Программа воспитательной работы в начальных классах
учебно-методический материал

Егорова Ольга Ильинична

       Данная воспитательная программа ориентирована на  преемственность образовательного и воспитательного процессов через особую адаптивную организацию деятельности по формированию основ мировосприятия, мировоззрения с раннего детства до завершения образования в самостоятельную жизнь. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  образовательное учреждение

 «Каменский лицей им. Кожевина В.Е.»

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

в 1 -4 классах.

               Игра-путешествие  «Мы живем в Сибири».

Составила Егорова О.И.

учитель начальных классов

 I категории

Пояснительная записка.

        Современное гуманистическое образование в нашей стране определяет приоритет задач становления личности перед другими задачами средней общеобразовательной школы. Личностно-ориентированный подход к образованию и воспитанию, ориентация на возможности обучающегося, его интересы, создание условий для развития и максимальной реализации склонностей и способностей ребенка – основная тенденция современной школы.
      Данная воспитательная программа ориентирована на  преемственность образовательного и воспитательного процессов через особую адаптивную организацию деятельности по формированию основ мировосприятия, мировоззрения с раннего детства до завершения образования в самостоятельную жизнь.

В основу воспитательной системы положены следующие принципы:
 
гуманистическое воспитание;
личностно-ориентированный подход;
патриотическое воспитание;
здоровьесберегающее образование.

        Данная  воспитательная система предполагает следующую
цель:
создание единой системы образовательно-воспитательного пространства, отвечающего интересам ребенка, семьи и общества в целом;

      Непрерывный образовательный процесс в школе осуществляется ступенчато. Следовательно, и задачи, стоящие перед педагогами, изменяются в зависимости от возрастных характеристик ребенка.

       Задачи:

  • обеспечение индивидуального подхода в процессе развития каждого обучающегося;
  • интегрирование основного общего и дополнительного образования.
  • адаптация ребенка  в социуме школы;
  •  развитие рефлексии собственного поведения;
  • общение со сверстниками и взрослыми;
  •  воспитание гражданина.

Решением всех поставленных задач служит игра-путешествие «Мы живем в Сибири».

Игра-путешествие «Мы живем в Сибири»

      Актуальность, социальная и педагогическая целесообразность. 
После того как в школах не стало пионерских и октябрятских организаций, каждое общеобразовательное учреждение создает собственные воспитательные системы. Лицей ставит своей целью стать для ребенка вторым домом, в котором хорошо, комфортно и интересно каждому. Мы используем  в своей работе игру «Школьная Галактика». Данная программа разработана для учащихся моего класса на 4 учебных года и является составляющим звеном общешкольной воспитательной деятельности. Программа предусматривает  активную  поддержку  ребенку во всех его начинаниях. Необходимость в создании этой программы обусловлена тем , что каждый ребёнок в своём классе  мог бы реализовать себя в различных направлениях. Именно поэтому начались поиски новых форм работы с младшими школьниками. Одной из таких форм оказалась игра-путешествие «Мы живем в Сибири».

Эта игра создает условия для развития личности ребенка, формирование его жизненной позиции, характера;
позволяет учитывать индивидуально-психологические, физиологические, возрастные и социальные особенности детей,отвечает принципам гуманизации и оптимизации.

По программе игры-путешествия «Мы живем в Сибири» я начинаю работать первый год.Вместе  с детьми  мы попытаемся сделать игру  интересной и увлекательной. В 3-ем классе система поощрений строится на вручении «Сибирячков»-это весёлые человечки. В 4 классе веселые человечки, участвующие во всех мероприятиях, будут оставлять свои автографы в «Успешном дневничке». Свои автографы будут заносить и родители, которые  подключатся в нашу игру. Кроме этого, у каждого «Сибирячка» появятся свои тропы:  историческая, экологическая, тропа доброты и дружбы, здоровья и спорта, трудовая.


