рабочая программа по финансовой грамотности
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 -4 классах по финансовой грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_rp_finansovaya_gramotnost_1-4_kl.docx | 44.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по внеурочной деятельности
"Финансовая грамотность"
Раздел 1 Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности: «Финансовая грамотность» предназначена для 1 - 4 классов и составлена на основе
- программы внеурочной деятельности по финансовой грамотности
- примерной программы основного общего образования.
- образовательной программы МБОУ «Зарубинская ООШ»;
- устава МБОУ «Зарубинская ООШ»
- учебного плана МБОУ «Зарубинская ООШ» на 2022-2023 учебный год
- положения о рабочей программе по внеурочной деятельности МБОУ «Зарубинская ООШ»
- Федерального государственного образовательного стандарта;
- Примерной программы внеурочной деятельности социальной направленности начального общего образования и авторской программы «Финансовая грамотность» под редакцией Ю. Корлюговой, Е. Гоппе, Москва 2019 год. Программа реализуется с помощью учебного пособия в 2 частях и рабочей тетради под редакцией С.Федина.
Программа направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности младших школьников, их мотивации к познанию, приобщение к общечеловеческим ценностям.
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают:
• развитие основ экономического образа мышления;
• воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;
• развитие учебно-познавательного интереса в области экономических отношений в семье;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи, а также для выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Задачи:
- создать основы для финансово- грамотного поведения граждан.
- развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности. расширение кругозора учащихся; умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты; умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения видеть связь современности с прошлым родного края; умения оперировать с моделями и схемами; умения работать с историческими и географическими картами;
Характеристика учебного предмета, курса
Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение об утверждении стратегии повышения финансовой грамотности населения на 2017-2023 гг.
Курс «Основы финансовой грамотности в начальной школе» - прикладной курс, реализующий интересы учащихся в сфере экономики семьи.
"Финансовая грамотность" - целостная система учебных курсов для внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся, впервые разработанная в России. Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходим данный курс.
Программа реализуется через следующие формы занятий: ситуационная игра; образно-ролевые игры; исследовательская деятельность; урок-практикум; дискуссия, обсуждение.
Место в учебном плане
2 часа в неделю, 68 часов в год
Раздел 2 Планируемые результаты обучения
Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»
У выпускника будут сформированы:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства;
- учебно-познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;
- самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки в области финансов;
- ориентирование в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в области финансов;
- понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);
- понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях.
Выпускник получит возможность для формирования:
- понимания необходимости освоения финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний в этой области;
- положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»
Познавательные УУД:
Выпускник научится:
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации в области финансов;
- производить логические действия сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием, построения рассуждений на финансовые темы, отнесения явлений или объектов к известным финансовым понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения финансовых задач;
- владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера;
- оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности.
Выпускник получит возможность научиться:
- представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные УУД:
Выпускник научится:
- определять личные цели развития финансовой грамотности; • ставить финансовые цели;
- составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;
- проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
- осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый контроль результата;
- оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;
- корректировать учебное действие после его выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок;
- использовать цифровую форму записи хода и результатов решения финансовой задачи;
- корректировать свои действия с учётом рекомендаций и оценочных суждений одноклассников, учителей, родителей.
Выпускник получит возможность научиться:
- преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.
Коммуникативные УУД:
Выпускник научится:
- осознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;
- слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- признавать возможность существования различных точек зрения и право на своё мнение для каждого;
- излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку финансовых действий и решений;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;
- осуществлять самоконтроль и контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений;
- формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»
Выпускник научится:
- правильно использовать термины (обмен, бартер, товар, услуга, продажа, покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, благо, расходы семьи, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, пособия, банк, сбережения, вклад, кредит, долги, валюта); • объяснять причины и приводить примеры обмена товарами;
- объяснять проблемы, возникающие при обмене;
- приводить примеры товарных денег;
- объяснять на простых примерах, что деньги — средство обмена, а не благо; - понимать, что деньги зарабатываются трудом;
- описывать виды и функции денег;
- объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;
- производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;
- называть основные источники доходов;
- приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;
- называть основные направления расходов семьи;
- приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи; -• различать планируемые и непредвиденные расходы;
- считать доходы и расходы, составлять семейный бюджет на условных примерах;
- объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;
- объяснять роль банков, для чего делают вклады и берут кредиты;
- называть ситуации, при которых государство выплачивает пособия, и приводить примеры пособий;
- объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.
