Воспитательная работа в группе продленного дня
статья (3 класс)
Методы воспитательной работы в группе продленного дня
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_rabota_v_gpd.docx | 19.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательная работа в ГПД
Кадеркаева Р.С.
Методы воспитательной работы в группе продленного дня
Выбор школьного продленного дня как прогрессивной формы организации жизнедеятельности детей неслучаен. Он располагает более совершенными методами и средствами воздействия на процесс становления личности школьника, которые отвечают современным социальным требованиям. Продленный день - неизмеримый потенциал воспитательного воздействия школы. Но реализуется он лишь при условии высокой организации работы групп продленного дня и максимального использования всех предоставляемых режимом продленного дня возможностей. Решение этой задачи - дело весьма сложное. Оно требует согласованных усилий всего педагогического коллектива, учителя и воспитателя. Специфические условия групп продленного дня позволяют увеличить эффективность воспитательного воздействия.
Основные методы, рассчитанные на восприятие воспитанниками педагогических воздействий, подразделяются на методы: созидающие, регулирующие и стимулирующие. Первые являются основными. С их помощью ученики включаются в разнообразные виды умственной, трудовой, нравственной, эстетической, физической деятельности. Вторые методы позволяют производить коррекцию ее, а третьи по мере надобности стимулируют ее протекание в заданном направлении. К созидающим методам, опирающимся на сознание детей, относятся метод убеждения и метод упражнения. Они очень близки между собой и всегда выступают во взаимосвязи и взаимодействии.
Метод убеждения - это способ воздействия словом и делом на сознание и поведение человека. В перечне приемов убеждения центральное место занимает объяснение, выступающее в таких разновидностях, как рассказ, повествование, описание, ознакомление, наставление, сообщение. В тесной связи с объяснением находится разъяснение, проявляющееся иногда в пояснении, выяснении, рассуждении.
В целях убеждения учащихся в необходимости того или иного действия воспитатели пользуются таким приемом, как совет. Четко изложенные рекомендации, пожелания - таковы его основные проявления.
Очень близко к нему примыкают просьба и приказ. Требования к ученикам в первом случае высказываются в мягкой, а во втором - в категорической просьбе (форме).
Особое положение занимает такой прием убеждения, как пример, включающий в себя приказ, демонстрацию или иллюстрацию. Широко используется воспитателем также прием оценочной характеристики деятельности детей.
Метод упражнения всегда опирается на осознанное восприятие учениками действительности. Это способ воздействия на детей с помощью организации их самостоятельной деятельности в сочетании со словом педагога. Среди приемов, относящихся к методу упражнения, необходимо, прежде всего, выделить просьбу, приучение и испытание.
Метод внушения, противостоящий методу убеждения. - это способ воздействия на объект воспитания словом и делом, не требующий или преднамеренно исключающий осознанное понимание воспитанником выполняемых действий.
К стимулирующим методам воздействия относятся методы поощрения и наказания.
Метод поощрения - это способ, воздействующий на сознание и поведение детей средствами, стимулирующими продолжение той или иной деятельности.
Среди приемов поощрения известны доверие, одобрение, воодушевление, похвала, награда.
Метод наказания - это способ воздействия на сознание и поведение детей средствами торможения. Воспитатели проявляют обычно такие приемы: замечание, порицание, осуждение, выговор.
Задача воспитателя группы продленного дня - пробудить в каждом ребенке скрытые в нем силы и возможности, направляя их, в свою очередь, на путь самовоспитания.
Самовоспитание как метод включает в себя самоубеждение, самоуправление, самопоощреиие, самонаказание. При умелом руководстве со стороны педагога этот метод стоит в ряду наиболее активных и действенных методов воспитания.
Весь режим жизни и деятельности учащихся начальных классов на уроках и в группах должен представлять единое целое, четкую систему, включающую в себя уроки, общеразвивающие внеурочные занятия с детьми на воздухе и в помещении и самоподготовку, чередующиеся в строгом соответствии с требованиями школьной гигиены.
Непременным условием такого систематизированного подхода к организации учебно-воспитательной работы в режиме продленного дня является планирование. Сначала составляется годовой план, затем по четвертям, план на неделю. Совместно с завучем составляется недельное расписание занятий.
Ежедневно воспитатель группы готовится к двум занятиям - на воздухе и в помещении. Он составляет план по образцу плана урока. Правильно и серьезно организованное планирование воспитательной работы в группе поможет целенаправленно осуществлять формирование личности младшего школьника.
