Праздник Азбуки
методическая разработка (1 класс)

Мещерякова Людмила Ивановна

Праздник Азбуки подведёт итоги периоду обучения грамоте. Стихи, песни, игры, различные групповые задания помогут сделать это важное событие незабываемым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnik_azbuki_.doc795.5 КБ

Предварительный просмотр:

Праздник Азбуки.

За всё, чему ты нас учила, спасибо, Азбука, тебе!

Цели: - обобщить знания учащихся о звуках и буквах

           - развивать коммуникативные и творческие способности

           - воспитывать навыки культурного общения.

За окном снежинки вьются,

День приветливый такой.

Нынче праздник в нашем классе:

День прощанья с Азбукой!

Уч.: Дорогие ребята! Уважаемые гости! Сегодня у нас праздник.

- Мы закончили первую школьную книгу – «Азбуку». За это время мы очень выросли, повзрослели, многое узнали и многому научились. Испытали первые трудности и научились их преодолевать. Ну и конечно, самое главное наше достижение – мы научились читать и писать. А научила нас этому наша умная, очень интересная, занимательная Азбука.

Уч.: Пролетели дни, недели, месяцы напряжённого труда. Первая ступенька на лесенке знаний – это общий труд, как для вас, для меня, так и для ваших родителей. Поздравляю всех нас с первой серьёзной победой! А знания, которые вы получили, мы возьмём с собой в новую страну. Как она называется, вы узнаете чуть позже.

1 В день осенний, в день чудесный

   В класс несмело мы вошли.

   Азбуки (для всех подарок)

   На столах своих нашли.

               2   Самый первый свой учебник

           Класс с волненьем открывал…

           Видно, сказочный волшебник

           Эту книгу написал.

             3 Вдоль картинок мы шагали,

   По ступенькам-строчкам шли.

   Ах, как много мы узнали,

   Ах, как много мы прочли!

4 Был наш путь не очень долгим,

   Незаметно дни бегут.

   И уже на книжной полке

   Нас другие книжки ждут.

5 Среди ярких толстых книжек

   Неприметна и скромна,

   Но зато читать – вполгода! -

   Научила нас она.

Уч.: Ребята, знаете ли вы, кто придумал Азбуку?

Выходят ребята.  Звучит колокольный звон. Презентация «Кирилл и Мефодий»

 1 слайд – («Земля русская»)

1 чтец: 
Оглянись на предков наших, 
На героев прошлых дней. 
Вспоминай их добрым словом - 
Слава им, борцам суровым! 
Слава нашей стороне! 
Слава русской старине! 
И про эту старину 
Я рассказывать начну, 
Чтобы люди знать могли 
О делах родной земли:

2 чтец: 
В монастырской келье узкой, 
В четырех глухих стенах 
О земле о древнерусской 
Быль записывал монах. 
Он писал зимой и летом, 
Озаренный тусклым светом, 
Он писал из года в год 
Про великий наш народ.

(Колокольный звон)

3-й чтец:

По широкой Руси - нашей матушке 
Колокольный звон разливается. 
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий 
За труды свои прославляются.

4-й чтец:
Вспоминают Кирилла с Мефодием, 
Братьев славных равноапостольных.
Все народы, что пишут кириллицей, 
Что зовутся издревле славянскими, 
Славят подвиг первоучителей, 
Христианских своих просветителей.

2 слайд – (святые Кирилл и Мефодий)

- Cолунские братья Кирилл и Мефодий - гордость всего славянского мира. Именно они говорили: разве не для всех светит солнце, разве не для всех идёт дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди – братья, все равны перед Господом, и всем нужна грамота.

 (Раскрывает свиток и показывает его всем детям). И придумали Кирилл с Мефодием буквицы, а из них составили азбуку.   И называется эта азбука – Кириллицей, по имени  одного из ее создателей.