Выпускник получит возможность научиться:
- описывать свойства товарных денег;
- сравнивать и обобщать финансовую информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
- понимать простейшие выражения, содержащие логические связи и слова («…и…», «если… то…», «верно / неверно);
- понимать особенности выполнения учебных проектов и мини-исследований в области финансов;
- осуществлять под руководством учителя элементарную проектную и исследовательскую деятельность в малых группах: выявлять практическую проблему, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его, демонстрировать готовый продукт (расчёты, бюджет, финансовый план);
- распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, диаграмма);
- планировать элементарные исследования в области семейного бюджета, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
- объяснять суть финансовой информации, сравнивать и обобщать данные о финансах, полученные при проведении учебных исследований, делать выводы.
Результат 1-го года обучения:
К концу 1 -го года обучения школьники должны знать:
- что изучает экономика;
- что такое потребности, какие бывают потребности, возможности их удовлетворения;
- отличия товаров и услуг, кто производит товары и услуги;
- для чего нужна реклама, роль рекламы в продвижении товаров и услуг;
- что такое деньги, их роль в жизни людей, деньги старинные и современные, деньги разных стран;
- что такое маркетинг.
Должны уметь:
- выделять общие и основные потребности, находить источники их удовлетворения;
- пользоваться деньгами;
- классифицировать профессии по изготовлению товаров и услуг;
- определять цену товара.
Результаты 2-го года обучения:
К концу 2-го года обучения школьники должны знать:
- выделять физиологические и духовные потребности;
- виды торговли; из чего складывается выручка, виды цен;
- что такое себестоимость; из чего складывается себестоимость; затраты и издержки;
- что такое сделки и посредники; доля посредника;
- для чего нужен график; виды графиков;
- что такое аренда; виды аренды;
- крупные банки страны; функции банков; виды вкладов.
Должны уметь:
- определять по формулам, чему равен доход и прибыль;
- чертить элементарные графики доходов и расходов;
- отличать настоящие деньги от фальшивых;
- решать простейшие экономические задачи.
Результаты 3-го года обучения:
К концу 3-го года обучения школьники должны знать:
- что такое конкуренция, ее достоинства и недостатки;
- что такое акционерное общество, как оно создается;
- почему бывают кризисы в экономике, кривая развития экономики;
- виды рекламы, правила рекламы;
- как появились профессии; почему возникают новые профессии, основные профессии вашей местности;
- налоги, виды налогов, кто собирает налоги.
Должны уметь:
- различать качественный и некачественный товар,
- чертить кривую развития экономики,
- определять вид ценной бумаги,
- составлять рекламный текст;
- решать задачи на нахождение прибыли, выручки, цены.
Результаты 4-го года обучения:
К концу 4-го года обучения школьники должны знать:
– какие бывают потребности;
– каковы источники удовлетворения потребностей;
– почему все потребности нельзя удовлетворить;
– что такое деньги; их роль в жизни человека;
– что такое доходы и расходы;
– где можно приобрести товары и услуги;
– что такое «источники доходов»;
– что такое «собственность», «себестоимость», «выручка», «товар», «цена», «зарплата» и другие экономические понятия;
– о взаимоотношениях продавца и покупателя;
– значение труда в удовлетворении потребностей;
– о домашнем хозяйстве и его возможностях в удовлетворении потребностей людей.
Учащиеся должны уметь:
– анализировать свои потребности;
– выделять основные и особые потребности;
– определять источники удовлетворения различных потребностей;
– пользоваться деньгами;
– определять источники доходов и расходов;
– объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;
– совершать элементарные покупки в магазине;
– анализировать возможности семейного хозяйства в удовлетворении потребностей.