Примерный режим продленного дня для учащихся 1-4 классов при ежедневной 4-часовой рабочей нагрузке
12 ч 40 мин | Прогулка, подвижные игры на открытом воздухе |
13 ч 40 мин | Обед |
14 ч | Самостоятельное чтение |
15 ч | Прогулка, занятия по интересам |
16 ч | Самоподготовка, в перерыве - полдник |
17 ч | Ролевые игры |
17 ч 30 мин | Уход домой |
Режим группы продленного дня может быть представлен следующим образом:
Уроки ⇒ активный отдых ⇒ самоподготовка.
Объяснение подобной расстановки элементов режима дается учеными-физиологами, которые обнаружили, что во время уроков в промежутке между 9 и 11 часами наблюдается проявление наивысшей детской работоспособности, затем следует спад и ее исчезновение. Временное появление ее наступает после достаточно продолжительного отдыха, насыщенного движениями и физическими нагрузками. Вторично работоспособность появляется в промежутках с 16 до 17 часов. Ученые наблюдают, что вторично работоспособность может и не возникнуть, если содержание отдыха будет нести значительную умственную нагрузку. В этом случае вместо утомления появится переутомление. Элемент режима группы продленного дня «уроки» включает в себя не только уроки, но и паузы между ними. Графическая схема элемента «уроки» выглядит так:
Уроки, паузы для отдыха между ними, завтрак
1-й урок | Пауза | 2-й урок | Завтрак | 3-й урок | Пауза | 4-й урок |
40 мин | 10 мин | 40 мин | 20-30 | 40 мин | 10 мин | 40 мин |
|
|
| мин |
|
|
|
Активный отдых на улице и в помещении, обед, отдых
Занятия на | Отдых | Обед | Отдых | Занятия в |
воздухе |
|
|
| помещении |
1час 30 мин- | 5 мин | 30 мин | 5 мин | 20 мин |
2 часа 30 мин |
|
|
|
|
Как учебная работа, так и активный отдых в режиме группы продленного дня проводится в два приема. По гигиеническим соображениям обе части активного отдыха разделяются обедом. Послеобеденное занятие в помещении вызвано тем, что после обеда начинать самоподготовку нельзя, так как в это время снижается познавательная активность детей. Из-за этого необходимо 30-35 минут выждать и только потом приступать к самоподготовке.
Элемент режима группы «самоподготовка» включает в себя 40-45 минут занятия, 10 минут паузы.
Как известно, нормы времени на самоподготовку в разных классах разные. Для младших школьников она может длиться 60 минут после 45 минут, прерываемых паузой и для принятия полдника. В режиме дня группы в элементе «активный отдых» форма занятий на воздухе и в помещении не указывается. Это уточнение делается в недельном режиме группы продленного дня.
Примерное недельное расписание занятий
Понедельник - Физкультура. Занятия по интересам.
Вторник - Экскурсии. Музыкальные занятия.
Среда - Труд. Чтение.
Четверг - Прогулка. Занятие по правилам поведения.
Пятница - Игра. Занятие по искусству.
При составлении недельного расписания внеклассных занятий для группы продленного дня придерживаются таких правил.
1. В каждый день недели всегда планируется два занятия: занятие на воздухе и занятие в помещении. В субботу занятия на воздухе не следует планировать.
2. Занятия школьных кружков, секций планируют на то время, когда проводятся внеклассные общеобразовательные занятия в группах.
3. План общеобразовательных мероприятий предусматривает время на их проведение в промежутке между уроками и самоподготовкой.
4. Расписание общеобразовательных внеклассных занятий группы утверждается руководителями школы точно так же, как и расписание уроков.
5. Расписание должно быть стабильным, как и расписание уроков. Внесение изменения в расписание уроков требует пересмотра расписания занятий с группой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План воспитательной работы в группе продленного дня (3 класс)
План воспитательной работы в группе продленного дня.В плане отражены воспитательные мероприятия, которые проводятся в течение учебного года с учащимися 3 класса....
Новые подходы к планированию воспитательной работы в группе продленного дня
Здесь вы можете найти структуру плана воспитательной работы ГПД, использование личностно-ориентированного подхода...
Планирование воспитательной работы в группе продленного дня
Тема: "Игровая деятельность – как средство реализации здоровьесберегающих технологий».Цели: развитие мелкой моторики рук при работе с бумагой, пластилином, солёным тестом и с другим подручным ма...
Планирование воспитательной работы в группе продленного дня
Тема: "Игровая деятельность – как средство реализации здоровьесберегающих технологий».Цели: развитие мелкой моторики рук при работе с бумагой, пластилином, солёным тестом и с другим подручным ма...
Рабочая программа воспитательной работы в группе продленного дня (ФГОС НОО)
Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы группы продленного дня является самоподготовка.Самоподготовка — одна из форм организации учебного процесса в группе продленн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ
Гла Цели и задачи режимных моментов в группе продленного дня.Примерный план работы воспитателя ГПД.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ...