Блокада Ленинграда
план-конспект занятия (3, 4 класс)
Внеклассное мероприятие для 3-4 классов, посвященное блокадному Ленинграду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий мероприятия "Блокадный Ленинград" | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Блокада Ленинграда
Цели:
- формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и подвигах;
- способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;
- воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению.
Оборудование:
- мультимедийное оборудование, экран;
- презентация со звуковым сопровождением (приложение 1);
- аудио аппаратура;
- аудио записи.
Ход мероприятия
(С 1 по 8 слайды фоном звучит музыка Роберта Шумана «Грезы»)
Слайд №1
Стоит над Невой город большой и красивый город-герой, город-солдат, город-труженник. У каждого города есть свое лицо, своя судьба, своя история. Не раз за свою историю город менял имя. Назывался город на протяжении своего существования и Санкт-Петербург, и просто Петербург, и Петроград, и Ленинград, и снова Санкт-Петербург.
Слайд №2, №3
Но сегодня мы будем говорить о Ленинграде……… О блокадном Ленинграде.
История знает немало примеров героической обороны крепостей и городов. Но легенды старины и трагические страницы не столь далекого прошлого бледнеют перед той несравненной эпопеей человеческого мужества, стойкости и самоотверженного патриотизма, какой была девятисотдневная оборона осажденного Ленинграда в годы Великой Отечественной Войны.
Слайд №4
Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России.
Как вы думаете почему?
Слайд №5
Верно, в этот день в 1944 году нашими войсками была одержана большая победа. Фашисты отступили от Ленинграда. Голод, бомбежки, артобстрел – все это для ленинградцев ушло в прошлое, но не забудется никогда!
Ученик №1.
Опять война, опять блокада…
А, может, нам о них забыть?
Ученик №2.
Я слышу иногда: «Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне…
И о блокаде прописали
Стихов достаточно вполне.
И может показаться:
Правы и убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда не права!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь это память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна.
НАДО ЗНАТЬ, КАКОЙ БЫВАЕТ ВОЙНА, ЧТОБЫ ПОНИМАТЬ КАКОЕ ЭТО БЛАГО – МИР…
Слайд №6
Немецко-фашистское командование рассчитывало захватить Ленинград к исходу 3 недели от начала войны. Оно назначило время парада немецких войск на Дворцовой площади, раздало солдатам и офицерам путеводители по Ленинграду и даже отпечатало пригласительные билеты на торжественный банкет в гостинице «Астория».
Но триумфального шествия не получилось. Москва и Ленинград обреклись на полное уничтожение – вместе с жителями. С этого и должно начаться то, что Гитлер имел в виду : разгромить русский народ, то есть истребить, уничтожить.
Слайд №7
Перед командующим группой «Север» Гитлер поставил задачу штурмом завладеть городом, сравнять его с землей и сделать необитаемым.
Не удалось! Тогда Гитлер сделал ставку на голод.
Враг рассчитывал, что голодающие, мерзнущие, измученные люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, перестанут работать. Но этого не получилось. Фашисты ненавидели Ленинград и боялись его.
Слайд №8
Чтец.
Покуда небо сумрачное меркнет,
Мой дальний друг, прислушайся, поверь.
Клянусь тебе, клянусь, что мы бессмертны,
Мы, смертью попирающие смерть.
Слайд №9
Мы защищаем город наш любимый,
Все испытанья поровну деля.
Клянусь тебе, что мы неистребимы,
За нами - наша русская земля.
Слайд №10.
Город готовился к уличным боям. В короткий срок город был превращён в крепость. Ленинградцы построили 35 километров баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огневых точек, создали отряды противоздушной обороны, на заводах и фабриках - отряды по их охране, организовали дежурства в домах, оборудовали медпункты. Многие дома на оборонных рубежах были превращены в долговременные опорные пункты сопротивления.
Слайд №11
Чтец.
Над Ленинградом – смертная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слёзы,
Что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад,
И если завтра будут баррикады-
Мы не покинем наших баррикад.
И женщины с бойцами встанут рядом,
И дети нам патроны поднесут,
И надо всеми нами зацветут
Старинные знамена Петрограда.
Слайд №12
Эвакуация людей из Ленинграда началась ещё с 29 июня, а затем и промышленных предприятий.
