Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я-исследователь"
рабочая программа (3 класс)
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 2-х классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 "-исследователь" | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
ВТОРНИК
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ярцевская средняя школа № 4
имени Героя Советского Союза О.А.Лосика
Рассмотрено ЭМС от 30.08.2021 г Протокол №1 | Принято Педагогическим советом от 30.08.2021 г Протокол №1 | Утверждено Приказом по МБОУЯСШ №4 от 30.08.2021г № 186 |
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Я-исследователь»
для обучающихся 2 класса «А»
Клюшина Елена Валентиновна
высшая квалификационная категория
2021/2022
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - исследователь» для 1-4 классов составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, разработана на основе методических рекомендаций А.И. Савенкова « Методика исследовательского обучения младших школьников - г. Самара: «Учебная литература», 2004 г.
На курс «Я - исследователь» отводится 2 часа в неделю. Программа курса рассчитана на 66 часов в год (2 класс). Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление - «Проектная деятельность».
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирования у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытым для новых контактов и культурных связей.
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 2-х классов Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в работе познавательных клубов различных направлений.
Курс « Я - исследователь» носит развивающий характер. Занятия разделены на теоретические и практические. Причем проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер. Проектно - исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Я - исследователь» имеет отличительные особенности:
- имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
-в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
-проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от детей самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
-проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных универсальных действий;
-проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
-в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
-реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей, одаренности в различных видах деятельности.
Внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная.
Первый компонент- работа над темой - это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах.
Второй компонент- работа над проектами - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т. е. продукта).
Основные виды творческих работ - это поделки и мероприятия.
Примеры проектов: создание рисунков, коллажей, макетов, постановка спектаклей и концертов и так далее.
Этапами внеурочной проектной деятельности являются:
1. Выбор темы.
2. Сбор сведений.
3. Выбор проектов.
4.Реализация проектов.
5. Презентация.
Основными принципами программы можно считать:
Принцип системности. (Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом).
Принцип гуманизации. (Уважение к личности ребенка, создание благоприятных условий для развития способностей).
Принцип совместной деятельности детей и взрослых. (Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении)
Принцип обратной связи. (Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией, совместно с учащимися необходимо обсудить что получилось, а что нет, изучить их мнение).
Принцип успешности. (И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.)
Принцип стимулирования. (Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.)
Главная цель программы: развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей. Целью является и формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.
Задачи:
- познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
- мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
-прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
- прививать интерес к исследовательской деятельности.
- развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа , методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах и т.д.
Программа позволяет организовать актуальные в настоящее время компетентностный , личностно ориентированный, деятельностный подходы. Особенностью данной программы является организация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
В результате работы по программе курса учащиеся должны научиться:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определения понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- рефлектировать (видеть проблему, анализировать сделанное, видеть трудности, ошибки);
- целеполагать (ставить и удерживать цели)
- планировать (составлять план своей деятельности);
- моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
-проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Личностные универсальные учебные действия.
У выпускника будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
Регулятивные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Программа представлена четырьмя блоками:
- Введение (2 часа)
- Учимся делать проекты (26 часов)
- Мы - исследователи (33 часа)
- Анализ исследовательской деятельности (5 часов)
Учебно-тематический план на год
N п\п | Содержание программы | Всего часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных занятий |
1. | Введение | 2 | 2 | - |
2. | Учимся делать проекты | 26 | 24 | 2 |
3. | Мы- исследователи | 33 | 33 | - |
4. | Анализ исследовательской деятельности | 5 | 5 | - |
Итого: | 66 | 64 | 2 |
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Блок 1. Введение. ( 2 часа)
« Что такое проект?», « Что такое исследование?» - учащиеся знакомятся понятием « проект», у них формируется интерес к исследовательской деятельности через знакомство с различными работами учащихся начальной школы; знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске, умение находить значимые личностные качества исследователя.
Блок 2. Учимся делать проекты (26 часов)
« Что такое проблема?», « Наблюдение как способ выявление проблем», « Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы», «Как мы познаем мир», «Как выбрать тему исследования», « Как задавать вопросы?», « Удивительный вопрос», « Школа почемучек», « Постановка вопроса( поиск гипотезы). Формулировка предположения
( гипотезы)»,
« Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умения задавать вопросы», « Учимся выбирать дополнительную литературу», « Учимся выделять главное и второстепенное. Схемы», « Составление аннотации к прочитанной книге», « Совместное или самостоятельное планирование практического задания», « Обоснованный выбор способа выполнения задания»,
« Методика проведения самостоятельных исследований», « Коллективная игра-исследование».