3 слайд – (Старославянский алфавит)

- Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку и что учит она нас красоте, доброте, мудрости. Смотрят на вас с этого старинного свитка   буквы – сестрицы и надеются, что вы всегда будете помнить о них, потому что именно они стали основой современной азбуки. Эту Азбуку освоили и наши первоклассники. И сегодня они хотят сказать слова благодарности своей самой первой книге, самой важной книге, младшей сестрице Кириллицы – современной Азбуке.

Девочка (в роли Азбуки)

Я – Азбука. Учу читать.

Меня никак нельзя не знать.

Меня изучишь хорошо,

И сможешь ты тогда

Любую книгу прочитать

Без всякого труда.

Мальчик (с книгой «Детская энциклопедия»)

А в книгах есть про всё, про всё:

Про реки и моря,

И что у неба нет конца,

И круглая Земля.

Про космонавтов,

Что выше всех летали много раз,

Про дождь, и молнии, и гром,

Про свет, тепло и газ.

Дети (читают парами)

Машинисты и ткачи,

Трактористы и врачи,

Лесорубы и шахтёры,

Космонавты и актёры,

Повара и кузнецы,

Водолазы и певцы…

5 Все когда-то в первый раз

   Приходили в первый класс.

   Все за партами сидели,

   Все на Азбуку глядели.

- И не просто глядели, а серьёзно её изучали. Давайте сегодня ещё раз мысленно перелистаем свой первый учебник и вспомним, чему же учила нас Азбука.

Ученики (по очереди):

- Азбука учила нас читать и писать.

- Азбука учила нас быть любознательными, внимательными, сообразительными…

- Аккуратными, трудолюбивыми, заботливыми, воспитанными людьми.

- Книга эта учила нас дружить, помогать друг другу.

-  Да, всего, чему учила Азбука, не перечислить. Но сегодня мы покажем гостям, чему же мы научились, работая по этому учебнику. Начнём сначала!

Презентация Перекличка букв

    Буквы – значки, как бойцы на парад

   В чётком порядке построены в ряд.

   Каждый в условленном месте стоит

   И называется всё алфавит.

А        Буква А сладка на вкус,

Словно сахарный арбуз.

Б        По полю барашек белый

Тёмной ночью брёл несмело.

Блеял он: «Боюсь я! Бе-е-е!»

Узнаёте букву Б?

В        Буква В есть в слове «вол»,

Я её легко нашёл!

Г        Что за грохот? Что за гром?

Букву Г принёс нам гном.

Зацепился он за гвоздь

И упал, наш бедный гость.

Д        Буква Д, как будто дом,

Я в деревне жил в таком.

Е        Буква Е есть в слове «ель»,

        Заметает ель метель.

Ё        Буква Ё есть в слове «ёж»

        Ты легко её найдёшь.

        

Ж        Узнаёшь знакомый звук?

Буква Ж жужжит, как жук.

З        З звенит, словно звонок,

Нас торопит на урок.

И        И – игрушки,

        И – игра.

        Любит игры детвора.

Й        Йогурт из малины

        Самый наш любимый.

К        Буква К, как куколка,

Славненькая буковка!

Л        Лето, ливень, листопад,

        Я любой погоде рад!

М        Букву М узнал я рано,

        Ведь она есть в слове «мама».

Н        Н – весёлый Новый год,

        Много радости несёт.

О        О – похожа на колечко,

        Словно шёрстка на овечке.

П        П – прекрасные подарки

        Принесли в пакете ярком.

Р        Р – рычит, как будто рысь,

        Эй, меня остерегись!

С        С – свистит, словно свисток,

        Удирайте со всех ног!

Т        Взял я толстую тетрадь,

        Буду букву Т писать.

У        Замычит бурёнка: «Му-у!»

        Узнаёте букву У?

Ф        Я в лесу нашла фиалку –

        Только рвать фиалку жалко!

Х        Веселится буква Х

        Хи-хи-хи да ха-ха-ха!

Ц        Кап-кап-кап – за каплей капля

        Мелкий дождик моросит.

        Буква Ц, как будто цапля,

        На одной ноге стоит.