Однако жители города потеряли возможность покинуть Ленинград: железнодорожное сообщение было прервано 27 августа, на вокзалах и в пригородах скопились десятки тысяч людей, ожидавших возможности прорыва на восток.
Слайд №13
Особенно тяжёлой была осень-зима 1941-1942 гг. Враги подошли близко к Ленинграду и теперь могли обстреливать из пушек все ленинградские улицы.
У ленинградцев кончились запасы продовольствия и топлива, остановился транспорт, не работали водопровод и канализация.
Слайд №14
Введенные по карточкам нормы снабжения хлебом снижались в 4 раза, и уже с 20 ноября 1941 года боевым частям выдавалось 500 граммов хлеба в день, а всем остальным лениградцам-250-125 граммов с добавлением до 50% примесей.
Слайд №15
Вот он, блокадный кусочек хлеба- 125 граммов на весь день………… ПАУЗА
Слайд №16
Этот ломтик трудно было назвать хлебом. Его невозможно было есть. Он состоял на 50% из примесей, в число которых входила целлюлоза.
Из – за голода резко возросла смертность. Только в ноябре 1941 года от голода умерли 11 тысяч человек.
Слайд №17
30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя»……… ПАУЗА
Слайд №18
Да, мы не скроем – в эти дни
Мы ели клей, потом ремни,
Но, съев похлёбку из ремней,
Вставал к станку упрямый мастер,
Чтобы точить орудий части,
Слайд №19
Необходимые войне.
И он точил, пока рука
Могла производить движенья.
А если падал - у станка,
Как падает солдат в сраженье.
Слайд №20
Вглядись в эти фотографии - и ты поймёшь, как жили ленинградцы первой блокадной зимой……ПАУЗА
Слайд №21
Стала обычной скоропостижная смерть прохожих на улицах – люди шли куда-то по своим делам,…….. падали……… и мгновенно умирали………. ПАУЗА
Слайд №22
Специальные похоронные службы ежедневно подбирали на улицах около сотни трупов……. ПАУЗА
Слайд №23
Есть в Ленинграде дом……..
Это дом Савичевых……… ПАУЗА
Над листками записной книжки склонилась девочка. Её зовут Таня. Таня Савичева ведёт дневник. Записная книжка с алфавитом.
На сцене сидит девочка за ящиком, служащим ей столиком, и пишет. На ящике керосинка, записная книжка. На заднике сцены дети держат «листы» записной книжки (полотна ткани с текстом) со свечками.
Таня.
Бабушка умерла 28 января в 3 часа дня 1942 года.
( ребёнок роняет «лист» и берёт зажжённую свечу)
Таня.
Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года.
( ребёнок роняет «лист» и берёт зажжённую свечу)
Таня.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2часа ночи.
( ребёнок роняет «лист» и берёт зажжённую свечу)
Таня.
Мама… Мама умерла 13 мая 1942 года в 5 часов утра.
(ребёнок роняет «лист» и берёт зажжённую свечу)
Таня.
Савичевы умерли.
(ребёнок роняет «лист» и берёт зажжённую свечу)
Таня.
Умерли все.
(ребёнок роняет «лист» и берёт зажжённую свечу)
Таня (встаёт) Осталась одна Таня…… ПАУЗА
Слайд №24
Машинально Таня полистала
Свой немногословный дневничок,
Все семейство Савичевых встало
Перед нею вновь наперечет.
И она буквально по два слова,
Пишет, как на крайней полосе:
Савичевы
Умерли.
И снова: Умерли,
И добавляет: Все.
За окном - весеннее дыханье,
А она сиротски занесла
В свой дневник:
«Осталась одна Таня»,
Даже не поставила числа.
Потом вытащила из сундука картонную коробку, открыла ее. В ней лежали дорогие памятные вещи, сюда же Таня положила свой дневник. Несколько фотографий и писем.
Она уходила из дома, где прошло ее детство, уходила навсегда. Через несколько дней ее определили в детский дом, который вскоре был вывезен из Ленинграда. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она умерла 1 июля 1944 года.
Слайд №25
На невысоком искусственном холме установлены гранитные "страницы" знаменитого дневника Тани Савичевой. Танин дневник стал символом ленинградской блокады. Эта маленькая записная книжка была представлена на Нюрнбергском процессе, в качестве документа обвиняющего фашизм.
Память о Тане Савичевой осталось навечно. Ведь в ее честь названа малая планета № 2127, открытая советскими астрономами.
Слайд №26
Ленинградцы голодали, мерзли, умирали от истощения.
Слайд №27
Чтец.
А город был в дремучий убран иней.
Уездные сугробы, тишина…
Не отыскать в снегах трамвайных линий,
Одних полозьев жалобна слышна.
Слайд №28
Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках, узеньких, смешных,
В кастрюльках воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и больных.
Слайд №29
Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой Земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо.
Слайд №30
Звучит песня А. Розенбаума «Дорога жизни»
Для спасения города в конце ноября 1941 года по льду Ладожского озера была проведена автомобильная дорога (знаменитая дорога жизни)……… ПАУЗА
Основными задачами «Дороги жизни» были эвакуации людей из блокадного Ленинграда и доставка продуктов и военных грузов обратно в город.
Слайд №31 - 35
Обстановка на Ладоге была сложной. Немецкие самолёты постоянно бомбят машины, которые хорошо видны на фоне снега. Морозы. Поломки.
Слайд №32
Чтец.
И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду,
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на 5 минут – пустяк.
Слайд №33
Поломка эта – не угроза.
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь – опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб – две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев.
Слайд №34
И вот, в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора –
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне – до зари.
Слайд №35
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре –
125 блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
Не зря “священным даром” назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь.
В течение 1941-1942 годов было предпринято несколько попыток прорыва блокады, но все они оказались неудачными.
Слайд №36
«Всё для фронта, всё для победы!» - боевой девиз рабочих Ленинграда.
Но многие рабочие ушли на фронт. И молодежь бросила клич: «Заменим у станков отцов и старших братьев!
Слайд №37
На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков.
СТИХ: «ДЕТИ ЛЕНИНГРАДА»
Слайд №38
(Просмотр фильма «Дети Ленинграда».)
Слайд №39
Чтец.
Да, Ленинград остыл и обезлюдел,
И высятся пустые этажи,
Но мы умеем жить, хотим и будем,
Слайд №40
Мы отстояли это право - жить.
Здесь трусов нет, здесь не должно быть робких,
И этот город тем непобедим,
Слайд №41
Что мы за чечевичную похлёбку
Достоинство своё не продадим.
Слайд №42
В городе, несмотря на блокаду, продолжалась культурная, интеллектуальная жизнь. Летом 1942 г. Были открыты некоторые учебные заведения………………
Слайд №43
театры и кинотеатры, состоялись даже несколько джазовых концертов………….
Слайд №44
С 12 января по 18 января 1943 года началась операция «Искра»
Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ - в январе 1943 года прорвать блокаду. Воинов – ленинградцев и волховчан – разделяло 15 км болотистой местности.
Слайд №45
13 января 1943 года ленинградцы и волховчане встретились на кромке Старо-Ладожского канала и у станции Подгорной.
Слайд №46
Солдаты обнимались и плакали от радости. Вражеское кольцо было прорвано.
Восстановилась связь с Большой Землей.
Это означало, что ленинградцы больше не будут умирать от голода.
Слайд №47
Час окончательного освобождения пробил через год. 14 января 1944 г. войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского Флота и отрядов партизан начали операции по ликвидации вражеской группировки. За две недели кровопролитных боев они разгромили 18-ю немецкую армию, отбросили оккупантов на 65-100 км от Ленинграда, освободили более 800 городов и населенных пунктов.
Слайд №48
Город был полностью освобожден от вражеской блокады………………
В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта. Слайд № 49 (чтение со слайда)
Слайд № 50
Чтец.
Мне кажется: когда гремит салют,
Погибшие блокадники встают.
Они к Неве по улицам идут,
Как все живые, только не поют.
Не потому, что с нами не хотят,
А потому, что мертвые молчат.
Мы их не слышим, мы не видим их,
Но мертвые всегда среди живых.
Идут и смотрят, будто ждут ответ:
ТЫ этой жизни стоишь или нет?
Ведущий
Прошу всех встать и почтить погибших в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов.
Слайд № 51
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ГЕРОЯМ!
Звучит финал Седьмой симфонии Шостаковича, посвященной Ленинграду.
Слайд № 52 -67
Ведущий
Ребята посмотрите на итоговые слайды. И попробуйте почувствовать их сердцем. Осознать трагизм и мужество положения ленинградцев.
Слайд № 52
Длительность: 872 дня 8 сентября 1941 – 27 января 1944
Слайд № 53
На город сброшено: 255 636 авиабомб и снарядов
Слайд № 54
Возведено: 41 километр баррикад
Слайд № 55
Огромный ущерб был нанесён историческим зданиям и памятникам Ленинграда.
Слайд № 56
Суточная норма неработающего человека: 125 граммов хлеба в день.
Слайд № 57
13 140 уничтоженных зданий
Слайд № 58
33 800 раненых
Слайд № 59
16 800 убитых
Слайд № 60
За годы блокады погибло, по разным данным, от 300 тыс. до 1,5 млн человек; только 3 % из них погибли от бомбёжек и артобстрелов, остальные 97 % умерли от голода.
Слайд № 61
Санкт-Петербург. Пискарёвское кладбище. Здесь похоронены воины, защищавшие город и жители,
погибшие в блокаду
Слайд № 62
Под этой плитой похоронены ленинградцы, погибшие в 1942 году.
Слайд № 63 Из памятников, сооруженных на легендарной трассе, особенно сильное впечатление оставляет монумент в память о детях, погибших в годы блокады, "Цветок жизни".
Слайд № 64
Возле памятника «Цветок жизни » высажено 900 берез, по одной березе за каждый день блокады………….. До сих пор в январские дни березы украшают алыми галстуками.
Слайд № 65
Санкт Петербург. Памятник Защитникам Ленинграда. Площадь Победы на Московском проспекте.
Слайд № 66
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы.
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война.
Ведь эта память – наша, совесть.
Она как сила, нам нужна.
Слайд № 67
Приказом Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года Ленинград был назван городом-героем за героизм и мужество, проявленные жителями города во время блокады…
8 мая 1965 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Город-герой Ленинград был награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».
Ведущий
Давайте ответим на наш главный вопрос
Почему день полного снятия блокады считается днём воинской славы? Надо ли забывать о тяготах, жертвах войны? Напрасны ли были жертвы? (ответы детей).
Слайд № 68
Ведущий
Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Но силу, а не слабость рождает она. Силу восхищения подвигом ленинградцев. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей свободы, жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
устный журнал "Она написала блокаду", посвященный Дню воинской славы России - Дню снятия блокады Ленинграда (27 января)
устный журнал "Она написала блокаду", посвященный Дню воинской славы России - Дню снятия блокады Ленинграда (27 января) Цели и задачи: Обучающие:- формировать коммуникативные (речевые) умени...
Презентация "Блокада Ленинграда" (к 70-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады)
Презентация "Блокада Ленинграда" подготовлена к 70-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады в рамках курса дополнительного образования "История и культура Санкт-Петербурга".Войн...
"Дети блокады" (сценарий к 72-й годовщине полного снятия блокады Ленинграда)
Цель публикации этого материала - приобщение детей к историческому духовному и нравственному наследию Санкт- Петербурга. Этот материал будет полезен для проведения внеклассных занятий....
Сценарий праздничного внеклассного мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда.Вахта памяти. «Чтобы помнить... Блокада Ленинграда.»
Цели и задачи:1. Закрепить и расширить знания учащихся о героической обороне Ленинграда.2. Способствовать воспитанию активной гражданской позиции патриотизма, уважения к истории своей Родины, любви к ...
Внеклассное мероприятие: "Блокадный Ленинград" к 75-летию со дня снятия блокады Ленинграда
Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.Задачи:Познакомить ребят с понятием блокада;Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического тв...
Проектная работа по теме"Моя семья в истории моей страны. Город-герой Ленинград и мой прадедушка-герой, получивший орден "Красной звезды"за снятие блокады Ленинграда"
quot;Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории".В.Васнецов Проектная работа по теме "Моя семья в истории моей страны. Город-герой Ленинград и мой прадедушка-...
Мероприятие, посвященное снятию блокады Ленинграда "Ты выстоял, великий Ленинград"
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ через изучение истории блокадного Ленинграда, подвига, совершённого его жителями....