"Программа воспитательной работы в начальных классах"
опыты и эксперименты на тему
Предварительный просмотр:
Расулова Ф.И. – учитель начальных классов
ГБОУ СОШ п. Краснооктябрьский
"Программа воспитательной работы в начальных классах "
Цель: Воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Задачи:
-Формирование активной гражданской позиции и патриотического сознания.
-Формирование целостной и научно обоснованной картины мира.
- Формирование самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины.
-Формирование идентичности гражданина России на основе принятия базовых ценностей российского общества.
- Воспитание любви к России, к своему народу, к своей малой родине.
-Создание комфортных условий для воспитания учащихся.
Актуальность: И вот вчерашние мальчишки поднимаются на новую ступеньку своей жизни. Для них открывается новый мир, полный тайн и загадок, радостей и огорчений, побед и поражений. И естественно на протяжении всех школьных лет обучение и воспитание не разделимы . Это единый, целостный процесс, способствующий разностороннему развитию личности. Сейчас с укреплением нашего государства, с восстановлением престижа России в мире задачами государственной важности становится удовлетворение образовательных потребностей и возможностей всех без исключения детей, обеспечение развития его личности, его познавательных и созидательных способностей, воспитание патриотического сознания на основе современных педагогических технологий. «Воспитывать – значит организовывать жизнь, в правильной жизни правильно растут дети». «Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но… как нельзя жить по образу другого народа, как бы заманчив не был этот образец, точно также нельзя воспитываться по чужой педагогической системе, как бы была она стройна и хорошо обдумана каждый народ в этом отношении должен пытать собственные силы» К.Д. Ушинский. Проблема воспитания актуальна Вопрос содержания воспитания исходный для организации практической профессиональной деятельности педагога. Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. С чего начинается и им завершается воспитание человека . Сначала-« Куда вести детей , по какой дороге жизни?»- необходимо чёткое очертание качественных характеристик образа достойной человека жизни, чтобы приступить к педагогической работе. А завершение работы - «Каков же воспитательный результат профессиональной деятельности?» Очевидна неразрывная связь этих слагаемых. Они не существуют один без другого. Мы живем во время крушения всех нравственных идеалов: у большинства людей коммунистические идеалы изжили себя, в сознании многих – вакуум. Воспитывая детей я обращаю их взор к доброму, благому. Средства массовой информации – это мощнейшее средство воздействия на человека, а на ребенка тем более – возводят в героя агрессивного недочеловека. Учителя остаются один на один с чудовищами 21 века: развратом, культом разрушительной силы, «золотым тельцом», возведенным в правителя мира. В этих условиях мы, педагоги, находим нравственные силы, знания, мудрость, ту педагогическую теорию, те хрупкие струны в душе ребенка, которые помогут осуществить задачу нравственного воспитания, раскрыть духовные качества и нравственные чувства .Вот основные критерии, которых я считаю главными и придерживаюсь в работе с детьми.
Изгнание пионерских и комсомольских организаций из школ в конце 80-х лишило школы того ядра, вокруг которого вращалась воспитательная деятельность. Постепенно рассыпались и воспитательные системы. Построение воспитательной системы в классах является не только субъективным желанием классного руководителя, но и объективной необходимостью. К счастью школа не одинока в своей работе. Нас окружает благоприятное соседство - наше воспитательное пространство. Чтобы обеспечить успешность воспитания детей я организовала сотрудничество педагогов, детей, родителей. В моделировании воспитательной системы участвовали учитель + родители, учащиеся и представители других социумов (ФАП ,дом культуры, детский сад, библиотека, ЦДТ ). Самое первое и главное место в этой системе занимает семья. Это основа воспитания. Все начала от семьи. Активную позицию по моделированию и построению в/с заняли родители. На основе предложенных родителями мероприятий была составлена карта пожеланий родителей. Мои поправки: четкая цель, конкретное планирование, информация об уровне развития учащихся; системный контроль. В воспитательную систему так же была внесена карта пожеланий и интересов учащихся. Традиционными стали общешкольные семейные вечера, которые дарят столь редкие минуты общения родителей и детей.