Цели, задачи и основная идея игры-путешествия
 
Игра-путешествие «Мы живем в Сибири» призвана помочь детям узнать себя, накопить знания о том, что находится вокруг и почувствовать ответственность за происходящее, испытать радость и гордость от того, что они живут в Сибири.
Игра-путешествие объединяет разные виды деятельности обучающихся с целью овладения определенными навыками: наблюдение, занятие спортом, поиск, физический труд и другие.

Цели игры:
Создание условий для творческого самовыражения личности.
Воспитание гражданина своей страны.

Задачи:

  • Организовать игру-путешествие для развития индивидуальных способностей детей.
  • Способствовать формированию здорового образа жизни.
  • Создать положительный эмоциональный климат в коллективе, способствующий развитию коммуникативных способностей детей.
  • Познакомить с историей республики, района, посёлка.

Содержание программы

      Основная идея игры – формирование сибирского характера. Сибирский характер – это люди открывшие гармонию в себе и ищущие гармонию в своих отношениях с другими людьми.
Сибирский характер – это люди обладающие знаниями и знающие как ими распоряжаться на пользу себе и другим людям, умеющие наблюдать, действовать и чувствовать ответственность за происходящее.
Сибирский характер – это трудолюбивые люди, отдающие свой труд на благо процветания общества.
Сибирский характер – это благородные люди, способные прийти на помощь другим.
      Эта игра помогает каждому ребенку проявить и развивать все свои таланты, делает внеклассную работу более целенаправленной и интересной. Проявляя свои таланты и способности, ребята   больше узнают о себе, о родной стране, знакомятся с историей, людьми, событиями, предприятиями. Они приобщаются к делам взрослых, к важным событиям, которыми живет страна, сибирский край, учатся отстаивать свою точку зрения и помогать другим, заботиться о своем здоровье и творчески решать принятые задачи.

Социальные связи 
Родители.
Проводя игру-путешествие, мы  ориентируемся на личностный подход, на гуманистические цели воспитания на уровне субъект-субъектных отношений.
Эта игра возможна только в союзе с родителями. Поэтому перед ее началом нужно обязательно провести родительские собрания и заручиться поддержкой родителей. Они непосредственные участники всех «выездов». В традицию вошло и проведение семейных праздников, когда родители с детьми создают творческие группы, и все семьи участвуют в мероприятии. Родительский комитет принимает активное участие в осуществлении всех задумок. Изменение позиции родителя от постороннего «наблюдателя» или «надзирателя» к позиции активного участника – это главная особенность игры.

Создание игрового пространства

Игровые роли
Путешественники – обучающиеся класса, родители, шефы
Командир путешествия  (пилот, капитан и т. д.) – командир класса. Его  название меняется в зависимости от транспорта путешествия, который меняется в зависимости от характера путешествия. Командир дает команды, информирует об условиях передвижения.
Книговеды – информируют о книгах, устраивают выставки книг, Занимаются подготовкой викторин, конкурсов.
Экскурсоводы - ведут экскурсию по очереди (экскурсия может быть заочной и очной)
Корреспонденты - берут интервью, собирают материалы для газеты.
Издатели и художники-иллюстраторы - выпускают газету (устную, компьютерную, живую, рисованную)
Символы игры 
Вместе с ребятами путешествуют «веселые человечки», которые сопровождают в путешествии, благодарят за дела, организуют встречи и т. д.
Городовичок – рассказывает об истории и сегодняшнем дне родного города, организует экскурсии
Трудовичок – курирует трудовые дела, прилежную учебу
Добрячок – организует помощь себе и другим, добрые дела от души и по просьбе.
Здоровячок – учит бережно относиться к своему здоровью проводит и контролирует занятия физкультурой и спортом, выполнение режима дня, правильное питание, организует походы, туристические слеты.