Ч        Чашки, чайник, сладкий чай,

        Что за буква? Отвечай!

Ш        Я шуршу, как будто шины,

        Есть я в слове и «машина».

        И собой я хороша!

        Вы узнали букву Ш?

Щ        Буква Щ есть в слове «щит».

        От удара он трещит

Ъ        Знак я очень твёрдый,

        Оттого и гордый.

Ы        Буква Ы есть в слове «бык»,

        Травку бык щипать привык.

Ь        Я – мягкий знак.

        Меня найдёшь

        И в слове «льёт»,

        И в слове «дождь».

Э        Этот дом похож на ваш –

        У него один этаж.

Ю        Скачет Юля, как юла,

        Хоть и ростиком мала!

Я        Она твердит всё: «Я да Я!

Всех умнее я, друзья!»

        Не забудь, что буква Я –

        Самая последняя!

Уч.: На какие группы можно разделить все буквы? (гласные - согласные). А гласные? А согласные?

- Чего больше в русском языке: звуков или букв? (дети высказываются, спорят)

- Молодцы! Разобрались в этом сложном вопросе. Действительно, в русском языке больше звуков (42), чем букв (33)

- Ещё один вопрос: сколько в русском языке гласных букв? (10)  А звуков?(6).

- Почему так произошло?

Ты эти буквы заучи,

Их три десятка с лишком,

А для тебя они – ключи

Ко всем хорошим книжкам.

В дорогу взять не позабудь

Ключей волшебных связку,

В любой рассказ найдёшь ты путь,

Войдёшь в любую сказку.

Прочтёшь ты книги о зверях,

Растеньях и машинах.

Ты побываешь на морях

И на седых вершинах.

Тебе чудесные края откроет

Путь от «А» до «Я».

А теперь музыкальная перекличка

ПЕСНЯ 33РОДНЫХ СЕСТРИЦЫ

- Пришла пора узнать название новой страны. Будете зарабатывать буквы, из которых потом сможете сложить её название .

- Давайте поиграем. Если слово начинается с гласного звука, то вы поднимаете руки вверх, если услышите в начале слова согласный, то приседаете.

        Утюг                стол                книга                апельсин

        Окно                школа                лошадь        карандаш

        Мост                урок                ириски                жук

Даем одну букву

- Ребята, а как на уроках мы играли с буквами? (составляли слова)

- Делимся на три группы (по рядам)

Задание «Из одного слова - несколько» (УРОКИ, ШКОЛА, ДОСКА)

На каждую букву придумать по одному слову, которое обозначает предмет.

- Проверка. (Каждой команде по итогам заданий вручаются фишки с записанными буквами, из которых в конце праздника они должны будут составить название страны.) ДАЕМ три буквы

Уч.: Азбука нас учила фантазировать и придумывать конец предложения. Поэтому следующее задание – придумать окончание чистоговорки. (задание выполняется в командах)

1 СА – СА – СА - к нам в окно летит …

  СЫ – СЫ – СЫ – не боимся мы …

2 РА – РА – РА – веселится …

   РИ – РИ – РИ – сидят на ветке …

3 ЖА – ЖА – ЖА – мы увидели …

   ЖУ – ЖУ – ЖУ - … под кусточком я …

Проверка. Давайте хором произнесём, что получилось. (Даем 3 буквы)

Уч.: А теперь продолжаем  речевую разминку.

Уч.: Кто хочет разговаривать?

Дети (хором): Мы будем разговаривать!

Уч.: Тот должен выговаривать…

Дети (хором): Мы будем выговаривать!

Уч.: Всё правильно и внятно…

Дети (хором): Всё правильно и внятно…

Уч.: Чтоб всем было понятно.

Дети (хором): Чтоб всем было понятно!

Конкурс скороговорок

- Кто какие помнит и может быстро произнести?

Даём ещё одну букву.

- А родители умеют быстро произносить скороговорки?