Своеобразие системы работ: своеобразие моей системы работы я вижу в том что, формируя у учащихся системы научных знаний, оказывая помощь в поисках и обретении своего индивидуального стиля, содействуя формированию положительной Я- концепции, овладению умениями и навыками самопознания и самостроительства, я опираюсь на воспитательную систему , передовые педагогические технологии и работы великих мыслителей. Теоретической основой созданной в/с являются учения выдающихся мыслителей и педагогов К.Д.Ушинского, Коменского Я.А, Выготского, В.А. Сухомлинского. В воспитательной системе я решаю задачи гражданского, гуманистического отношения, развития творческих способностей и познавательного интереса, формирование стремления к здоровому образу жизни, создаю оптимальные условия для формирования самосознания, становления активной жизненной позиции, формирования потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире т.е. создаю пространство для самореализации и самовыражения. Эти задачи решаю на основе личностно-ориентированного подхода. В какой форме организовываю воспитательный процесс? Это: праздники , коллективные творческие дела (акция «Забота», «Милосердие», викторины, конкурсы, беседы, устные журналы. Методы и приемы, выбранные мной, для воздействия на детей: предоставление права быть лидером, право на анализ ошибок, право на получение престижного задания, право на роль руководителя, капитана. Я считаю, что для успешной реализации личностно-ориентированного классного часа необходимо: четкая цель, конкретное планирование, владение информацией об участниках, контроль за результативностью деятельности.
Основные методы личностно-ориентированного классного часа (диалог, педагогическая поддержка, создание ситуации успеха и выбора, игровые, практичные) Классные часы (личностно-ориентированные) провожу в форме мастерской общения, игры-путешествия, практикума, литературной гостиной , диагностической игры. Также на классных часах дети знакомятся в ходе путешествий с обрядами, обычаями, ритуалами и традициями своего народа. К фирменным приемам, методам и формам работы классного руководителя отношу мастерские размышлений « Как я изменился за этот год?» Игра «Добрая почта», прием индивидуальной работы «Секретные разговоры по четвергам», интеллектуальная игра «Кто хочет стать отличником?», упражнение – ассоциация – «Какой я?»
Главным на всех этапах функционирования воспитательной системы остается творчество, объединяющее педагога, школьников и их родителей. Формы: музейно-краеведческая работа; вахта памяти; военно- спортивные игры "Зарничка" ,месячники и дни патриотического воспитания; поисковая и исследовательская деятельность; активизация органов ученического самоуправления; тематические классные часы "Уроки мужества", " Уроки воинской славы России ", социально полезные дела; классные часы (путешествие, соревнование, игра, викторина), проекты: " Обелиск", "Книга памяти".
Организация воспитательной работы в начальных классах
Система духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России , Концепции УМК «Школа России», и опыта реализации воспитательной работы в ГБОУ СОШ п.Краснооктябрьский (патриотического воспитания.)
Система духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на реализацию идеологической основы ФГОС, на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Система реализуется в классе в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, со школой. Обобщенный результат деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника.
Выпускник начальной школы: - любознательный, интересующийся, активно познающий мир ;
- владеющий основами умения учиться.
- любящий свой край и свою Родину.
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества.
-готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед - семьей и школой.
-готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.
Цель и задачи
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся .
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Общей целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают:
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
-представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе Самарской области;
-элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
-элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
-уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
-ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
-начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
-элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
-интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России; - стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
-любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;
-уважение к защитникам Родины;
-умение отвечать за свои поступки;
-негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
-первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
-различение хороших и плохих поступков;
-представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
-элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
-уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
-установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
-бережное, гуманное отношение ко всему живому;
знание правил вежливого поведения , культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
-стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; -умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
-представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
-отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
-первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
-уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
-элементарные представления об основных профессиях;
-ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
-элементарные представления о роли знаний, науки, современного -производства в жизни человека и общества;
-первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
-умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
-умение соблюдать порядок на рабочем месте;
-бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
-отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
-элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов -здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально--психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
-элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
-понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
-знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение -здоровьесберегающего режима дня;
-интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
-первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
-первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
-отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
-развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, -понимание активной роли человека в природе;
-ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
-элементарный опыт природоохранительной деятельности;
-бережное отношение к растениям и животным.
6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
-представления о душевной и физической красоте человека;
-формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть -красоту природы, труда и творчества;
-интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
-интерес к занятиям художественным творчеством;
-стремление к опрятному внешнему виду;
-отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
-Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
-Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:
-патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
-социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
-гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
-семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
-труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
-наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
-традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
-человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
-Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:
Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие ; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.
Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
Реализация воспитательной системы: -в содержании и построении уроков;
-в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеурочной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
-в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;
-в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;
-в личном примере ученикам.
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:
-нравственного примера педагога нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;
-социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;
индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;
-интегративности программ духовно-нравственного воспитания – интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную;
-социальной востребованности воспитания – соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью , реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора. - Воспитательная система реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, с помощью следующих инструментов.