Наглядное сопровождение игры-путешествия 
В игре-путешествии активно используются возможности компьютерной техники, мультимедийного проектирования, стенды, которые помогают ярче реализовать задачи путешествия, подчеркнуть игровое начало.
Электронная презентация «Я- житель Кабанского района» позволит повысить мотивацию участия в игре. Изучение этого пособия по краеведению станет Музыка и анимация привлечёт обучающихся с самого  первого момента: путешествие обещает быть  самым веселым и познавательным! Ребята познакомятся с логотипом игры Сибирячком.  
Карта путешественников. Карта прослеживает движение ребят вместе с веселыми человечками, которые отвечают за определенную тропу путешествия
Успешный дневничок. Такой дневничок  есть у каждого путешественника. Веселые человечки, участвующие во всех мероприятиях, оставляют свои автографы в «Успешном дневничке». Свои автографы заносят и родители, которые с удовольствием играют вместе с нами. Кроме этого дети сами записывают свои достижения и победы в этот дневничок
Уголок путешественника. В уголке находится список экипажа, девиз, спецзадания для путешественников, поздравления и благодарности от веселых человечков и грамоты членов экипажа, итоги тематических дел, акций смотров, выставки рисунков, газеты и т. д.
Игра-путешествие – это романтическое действие, совместное творчество ребят и взрослых, в результате которого происходит расширение кругозора, накопление знаний о том,  что находится вокруг нас, возникает желание участия в делах  семьи, школы, города. Ребята учатся наблюдать, смотреть и видеть, а так же думать и осознавать что они видят. Большое внимание в программе уделяется формированию здорового образа жизни, укреплению здоровья детей, воспитанию гражданина своей страны. 
Модель игры.

Путешествие по тропам по карте  вместе с веселыми человечками 
Обучающиеся класса путешествуют с символическими персонажами по тропам:
у Городовичка – историческая (экскурсии, встречи с интересными людьми);
у Добрячка – экологическая тропа доброты и дружбы. Добрая почта (октябрьская – День пожилых людей, январская – Новогодняя, февральская – защитников отечества, мартовская – милым женщинам, майская – ко Дню Победы), экологические беседы, школа вежливых наук, разговоры по кругу;
у Здоровячка – тропа здоровья и спорта (спортивные часы, соревнования, школа здоровья);
у Трудовичка – трудовая (организация выставок, субботников, трудовых операций и т. д.).

Этапы развития игры.

Содержание игры.

Сроки реализации

Ответственные

Подготовительный период
Сбор заявок и классное обсуждении;
Проведение родительских собраний с целью вовлечения родителей в игру;
Мультимедийная презентация.   Для того, чтобы  заинтересовать детей, сделать так, чтобы игра стала неотъемлемой частью их жизни, научила любить свою страну и свой край, расширила кругозор, чтобы возникло желание «непременного участия». Она  поможет повысить уровень мотивации младших школьников и открыть дальнейшие перспективы работы по этой программе.

01.09.2017-

15.09.2018

Классный руководитель

Родительский комитет класса

Основной этап 
Старт игры – путешествия
Путешествие по тропам вместе с веселыми человечками

15.09.2017-15.05.2018. 01.09.2017- 15.05.2018

Классный руководитель  командир класса         Шефы класса

Заключительный этап
Подведение итогов путешествия. Организация выставок (поделки, сочинения, фотомонтаж) и торжественное награждение.

25.05.2017-2018гг

Классный руководитель Шефы класса Родительский комитет класса

Система поощрений 
«Дневничок успешности»,
Автографы героев игры и взрослых,
Благодарности от веселых человечков в «Уголке путешественника»,
Грамоты героев игры.

Диагностика результативности
Для определения результативности данной программы используются следующие методы: педагогическое наблюдение, беседы, опросы, анкетирование.

Результативность системы
Итоги будут подведены перед выпускным вечером, будет проведено  анкетирование, в котором дети напишут свои мнения об игре. С  появлением игры жизнь в классе должна стать более насыщенной и интересной. Должна повыситься мотивация детей к поиску решения многих вопросов, по другому взглянуть на общественные проблемы (экология) и достижения.
Выше должны быть результаты по участию во всероссийских играх «Кенгуру» и «Русский медвежонок», в школьной и районной исследовательских конференциях.