ПОВАР ПАВЕЛ, ПОВАР ПЁТР

ПАВЕЛ ПАРИЛ, ПЁТР ПЁК

Родители заработали ещё одну букву

Уч.: На страницах Азбуки мы встретились с любимыми героями,  познакомились с новыми произведениями, узнали многих авторов любимых произведений.

Уч.: А сможете ли вы узнать детских писателей? (Открываются портреты детских писателей. Дети с гостями  угадывают. С.Я.  Маршак, К Чуковский, В. Берестов., В. Маяковский, А.С.Пушкин, С.В.Михалков, А.Л.Барто)

Даем еще одну букву

- На нашем празднике мы не забыли о тех, кто придаёт особый смысл предложениям. Что это за знаки?

Дети: Знаки препинания.

(Звучит «Чему учат в школе». Выходят знаки)

Точка с запятой:  Точки, палочки, крючки…

                           Неприметные значки,

                                А во время чтения требуют почтения.

Восклицательный знак:  Бурным чувствам нет конца:

                                              Пылкий нрав у молодца!

Вопросительный знак:   Вечно думая над смыслом,

                                              Изогнулся коромыслом.

Многоточие:   Стоят три кумушки рядком.

                           Ведут беседу, но тайком,

                         Какими-то далёкими туманными намёками…

Двоеточие:  Двоеточие глазастое ходит,

                        Знаниями хвастая:

                 Так и хочется ему разъяснить нам, что к чему…

Тире: Ляжет палочкой на строчку:  - Проходите по мосточку.

Кавычки:  Всегда подслушать норовят  то,

                   Что другие говорят…

Скобки: Словам раскрывают объятья:

               -Ждём в гости вас, милые братья!

Запятая: Выйдет на дорожку – всем подставит ножку!

Точка:  Загораживает путь, предлагает отдохнуть.

(Дети уходят под музыку)

- Азбука учила нас не просто читать, а читать выразительно, узнавать и понимать знаки препинания, читать по ролям. Посмотрите инсценировку «Жадина» стр 83

- Азбука поведала нам много интересных рассказов про животных. Послушайте один из них. «Барбос на рыбалке»

-А нас, мальчиков, Азбука призывала быть смелыми и храбрыми. «Храбрый петух».

- Азбука учила нас думать, размышлять. Она знакомила нас с народной мудростью.

Хочешь есть калачи , так не лежи на  печи.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Щи да каша – пища наша.

Как аукнется – так и откликнется.

Правда светлее солнца.

- Всё давалось нам нелегко. Мы учились быть трудолюбивыми и терпеливыми.

Хочу побольше я узнать,

Но я мала, и тянет спать,

И завтра рано мне вставать!..

Вот мне бы сразу умной стать!

Сижу учу, но тянет спать.

Уч.: Кроме того, на каждом уроке книга учила нас дружить, уважать друг друга, помогать друг другу, т. е. учила быть просто хорошими людьми. Я уверена, что за этот короткий промежуток времени вы приобрели новые черты характера.

Игра с родителями. «Что видят или хотели бы видеть в тебе ваши родители и близкие люди»

Гости по алфавиту называют черты характера. Дети вынимают буквы из шкатулки.

А – аккуратность, активность

Б – благородство, благоразумие

В – воспитанность, вежливость, внимательность, великодушие

Г – гуманность, героизм, гордость, галантность

Д – доброта, дружелюбие, доброжелательность

Е – единодушие

Ж – жизнерадостность, жалость, жизнелюбие

З – здоровье

И – искренность, инициативность

К – культура

Л – любовь, любознательность

М – милосердие, мудрость, мечтательность, мужество

Н – нежность, нравственность

О – образованность, опрятность

П – патриотизм

Р – радость, рассудительность, решительность

С – справедливость, скромность, смелость

Т – трудолюбие

У – ум, упорство

Ф – фантазия

Х – храбрость

Ц – Целеустремлённость

Ч – честность, человеколюбие

Ш – широта души

Щ – щедрость

Э – энергичность

Ю – юмор

Я – ясность ума, яркость

Даём ещё одну букву.

