Программа воспитательной работы в начальных классах
учебно-методический материал
Данная воспитательная программа ориентирована на преемственность образовательного и воспитательного процессов через особую адаптивную организацию деятельности по формированию основ мировосприятия, мировоззрения с раннего детства до завершения образования в самостоятельную жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа воспитательной работы в начальных классах | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Каменский лицей им. Кожевина В.Е.»
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
в 1 -4 классах.
Игра-путешествие «Мы живем в Сибири».
Составила Егорова О.И.
учитель начальных классов
I категории
Пояснительная записка.
Современное гуманистическое образование в нашей стране определяет приоритет задач становления личности перед другими задачами средней общеобразовательной школы. Личностно-ориентированный подход к образованию и воспитанию, ориентация на возможности обучающегося, его интересы, создание условий для развития и максимальной реализации склонностей и способностей ребенка – основная тенденция современной школы.
Данная воспитательная программа ориентирована на преемственность образовательного и воспитательного процессов через особую адаптивную организацию деятельности по формированию основ мировосприятия, мировоззрения с раннего детства до завершения образования в самостоятельную жизнь.
В основу воспитательной системы положены следующие принципы:
гуманистическое воспитание;
личностно-ориентированный подход;
патриотическое воспитание;
здоровьесберегающее образование.
Данная воспитательная система предполагает следующую цель:
создание единой системы образовательно-воспитательного пространства, отвечающего интересам ребенка, семьи и общества в целом;
Непрерывный образовательный процесс в школе осуществляется ступенчато. Следовательно, и задачи, стоящие перед педагогами, изменяются в зависимости от возрастных характеристик ребенка.
Задачи:
- обеспечение индивидуального подхода в процессе развития каждого обучающегося;
- интегрирование основного общего и дополнительного образования.
- адаптация ребенка в социуме школы;
- развитие рефлексии собственного поведения;
- общение со сверстниками и взрослыми;
- воспитание гражданина.
Решением всех поставленных задач служит игра-путешествие «Мы живем в Сибири».
Игра-путешествие «Мы живем в Сибири»
Актуальность, социальная и педагогическая целесообразность.
После того как в школах не стало пионерских и октябрятских организаций, каждое общеобразовательное учреждение создает собственные воспитательные системы. Лицей ставит своей целью стать для ребенка вторым домом, в котором хорошо, комфортно и интересно каждому. Мы используем в своей работе игру «Школьная Галактика». Данная программа разработана для учащихся моего класса на 4 учебных года и является составляющим звеном общешкольной воспитательной деятельности. Программа предусматривает активную поддержку ребенку во всех его начинаниях. Необходимость в создании этой программы обусловлена тем , что каждый ребёнок в своём классе мог бы реализовать себя в различных направлениях. Именно поэтому начались поиски новых форм работы с младшими школьниками. Одной из таких форм оказалась игра-путешествие «Мы живем в Сибири».
Эта игра создает условия для развития личности ребенка, формирование его жизненной позиции, характера;
позволяет учитывать индивидуально-психологические, физиологические, возрастные и социальные особенности детей,отвечает принципам гуманизации и оптимизации.
По программе игры-путешествия «Мы живем в Сибири» я начинаю работать первый год.Вместе с детьми мы попытаемся сделать игру интересной и увлекательной. В 3-ем классе система поощрений строится на вручении «Сибирячков»-это весёлые человечки. В 4 классе веселые человечки, участвующие во всех мероприятиях, будут оставлять свои автографы в «Успешном дневничке». Свои автографы будут заносить и родители, которые подключатся в нашу игру. Кроме этого, у каждого «Сибирячка» появятся свои тропы: историческая, экологическая, тропа доброты и дружбы, здоровья и спорта, трудовая.
Цели, задачи и основная идея игры-путешествия
Игра-путешествие «Мы живем в Сибири» призвана помочь детям узнать себя, накопить знания о том, что находится вокруг и почувствовать ответственность за происходящее, испытать радость и гордость от того, что они живут в Сибири.
Игра-путешествие объединяет разные виды деятельности обучающихся с целью овладения определенными навыками: наблюдение, занятие спортом, поиск, физический труд и другие.
Цели игры:
Создание условий для творческого самовыражения личности.
Воспитание гражданина своей страны.
Задачи:
- Организовать игру-путешествие для развития индивидуальных способностей детей.
- Способствовать формированию здорового образа жизни.
- Создать положительный эмоциональный климат в коллективе, способствующий развитию коммуникативных способностей детей.
- Познакомить с историей республики, района, посёлка.
Содержание программы
Основная идея игры – формирование сибирского характера. Сибирский характер – это люди открывшие гармонию в себе и ищущие гармонию в своих отношениях с другими людьми.
