Актуальность проблемы буллинга в современной школе
статья
За последние 40 лет проблеме буллинга и травли в школе стали уделять все больше и больше внимания во всем мире. Девид Олвеус впервые описал это явление в 1970-е годы. Хотя буллинг в школе и является распространенным, но в современном мире, а особенно в России данной проблеме не уделяется должного внимания, ее не исследуют, не обсуждают и стараются укрыть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnost_problemy_bullinga_v_sovremennoy_shkole.docx | 21.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность проблемы буллинга в современной школе
За последние 40 лет проблеме буллинга и травли в школе стали уделять все больше и больше внимания во всем мире. Девид Олвеус впервые описал это явление в 1970-е годы. Хотя буллинг в школе и является распространенным, но в современном мире, а особенно в России данной проблеме не уделяется должного внимания, ее не исследуют, не обсуждают и стараются укрыть.
Тема детской жестокости во все времена была актуальна. Многие из русских писателей обращались к ней. Например, В.Крапивин, В.Распутин, В. Железников и другие. В их произведениях показывается противостояние сильных и слабых людей.
«Сильные мира» - это жестокие, бездушные и не понимающие друг друга люди. Но особенно становится страшно, когда речь идет о жестокости детей. Они словно колючий леденящий поток сильного ветра, который сбивает все слабое и неустойчивое на своем пути.
«Слабые мира» - тихие, покорные, безропотные люди. Они живут своей особенной, понятной только им одним жизнью. Их можно сравнить с листиками, боящимися упасть с большого дерева жизни. Некоторые слетели от сильного порыва ветра, а те, что посильнее, еще держатся на ветвях этого старого дерева, но скоро поток воздуха унесет их души, потому что зло не даст житья людям с чистыми и ранимыми сердцами, хотя и некрасивыми обликами.
Откуда же берется жестокость у детей? В чем причины бездушного, подчас леденящего душу от сухих цифр статистики криминального поведения детей?
Ведь всё начинается с малого: издевательства над животными, ссор, а потом драк с одноклассниками и сверстниками. Затем всё кончается огромными цифрами статистики детской преступности, ростом криминальных проявлений и шокирующими делами о зверских убийствах.
В последнее время в средствах массовой информации, особенно в Интернете, появляются сообщения о детской жестокости, выкладываются ролики об избиении и издевательствах над одноклассниками и физически
Что такое буллинг?
Практически в каждом классе есть дети, которые являются объектами насмешек, а иногда и открытых издевательств со стороны некоторых, а иногда и всех учеников класса. Однако именно в последние 30 лет психологи и педагоги бьют тревогу – настолько частым, жестоко проявляемым и приводящим к тяжелым последствиям становится это явление. Школьная травля стала еще более травматичной, циничной, жестокой из-за того, что ее сцены теперь легко записываются на видео и распространяются по школе или в Интернете. По данным зарубежных и отечественных психологов, буллинг – явление достаточно распространенное в школе. До 10% детей регулярно (раз в неделю и чаще) и 55% – эпизодически (время от времени) подвергаются издевательствам со стороны одноклассников, 26% матерей считают своих детей жертвами издевательств.
Что же это за явление такое, в котором учащегося называли раньше «белой вороной», «козлом отпущения», жертвой « школьной дедовщины», а теперь жертвами буллинга?
Школьная травля, или буллинг (bullying, от анг. bully - хулиган, драчун, задира, грубиян) - это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации. Это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль или насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого. Пострадавшие склонны испытывать стыд и неуверенность в себе, но предпочитают не сообщать об издевательствах и унижениях.
Буллинг – явление массовое. В некоторых случаях издевательства носят ситуативный характер, но иногда это систематическая травля со стороны одноклассников.
Мотивацией к буллингу могут выступать чувство неприязни, нейтрализация соперника, восстановление справедливости, борьба за власть, подчинение лидеру, зависть, самоутверждение, месть, и даже удовлетворения садистских потребностей отдельных личностей.
Формы школьного буллинга могут быть различными: систематические насмешки, вымогательство, физические и психические унижения, различного вида издевательства, бойкот и игнорирование, порча личных вещей и др. Булли (зачинщики травли) чрезвычайно изобретательны.
Типы буллинга:
- «Косвенный» - социальная агрессия;
- «Физический» - непосредственный - агрессия с физическим насилием;
- «Поведенческий» - преследователь вынуждает жертву перенести оскорбительные и унижающие для неё чувства собственного достоинства; вербальная агрессия: сплетни, интриги, вымогательства, шантаж; возможны бойкоты жертве, различные «пакости» (похищение тетрадей с домашней работой).
