Классный час «Мои права и обязанности»
классный час

Классный час «Мои права и обязанности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moi_prava_i_obyazannosti.docx33.23 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

Тема: «Мои права и обязанности»

Класс: 3 «А»

Цель: через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся.

Задачи:

  • познакомить учащихся с «Конвенцией ООН о правах ребенка» и другими документами, отражающими права и обязанности детей;
  • обобщить знания учащихся о таких понятиях как «право» и «обязанность», показать их единство.
  • способствовать формированию уважительного отношения к правам других людей.

УУД:

Личностные: положительное отношение к школе; стремление жить в гармонии с одноклассниками; представление о ценностях жизни.

Регулятивные:определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию  и преодолениюпрепятствий. 

Коммуникативные: уметь договариваться и разрешать конфликты;  уметь работать в парах, группе.

Познавательные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Форма проведения: заочное путешествие по стране «Права и обязанности».

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, ПО Microsoft Office Power Point 2007, таможенные бланки, иллюстрации сказочных героев, бланк обязанностей ученика «Продолжи фразу», раздаточный материал для работы в группах.

Ход классного часа

  1. Вступительная часть.
  1. Приветствие учителем обучающихся.
  2. Проблемная ситуация.

- Ребята, вчера после уроков мальчики из одного класса решила поиграть. И вот что вышло!

Ученик 1: Давайте поиграем в войну!

Ученик 2: Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Артем, милиционером. А ты, Димка, будешь бандитом.

Ученик 3: А я не хочу.

Ученик 1:Чего не хочешь?

Ученик 3: Играть в войну.

Ученик 1:Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь!

Ученик 3:Я не хочу.

Ученик 2: Захочешь!

Ученик 3:Что же вы меня заставите? А разве вы имеете на это право? Вы на это право не имеете!

- Вот, что мне пришлось вчера наблюдать. Предлагаю, ребята, разобраться, кто прав, а кто нет?

(Дискуссия. Дети говорят. Заслушиваем различные точки зрения.)

- Может быть, кто-то догадался, о чем пойдет речь на классном часе? (Предполагают)

- Тема нашего разговора звучит так «Мои права и обязанности». Сегодня мы отправимся в путешествие по стране прав и обязанностей.

II. Основная часть.

1. Знакомство с понятием «Право».

- Но нам не разрешат отправиться в путешествие, если мы не заполним таможенный бланк (Приложение 1), то есть не дадим ответ, что такое «право». А что такое «право», «права»?  Как вы думаете? (Дают предположения). Где можно уточнить, что такое «право», «права»? (Уточняют в словаре, заполняют таможенный бланк).

- А есть ли права у вас, у детей? Существуют ли документы, где прописаны права ребенка? Попробуем разобраться. Мы найдем ответ в городе Знаний.

2.Станция «Город Знаний». Знакомство с правовыми документами

- Давным-давно, много лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы:

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.

В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека.

- А что такое Декларация?

Декларация – это некое официальное заявление о чем-либо.

Со временем люди поняли, что дети нуждается в специальной охране и заботе.

И была создана Конвенция о правах ребенка – это документ, который провозглашает защиту прав каждого ребенка в любой стране. Главная цель конвенции в максимальной защите интересов ребенка. Ее положения сводятся к основным требованиям, которые должны обеспечить права детей на: выживание, здоровье, развитие, защиту детей по различным направлениям.

Итог на станции

- В каком документе записаны права людей?

- Как называется документ, в котором перечислены все права детей?

3.Станция «Правовая»

- Наше путешествие продолжается. Мы прибыли на станцию «Правовая». Давайте определим, какими правами обладает ребёнок. Для этого вам надо поработать в паре, прочитать стихотворение и определить, какое право оно отражает (Приложение 2).

(Работают в паре)

1.Только ты на свет родился,

Право первое твое:

Получи, чтоб им гордиться

Имя личное свое.      

2.Очень трудно самому,

жить на свете одному.

Правом с мамой жить и с папой

Пользуйтесь везде, ребята.  

3.Я росточком не доволен

И пока не так силен,

Но не смей мне делать больно

Есть у нас такой закон.  

4.Подросла, взяла я книжки

И пошла я в первый класс.

В школу ходят все детишки -

Это право есть у нас.  

5.Если жар, все тело ломит

И совсем не до игры,

То позвать врача на помощь

Тоже право детворы.

- Проверим, что у вас получилось? (Проверка по слайдам)

Итог на станции:

- Посмотрите на наше солнышко. Еще раз перечислите ваши права.

- Если все ваши права будут соблюдаться, то в вашей жизни всегда будет мир, согласие, для вас всегда будет светить это прекрасное солнце!

Физкультминутка

4.Знакомство с понятием «Обязанность».