Сибирский характер – это люди обладающие знаниями и знающие как ими распоряжаться на пользу себе и другим людям, умеющие наблюдать, действовать и чувствовать ответственность за происходящее.
Сибирский характер – это трудолюбивые люди, отдающие свой труд на благо процветания общества.
Сибирский характер – это благородные люди, способные прийти на помощь другим.
Эта игра помогает каждому ребенку проявить и развивать все свои таланты, делает внеклассную работу более целенаправленной и интересной. Проявляя свои таланты и способности, ребята больше узнают о себе, о родной стране, знакомятся с историей, людьми, событиями, предприятиями. Они приобщаются к делам взрослых, к важным событиям, которыми живет страна, сибирский край, учатся отстаивать свою точку зрения и помогать другим, заботиться о своем здоровье и творчески решать принятые задачи.
Социальные связи
Родители.
Проводя игру-путешествие, мы ориентируемся на личностный подход, на гуманистические цели воспитания на уровне субъект-субъектных отношений.
Эта игра возможна только в союзе с родителями. Поэтому перед ее началом нужно обязательно провести родительские собрания и заручиться поддержкой родителей. Они непосредственные участники всех «выездов». В традицию вошло и проведение семейных праздников, когда родители с детьми создают творческие группы, и все семьи участвуют в мероприятии. Родительский комитет принимает активное участие в осуществлении всех задумок. Изменение позиции родителя от постороннего «наблюдателя» или «надзирателя» к позиции активного участника – это главная особенность игры.
Создание игрового пространства
Игровые роли
Путешественники – обучающиеся класса, родители, шефы
Командир путешествия (пилот, капитан и т. д.) – командир класса. Его название меняется в зависимости от транспорта путешествия, который меняется в зависимости от характера путешествия. Командир дает команды, информирует об условиях передвижения.
Книговеды – информируют о книгах, устраивают выставки книг, Занимаются подготовкой викторин, конкурсов.
Экскурсоводы - ведут экскурсию по очереди (экскурсия может быть заочной и очной)
Корреспонденты - берут интервью, собирают материалы для газеты.
Издатели и художники-иллюстраторы - выпускают газету (устную, компьютерную, живую, рисованную)
Символы игры
Вместе с ребятами путешествуют «веселые человечки», которые сопровождают в путешествии, благодарят за дела, организуют встречи и т. д.
Городовичок – рассказывает об истории и сегодняшнем дне родного города, организует экскурсии
Трудовичок – курирует трудовые дела, прилежную учебу
Добрячок – организует помощь себе и другим, добрые дела от души и по просьбе.
Здоровячок – учит бережно относиться к своему здоровью проводит и контролирует занятия физкультурой и спортом, выполнение режима дня, правильное питание, организует походы, туристические слеты.
Наглядное сопровождение игры-путешествия
В игре-путешествии активно используются возможности компьютерной техники, мультимедийного проектирования, стенды, которые помогают ярче реализовать задачи путешествия, подчеркнуть игровое начало.
Электронная презентация «Я- житель Кабанского района» позволит повысить мотивацию участия в игре. Изучение этого пособия по краеведению станет Музыка и анимация привлечёт обучающихся с самого первого момента: путешествие обещает быть самым веселым и познавательным! Ребята познакомятся с логотипом игры Сибирячком.
Карта путешественников. Карта прослеживает движение ребят вместе с веселыми человечками, которые отвечают за определенную тропу путешествия
Успешный дневничок. Такой дневничок есть у каждого путешественника. Веселые человечки, участвующие во всех мероприятиях, оставляют свои автографы в «Успешном дневничке». Свои автографы заносят и родители, которые с удовольствием играют вместе с нами. Кроме этого дети сами записывают свои достижения и победы в этот дневничок
Уголок путешественника. В уголке находится список экипажа, девиз, спецзадания для путешественников, поздравления и благодарности от веселых человечков и грамоты членов экипажа, итоги тематических дел, акций смотров, выставки рисунков, газеты и т. д.
Игра-путешествие – это романтическое действие, совместное творчество ребят и взрослых, в результате которого происходит расширение кругозора, накопление знаний о том, что находится вокруг нас, возникает желание участия в делах семьи, школы, города. Ребята учатся наблюдать, смотреть и видеть, а так же думать и осознавать что они видят. Большое внимание в программе уделяется формированию здорового образа жизни, укреплению здоровья детей, воспитанию гражданина своей страны.
Модель игры.