- «Словесный» - унижение непристойными словами, обзываниями, кличками.
- Новая разновидность школьного буллинга - «кибербуллинг» - жертва получает оскорбления на свой электронный адрес или через другие электронные устройства.
Обычно все виды травли сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы длительные травмирующие переживания.
Социальная структура буллинга
Социальная структура буллинга включает в себя три элемента: преследователя (булли), жертву и наблюдателя. Говоря о наблюдателях (кем бы они ни были), учёные отмечают такие их типичные состояния как чувство вины и ощущение собственного бессилия.
Булли ( агрессоры)
1. дети, уверенные в том, что «господствуя» и подчиняя, гораздо легче будет добиваться своих целей;
2. не умеющие сочувствовать своим жертвам;
3. физически сильные мальчики;
4. легко возбудимые и очень импульсивные, с агрессивным поведением.
Инициаторами травли также могут быть дети:
1. мечтающие быть лидерами в классе;
2. желающие быть в центре внимания;
3. с высоким уровнем притязания;
4. уверенные в своём превосходстве над жертвой;
5. дети, не признающие компромиссов;
6. агрессивные дети, самоутверждающиеся в жертве;
7. интуитивно чувствующие - какие одноклассники не окажут сопротивление;
8. со слабым самоконтролем.
В школьном буллинге чаще всего участвует целая группа детей. Если лидер - булли, то остальные - последователи инициаторов травли одноклассников.
«Союзники» или «зрители» булли чаще всего дети:
1. боящиеся быть на месте жертвы;
2. не желающие выделяться из толпы одноклассников;
3. дорожащие своими отношениями с лидером;
4. поддающиеся влиянию «сильных мира сего » в классе;
5. не умеющие сопереживать и сочувствовать другим;
6. без собственной инициативы;
7. принимающие травлю за развлечение;
8. дети жестоких родителей;
9. озлобленные ровесники, мечтающие взять реванш за свои унижения;
10. из неблагополучных семей, испытавшие страх наказания.
Жертвы буллинга.
Типичных жертв школьного террора нет. Любой ребёнок может быть изгоем.
Особенности детей, являющихся жертвами, поведение их вызывает раздражение у одноклассников и учителей:
- гиперактивность и повышенная возбудимость;
- плохая успеваемость;
- ябеды;
- синдром дефицита внимания;
- любимчики учителей;
- с трудом усваивающие чтение и письмо;
- гиперопекаемые родителями;
- воображалы;
- хвастуны;
- «белые вороны» во внешности (например, заячья губа, необычная форма ушей, сколиоз, шрамы, очки, тики, косоглазие,…)
- неопрятно одетые или же суперодетых;
- одарённых;
- кичащихся достижениями своих родителей;
- не имеющих электронных новинок или же имеющих самые дорогие из них, не доступные другим детям;
- вундеркиндов;
- интроверты с затруднённой коммуникацией;
- часто болеющие дети и пропускающие из-за этого уроки в школе;
- необычная манера речи, «необычное» в однокласснике с точки зрения его соучеников (а это, как вы и понимаете, может быть что угодно);
- дети, не умеющие за себя постоять из-за своей деликатности или психологических особенностей;
- дети другой национальности, непопулярной в данное время в стране,…
Безумно огромное количество людей сталкивались с этой проблемой, с травлей и насмешками, угрозами и придирками. Важно отметить тот факт, что в школьном буллинге принимают участие как дети, так и педагоги. Можно сказать о том, что жертвами становятся – дети, педагоги, родители и другие работники школы, также и агрессорами могут быть все вышеперечисленные. В классе, где происходит буллинг, страдает не только тот человек, которого травят, но и агрессор, и участники, и педагоги, и в принципе весь класс. Многие видят в этом только проблему ребенка, его семьи или абьюзера (ребенка-агрессора). Но нужно работать именно со школой, с преподавателями, ведь в большинстве случаев ребенок подвергается травле именно там.
Благодаря исследованиям Национального исследовательского института было выявлено, что с травлей во всем мире сталкиваются примерно 35% детей, в России статистика чуть хуже и здесь буллингу подвергаются или имеют к нему какое-либо отношение 52%. В первую очередь это психологическая агрессия, которой отводится около 32%, что касается физической агрессии, будь то толчки, пинки или какие-то побои, то тут 26,6%.
