Какими качествами обладают ваши друзья? Какие они – ваши друзья?

 -Сейчас я познакомлю вас с одной очень старой и мудрой притчей.

Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей.

Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришёл в овчарню, чтобы выгнать своё стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облачке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, вел за собой маленькое стадо овец. Когда они вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь.

С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.

- Кому понравилась эта притча? Какими мыслями и чувствами вам захотелось поделиться?  (Ответы детей).
   - Чему учит эта притча? 
(Ответы детей)

- Молодцы! Вы очень правильно поняли смысл этой притчи.

Я хочу вам рассказать об одном чуде! Однажды я прочитала рассказ М.В.Водопьянова “Один за всех и все за одного”, который до сих пор помню и хочу вам рассказать.

“Выдающийся математик Лев Семенович Понтрягин ослеп, когда был еще учеником. У него заболели глаза, была сделана неудачная операция, и мальчик навсегда погрузился в беспросветную тьму. Мальчик был удручен настигшей его катастрофой.

Однажды домой пришли Лёвины товарищи и твердо заявили, что они всем классом помогут ему.

И они помогли. Каждый вечер кто-нибудь приходил к Лёве учить вместе с ним уроки, читать ему вслух учебники и книги. Сосед по парте во время уроков вполголоса рассказывал ему, что написано на доске, какой опыт показывает учитель. Товарищи ходили с Лёвой и на каток, и в театр, и на концерты, и на лекции.

С помощью верных друзей Лев Понтрягин с отличием окончил школу и поступил в Московский университет. И здесь нашлись хорошие товарищи. Студенты охотно помогали юноше. Понтрягин оказался талантливейшим математиком и в 23 года стал профессором и членом-корреспондентом Академии наук”.

- Вот оно чудо! Дружба спасла человека, верные друзья! Представьте себе только, в 23 года слепой человек стал ученым, благодаря своим друзьям. Вывод: Умению дружить и общаться с людьми надо учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз, поэтому каждый день нужно творить добро.

- Соблюдая эти законы дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друга.   

- Много произведений посвящено дружбе. Назовите их. (слайд)

Работа с литературными произведениями.

-Послушайте рассказ «Одинаковые»

Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие. Розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.

- Мы во всем, во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:

- Я получила по математике пять, а Вера – только тройку. Мы стали уже не одинаковые…

Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала …

(учитель делает остановку)

- Подумайте, что сказала мама?   (Ответы детей).

Дочитать текст:

Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:

- Да, ты стала хуже…

- Я? – удивилась Соня.- Но ведь тройку-то получила не я!

- Тройку получила Вера, но она ведь получила ее, потому что на днях болела… А ты обрадовалась – и это значительно хуже.

-За что мама осудила Соню?

-Что бы вы сказали Соне?

Вывод: умей сопереживать другу, поддерживать его.

Сценка « Кто кого обидел первый?»

                                             - Кто кого обидел первый?

                                             - Он меня.

                                             - Нет. Он меня.

                                             - Кто кого ударил первый?

                                             - Он меня.

                                             - Нет. Он меня.  

                                             - Вы же раньше так дружили!

                                             - Я дружил!

                                             - И я дружил!

                                             - Что же вы не поделили?

                                             - Я забыл!

                                             - И я забыл!

-Драка в школе – один из главных врагов дружбы. А причина всему часто

 просто нечеловеческое упрямство.

-А иногда, к сожалению, бывает так, как в стихотворении «Два козла». Может быть,  прослушав его, кто-то узнает себя, а, узнав, постарается не быть похожим на этих персонажей. А стихотворение вам прочитают ваши товарищи. Внимательно слушайте.

Сценка «Два козла»:

Однажды на лужайке подрались два козла.

Подрались  для забавы, не то, чтобы со зла.

Один из них тихонько приятеля лягнул,

Другой из них легонько приятеля боднул.

Один лягнул приятеля немножко посильней,

Другой боднул приятеля немножко побольней!

Один разгорячился, лягнул, что было сил!

Другой его рогами под брюхо подцепил.

Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,

Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьез!

Я вспомнил эту драку, когда передо мной

На школьной переменке такой же вспыхнул бой.  

-Да, с таким настроем друзей не найдешь. Лучше, если всё происходит, как в стихотворении “Надёжный друг”(читают ученики):

                             Если есть друзья на свете – 
                             Всё прекрасно, всё цветёт.
                            Даже самый сильный ветер, 
                            Даже буря не согнёт.
                            Мы и в дождь, и в снег, и в стужу,
                            Будем весело шагать.
                            При любой погоде дружим – 
                            Дружбы этой не порвать.

                            И любой из нас ответит, 
                            Скажут все, кто юн и смел:
                            Мы с тобой живём на свете,
                            Для хороших, славных дел.

