Конкурсно-познавательная программа игра «Покормите птиц зимой».
методическая разработка (3 класс)

Каримова Мунавара Валиулловна

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся за чудесами в зимний лес. Да, да, за чудесами! Даже взрослые – и те встречаются с неведомым, таинственным, удивительным. А уж вы, ребята! Что ни шаг, то для вас новое чудо! Чудеса совершать нам будут наши маленькие пернатые зимующие птицы. О том как нам с ними повезло. Вы даже не представляете. Чудо то, что в зимние холодные дни они поют свои песни, летают с ветки на ветку и парят высоко в небо. В самые холодные дни стучаться к нам в окно – это означает покормите нас. А кто сам уже развешал кормушки?   Ну а остальные чудеса вы мне перечислите в конце мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pokormite_ptits_zimoy_karimova_mv_pedagog_mau_do_spektr.docx30.87 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «СПЕКТР»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ

                                                                                   Составитель:

                                                                                  Каримова М.В.

                                                 педагог дополнительного образования

                                                  Излучинск, 2023

Конкурсно-познавательная программа игра «Покормите птиц зимой».

Цель: Формирование бережного, гуманного отношения к зимующим птицам.

Задачи:

Обучающая: Закрепить знания и расширить кругозор учащихся о зимующих птицах.

Развивающая: Способствовать развитию познавательного интереса учащихся к зимующим птицам, развитию внимания, мышления, творческой активности учащихся.

Воспитательная: Способствовать воспитанию гуманного и бережного отношения к окружающей природе, животному миру.

Оборудование: мультимедиапроектор, ручки, листы бумаги, рисунки с изображением птиц, задания к конкурсам, бочка с заданиями.

Участники: учащиеся начальных классов.

-В: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся за чудесами в зимний лес. Да, да, за чудесами! Даже взрослые – и те встречаются с неведомым, таинственным, удивительным. А уж вы, ребята! Что ни шаг, то для вас новое чудо! Чудеса совершать нам будут наши маленькие пернатые зимующие птицы. О том как нам с ними повезло. Вы даже не представляете. Чудо то, что в зимние холодные дни они поют свои песни, летают с ветки на ветку и парят высоко в небо. В самые холодные дни стучаться к нам в окно – это означает покормите нас. А кто сам уже развешал кормушки?   Ну а остальные чудеса вы мне перечислите в конце мероприятия.

Представляем жюри:    

В: В викторине участвуют две команды: капитаны команд по названию команды прикрепляет эмблемы каждому в виде силуэтов  птиц: «Воробьи», «Синицы».  Что знаете об этих птицах?  

 

             

  1. В: Конкурс «Отгадай загадки» (слайд №1 презентация)

Мы начинаем нашу игру в ней участвовать будут две команды: «Снегири» и команда «Синицы». Каждой команде по три загадки.

  1. Угадай, что за птица?

           Скачет по дорожке,

           Собирает крошки

           Зимовать не улетает

           Под карнизом обитает.

                       (воробей)

  1.  Прилетел зимой во двор,

Сел на провод светофор.

Никому дороги нет.

Потому что красный свет.

              (снегирь).

  1. Угадай, какая птица,

Бойкая, задорная,

Ловкая, проворная,

Звонко тенькает: «Тень-тень!»

Как прекрасен этот день!

                (синица)

    4.   Северные гости

          Клюют рябины грозди

         Так нарядны и ярки

          На головке - хохолки.

                 (свиристели)

     5.  Особа всем известная,

Она крикунья местная.

Увидит тучку темную –

Взлетит на ель зеленую

И смотрит, словно с трона

Зовут её …

 (ворона).

Молодцы все успешно ответили идем дальше.

  1. Конкурс «Заморочки из бочки»

Участникам каждой команды предоставляется возможность достать из бочки шарик с вопросом.

Заморочка №1 её нам хотят задать белка и сова.