УМК «Школа России»
Ведущую роль в реализации воспитательной системы играет образовательный процесс, реализуемый в ходе освоения основных предметных программ и программ формирования универсальных учебных действий. УМК «Школа России» имеет богатую палитру возможностей для достижения поставленных целей, благодаря реализации в нем принципов гуманистического, историзма, коммуникативного и принципа творческой активности. УМК «Школа России» создан на основании системно-деятельностного подхода, позволяющего ориентировать педагога на достижение личностных и метапредметных результатов обучения младших школьников. В содержании системы учебников УМК «Школа России» заложен значительный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Достижению указанных результатов способствует тематическое единство всех предметных линий комплекта, которые интегрируют учебный материал разных предметов и позволяют эффективнее формировать у ребенка целостную картину мира и базовые национальные ценности.
Средствами разных учебных предметов в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации. Учащиеся знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя гражданами великой страны.
Значительную часть содержания учебников УМК «Школа России» составляют родиноведческие и краеведческие знания, их содержательное, дидактическое и методическое обеспечение. Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального общего образования ФГОС и возрастные психологические особенности развития младших школьников, создаются условия для развития у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.
Во всех учебниках УМК «Школа России» обеспечивается поликультурность содержания образования. В каждой предметной линии , с учетом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами народов других стран мира.
В этой связи, важное место в системе учебников УМК «Школа России» занимает курс «Основы религиозных культур и светской этики». Курс органично интегрирован в систему учебников для решения задачи формирования у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Календарь традиционных школьных дел и праздников.
Время проведения | Тема мероприятия |
Сентябрь | День знаний; Праздник посвящения в первоклассники |
Октябрь | Праздник урожая, Золотая осень; Весёлые старты. |
Ноябрь | День народного единства; |
Декабрь | Новогодний праздник. |
Январь | праздник «Папа, мама, я – читающая семья». |
Февраль | День защитника России. День героев Отечества |
Март | Праздник мам; Встречаем весну. |
Апрель | День птиц |
Май | До свидания, школа; Здравствуй лето! |
Социальные проекты.
Социальные проекты включают следующие разделы : название; ценностные основания , которые воплощены в проекте; основные события и механизмы реализации проекта; участники; результаты; способ оценки результата; способ хранения информации о проекте.
В классе реализуются следующие социальные проекты: проекты помощи ветеранам «Помоги ветерану», Проект "Ветеран" - проект предполагает организацию встреч с ветеранами, детьми войны , как средство воспитания учащихся на личных примерах. Учащиеся класса проводят акции помощи ветеранам. Приглашаются ветераны на классные часы, праздники, митинги, концерты , Уроки мужества. Долгосрочный проект «Знаменитые люди нашего села» - проект предполагает организацию встреч с интересными людьми разных возрастов, профессий, как средство воспитания учащихся на личных примерах. Передовики производства приглашаются на классные часы, праздники, посиделки, Уроки добра, концерты.
Проект «ИСКУССТВО»-- проект помогает реализацию программы посещения районных, областных музеев, концертных залов, театров, выставок.
Проект «ПУТЕШЕСТВИЯ»- проект помогает осуществлять организацию различных путешествий (видеопутешествия, экскурсии, турпоходы), содержательно взаимосвязанных с духовно-нравственным аспектом содержания учебных предметов. Проводятся в течение учебного года.
Средовое проектирование. Создание среды, классного пространства духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является важнейшей задачей классного руководителя, именно в этом пространстве осмысливаются, утверждаются, развиваются и реализуются нравственные ценности.
В классе организованы подпространства, позволяющие учащимся:
изучать символы российской государственности и символы родного края; общенациональные, муниципальные и школьные праздники; историю, культурные традиции, достижения учащихся и педагогов школы; связи школы с социальными партнерами; осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами (например, тематически оформленные рекреации, используемые в воспитательном процессе); ценности здорового образа жизни (например, оборудованные рекреации для организации игр на переменах или после уроков; наличие специально оборудованных спортивных залов и т.п.);
.
Целевые программы
В классе реализуются следующие целевые программы:
ПОРТФОЛИО ВЫХОДНОГО ДНЯ – это целевая программа взаимодействия педагога, учащихся и родителей. Программа реализуется посредством посещения в выходные дни детских театров, музеев, выставок, , зоопарка, и т.п. Результаты посещений отражаются в личных отчетах учащихся (самостоятельные работы учеников, работа учеников с родителями, консультации с классным руководителем), которые представляются ими на уроках, классных часах, на совместных мероприятиях с родителями. В конце учебного года проводится Фестиваль портфолио, в ходе которого выделяются лучшие находки, интересные проекты, дела, высказываются рекомендации для участников проекта, которые приступят к его реализации в следующем году.