                            Кто в дружбу верит горячо,
                             Кто рядом чувствует плечо,
                             Тот никогда не упадёт,
                             В любой беде не пропадёт,
                            А если и споткнётся вдруг,
                            То встать ему поможет друг!
                             Всегда в беде надёжный друг
                             Ему протянет руку.

      У многих людей нет друзей, потому что они сами не готовы дружить, они требуют от друга много, а сами ничего для него не делают.

     Детский поэт Яков Лазаревич Аким написал много стихов о дружбе, сейчас послушайте одно из них, подумайте, а потом скажите: можно ли про вас так же сказать?

Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра.
Карандаш мне дал однажды,
Я в тот день забыл пенал,
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка.
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.

-Можно ли назвать этого героя настоящим другом? Почему?   (Ответы детей)

-Послушайте рассказ Натальи  Кошелевой, который так и называется «Друзья».

Однажды Саша принес в школу электронную игру “Футбол”. К нему тут же подбежал Максим и закричал: “Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!”.

- Давай! – согласился Саша.

Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.

- Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я буду с ним играть.

На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.

- Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть.

Но тут подошел Саша.

- И меня примите.

- Нет, не примем, - сказал Максим.

- Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.

- То вчера, - объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!

- Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему?

Вывод: Настоящий друг никогда не будет менять друзей ради игрушек, если он так поступает, значит, он не настоящий друг.

Проводится разминка под веселую музыку.
Дети повторяют слова, произнесенные ведущим и движения, показанные им.
Здравствуй, солнце золотое! (Руки вверх, в сторону)
Здравствуй, небо голубое! (Руки вверх, в другую сторону)
Здравствуйте, мои друзья! (Здороваются друг с другом)
Очень рад вас видеть  я! (Разводят руки в стороны, улыбаются друг другу).

Разрешение нравственных ситуаций.

А).Раздаются конверты с ситуациями, которые обсуждаются в группе, а затем предлагается решение.

Примеры ситуаций:

1. Друг подшутил над тобой. Ты обиделся. Вы поссорились.

2. Тебе подарили красивую игрушку. Ты дал ее поиграть другу, а он ее нечаянно сломал.

3. Твой друг не сделал домашнее задание и просит тебя дать списать.

4. Твой друг часто грубит взрослым.

5. Твой друг не хочет, чтобы ты дружил с другими ребятами.

6. Твой  друг  не  умеет  играть  в  игру  и  подводит  команду.

Б). «Совет друзьям»

Каждая группа предлагает своё продолжение фразы

 -Если друг не умеет что-то делать… (научи и его);

 -если он попал в беду…( помоги ему, чем можешь);

-если у тебя есть интересные игрушки, книги…   (поделись с другими ребятами, у которых их нет);

-если друг делает что-то плохое…(останови его, объясни);

-дружить – значит говорить друг другу… (только правду);

-если друг в чем-то по отношению к тебе не прав…  (скажи ему об этом).

В). Дружба появилась много лет назад, а напоминание о её происхождении мы встречаем везде, например, в пословицах.

-Ребята, какие пословицы вы знаете?

- Давайте поиграем и посмотрим какие вы  дружные. Игра       называется «Собери пословицы». На листках написаны половинки пословиц, вам надо их соединить. Представитель одной группы читает начало, а члены другой группы, посовещавшись, найдут окончание пословицы.  

Не имей сто рублей, …. (а имей сто друзей).

Дружба – как стекло: …(разобьёшь – не сложишь).

Легко друзей найти,… (да трудно сохранить).

Друг за друга стой —…( и выиграешь бой).
     Без друга…   ( на сердце вьюга).
     Дружбу помни,… (а зло забывай)!
    Друг за дружку держаться — …(ничего не бояться).
    Не узнавай друга в три дня,… (узнай в три года).
   -О чём эти пословицы?(Ответы детей)

-А сейчас обратимся к сказке. Помните, как дружно  все выдергивали репку? И сейчас я предлагаю вам инсценировать эту сказку. Мне нужно 7 добровольцев.

(Учитель распределяет между ними героев сказки, прикрепляет спереди таблички с именами – «Репка», «Дед», «Бабка» и т.д.)

Инсценирование сказки (учитель читает сказку, дети изображают).

-Ребята, скажите, благодаря чему выдернули репку? Правильно, благодаря дружбе, потому что все персонажи общими усилиями, т.е. дружно вытянули  репку.

-Но есть ведь и другие сказки, в которых персонажи очень дружны. И таких сказок очень много, хотя персонажи, которые дружат, могут быть совсем разными и не похожими друг на друга. Вы можете в этом сами убедиться, если найдете пару каждому герою. Друзья разбежались и построились в неправильном порядке. Помогите им найти друг друга.