- Ребята, как вы думаете, что получится, если мы будем следить за выполнением своих прав, не обращая внимания на права других людей? Представьте себе вот такую сценку: (разыгрывают дети)

Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Сын:

- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)

Мать:

- С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын:

- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

Бабушка:

- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын:

- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.

Мать:

- Помой посуду, сынок.

Сын:

- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

Отец:

- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын:

- Это проявление жестокости, папа.

- В чём не прав мальчик? ОН ОБЯЗАН УВАЖИТЕЛЬНО ОТНОСИТЬСЯ К ВЗРОСЛЫМ. То есть, кроме прав у каждого из нас есть и обязанности. 

- Что такое обязанность? 

- Заполним таможенный бланк.

Итог на станции:

- Какая самая главная обязанность у вас в семье?

- Существуют ли обязанности у учеников? Какие?

5.Станция «Соблюдайка».

- Где могут быть записаны обязанности учеников? (Устав школы).

- Вот в уставе вашей школы тоже есть обязанности учеников, которые вы должны неукоснительно выполнять.

- Заполним с вами бланк обязанностей, которые должен соблюдать ученик (Бланк «Продолжи фразу»).

Итог на станции:

- Эти обязанности должен соблюдать каждый ученик. Чтобы вы их не забыли, оставьте эти бланки себе, потом вложите их в ваши Портфолио.

6. Станция «Сказочная»

- Ребята, а куда мы должны обращаться, если наши права нарушаются?

- Когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация - это совет, разъяснение, а юристы - это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства.

- Представьте себе, что вы юристы. И ваша помощь нужна сказочным героям. Посовещайтесь в группах, какие права сказочных героев нарушены (Приложение 3).

(Работают в группах. У каждой группы иллюстрация сказочного героя).

 1группа  – Золушка (право на отдых).

2 группа – Красная Шапочка (право на жизнь).

3 группа – Айболит и звери (право на лечение).

4 группа – Буратино (право на обучение).

Обсуждение работы групп

- Наше путешествие подходит к концу. Мы с вами добрались до города «Счастливое детство», но путь закрыт. При въезде в другой город всегда проверяют документы.  Так как путешествуем мы всем классом, то и документ должен быть один на всех. А что если, нам его создать? Ведь, мы теперь знаем свои права и обязанности, осталось только всё грамотно оформить!

- Назовем наш документ – Кодекс класса.

- Кодекс – это свод законов, правил, которые нельзя нарушать.

7.Создание проекта - Кодекс класса (Приложение 4)

Работа в группах:

1 группа – ОБЛОЖКА

2 группа – ПАМЯТКА О ПРАВАХ РЕБЕНКА

3 группа – ОБЯЗАННОСТИ УЧЕНИКА КЛАССА

4 группа – СТИХОТВОРЕНИЕ О КОДЕКСЕ КЛАССА

8.Презентация проектов групп

9. Объединение страниц в книгу – Кодекс класса

III. Заключительная часть

1. Итог.

- Вот мы и добрались до станции «Счастливое детство». Скажите, что каждый из вас должен знать, чтобы у него было счастливое детство?

- В каком документе прописаны все права ребенка?

2. Рефлексия.

- Продолжите фразы:

Я открыл (а) для себя новое …

Я понял (а) ….

Я хочу…

Для меня самое главное право – это…

Я могу сделать вывод…

- А сейчас, слушая песню «Мир ребёнка», раскрасьте шарик, у которого такое же настроение, как у и вас! (Приложение 5)

- Наш классный час подошел к концу. Спасибо за внимание! Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах. 

                                       

Директор         _______________        Н. Т. Течиева

подпись                        расшифровка

     М.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Мои права и обязанности"

Каждый человек имеет права и обязанности. Дети тоже должны знать об этом. Данный классный час помогает обучающимся познакомиться со своими правами и обязанностями. ...

Классный час Тема: «Права и обязанности детей в семье»

Современные дети очень хорошо знают свои права, но не хотят помнить об обязанностях. Различать их и выполнять обязанности нужно учить детей с младшего школьного возраста....

Классный час: « Наши права и обязанности ». ( 2 класс ).

Материал класного часа знакомит ребят с Конвенцией о правах ребёнка....

Классный час"Мои права и обязанности"

Классный часТема: Мои права и обязанности.Форма: Путешествие в город Правовой Культуры.Цели: 1) воспитывать уважение к правам человека, его обязанностям; 2) показать младшим школьникам единство ...

Классный час "Наши права и обязанности"

Обобщить знания детей об основных правах ребёнка; развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их пра...

классный час "«Наши права и обязанности»

Классный час-исследование, можно провести во-2-4 классах.цель: приобретение учащимися знаний о  правах и обязанностях ребенка в обществе, правилах поведения в школе. Познакомить с основным ...

Классный час: "Мои права и обязанности".

Традиционная цель гражданско-правового воспитания в образовательном учреждении – формирование правовых знаний, правил поведения в обществе, так как каждый ребенок находится в социуме. В Концепции моде...