Тематическое планирование воспитательной программы «Мы живем в Сибири»

 3 класс

НАПРАВЛЕ-НИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬ-НЫЕ ЗАДАЧИ

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

Дата проведе-ния

"Спорт и здоровье"

- формировать способности управлять своим здоровьем.

 «Безопасная дорога домой и в школу»

«Если детям угрожает опасность»

«Профилактика гриппа»

Операция «Чистюля»

День Здоровья

"Мои спортивные успехи и достижения"

 «Осторожно, гололёд»

«Зимние забавы»

«А ну-ка, мальчики!»

Классный час по ПДД

Классный час по ОБЖ

театрализация

Просмотр фильма

Беседа медсестры

Рейд по проверке внешнего вида

Спортивные соревнования. Поход в лес.

круглый стол

презентация достижений

Беседа медсестры

Спортивная эстафета

конкурс

"Труд и порядок"

- развивать навыки взаимопомощи, формировать самостоятельность.

"Кто работы не боится, у того она и спорится"

Операция «Портфель»

Операция «Мойдодыр»

"Мои поручения в классе и дома"

Распределение поручений в классе.

Рейд по проверке школьных принадлежностей

Генеральная уборка класса.

отчёт

"Патриот"

- формировать у обучающихся понимание и осознание значимости исторического прошлого.

Конкурс строя и песни

Военно-спортивная игра «Зарница»

«Помоги собраться в школу»

«Символы нашей страны»

«Спешите делать добро»

«Мои права и обязанности»

День защитника Отечества

"С чего начинается Родина?"

Вахта памяти"Дети - герои"

"День Победы»

Конкурс

Благотворительная акция

Классный час

Благотворительная акция

Классный час

Конкурс рисунков

Классный час

дискуссия

групповая поисковая деятельность

экскурсия в музей

классный час

торжественная линейка

"Наука и образова-ние"

- приобщать к разнообразной творческой деятельности;

- формировать потребность в самообразовании.

Олимпиада по русскому языку

Олимпиада по математике

Олимпиада по природоведению

Участие в научно-исследовательской конференции.

Интеллектуальные марафоны по математике, русскому языку, природоведению.

Олимпиада «Русский медвежонок»

«Кенгурёнок»

"Я - исследователь"

конкурс исследовательских работ

интеллектуальный конкурс в рамках программы

Литературная викторина

"Досуг"

- формировать желание проявлять творческую инициативу.

Празднование «Золотой Осени»

Неделя, посвящённая Дню Матери.

Празднование Международного женского дня 8 марта

"Сотвори солнце в себе"

"Рыцарский турнир"

Мастерская деда Мороза»

Проводы зимы

Конкурс рисунков

Конкурс кулинарных блюд

Игра –путешествие по станциям.

Конкурс рисунков

Конкурс сочинений

Конкурс «А ну-ка, девочки!»

Праздник для мам и бабушек.

Изготовление подарков.

Конкурс стихов

акция добра

праздник

изготовление новогодних игрушек

конкурс рисунков.

Представление у ёлки

праздник "Масленица"

"Мир прекрас-ного"

- формировать эстетический вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни;

- создать атмосферу взаимной заинтересованности.

"Самым любимым и родным:"

"Прекрасное в моей жизни"

"Правила хорошего тона"

"Учимся правильно жить и дружить"

"Сделай мир добрее"

конкурс стихов

коллаж

учебная игра

практическая игра

акция

4 класс

НАПРАВЛЕНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

"Спорт и здоровье"

- формировать умение анализировать и нести ответственность за своё здоровье.

"Посеешь привычку - пожнёшь характер"

"Экологическая тропа"

"Всей семьёй - на старт!"