Белка: 1 команде (участник  задание, а читает белка)

  1. У какой зимующей птицы самый длинный язык? (у дятла)
  2. В холодную погоду воробьи взъерошенные, почему? (легче сохранять тепло)
  3. Где зимующие птицы спят? (дятлы, синицы в дуплах, воробьи под крышами домов, вороны стаями ночуют)
  4. Птица, которая прилетает к нам с первым снегом? (снегирь)

 Сова: 2 команде (участник достаёт задание, а читает сова)

  1. У какой птицы клюв необычный, крестообразный, чтобы шишки легко расклёвывать? (у клеста)
  2. У какой зимующей птицы самый длинный клюв? (у дятла 15 см)   
  3. За какой поступок птицу назвали воробьём? (воробей любит семечки, зерно. Стаи птиц собирались в местах, где идёт переработка зерна)
  4. Воробей — это вредная или полезная птица? (едят зерно конечно вред, но зато они кормят птенцов гусеницами — это большая польза)      

В: Молодцы!!!

В:  В нашем лесу такие чудеса! Зима на дворе вьюжная, сердитая, а на нашей елке птичка гнездо свила и птенчиков вывела. Оказывается — это для нас чудеса. А для птиц это образ жизни. Именно в эту пору у хвойных деревьев созревают плоды, которыми кормят птенцов.  И как зовут этих бесстрашных птиц?  

В: Какие птицы выводят птенцов зимой (клесты). Чья команда ответила?

  1. Заморочка №2 Конкурс капитанов: «Догадайся»
  • «Две вороны»: На дереве сидели две вороны и смотрели в разные стороны.

— У тебя, — говорит первая ворона, — крылья в грязи.

— А у тебя, — отвечает вторая, — лапки в земле.

Как такое может быть? Вороны ведь смотрят в разные стороны. (Вороны смотрели друг на друга)

  • «Сколько глухарей?»: На току гуляли пять глухарей. Одним выстрелом охотник убил двух глухарей. Сколько глухарей осталось? (Осталось два глухаря, остальные — улетели)

- Молодцы капитаны!!!!

В: Физминутка: Птицы прилетели…

  1. Заморочка №3  «Конкурс тараторок».

Для этого конкурса приглашаются по одному ( слайд №2 презентация) участнику от каждой команды. Они соревнуются друг с другом в проговаривание скороговорок (1 балл за каждую скороговорку)

  1. Дятел дуб долбил, да не додолбил.
  2. Проворонила ворона воронёнка.
  3. Три сороки-тараторки тараторили на горке.
  4. Хитрую сороку поймать морока.

  1. Заморочка №4  ( слайд №3  презентация) «По словесному портрету ты скажи нам - кто же это?»

1. «Посмотришь на эту небольшую, размером с воробья птичку и подумаешь: ну что в ней особенного? Невзрачная, серенькая, только хвостик чуть рыжеват ...

А вечером или ночью приди сюда - и остановишься как вкопанный, услышав ее песню. Разливается она на всевозможные лады.»

2. «Уж ее-то ни с кем не спутаешь! Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум, как кого-нибудь увидит, дергает хвостом. Видно ее всегда издалека. Когда летит - то машут ее белые с черным крылья, а когда сидит - белое брюхо светится.»

3. «Та самая, что гузкой трясет, покачивает длинным хвостиком. Стройная, быстрая, ловкая! По кромке воды или по коньку крыши так быстро бегает и ножек ее не видно! Словно на велосипеде катит. Еще на бегу и выпады клювиком вправо и влево - как рапирой. Раз, два - и мухи нет!»

4. «С ранней весны и до конца лета - это самая обычна птица наших лесов. Куда бы ни пошел, обязательно услышишь либо ее энергичную звонкую песню, либо крик. Иногда громко пинькает: «Пинь-пинь». Иногда, особенно если погода к дождю, «рюмит»: «Рю-рю...рю».

5. «Слышишь ты его постоянно. Скрипит на сырых лугах: скрип-скрип, скрип-скрип! Или дергает: дерг-дерг, дерг-дерг! И подпускает близко, у самых ног, бывает, скрипит и дергает. А не видно!

Ты к нему, а он от тебя. И хоть бы листик дрогнул, хоть бы травинка качнулась!»

6. «... лазит по веткам, как попугай; и лапами цепляется, и клювом, хоть вниз хвостом повиснет, хоть вниз головой - ем все равно. Он занят одним: вылущивает из шишек семена. А для этого у него клюв особый: нижняя и верхняя половинки перекрещиваются на концах.»