В данном разделе учащиеся знакомятся с понятием «проблема», учатся увидеть проблему, развивают умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект со всех сторон. Развивают наблюдательность и умение находить предметы по их описанию, назначению, др.
Знакомятся со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами. Наблюдение и эксперимент - способы познания окружающего мира.
Происходит развитие умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Как задавать вопросы, подбирать вопросы по теме исследования.
Знакомятся с понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать.
Знакомятся понятием « источник информации» ( библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видеофильм, ресурсы Интернета). Учатся строить схемы, составлять карточки по прочитанной книге.
Учатся составлять план для выполнения задания (алгоритм), формируют умение мотивировать свой выбор, отстаивать свою точку зрения.
Блок 3. Мы- исследователи.( 33 часа)
« Почему мы любим встречать Новый год», « Алфавит», « Эти важные буквы ПДД», «Моя семья», «Игры наших дедушек и бабушек», « Растения», « Симметрия вокруг нас», «Сказки».
- индивидуальные и коллективные творческие работы по заданным направлениям.
Блок 4 . Анализ исследовательской деятельности.( 5 часов)
« Что мы узнали и чему научились за год», «Выставка творческих работ как средство стимулирования проектной деятельности», « Моя лучшая работа».
В данном разделе происходит систематизация и обобщение знаний детей по курсу «Я- исследователь», рефлексия изученного за год, отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.
Материально-техническое обеспечение курса.
УМК
1.. Методические рекомендации А.И. Савенкова « Методика исследовательского обучения младших школьников».
Пособия для учителя
1.. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Москва «Просвещение», 2011
2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя .Москва, «Просвещение», 2010
3.Воронцов А.Б., Заславский В.М. Егоркина С.В. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя. Москва «Просвещение»,2011.
4.Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточником. ММ: Издательский центр «Академия», 1999
Электронные ресурсы
Оборудование учебного кабинета:
- Посадочные места по количеству обучающихся (30 человек);
- Рабочее место преподавателя;
- Комплект учебно-наглядных пособий;
- Комплект обучающихся видеофильмов и программ по темам.
Технические средства обучения:
- Компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- Телевизор
Календарно - тематическое планирование
«Я – исследователь» (2 часа)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Основное содержание | Дата |
1. | Что такое проект? | 1 | Знакомство с понятием «проект», знакомство с различными работами учащихся начальной школы. Презентация исследовательских работ учащихся. | 01.09 |
2. | Что такое исследование? | 1 | Беседа о знаниях, умениях и навыках, необходимых в исследовательском поиске, о путях развития исследовательских способностей, о значимых личностных качествах исследователя. | 01.09 |
3. | Что такое проблема? | 1 | Ознакомление с понятием «проблема», развивать умение увидеть проблему и изменять свою точку зрения на материале игры « Посмотри на мир чужими глазами». | 08.09 |
4-5 | Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы | 2 | Продолжение ознакомления с понятием «проблема», развивать умение увидеть проблему и изменять свою точку зрения на материале игры « Посмотри на мир чужими глазами.» | 08.09 15.09 |
6-7 | Наблюдение как способ выявление проблем | 2 | Игра « Поиск», оказывающее влияние на развитие наблюдательности.Определение правил игры (умение находить предметы по их описанию, назначению), проведение игры. | 15.09 22.09 |
8. | Как мы познаем мир | 1 | Наблюдение и эксперимент- способы познания окружающего мира. Примеры простейших экспериментов, опытов. Наблюдение за изменением природы осенью. | 22.09 |
9-10 | Как выбрать тему исследования? | 2 | Задания на развития речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности « Что перепутал художник?» | 29.09 |
11-12 | Как задавать вопросы? | 2 | Беседа о том, что такое вопрос, видах вопросов. Игра « Угадай, о чем я спросил». « Угадай, кто и что». Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра « Найди причину». Обсуждение правил совместной работы. Работа в парах. | 06.10 |
13. | Удивительный вопрос | 1 | 13.10 | |