Изучение культурологических основ традиционных российских религий является важным вариативным компонентом программ воспитания школьников. В настоящее время религия выступает в качестве одного из актуальных источников понимания сущности современной культуры.
Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся.
Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы я учащихся в следующих направлениях:
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся путем проведения родительских конференций и тематических расширенных педагогических советов, организации родительского лектория, выпуска информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы за год и т.п.
Совершенствования межличностных отношений учителя, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций (например, традиционный весенний "Спортивный праздник", "День здоровья", праздник" Посвящение в первоклассники", театральные постановки ко дню учителя и дню мамы , " Театральная весна", конкурсы «Алло! Мы ищем таланты!»)
Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Совета школы (Попечительский совет) , активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся, проведения школьных акций и т.п.)
В школе традиционно проводится конкурсы «Алло! Мы ищем таланты!»,"Театральная весна" , позволяющие родителям ученика увидеть его в другой обстановке (отличной от домашней), проявить себя в совместной деятельности, что приводит к улучшению детско-родительских отношений. Праздники организуются в классе, актовом зале школы. Начальная школа активно взаимодействует с социальными партнерами в целях реализации воспитательной системы. Так со следующими учреждениям культуры: СДК, сельская библиотека, музеи и начальной школой реализуются программы совместной деятельности. Совместные мероприятия в целях реализации воспитательной системы: праздники, конкурсы, КВН, встречи с ветеранами и людьми разных профессий, с передовиками, акции "Помоги ветерану", "Помоги родной школе", митинги, "День здоровья" , "День пожилого человека".
Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы:
По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования планируется достижение следующих результатов:
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
-начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
-нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
-уважительное отношение к традиционным религиям;
-неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
-способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
-уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, -заботливое отношение к младшим;
-знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
-ценностное и творческое отношение к учебному труду;
-элементарные представления о различных профессиях;
-первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
-осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
-первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
-ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
-первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
-первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для -здоровья человека, его образования, труда и творчества;
-знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
-ценностное отношение к природе;
-первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
-элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
-первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
-личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России.
Школьное воспитание сильно тем, что способно создавать социальную среду высокой морали - школа играет роль фактора сохранения и развития морали. Школьные традиции и школьное общественное мнение чрезвычайно сильный фактор, обеспечивающий функцию транслирования морали молодому поколению. Содержательное поле воспитания свёртывается из пяти блоков. Вот её ценностные блоки:: Человек как наивысшая ценность и уважение другого человека. Жизнь как всеобщая ценность и благоговенье перед жизнью во всех её проявлениях. Природа как дом для всех живых существ и любовь к природе как восторг, забота и ответственность. Общество как социальное условие развития всех потенциальных возможностей человека и признание безусловного исполнения норм социального взаимодействия. «Я» как индивидуальность, обладающая достоинствами человека, живущего среди людей и потому признающего их достоинства.
Откуда черпается содержание воспитательного процесса? Разумеется из культуры, фиксирующей достижения человечества, сохраняющих эти достижения и передающих их через социальные институты последующим поколениям в будущее.
Выводы: Но главное для меня – это успехи моих воспитанников. Если подводить итог обучения и воспитания, то можно отметить, что применяемая мной воспитательная система детям не навредила. Благодаря воспитательной системе обучение и воспитание не только не ослабевали, а наращивали силу. Дети растут физически здоровыми, психически уравновешенными
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы в начальных классах
Программа воспитательной работы "Театрально-коммуникативная деятельность как смыслообразующий фактор воспитательной системы"...
Программа воспитательной работы в начальных классах «Счастливы ВМЕСТЕ»
Программа воспитательной работы в начальной школе, с тематическим планированием работы....
Программа воспитательной работы в начальных классах.
Материал содержит пояснительную записку, погодовое планирование работы с 1 по 4 класс....
Программа воспитательной работы в начальных классах «Лестница-чудесница»
Программа воспитательной работы в начальных классах...
Программа воспитательной работы в начальных классах .
В программу включена примерная тематика праздников. Внеклассные мероприятия разбиты по разделам: интеллектуальная деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность, ценностно-ориентированная деятел...
Программа воспитательной работы учителя начальных классов на 1-4 классы
Программа составлена с расчётом на четыре года, с 1 по 4 класс....
Программа воспитательной работы в начальных классах «Воспитание культуры толерантности младших школьников в рамках ФГОС» «Мир принадлежит терпеливым»
Наименование программы Программа «Воспитание культуры толерантности младших школьников» «Мир принадлежит терпеливым».Основание для разработкиЦель программы: формирование у детей навыко...