Раздел 3. Содержание программы
1класс
Темы планирования повторяются в каждом классе, но содержание программы расширяется и усложняется по годам обучения с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, обучающихся с ТНР.
Тема 1. Введение в экономику (1 час)
Введение в экономику. Знакомство с понятием «экономика». Для чего нужна экономика?
Тема 2. Потребности (2 часа)
Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности.
Тема 3. Источники удовлетворения потребностей (6 часов)
Источники удовлетворения потребностей. Почему все потребности нельзя удовлетворить. Виды потребностей. Мои желания и потребности.
Тема 4. Домашнее хозяйство (4 часа)
Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи. Что такое «доходы» и «расходы». Важно ли быть богатым. Посчитаем семейный бюджет.
Тема 5. Товары и услуги (5 часов)
Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно
приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы.
Тема 6. Деньги (8 часов)
Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода.
Тема 7. Маркетинг (4 часа)
Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция.
Тема 8. Задачи от Гнома - Эконома (2часа)
Задачи с экономическим содержанием от Гнома – Эконома.
2 класс
Тема 1. Знакомство с Бурундуком и компанией (2 часа)
Знакомство с лесными героями - Бурундуком и его компанией. Вспомним понятие «экономика»
Тема 2. Потребности (1 час)
Потребности человека. Значение труда в удовлетворении потребностей. Труд и удовлетворение потребностей.
Тема 3. Торговля (12 часов)
Когда и где возникла торговля. Зачем современному человеку нужна торговля. Как и где производятся товары. Какие бывают товары. Почему одни товары стоят дороже, а другие дешевле.
Тема 4. Графики (3 часа)
Что такое «график». Какие бываю графики. Графики «доходов» и «расходов»
Тема 5. Деньги (5 часов)
История денег. Деньги бумажные и металлические. Деньги России и мира. Почему каждый народ имеет свои деньги. Что изображено на деньгах. Защита денег от подделки
Тема 6. Занимательная экономика (5 часов)
Занимательная экономика. Экономические ребусы и кроссворды от Бурундука и компании. Экономика и русский язык. Экономика и окружающий мир. Взаимодействие экономики с другими науками
Тема 7. Экономические задачи (3 часа)
Решаем задачи с экономическим содержанием
Тема 8. Аренда (1 час)
Аренда. Что такое «аренда». История аренда
Тема 9. Банки. Вклады (2 часа)
Банки. Для чего нужны банки. Зачем люди вкладывают деньги в банк. Крупные банки России.
3 класс
Тема 1. Встреча в лесной экономической школе (1 час)
Бурундук и компания юных экономистов вместе с нами продолжают изучать азы экономики!
Тема 2. Основы экономического развития (10 часов)
Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как оно создаётся. Акции. Ценные бумаги. Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике. Монополия и конкуренция. Роль правительства в экономике
Тема 3. Реклама. Качество товара (4 часа)
Реклама и качество товара. Качественные и некачественные товары. Что можно, а что нельзя рекламировать. Штрих-коды на товарах и их значение;
Тема 4. Банки. Ценные бумаги (3 часа)
Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и отличия). История вкладов. Функции сберегательной книжки
Тема 5. Штрафы (1 час)
Виды штрафов. Кто и когда платит штрафы. Кто взимает штрафы
Тема 6. Деловая этика (1 час)
Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику. Правила делового этикета. Бизнес – этикет;
Тема 7. История профессий (1 час)
Появление профессий. История профессий. Популярные современные профессии
Тема 8. Налоги (2 часа)
Что такое «налоги». Кто собирает налоги. Куда идут налоги. Виды налогов (подоходный, транспортный, имущественный)
Тема 9. Международная торговля (1 час)
Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт
Тема 10. Экономические задачи (5 часов)
Решаем экономические задачи на нахождение прибыли
Тема 11. Занимательная экономика (5 часов)
Занимательная наука – экономика. Конкурсы и творческие задания по пройденным темам.