Путешествие по тропам по карте вместе с веселыми человечками
Обучающиеся класса путешествуют с символическими персонажами по тропам:
у Городовичка – историческая (экскурсии, встречи с интересными людьми);
у Добрячка – экологическая тропа доброты и дружбы. Добрая почта (октябрьская – День пожилых людей, январская – Новогодняя, февральская – защитников отечества, мартовская – милым женщинам, майская – ко Дню Победы), экологические беседы, школа вежливых наук, разговоры по кругу;
у Здоровячка – тропа здоровья и спорта (спортивные часы, соревнования, школа здоровья);
у Трудовичка – трудовая (организация выставок, субботников, трудовых операций и т. д.).
Этапы развития игры. Содержание игры. | Сроки реализации | Ответственные |
Подготовительный период | 01.09.2017- 15.09.2018 | Классный руководитель Родительский комитет класса |
Основной этап | 15.09.2017-15.05.2018. 01.09.2017- 15.05.2018 | Классный руководитель командир класса Шефы класса |
Заключительный этап | 25.05.2017-2018гг | Классный руководитель Шефы класса Родительский комитет класса |
Система поощрений
«Дневничок успешности»,
Автографы героев игры и взрослых,
Благодарности от веселых человечков в «Уголке путешественника»,
Грамоты героев игры.
Диагностика результативности
Для определения результативности данной программы используются следующие методы: педагогическое наблюдение, беседы, опросы, анкетирование.
Результативность системы
Итоги будут подведены перед выпускным вечером, будет проведено анкетирование, в котором дети напишут свои мнения об игре. С появлением игры жизнь в классе должна стать более насыщенной и интересной. Должна повыситься мотивация детей к поиску решения многих вопросов, по другому взглянуть на общественные проблемы (экология) и достижения.
Выше должны быть результаты по участию во всероссийских играх «Кенгуру» и «Русский медвежонок», в школьной и районной исследовательских конференциях.
Тематическое планирование воспитательной программы «Мы живем в Сибири»
3 класс
НАПРАВЛЕ-НИЕ | ВОСПИТАТЕЛЬ-НЫЕ ЗАДАЧИ | ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ | Дата проведе-ния |
"Спорт и здоровье" | - формировать способности управлять своим здоровьем. | «Безопасная дорога домой и в школу» «Если детям угрожает опасность» «Профилактика гриппа» Операция «Чистюля» День Здоровья "Мои спортивные успехи и достижения" «Осторожно, гололёд» «Зимние забавы» «А ну-ка, мальчики!» | Классный час по ПДД Классный час по ОБЖ театрализация Просмотр фильма Беседа медсестры Рейд по проверке внешнего вида Спортивные соревнования. Поход в лес. круглый стол презентация достижений Беседа медсестры Спортивная эстафета конкурс | |
"Труд и порядок" | - развивать навыки взаимопомощи, формировать самостоятельность. | "Кто работы не боится, у того она и спорится" Операция «Портфель» Операция «Мойдодыр» "Мои поручения в классе и дома" | Распределение поручений в классе. Рейд по проверке школьных принадлежностей Генеральная уборка класса. отчёт | |
"Патриот" | - формировать у обучающихся понимание и осознание значимости исторического прошлого. | Конкурс строя и песни Военно-спортивная игра «Зарница» «Помоги собраться в школу» «Символы нашей страны» «Спешите делать добро» «Мои права и обязанности» День защитника Отечества "С чего начинается Родина?" Вахта памяти"Дети - герои" "День Победы» | Конкурс Благотворительная акция Классный час Благотворительная акция Классный час Конкурс рисунков Классный час дискуссия групповая поисковая деятельность экскурсия в музей классный час торжественная линейка | |
"Наука и образова-ние" | - приобщать к разнообразной творческой деятельности; - формировать потребность в самообразовании. | Олимпиада по русскому языку Олимпиада по математике Олимпиада по природоведению Участие в научно-исследовательской конференции. Интеллектуальные марафоны по математике, русскому языку, природоведению. Олимпиада «Русский медвежонок» «Кенгурёнок» "Я - исследователь" | конкурс исследовательских работ интеллектуальный конкурс в рамках программы Литературная викторина | |
"Досуг" | - формировать желание проявлять творческую инициативу. | Празднование «Золотой Осени» Неделя, посвящённая Дню Матери. Празднование Международного женского дня 8 марта "Сотвори солнце в себе" "Рыцарский турнир" Мастерская деда Мороза» Проводы зимы | Конкурс рисунков Конкурс кулинарных блюд Игра –путешествие по станциям. Конкурс рисунков Конкурс сочинений Конкурс «А ну-ка, девочки!» Праздник для мам и бабушек. Изготовление подарков. Конкурс стихов акция добра праздник изготовление новогодних игрушек конкурс рисунков. Представление у ёлки праздник "Масленица" | |
"Мир прекрас-ного" | - формировать эстетический вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни; - создать атмосферу взаимной заинтересованности. | "Самым любимым и родным:" "Прекрасное в моей жизни" "Правила хорошего тона" "Учимся правильно жить и дружить" "Сделай мир добрее" | конкурс стихов коллаж учебная игра практическая игра акция |
4 класс