- Азбуке посвящаем частушки..

Дети поют частушки. 

Ученик 1
Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.

Ученик 2 
Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!

Ученик 3 
Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!

Ученик 4 
Буквы гласные мы любим,
И все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поем!

Ученик 5 
Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом “проглочу”!

Ученик 6 
Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!

- Уч.: Я думаю, что наши гости убедились в том, что Азбука нас очень многому научила. Давайте за всё это и скажем нашему первому учебнику спасибо!

Дети (хором): За всё, чему ты нас учила, спасибо, Азбука, тебе!

Азбуку прочли до корки,

Нам по чтению пятёрки.

Позади нелёгкий труд

Слогового чтения.

Учебник закрывается,

Пора с ним распроститься…

Он верным другом был для нас.

Прощаясь с ним, грустит наш класс.

Но долго нам грустить нельзя:

Другие книги ждут, друзья!

А нам сегодня выдают удостоверения

В том, что Азбуку прочли,

Полный курс наук прошли,

И теперь без передышки

Мы прочтём любые книжки.

Уч.: Мы переходим к самой важной, торжественной части нашего праздника – вручению удостоверений. (Идёт вручение)

Сегодня праздник необычный:

Спасибо, Азбука, тебе.

Ты столько знаний подарила,

Мы будем помнить о тебе.

До свидания учебник!

А на следующий год

Ты других читать научишь,

Тех, кто в первый класс придёт!

Уч.: Ну а я рада вас пригласить в страну . Но как же она называется? Команды должны объединиться (ведь мы – одна команда!) и собрать название нового нашего маршрута. ЛИТЕРАТУРИЯ (вручение книг)

Наш праздник подошёл к концу.

В народе говорят:

АЗБУКА - СТУПЕНЬКА К МУДРОСТИ. 

Вот и пройдена самая первая,

самая трудная

и самая важная ступенька!

Поздравляем тебя!

Без азбуки, без азбуки

Мне скучно было жить.

Теперь я буквы разные

Могу в слова сложить.

Как здорово, что грамота

На белом свете есть!

И у меня есть грамота: 

Могу её прочесть!

ПОЧЁТНАЯ ГРАМОТА

выдана

_____________________________

за успехи в обучении грамоте.

Классный руководитель:                Мещерякова Л.И.

2021-2022 учебный год

В народе говорят:

АЗБУКА - СТУПЕНЬКА К МУДРОСТИ. 

Вот и пройдена самая первая,

самая трудная

и самая важная ступенька!

Поздравляем тебя!

Без азбуки, без азбуки

Мне скучно было жить.

Теперь я буквы разные

Могу в слова сложить.

Как здорово, что грамота

На белом свете есть!

И у меня есть грамота: 

Могу её прочесть!

ПОЧЁТНАЯ ГРАМОТА

выдана

_____________________________

за успехи в обучении грамоте.

Классный руководитель:                Мещерякова Л.И.

2021-2022 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий "Праздник Азбуки".

Театрализованное представление....

Праздник "Азбука безопасности"

Представленное внеклассное мероприятие можно использовать как обобщение по пройденному материалу. Дети закрепляют навыки безопасного поведения дома, на улице, в природе, умение оказать элементарную ме...

Праздник Азбуки

Итоговый урок по обучению грамоте в 1 классе....

Праздник азбуки

внеклассное мероприятие в 1 классе...

Праздник Азбуки

Подборка сценариев  к празднику Азбуки в начальной школе....

Праздник Азбуки. За всё, чему ты нас учила , спасибо Азбука тебе.

Для  1  класа  праздник  прощания  с  Азбукой....

Праздник первой учебной книги в 1 классе (праздник Азбуки)

Внеклассное мероприятие - итог большой работы учителя и обучающихся по  изучению грамоты. Мероприятие способствует развитию читательского интереса у школьников через работу с книгой, через п...