4 класс
Тема 1. Как появились деньги и какими они бывают (13 часов)
Как появились деньги? История монет. Монеты Древней Руси (выполнение творческих работ). Представление творческих работ «Монеты Древней Руси». Бумажные деньги. Безналичные деньги. Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница? Исследование «Деньги современности». Представление результатов исследования. Валюты. Интерактивная викторина «Деньги». Мини-исследование «Сколько стоят деньги?» Представление результатов мини-исследования «Сколько стоят деньги?»
Тема 2. Из чего складываются доходы в семье (8 часов)
Откуда в семье берутся деньги. Как заработать деньги? Подсчитываем доходы семьи. На что семьи тратят деньги? Вот я вырасту и стану… Профессии будущего и настоящего. А чем занимаются банкиры? Как приумножить то, что имеешь? Как правильно планировать семейный бюджет?
Тема 3. Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать (5 часов)
На что семья тратит деньги. Подсчитаем все расходы семьи. Семейный бюджет. Как планировать семейный бюджет? Правила составления семейного бюджета. Бюджет Российской Федерации.
Тема 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал (8 часов)
Как тратить с умом? Примерный бюджет школьника. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. Игра «Древо решений». Товары и услуги. Странное слово «Монополисты». Игра «Монополия». Творческий проект «Мое предприятие». Защита проекта «Мое предприятие». Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?»
Раздел 4 Календарно-тематическое планирование 1 класс
№ урока | Раздел (количество часов) Тема занятий | Кол-во часов | Дата | Примечание |
Введение в экономику (1 час | ||||
1 | Введение. Что изучает наука «экономика». | 1 | ||
Потребности (2 часа) | ||||
2 | Давайте познакомимся: Гном – Эконом рассуждает о понятии «потребность». | 1 | ||
3 | Какие бывают потребности? | 1 | ||
Источники удовлетворения потребностей (6 часов) | ||||
4 | Личные потребности. Что нам необходимо в жизни? | 1 | ||
5 | Материальные, социальные, духовные потребности. | 1 | ||
6 | Урок от Гнома-Эконома: все потребности важны, все потребности нужны. | 1 | ||
7-8 | Источники удовлетворения потребностей. | 2 | ||
9 | Урок от Гнома-Эконома: почему все потребности нельзя удовлетворить? | 1 | ||
Домашнее хозяйство (4 часа) | ||||
10-11 | Домохозяйство и домашний труд. Домашние обязанности в семье. Бюджет семьи. | 2 | ||
12-13 | Урок от Гнома – Эконома: правила ведения домашнего хозяйства. | 2 | ||
Товары и услуги (5 часов) | ||||
14 | Как товар попадает в магазин? | 1 | ||
15 | Где можно приобрести товары? | 1 | ||
16 | Зачем нужна реклама? Реклама и упаковка. | 1 | ||
17-18 | Уроки Гнома-Эконома: реклама - «двигатель торговли». | 2 | ||
Деньги (8 часов) | ||||
19-20 | Зачем нужны деньги? Как и где хранятся деньги? | 2 | ||
21 | Урок от Гнома-Эконома: деньги и страны. | 1 | ||
22 | Как появились деньги? Первые деньги. Современные деньги. | 1 | ||
23 | Деньги и товары. | 1 | ||
24-25 | Что такое доходы и расходы? Доходы и расходы моей семьи. | 2 | ||
26 | Роль денег в жизни человека. | 1 | ||
Маркетинг (4 часа) | ||||
27 | Урок от Гнома-Эконома: знакомимся с понятием «маркетинг» («рынок»). | 1 | ||
28-29 | Рынок. Обмен. Торговля. | 2 | ||
30 | Продавец и покупатель. | 1 | ||
31 | Конкуренция. | 1 | ||
Задачи от Гнома - Эконома (2часа) | ||||
32 | Гном – Эконом проводит «Экономическое Поле Чудес». | 1 | ||
33 | Подводим итоги первого экономического года. | 1 |
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№ урока | Раздел (количество часов) Тема занятий | Кол-во часов | |||||||
Знакомство с Бурундуком и компанией (2 часа) | |||||||||