На основании анализа статистики и исследований, которые были проведены в России можно выделить следующее:
- 38% школьников сталкивались с травлей в школе;
- агрессорами являются ровесники (53% случаев), старшие ученики (21%) и учителя (26%);
- буллингу подвергаются младшие школьники в 8% случаев, старшие школьники в 31% случаев и учащиеся средней школы в 61 % случаев;
- к агрессивному поведению детей приводит стиль воспитания и критика родителей;
- жертвы буллинга расскажут о случившемся родителям в 47% случаев, друзьям в 23% случаев, в 8% учителям и в 20% случаев никому не будут рассказывать[6].
Чаще всего, по мнению учащихся, их травят за внешний вид (43,8%) или же принадлежность национальности (33,6%). Что самое немаловажное, каждый пятый опрошенный утверждает о том, что учителя проявляли или проявляют к нему агрессию, при этом 65% респондентов считают атмосферу в школе дружелюбной.
Одной из главных проблем является то, что учителя и учащиеся зачастую замалчивают данную проблему, именно поэтому родители узнают лишь в 20% случаях.
По статистике только 53% российских школ имеют в своем штате школьного психолога. Получается, на одного психолога приходится в среднем 800 детей. По результатам исследований, подготовка психолога оказывается ниже средней, многие просто не готовы к свалившимся на них проблемам. У школьного психолога нет возможности охватить все ситуации и проблемы, возникающие в школе и в конкретном классе.
Данные специалисты уверенны в том, что буллинг в школе начинается с семьи, поскольку основная часть детей, которые подвергаются травле в школе, подвергаются и резкой критике со стороны родителей дома. Помимо этого, исследователи учитывают и генетическую закономерность, доказывая это тем, что если отец ребёнка травил учащихся в школе, то и ребёнок проявляет некоторую агрессию к людям.
Касаемо зарубежных стран и того, как и в какой мере проявляется буллинг. В Великобритании школы буквально «заражены» эпидемией буллинга, там преобладают физическое насилие, оскорбления, запугивание детей.
Однако директора школ при проявлении буллинга могут подать в суд и там выберут меру его наказания, его родителей могут отправить на курсы по воспитанию и образованию детей, в случае отказа им грозит штраф.
В США не так давно каждый девятый из десяти детей подвергся оскорблениям из-за своей сексуальной ориентации. США не обходит стороной проблему буллинга и постоянной занимается тем, чтобы найти пути решения её. Любой учащийся или студент может подойти к психологу и обговорить этот вопрос и получить совет, также их диалог останется совершенно конфиденциальным. Однако тут не всё так гладко, жертвы буллинга из-за доступности оружия зачастую могут отомстить своим обидчикам и принести им урон и увечья, которые не совместимы с жизнью.
В Швеции с 2006 года существует должность, которая помогает школам предотвращать случаи травли и заботиться о том, чтобы достоинство каждого учащегося не принижали. В Швеции принято не бороться и пресекать, а создавать и поддерживать. Задача взрослых состоит в том, чтобы создать максимально дружелюбную атмосферу в школах, на улице и во всей стране в целом. На государственном уровне детей защищают два закона «Об образовании» и «О запрете дискриминации».
По мнению большинства учёных в Японии на данный момент один из лучших уровней образования, здесь за места происходит настоящая борьба. В Японии зафиксировано немало случаев, когда дети сводили счёты с собой из-за того, что не выдерживали конкуренцию и их просто продолжали травить.
Во Франции создана специальная социальная сеть, где учащиеся анонимно могут рассказать о своих проблемах и специалисты помогут найти решение. Буллингу здесь чаще всего подвергаются дети мигрантов, как и в Германии они наиболее подвержены данной проблеме.
Принято выделять следующие причины буллинга:
- невысокий уровень воспитания школьника;
- заниженная самооценка;
- злоупотребление различными токсичными веществами;
- постоянная высокая агрессивность ребенка;
- повышение статуса в коллективе;
- неограниченное желание доминирования;
- низкая успеваемость по предметам;
- плачевная обстановка в семье;
- насилие в семье;
- конфликты в семье:
- низкое материальное положение семьи;
- отношение родителей гиперопека или гипоопека.
В моменты подросткового возраста и полового созревания у ребенка меняется весь мир, характер и мышление. Возникают проблемы психологического и физического характера, ставятся под сомнение мысли и поступки взрослых, появляется дух протеста. Для учащихся с низким уровнем успеваемости агрессия является именно тем средством, которое поможет компенсировать эту успеваемость. Агрессоры действуют в зависимость со следующими мотивами: месть, борьба за власть, зависть, неприязнь, самоутверждение, желание быть в центре внимания.