НАПРАВЛЕНИЕ | ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ | ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ | |
"Спорт и здоровье" | - формировать умение анализировать и нести ответственность за своё здоровье. | "Посеешь привычку - пожнёшь характер" "Экологическая тропа" "Всей семьёй - на старт!" | устный журнал игра - путешествие семейная спартакиада | |
"Труд и порядок" | - формировать умение контролировать и проявлять самостоятельность в поддержании порядка в школьном учреждении. | "Порядок в труде - порядок в знаниях" "Школьный двор - лучший двор" | рейд, конкурс сочинений о рабочем месте дома трудовая акция | |
"Патриот" | - развивать стремление к самостоятельному изучению родного края и своей страны; - обучать пониманию смысла человеческого существования. | "Природа родного края" "Не лозунги, а дела" "У войны не женское лицо" Оказание помощи ветеранам войны "Жизнь дана на добрые дела" | посещение Краеведческого музея акция исследовательская деятельность ярмарка круглый стол в кругу друзей | |
"Наука и образование" | - создавать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии. | Предметные олимпиады Интеллектуально - творческий марафон Фестиваль Знаний и творчества | интеллектуальный конкурс смотр достижений выпускников начальной школы | |
"Досуг" | - учить самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности; - поддерживать и направлять работу органов самоуправления. | "Мои интересы, мои возможности" Поход в лес "Я умею, я могу, я хочу" "Помоги другу" | беседа путешествие отчёт о выполнении обязанностей акция помощи детским домам, подшефной заставе | |
"Мир прекрасного" | - формировать желание активно преобразовывать действительность | Литературно-музыкальная гостиная "В мире прекрасного" "Школьные годы чудесные:" "Гармония в природе" | поисковая работа выпуск журнала экологический плакат |
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:
- психолого - педагогическое просвещение родителей;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
- участие в управлении учебно-воспитательным процессом.
Формы работы с семьёй по данным направлениям содержатся в предлагаемой ниже таблице, которые предполагают создание условий для организации взаимодействия и сотрудничества с родителями в соответствии с запросами и уровнем просвещённости конкретного родительского коллектива.
Взаимодействие классного руководителя с родителями
основные направления | формы работы с семьёй |
психолого - педагогическое просвещение родителей | родительские университеты |
индивидуальные и тематические консультации | |
тренинги | |
конференции | |
родительские собрания | |
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс | дни творчества |
открытые уроки и внеклассные мероприятия | |
помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально - технической базы школы и класса | |
родительское общественное патрулирование | |
попечительская помощь | |
участие в управлении учебно-воспитательным процессом | участие родителей класса в работе совета школы |
участие родителей класса в работе родительского комитета. |
Литература:
- Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н. Праздники знаний.- Волгоград: Учитель, 2008.
- Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос - Пресс, 2001.
- Дереклеева Н.И. Научно- исследовательская деятельность классного руководителя в школе. - М.: Вербум-М, 2000.
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКО, 2007.
- Решетникова П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах. - М.: ГИЦ Владос, 2002.
- Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями - М.: 5 за знания, 2005.
- Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 1 класс. - М.: ВАКО, 2005.
- Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Внеклассные мероприятия.2 класс. - М.: ВАКО, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы в начальных классах
Программа воспитательной работы "Театрально-коммуникативная деятельность как смыслообразующий фактор воспитательной системы"...
Программа воспитательной работы в начальных классах «Счастливы ВМЕСТЕ»
Программа воспитательной работы в начальной школе, с тематическим планированием работы....
Программа воспитательной работы в начальных классах.
Материал содержит пояснительную записку, погодовое планирование работы с 1 по 4 класс....
Программа воспитательной работы в начальных классах «Лестница-чудесница»
Программа воспитательной работы в начальных классах...
Программа воспитательной работы в начальных классах .
В программу включена примерная тематика праздников. Внеклассные мероприятия разбиты по разделам: интеллектуальная деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность, ценностно-ориентированная деятел...
Программа воспитательной работы учителя начальных классов на 1-4 классы
Программа составлена с расчётом на четыре года, с 1 по 4 класс....
"Программа воспитательной работы в начальных классах"
Воспитание обучающихся в начальной школе....