1-2 | Давайте познакомимся: Бурундук и компания - наши друзья в изучении экономики. Экономика в жизни человека. | 2 | |||||||
Потребности (1 часа) | |||||||||
3 | Труд и удовлетворение потребностей. | 1 | |||||||
Торговля (12 часов) | |||||||||
4 | Когда и где возникла торговля? | 1 | |||||||
5-6 | Зачем современному обществу нужна торговля? | 2 | |||||||
7-8 | Как и где производятся товары? | 2 | |||||||
9-11 | Что такое цена товара? Почему цены на товары разные? От чего зависит цена товара? | 3 | |||||||
12 | Товары ежедневного потребления. Какие они? | 1 | |||||||
13 | Урок от Бурундука и компании: Товары, необходимые нам ежедневно. | 1 | |||||||
14 | Качество товара и его себестоимость. | 1 | |||||||
15 | Рынок. Проблема выбора качественного товара. | 1 | |||||||
Графики ( 3 часа) | |||||||||
16 | Отношения покупателя и продавца. Этикет. | 1 | |||||||
17-18 | Что такое график? Виды графиков. | 2 | |||||||
Деньги (5 часа) | |||||||||
19 | Графики доходов и расходов. | 1 | |||||||
20 | История денег. Деньги бумажные и металлические. | 1 | |||||||
21 | Деньги России и мира. | 1 | |||||||
22 | Почему каждый народ имеет свои деньги? | 1 | |||||||
23 | Что изображено на деньгах? Защита денег от подделки. | 1 | |||||||
Занимательная экономика (5 часов) | |||||||||
24-25 | Экономические ребусы и кроссворды от Бурундука и компании. | 2 | |||||||
26 | Экономика и русский язык. | 1 | |||||||
27 | Экономика в окружающем нас мире. | 1 | |||||||
28 | «Мой первый экономический проект». | 1 | |||||||
Экономические задачи (3 часа) | |||||||||
29 | Экономические задачи. | 1 | |||||||
30-31 | Решение задач с по темам «Цена», «Деньги», «Себестоимость товара». | 2 | |||||||
Аренда ( 1 час) | |||||||||
32 | Аренда. Что такое аренда? История аренды. | 1 | |||||||
Банки. Вклады ( 2 часа) | |||||||||
33-34 | Банки. Крупные банки нашей страны. Зачем люди вкладывают деньги в банк. | 2 |
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№ урока | Раздел (количество часов) Тема занятий | Кол-во часов | Дата | Примечание |
Встреча в лесной экономической школе (1 час) | ||||
1 | Встреча в лесной экономической школе. | 1 | ||
Основы экономического развития (10 часов) | ||||
2-3 | Экономика и основы экономического развития. | 2 | ||
4 | Коммерческая тайна. Тайна производства. | 1 | ||
5-6 | Акционерное общество. Создание акционерного общества. | 2 | ||
7 | Акции. Ценные бумаги. | 1 | ||
8 | Кризис в экономике. | 1 | ||
9-10 | Что такое «монополия». Кто такие «монополисты». Естественная и искусственная монополия. | 2 | ||
11 | Роль правительства в экономике. | 1 | ||
Реклама. Качество товара (4 часа) | ||||
12-13 | Реклама и качество товара. Что можно, а что нельзя рекламировать? | 2 | ||
14 | Друг-Бурундук проводит урок: Качественные и некачественные товары. | 1 | ||
15 | Штрих-коды на товарах: что они обозначают?. | 1 | ||
Банки. Ценные бумаги (3 часа) | ||||
16 | Банки. История и виды вкладов. | 1 | ||
17 | Назначение и виды ценных бумаг. | 1 | ||
18 | Сбербанк – главный банк страны. | 1 | ||
Штрафы ( 1 час) | ||||
19 | Штрафы: кто платит, когда и за что? | 1 | ||
Деловая этика ( 1 час) | ||||
20 | Деловая этика. | 1 | ||
История профессий ( 1 час) | ||||
21 | Бурундук ведёт урок: «Все профессии важны, все профессии нужны» | 1 | ||
Налоги (2 часа) | ||||
22-23 | Налоги и их виды. | 2 | ||
Международная торговля (1 час) | ||||
24 | Международная торговля. Зачем и чем страны торгуют друг с другом? | 1 | ||
Экономические задачи ( 5 часов) | ||||
25-26 | Что такое прибыль? Экономические задачи «Нахождение прибыли». | 2 | ||
27-29 | Решение экономических задач по темам: «Деньги», «Цена», «Выручка». | 3 | ||
Занимательная экономика (5 часов) | ||||
30-34 | «Занимательная экономика». | 5 |