  1. Мертвая царевна и … (7 богатырей)
  2. Белоснежка и … (7 гномов)
  3. Вини-Пух и … (Пятачок)
  4. Малыш и … (Карлсон)
  5. Буратино и … (Мальвина)
  6. Крокодил Гена и … (Чебурашка)
  7. Наф-Наф и … (Нуф-Нуф)
  8. Котенок Гав и … (Щенок)

-Ребята, как вы думаете, с кем мы можем дружить? (Друг с другом, с учителями, родителями, животными и т.д.)

- Правильно, дружить можно со всеми и с кем-то одним, дружить можно и в классе, и в семье, но самая  главная дружба начинается в семье. Ведь семья – это начало нашей жизни, мы здесь родились, растем, взрослеем. Недаром одна из пословиц гласит … А о чем она гласит вы узнаете, когда правильно ее соберете из слов, рассыпанных на доске.

«Нет лучше дружка, чем родная матушка».

-Так о чем говорит нам эта пословица?(О том, что семья – лучший друг).

-Молодцы, ребята, хорошо справились с заданиями. Показали, какие вы все дружные, добрые и отзывчивые, как настоящие друзья.

ЗАКОНЫ

-А сейчас я предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма «Крокодил Гена и его друзья».

Герои Эдуарда Успенского: Крокодил Гена, Чебурашка и Галя – решили подружиться. Как они это сделали? (Решили построить Дом Дружбы, а пока его строили – все подружились). Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы.

- Ребята, великий педагог В.А Сухомлинский составил Законы дружбы, давайте с ними познакомимся.

Первый закон дружбы:

Выбирай друзей по душевным качествам, а не по одёжке.

Не обманывай друга ни в чём. Будь с ним честен.

Второй закон дружбы:

Не обзывай и не унижай своего друга.

Третий закон дружбы:

Умей признать свои ошибки и помириться с другом.

Четвёртый закон дружбы:

Умей с другом разделить радость и горе.

- Какой закон дружбы вы бы добавили? Посоветуйтесь в группах.

(Не выдавай  чужие секреты. Не бойся попросить прощения.    Не меняй друзей.  Не ябедничай.   Не злись.   Не жадничай.   Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом.)                                                                              

-Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями.

Повесим эти законы в нашем классном  уголке  и постараемся соблюдать их.

Эти законы надо помнить всегда, даже если друга нет  рядом.

-Замечательный детский поэт – Сергей  Владимирович  Михалков написал очень « красивое» стихотворение о дружбе, вот отрывок из него, давайте прочитаем хором:

Когда живется дружно,                                                     

Что может лучше быть?   

И ссориться не нужно,

И можно всех любить.

ИТОГ

-В конце нашего занятия я хотела бы прочитать вам ещё один отрывок из стихотворения Л.Измайлова:

Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба — это если друг твой болен
И не может в школу приходить, —
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот.
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год...
Если друг твой что-то, к сожаленью.
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.

Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится он вдруг.
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей — и белых, и цветных.
Дружба - это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба — это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны.

- А сейчас вы согласны с мнением автора?

-Посмотрите, как я для себя, отвечая на вопрос, что такое дружба, определила понятие:

Д – добро

Р – радость

У – уважение

Ж – жизнь

Б – благородство

А – активность

-Попробуйте продолжить каждый ряд своими словами.

 -Как же найти настоящего друга? Нужно ли его специально искать? Оглянитесь вокруг: рядом с вами одноклассники, среди которых вы обязательно найдете единомышленников по целям, мечтам, увлечениям. Но это не самое главное. Важнее всего осознание, что вы сами должны стать настоящим другом. У каждого человека есть святое право на свое мнение и на свою точку зрения. Если вопрос спора не слишком принципиальный, постарайтесь разговор сделать просто приятным. Прав друг или нет, сделайте так, чтобы ему с вами было хорошо.

-У каждого из вас на столе лежит шаблон ладошки.  Запишите на ней одно самое необходимое, на ваш взгляд, качество для дружбы. Прикрепите ладошки  к веткам дерева.  У нас с вами получилось «Дерево дружбы».

-Наше занятие окончено. Спасибо всем за сотрудничество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Давайте жить дружно!

Внеклассное занятие для учащихся 3 класса "Давайте жить дружно!"...

Давайте жить дружно (беседа)

Беседа о семье и её  традициях....

классный час "Давайте жить дружно"для 2-3кл.

Классный час направлен на формирование у детей дружелюбия, взаимопонимания, взаимовыручки среди одноклассников. Учит детей быть отзывчивыми, добрыми, искренними....

"Давайте жить дружно!

Сценарий открытого классного часа о доброте, отзывчивости....

Утренник "Давайте жить дружно!"

Мероприятие направлено на сплочение детского коллектива, воспитания чуткости, доброты, отзхывчивости....

классный час " Давайте жить дружно"

публикую разработку классного часа на тему " Дружба", он уже был проведен и очень понравился ребятам....