14. | Школа почемучек | 1 | 13.10 | |
15. | Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения ( гипотезы) | 1 | 20.10 | |
16. | Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умения задавать вопросы | 1 | 20.10 | |
17-18 | Учимся выбирать дополнительную литературу | 2 | Знакомство с понятием « Источник информации», работа с энциклопедиями и словарями. Экскурсия в библиотеку. | 27.10 |
19-20 | Учимся выделять главное и второстепенное | 2 | Практическая работа « Маркировка текста». Составление сводной таблицы. | 03.11 |
21-22 | Составление аннотации к прочитанной книге | 2 | Выбор книги по интересам (предварительно прочитанную), составление карточек по прочитанной книге. | 10.11 |
23-24 | Совместное или самостоятельное планирование практического задания | 2 | Рассматриваем серию картинок, определяем логическую последовательность событий, делим на части, придумываем название каждой части - план. Составление предложений в соответствии с планом (а парах или группах), рассказ. | 17.11 |
25-26 | Обоснованный выбор способа выполнения задания | 2 | Знакомство учащихся с зимними изменениями в природе на материале презентации « Природа зимой», подготовка к экскурсии (беседа, цели и задачи, правила поведения на экскурсии, деление на группы для выполнения заданий). Проведение экскурсии, выполнение заданий по группам. Подведение итогов- отчет групп о своих наблюдениях. | 24.11 |
27-28 | Методика проведения самостоятельных исследований Коллективная игра-исследование | 2 | Подготовка к игре на материале презентаций о людях различных специальностей, о работе заводов и фабрик, беседы о труде рабочих, чтение рассказов, рассматривание иллюстраций. Полученные знания закрепляются с помощью рисования на тему, лепки и конструирования. | 01.12 |
29-32 | Почему мы любим встречать Новый год | 4 | Беседа об истории праздника Новый год, о том, как встречают Новый год в разных странах. Мастерская Деда Мороза. Подготовка к Новогоднему концерту. Выступление. | 08.12 08.12 15.12 15.12 |
33-36 | Алфавит | 4 | Беседа об истории русской азбуки, организация выставки книг в алфавитном порядке. Практическая работа «Живая азбука в картинках». | 22.12 22.12 29.12 29.12 |
37-39 | Эти важные буквы ПДД | 3 | Беседа на материалах презентаций и сюжетных картинок о правилах дорожного движения. Работа в группах. Практическая работа «Предупреждающие, запрещающие и информационно-указательные знаки». Презентация своей работы. | 12.01 12.01 19.01 |
40-43 | Моя семья | 4 | Беседа о семьях древних славян, разгадывание ребуса с ответом «Семья», рассказы о составах семей детей по фотографиям, коллективное составление модели семьи с помощью цветика-семицветика, оформление семейного древа. | 19.01 26.01 26.01 02.02 |
44-47 | Игры наших дедушек и бабушек | 4 | Разучивание правил игр. Отработка игровых приемов (разучивание слов песенки, ролевых действий). Выбор действующих лиц. Проведение игр подготовленных детьми. | 02.02 09.02 09.02 16.02 |
48-52 | Растения | 5 | Выбор темы проекта. Осуществление сбора информации по теме, сочинение сказки про растения, оформление проекта. Презентация. | 16.02 02.03 02.03 09.03 09.03 |
53-55 | Симметрия вокруг нас | 3 | Беседа на материалах презентаций о симметричных и ассиметричных фигурах и предметах, о симметрии в жизни человека. Задания и упражнение на построение симметричных фигур, узоров, рисунков( «Найди пару», « Дорисуй по клеточкам», «Сделай одинаковыми») Игра «Зеркало». | 16.03 16.03 23.03 |
56-60 | Сказки | 5 | Беседа на материале загадок о видах сказок. Выбор темы школьного проекта (Моя любимая сказка, конкурс загадок про героев сказок. Сочиняем сказку). Театрализация-экспромт. Инсценировка сказки. | 23.03 30.03 30.03 06.04 06.04 |
61-62 | Что мы узнали и чему научились за год | 2 | Рефлексия изученного за год, Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ. Награждение за активное участие. | 13.04 |
63 | Выставка творческих работ как средство стимулирования проектной деятельности | 1 | 20.04 | |
64-66 | Моя лучшая работа | 3 | 20.04 27.04 27.04 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
программа внеурочной деятельности "Исследователь"
внеурочная деятельность...
Программа курса внеурочной деятельности "Исследователи космоса"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Исследователи Космоса» для учащихся первого года обучения разработана в соответствии с:Федеральным государственным образовательным ст...