7. «Посмотри, какая красавица! А размером со скворца или чуть побольше. Очень скрытная и осторожная птица. Селится высоко на деревьях, подойти к ней близко чтобы рассмотреть, удается не всегда. Песня у нее красивая - звонкое, короткое посвистывание. Но если увидит опасность, то кричит, как кошка, которой на лапу наступили».

8. «Одна из замечательных особенностей поведения этой птицы – великолепная ориентация и умение вернуться из любого места кормежки или водопоя. Это качество и послужило причиной ее одомашнивания, которое произошло 5-6 тыс. лет назад. Она может проводить в полете много часов подряд и иногда развивает скорость до 100 км/ч. Эту птицу использовали как почтальона».

О т в е т ы:

1.        Соловей. 2. Сорока. 3. Трясогузка 4. 3яблик. 5. Дергач. 6. Клест. 7. Иволга. 8. Голубь.

В: Молодцы!!! Ответы передаем жюри

  1.         Заморочка №4   Конкурс «головоломка». (получают оби команды и ответы передают жюри)

Необходимо догадаться, какую букву нужно выбросить из набора букв, чтобы прочесть всю фразу о птицах. П Л Т И Л Л Ц Ы Л У К Р А Л Ш Л Е Л Н И Л Е Н А Л Ш Л И Х С Л А Д Л О В И Л П Л А Р К Л О В. (В данном случае нужно выбросить букву «Л» и получим фразу «Птицы украшение наших садов и парков»).

В: Молодцы!!

Какие вы молодцы, ребята, хорошо знаете и заботитесь о птицах. Ну и давайте вспомним какие чудеса происходят в зимних лесах? Как помочь зимой птицам?  Ну а  я в свою очередь хочу сделать подарки  вместо со своими  друзья – белка и сова подготовили для вас небольшие сладкие призы в виде червячков и жучков. Угощайтесь.

До новых встреч. Творческих вам успехов!

Использованная литература:

  1. Журнал «Свирель», №2, 2006 г.
  2. Журнал «Начальная школа», №3, 2005 г.
  3. Журнал «Юный натуралист», №11, 2005 г.
  4. Е.В. Гончарова, Л.В. Моисеева Технология экологического образования детей подготовительной к школе группы ДОУ, Екатеринбург 2002
  5. Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по биологии: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2003. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Покормите птиц зимой"

Классный час на тему "Покормите птиц зимой" с применением интерактвной доски, для учащихся 2 классов...

Презентация "Покормите птиц зимой!", приложение к экологической акции "Кормушки -птицам!" для 1 -4 классов

Эта презентация - обращение к школьникам:Ребята! Помогайте птицам зимой!Зимуют в нашем крае не все птицы, а только  те, которые приспособлены к выживанию в холодных погодных условиях.Для зимующих...

Методическая разработка внеклассного мероприятия позновательно - игровая программа "Покормите птиц зимой"

Целью внеклассного мероприятия является  привлечение подрастающего поколения к проблеме подкормки зимующих птиц, создание для птиц кормушек....

конспект интегрированного урока по окружающему миру, 1 класс, программа "Гармония". Тема: "Покормите птиц зимой"

Обобщить накопленные жизненные наблюдения детей о зимующих птицах. Расширять и закрепить знания детей о перелетных и зимующих птицах....

Материалы к конкурсу стихов о птицах в рамках акции "Покормите птиц зимой"

Материал может быть использован на внеклассных, внеурочных занятиях о птицах...

Проектно-исследовательская деятельность по охране птиц зимой "Покормите птиц зимой"

Мы стали победителями в областной операции "Покормите птиц зимой" в номинации" Птичье кафе" и призерами в номинации "Прилетайте в гости к нам". Грамоты и дипломы мы получ...

Дневник наблюдений за птицами на кормушке в рамках экологической акции «Покормите птиц зимой»

Дневник наблюдений за птицами на кормушкев рамках экологической акции «Покормите птиц зимой» Где учащиеся 3 "б" класса прдставили свои материалы по наблюдениям за птицами св...