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№ урока | Раздел (количество часов) Тема занятий | Кол-во часов | Дата | Примечание |
Как появились деньги и какими они бывают (13 часов) | ||||
1 | Как появились деньги? | |||
2 | История монет | |||
3 | Монеты Древней Руси (выполнение творческих работ) | |||
4 | Представление творческих работ «Монеты Древней Руси» | |||
5 | Бумажные деньги | |||
6 | Безналичные деньги | |||
7 | Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница? | |||
8 | Исследование «Деньги современности» | |||
9 | Представление результатов исследования | |||
10 | Валюты | |||
11 | Интерактивная викторина «Деньги» | |||
12 | Мини-исследование «Сколько стоят деньги?» | |||
13 | Представление результатов мини-исследования «Сколько стоят деньги?» | |||
Из чего складываются доходы в семье (8 часов) | ||||
14 | Откуда в семье берутся деньги | |||
15 | Как заработать деньги? Подсчитываем доходы семьи. | |||
16 | На что семьи тратят деньги? | |||
17 | Вот я вырасту и стану… | |||
18 | Профессии будущего и настоящего | |||
19 | А чем занимаются банкиры? | |||
20 | Как приумножить то, что имеешь? | |||
21 | Как правильно планировать семейный бюджет? | |||
Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать (5 часов) | ||||
22 | На что семья тратит деньги? | |||
23 | Подсчитаем все расходы семьи. | |||
24 | Семейный бюджет. Как планировать семейный бюджет? | |||
25 | Правила составления семейного бюджета. Учимся составлять семейный бюджет. | |||
26 | Бюджет Российской Федерации | |||
Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал (8 часов) | ||||
27 | Как тратить с умом? Примерный бюджет школьника | |||
28 | Если доходы превышают расходы, образуются сбережения | |||
29 | Если расходы превышают доходы, образуются долги | |||
30 | Товары и услуги. Игра «Древо решений» | |||
31 | Странное слово «Монополисты» Игра «Монополия» | |||
32 -33 | Творческий проект «Мое предприятие». Защита проекта | |||
34 | Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?» |
Учебно-методическое обеспечение
- Программа по финансовой грамотности Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2020
- «Финансовая грамотность» Материалы для учащихся. 2-3, 4 класс. В 2-х частях. С.Н. Федин Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2020
- «Финансовая грамотность». Методические рекомендации для учителя. Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2020
- «Финансовая грамотность». Материалы для родителей . Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2020
- «Финансовая грамотность». Контрольные измерительные материалы . Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2020
- Гловели Г. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по финансовой грамотности
Рабочая программа по финансовой грамотности для 2- 4 классов...
Рабочая программа по финансовой грамотности 4 класс
Программа "Финансовая грамотность" составлена на основе Учебной программы, 2-4 классы общеобразов.орг./ Ю.Н. Корлюгова(Дополнительное образование. Серия"Учимся разумному финансовому пов...
Рабочая программа по финансовой грамотности
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают:• развитие основ экономического образа мышления;• воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;&bul...
Рабочая программа курса "Финансовая грамотность"
Рабочая программа курса "Финансовая грамотность" разработана в соответствии с требованиями ФГОС....
рабочая программа по финансовой грамотности
разработка программы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 1-4 классы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 1-4 классы...
Рабочая программа " Секреты финансовой грамотности."
Образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмо...