Праздник Азбуки
методическая разработка (1 класс)
Праздник Азбуки подведёт итоги периоду обучения грамоте. Стихи, песни, игры, различные групповые задания помогут сделать это важное событие незабываемым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdnik_azbuki_.doc | 795.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Праздник Азбуки.
За всё, чему ты нас учила, спасибо, Азбука, тебе!
Цели: - обобщить знания учащихся о звуках и буквах
- развивать коммуникативные и творческие способности
- воспитывать навыки культурного общения.
За окном снежинки вьются,
День приветливый такой.
Нынче праздник в нашем классе:
День прощанья с Азбукой!
Уч.: Дорогие ребята! Уважаемые гости! Сегодня у нас праздник.
- Мы закончили первую школьную книгу – «Азбуку». За это время мы очень выросли, повзрослели, многое узнали и многому научились. Испытали первые трудности и научились их преодолевать. Ну и конечно, самое главное наше достижение – мы научились читать и писать. А научила нас этому наша умная, очень интересная, занимательная Азбука.
Уч.: Пролетели дни, недели, месяцы напряжённого труда. Первая ступенька на лесенке знаний – это общий труд, как для вас, для меня, так и для ваших родителей. Поздравляю всех нас с первой серьёзной победой! А знания, которые вы получили, мы возьмём с собой в новую страну. Как она называется, вы узнаете чуть позже.
1 В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли.
Азбуки (для всех подарок)
На столах своих нашли.
2 Самый первый свой учебник
Класс с волненьем открывал…
Видно, сказочный волшебник
Эту книгу написал.
3 Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли.
Ах, как много мы узнали,
Ах, как много мы прочли!
4 Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
И уже на книжной полке
Нас другие книжки ждут.
5 Среди ярких толстых книжек
Неприметна и скромна,
Но зато читать – вполгода! -
Научила нас она.
Уч.: Ребята, знаете ли вы, кто придумал Азбуку?
Выходят ребята. Звучит колокольный звон. Презентация «Кирилл и Мефодий»
1 слайд – («Земля русская»)
1 чтец:
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом -
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли:
2 чтец:
В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом,
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
(Колокольный звон)
3-й чтец:
По широкой Руси - нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
4-й чтец:
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных равноапостольных.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
2 слайд – (святые Кирилл и Мефодий)
- Cолунские братья Кирилл и Мефодий - гордость всего славянского мира. Именно они говорили: разве не для всех светит солнце, разве не для всех идёт дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди – братья, все равны перед Господом, и всем нужна грамота.
(Раскрывает свиток и показывает его всем детям). И придумали Кирилл с Мефодием буквицы, а из них составили азбуку. И называется эта азбука – Кириллицей, по имени одного из ее создателей.
3 слайд – (Старославянский алфавит)
- Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку и что учит она нас красоте, доброте, мудрости. Смотрят на вас с этого старинного свитка буквы – сестрицы и надеются, что вы всегда будете помнить о них, потому что именно они стали основой современной азбуки. Эту Азбуку освоили и наши первоклассники. И сегодня они хотят сказать слова благодарности своей самой первой книге, самой важной книге, младшей сестрице Кириллицы – современной Азбуке.
Девочка (в роли Азбуки)
Я – Азбука. Учу читать.
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо,
И сможешь ты тогда
Любую книгу прочитать
Без всякого труда.
Мальчик (с книгой «Детская энциклопедия»)
А в книгах есть про всё, про всё:
Про реки и моря,
И что у неба нет конца,
И круглая Земля.
Про космонавтов,
Что выше всех летали много раз,
Про дождь, и молнии, и гром,
Про свет, тепло и газ.
Дети (читают парами)
Машинисты и ткачи,
Трактористы и врачи,
Лесорубы и шахтёры,
Космонавты и актёры,
Повара и кузнецы,
Водолазы и певцы…
5 Все когда-то в первый раз
Приходили в первый класс.
Все за партами сидели,
Все на Азбуку глядели.
- И не просто глядели, а серьёзно её изучали. Давайте сегодня ещё раз мысленно перелистаем свой первый учебник и вспомним, чему же учила нас Азбука.
Ученики (по очереди):
- Азбука учила нас читать и писать.
- Азбука учила нас быть любознательными, внимательными, сообразительными…
- Аккуратными, трудолюбивыми, заботливыми, воспитанными людьми.
- Книга эта учила нас дружить, помогать друг другу.
- Да, всего, чему учила Азбука, не перечислить. Но сегодня мы покажем гостям, чему же мы научились, работая по этому учебнику. Начнём сначала!
Презентация Перекличка букв
Буквы – значки, как бойцы на парад
В чётком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется всё алфавит.
А Буква А сладка на вкус,
Словно сахарный арбуз.
Б По полю барашек белый
Тёмной ночью брёл несмело.
Блеял он: «Боюсь я! Бе-е-е!»
Узнаёте букву Б?
В Буква В есть в слове «вол»,
Я её легко нашёл!
Г Что за грохот? Что за гром?
Букву Г принёс нам гном.
Зацепился он за гвоздь
И упал, наш бедный гость.
Д Буква Д, как будто дом,
Я в деревне жил в таком.
Е Буква Е есть в слове «ель»,
Заметает ель метель.
Ё Буква Ё есть в слове «ёж»
Ты легко её найдёшь.
Ж Узнаёшь знакомый звук?
Буква Ж жужжит, как жук.
З З звенит, словно звонок,
Нас торопит на урок.
И И – игрушки,
И – игра.
Любит игры детвора.
Й Йогурт из малины
Самый наш любимый.
К Буква К, как куколка,
Славненькая буковка!
Л Лето, ливень, листопад,
Я любой погоде рад!
М Букву М узнал я рано,
Ведь она есть в слове «мама».
Н Н – весёлый Новый год,
Много радости несёт.
О О – похожа на колечко,
Словно шёрстка на овечке.
П П – прекрасные подарки
Принесли в пакете ярком.
Р Р – рычит, как будто рысь,
Эй, меня остерегись!
С С – свистит, словно свисток,
Удирайте со всех ног!
Т Взял я толстую тетрадь,
Буду букву Т писать.
У Замычит бурёнка: «Му-у!»
Узнаёте букву У?
Ф Я в лесу нашла фиалку –
Только рвать фиалку жалко!
Х Веселится буква Х
Хи-хи-хи да ха-ха-ха!
Ц Кап-кап-кап – за каплей капля
Мелкий дождик моросит.
Буква Ц, как будто цапля,
На одной ноге стоит.
Ч Чашки, чайник, сладкий чай,
Что за буква? Отвечай!
Ш Я шуршу, как будто шины,
Есть я в слове и «машина».
И собой я хороша!
Вы узнали букву Ш?
Щ Буква Щ есть в слове «щит».
От удара он трещит
Ъ Знак я очень твёрдый,
Оттого и гордый.
Ы Буква Ы есть в слове «бык»,
Травку бык щипать привык.
Ь Я – мягкий знак.
Меня найдёшь
И в слове «льёт»,
И в слове «дождь».
Э Этот дом похож на ваш –
У него один этаж.
Ю Скачет Юля, как юла,
Хоть и ростиком мала!
Я Она твердит всё: «Я да Я!
Всех умнее я, друзья!»
Не забудь, что буква Я –
Самая последняя!
Уч.: На какие группы можно разделить все буквы? (гласные - согласные). А гласные? А согласные?
- Чего больше в русском языке: звуков или букв? (дети высказываются, спорят)
- Молодцы! Разобрались в этом сложном вопросе. Действительно, в русском языке больше звуков (42), чем букв (33)
- Ещё один вопрос: сколько в русском языке гласных букв? (10) А звуков?(6).
- Почему так произошло?
Ты эти буквы заучи,
Их три десятка с лишком,
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.
В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку,
В любой рассказ найдёшь ты путь,
Войдёшь в любую сказку.
Прочтёшь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края откроет
Путь от «А» до «Я».
А теперь музыкальная перекличка
ПЕСНЯ 33РОДНЫХ СЕСТРИЦЫ
- Пришла пора узнать название новой страны. Будете зарабатывать буквы, из которых потом сможете сложить её название .
- Давайте поиграем. Если слово начинается с гласного звука, то вы поднимаете руки вверх, если услышите в начале слова согласный, то приседаете.
Утюг стол книга апельсин
Окно школа лошадь карандаш
Мост урок ириски жук
Даем одну букву
- Ребята, а как на уроках мы играли с буквами? (составляли слова)
- Делимся на три группы (по рядам)
Задание «Из одного слова - несколько» (УРОКИ, ШКОЛА, ДОСКА)
На каждую букву придумать по одному слову, которое обозначает предмет.
- Проверка. (Каждой команде по итогам заданий вручаются фишки с записанными буквами, из которых в конце праздника они должны будут составить название страны.) ДАЕМ три буквы
Уч.: Азбука нас учила фантазировать и придумывать конец предложения. Поэтому следующее задание – придумать окончание чистоговорки. (задание выполняется в командах)
1 СА – СА – СА - к нам в окно летит …
СЫ – СЫ – СЫ – не боимся мы …
2 РА – РА – РА – веселится …
РИ – РИ – РИ – сидят на ветке …
3 ЖА – ЖА – ЖА – мы увидели …
ЖУ – ЖУ – ЖУ - … под кусточком я …
Проверка. Давайте хором произнесём, что получилось. (Даем 3 буквы)
Уч.: А теперь продолжаем речевую разминку.
Уч.: Кто хочет разговаривать?
Дети (хором): Мы будем разговаривать!
Уч.: Тот должен выговаривать…
Дети (хором): Мы будем выговаривать!
Уч.: Всё правильно и внятно…
Дети (хором): Всё правильно и внятно…
Уч.: Чтоб всем было понятно.
Дети (хором): Чтоб всем было понятно!
Конкурс скороговорок
- Кто какие помнит и может быстро произнести?
Даём ещё одну букву.
- А родители умеют быстро произносить скороговорки?
ПОВАР ПАВЕЛ, ПОВАР ПЁТР
ПАВЕЛ ПАРИЛ, ПЁТР ПЁК
Родители заработали ещё одну букву
Уч.: На страницах Азбуки мы встретились с любимыми героями, познакомились с новыми произведениями, узнали многих авторов любимых произведений.
Уч.: А сможете ли вы узнать детских писателей? (Открываются портреты детских писателей. Дети с гостями угадывают. С.Я. Маршак, К Чуковский, В. Берестов., В. Маяковский, А.С.Пушкин, С.В.Михалков, А.Л.Барто)
Даем еще одну букву
- На нашем празднике мы не забыли о тех, кто придаёт особый смысл предложениям. Что это за знаки?
Дети: Знаки препинания.
(Звучит «Чему учат в школе». Выходят знаки)
Точка с запятой: Точки, палочки, крючки…
Неприметные значки,
А во время чтения требуют почтения.
Восклицательный знак: Бурным чувствам нет конца:
Пылкий нрав у молодца!
Вопросительный знак: Вечно думая над смыслом,
Изогнулся коромыслом.
Многоточие: Стоят три кумушки рядком.
Ведут беседу, но тайком,
Какими-то далёкими туманными намёками…
Двоеточие: Двоеточие глазастое ходит,
Знаниями хвастая:
Так и хочется ему разъяснить нам, что к чему…
Тире: Ляжет палочкой на строчку: - Проходите по мосточку.
Кавычки: Всегда подслушать норовят то,
Что другие говорят…
Скобки: Словам раскрывают объятья:
-Ждём в гости вас, милые братья!
Запятая: Выйдет на дорожку – всем подставит ножку!
Точка: Загораживает путь, предлагает отдохнуть.
(Дети уходят под музыку)
- Азбука учила нас не просто читать, а читать выразительно, узнавать и понимать знаки препинания, читать по ролям. Посмотрите инсценировку «Жадина» стр 83
- Азбука поведала нам много интересных рассказов про животных. Послушайте один из них. «Барбос на рыбалке»
-А нас, мальчиков, Азбука призывала быть смелыми и храбрыми. «Храбрый петух».
- Азбука учила нас думать, размышлять. Она знакомила нас с народной мудростью.
Хочешь есть калачи , так не лежи на печи.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Щи да каша – пища наша.
Как аукнется – так и откликнется.
Правда светлее солнца.
- Всё давалось нам нелегко. Мы учились быть трудолюбивыми и терпеливыми.
Хочу побольше я узнать,
Но я мала, и тянет спать,
И завтра рано мне вставать!..
Вот мне бы сразу умной стать!
Сижу учу, но тянет спать.
Уч.: Кроме того, на каждом уроке книга учила нас дружить, уважать друг друга, помогать друг другу, т. е. учила быть просто хорошими людьми. Я уверена, что за этот короткий промежуток времени вы приобрели новые черты характера.
Игра с родителями. «Что видят или хотели бы видеть в тебе ваши родители и близкие люди»
Гости по алфавиту называют черты характера. Дети вынимают буквы из шкатулки.
А – аккуратность, активность
Б – благородство, благоразумие
В – воспитанность, вежливость, внимательность, великодушие
Г – гуманность, героизм, гордость, галантность
Д – доброта, дружелюбие, доброжелательность
Е – единодушие
Ж – жизнерадостность, жалость, жизнелюбие
З – здоровье
И – искренность, инициативность
К – культура
Л – любовь, любознательность
М – милосердие, мудрость, мечтательность, мужество
Н – нежность, нравственность
О – образованность, опрятность
П – патриотизм
Р – радость, рассудительность, решительность
С – справедливость, скромность, смелость
Т – трудолюбие
У – ум, упорство
Ф – фантазия
Х – храбрость
Ц – Целеустремлённость
Ч – честность, человеколюбие
Ш – широта души
Щ – щедрость
Э – энергичность
Ю – юмор
Я – ясность ума, яркость
Даём ещё одну букву.
- Азбуке посвящаем частушки..
Дети поют частушки.
Ученик 1
Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.
Ученик 2
Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!
Ученик 3
Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!
Ученик 4
Буквы гласные мы любим,
И все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поем!
Ученик 5
Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом “проглочу”!
Ученик 6
Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!
- Уч.: Я думаю, что наши гости убедились в том, что Азбука нас очень многому научила. Давайте за всё это и скажем нашему первому учебнику спасибо!
Дети (хором): За всё, чему ты нас учила, спасибо, Азбука, тебе!
Азбуку прочли до корки,
Нам по чтению пятёрки.
Позади нелёгкий труд
Слогового чтения.
Учебник закрывается,
Пора с ним распроститься…
Он верным другом был для нас.
Прощаясь с ним, грустит наш класс.
Но долго нам грустить нельзя:
Другие книги ждут, друзья!
А нам сегодня выдают удостоверения
В том, что Азбуку прочли,
Полный курс наук прошли,
И теперь без передышки
Мы прочтём любые книжки.
Уч.: Мы переходим к самой важной, торжественной части нашего праздника – вручению удостоверений. (Идёт вручение)
Сегодня праздник необычный:
Спасибо, Азбука, тебе.
Ты столько знаний подарила,
Мы будем помнить о тебе.
До свидания учебник!
А на следующий год
Ты других читать научишь,
Тех, кто в первый класс придёт!
Уч.: Ну а я рада вас пригласить в страну . Но как же она называется? Команды должны объединиться (ведь мы – одна команда!) и собрать название нового нашего маршрута. ЛИТЕРАТУРИЯ (вручение книг)
Наш праздник подошёл к концу.
В народе говорят:
АЗБУКА - СТУПЕНЬКА К МУДРОСТИ.
Вот и пройдена самая первая,
самая трудная
и самая важная ступенька!
Поздравляем тебя!
Без азбуки, без азбуки
Мне скучно было жить.
Теперь я буквы разные
Могу в слова сложить.
Как здорово, что грамота
На белом свете есть!
И у меня есть грамота:
Могу её прочесть!
ПОЧЁТНАЯ ГРАМОТА
выдана
_____________________________
за успехи в обучении грамоте.
Классный руководитель: Мещерякова Л.И.
2021-2022 учебный год
В народе говорят:
АЗБУКА - СТУПЕНЬКА К МУДРОСТИ.
Вот и пройдена самая первая,
самая трудная
и самая важная ступенька!
Поздравляем тебя!
Без азбуки, без азбуки
Мне скучно было жить.
Теперь я буквы разные
Могу в слова сложить.
Как здорово, что грамота
На белом свете есть!
И у меня есть грамота:
Могу её прочесть!
ПОЧЁТНАЯ ГРАМОТА
выдана
_____________________________
за успехи в обучении грамоте.
Классный руководитель: Мещерякова Л.И.
2021-2022 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий "Праздник Азбуки".
Театрализованное представление....
Праздник "Азбука безопасности"
Представленное внеклассное мероприятие можно использовать как обобщение по пройденному материалу. Дети закрепляют навыки безопасного поведения дома, на улице, в природе, умение оказать элементарную ме...
Праздник Азбуки
Итоговый урок по обучению грамоте в 1 классе....
Праздник азбуки
внеклассное мероприятие в 1 классе...
Праздник Азбуки
Подборка сценариев к празднику Азбуки в начальной школе....
Праздник Азбуки. За всё, чему ты нас учила , спасибо Азбука тебе.
Для 1 класа праздник прощания с Азбукой....
Праздник первой учебной книги в 1 классе (праздник Азбуки)
Внеклассное мероприятие - итог большой работы учителя и обучающихся по изучению грамоты. Мероприятие способствует развитию читательского интереса у школьников через работу с книгой, через п...