устный журнал

игра - путешествие

семейная спартакиада

"Труд и порядок"

- формировать умение контролировать и проявлять самостоятельность в поддержании порядка в школьном учреждении.

"Порядок в труде - порядок в знаниях" 

"Школьный двор - лучший двор"

рейд, конкурс сочинений о рабочем месте дома

трудовая акция

"Патриот"

- развивать стремление к самостоятельному изучению родного края и своей страны;

- обучать пониманию смысла человеческого существования.

"Природа родного края"

"Не лозунги, а дела"

"У войны не женское лицо"

Оказание помощи ветеранам войны

"Жизнь дана на добрые дела"

посещение Краеведческого музея

акция

исследовательская деятельность

ярмарка

круглый стол в кругу друзей

"Наука и образование"

- создавать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии.

Предметные олимпиады

Интеллектуально - творческий марафон

Фестиваль Знаний и творчества

интеллектуальный конкурс

смотр достижений выпускников начальной школы

"Досуг"

- учить самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;

- поддерживать и направлять работу органов самоуправления.

"Мои интересы, мои возможности"

Поход в лес

"Я умею, я могу, я хочу"

"Помоги другу"

беседа

путешествие

отчёт о выполнении обязанностей

акция помощи детским домам, подшефной заставе

"Мир прекрасного"

- формировать желание активно преобразовывать действительность

Литературно-музыкальная гостиная "В мире прекрасного"

"Школьные годы чудесные:"

"Гармония в природе"

поисковая работа

выпуск журнала

экологический плакат

 Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:

  • психолого - педагогическое просвещение родителей;
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
  • участие в управлении учебно-воспитательным процессом.

       Формы работы с семьёй по данным направлениям содержатся в предлагаемой ниже таблице, которые предполагают создание условий для организации взаимодействия и сотрудничества с родителями в соответствии с запросами и уровнем просвещённости конкретного родительского коллектива.

Взаимодействие классного руководителя с родителями

основные направления

формы работы с семьёй

психолого - педагогическое просвещение родителей

родительские университеты

индивидуальные и тематические консультации

тренинги

конференции

родительские собрания

вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

дни творчества

открытые уроки и внеклассные мероприятия

помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально - технической базы школы и класса

родительское общественное патрулирование

попечительская помощь

участие в управлении учебно-воспитательным процессом

участие родителей класса в работе совета школы

участие родителей класса в работе родительского комитета.

Литература:

  1. Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н. Праздники знаний.- Волгоград: Учитель, 2008.
  2. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос - Пресс, 2001.
  3. Дереклеева Н.И. Научно- исследовательская деятельность классного руководителя в школе. - М.: Вербум-М, 2000.
  4. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКО, 2007.
  5. Решетникова П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах. - М.: ГИЦ Владос, 2002.
  6. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями - М.: 5 за знания, 2005.
  7. Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 1 класс. - М.: ВАКО, 2005.
  8. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Внеклассные мероприятия.2 класс. - М.: ВАКО, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы в начальных классах

Программа воспитательной работы "Театрально-коммуникативная деятельность как смыслообразующий фактор воспитательной системы"...

Программа воспитательной работы в начальных классах «Счастливы ВМЕСТЕ»

Программа воспитательной работы в начальной школе,  с тематическим  планированием работы....

Программа воспитательной работы в начальных классах.

Материал содержит пояснительную записку, погодовое планирование работы с 1 по 4 класс....

Программа воспитательной работы в начальных классах «Лестница-чудесница»

Программа воспитательной работы в начальных классах...

Программа воспитательной работы в начальных классах .

В программу включена примерная тематика праздников. Внеклассные мероприятия разбиты по разделам: интеллектуальная деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность, ценностно-ориентированная деятел...

Программа воспитательной работы учителя начальных классов на 1-4 классы

Программа составлена с расчётом на четыре года, с 1 по 4 класс....

"Программа воспитательной работы в начальных классах"

Воспитание обучающихся в начальной школе....