Чаще всего, в таком процессе, как буллинг в школе, выделяются такие стороны:
- Жертва, которой может стать абсолютно любой ребенок и взрослый. Более того, риск стать жертвой особенно высок для неуверенных в себе людях, одиноких, тревожных. Чаще всего, у жертвы обнаруживаются головные боли, мигрени, депрессивные расстройства и отставания в развитии. Жертвы видят мир, который повсюду таит опасность.
- Агрессоры, место которых занимают ребята из авторитарных, неблагополучных семей. Такие дети отстают в школьной программе, они активны, стремятся занять место лидера и быть в центре внимания. Замечания, наказания и угрозы абсолютно не останавливают агрессоров. Используя травлю, они достигают собственные цели.
- Свидетели, которых можно также назвать зрителями. Такие люди становятся очевидцами процесса буллинга, ведь он происходит прямо у них на глазах. Хоть они и видят все со стороны, но точно также подвергаются психологического воздействию. Такие люди чувствуют страх при нахождении в школе, чувствуют себя беспомощными. Роль свидетелей могут занимать как учителя, учащиеся, так и работники школы.
Жертвами буллинга чаще всего становятся:
- дети с нестандартной внешностью (шрамы, косоглазие, вес);
- тихие и слабые дети;
- броско одетые и неопрятно одетые;
- стукачи и ябеды;
- неуспевающие по учебе;
- дети с различными заболеваниями (тики, заикания);
- дети с физическими недостатками (очки, слуховые аппараты);
- замкнутые, стеснительные и застенчивые;
- ребята других национальностей;
- новички, которые только появились в классе;
- любимчики учителей.
- Важно сказать и о том, какие виды буллинга существуют:
- эмоциональное насилие (насмешки, угрозы, слухи, критика, избегание, нецензурная брань, акцент на физических недостатках, оскорбления, записки);
- физическое насилие (удары, избиения, пинки);
- сексуальное насилие;
- экономическое насилие (порча имущества, отбирание денег, вымогательство);
- кибербуллинг (сообщения с угрозами, публикация фото в интернет, анонимные звонки, комментарии к фото).
Буллинг в школе, как проблема, требует должного внимание, ведь травля несет последствия в жизни жертв – это и проблемы с социальным развитием, со школьной адаптацией. Учащиеся, которые были подвержены травле получают глубокую психологическую травму, которая запомнится им навсегда. Через много лет после окончания школы, приходя на сеансы к психологу взрослые вспоминают о травле, плачут, рассказывают об этих травмах. Ведь буллинг в школе сказывается не только на жертвах, но и на агрессорах, зрителях. Дети, которые были подвержены буллингу в школе в пять раз чаще испытывают головные боли, психологические расстройства, апатию и совершают попытки суицида.
Данная проблема требует комплексного подхода. С травлей в школе должен разбираться не только учащийся, а все субъекты образовательного процесса. Главный совет для тех, кто столкнулся с этим, как можно скорее получить консультацию специалисты и ни в коем случае не умалчивать об этом.
Родителям необходимо сходить вместе с ребёнком или сводить его отдельно к специалисту, а затем лично обсудить с ним и оказать поддержку, которые помогут наладить доверительные отношения.
Так, учителю необходимо присматривать за детьми, чтобы вовремя определить потенциально опасную и проблемную ситуацию, постараться её предотвратить и обязательно помочь решить.
Детям необходимо рассказать о случившемся, быть уверенным в себе, настойчивым, постараться избегать случаев травли.
Тот буллинг, которому подвергся человек в школе оставляет свой отпечаток в его жизни: мешает строить отношения, пробовать себя в разных сферах деятельности, заводить друзей, не дает достижению вершин в работе. Именно поэтому необходимо уделять должное внимание проблемам буллинга и травли в школе. Внимания должны уделять как психологи школы, так и родители, администрация школы, учителя, СМИ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему Проблема оценивания в современной школе
Презентация на тему Проблема оценивания в современной школе...
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ сборник материалов IX Международная научно-практическая конференция, г. Махачкала, 22 марта 2015 г.
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ: АКТУАЛЬНЫЕПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙНА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕсборник материаловIX Международная научно-практическая конференция,г. Махачкала, 22 марта 2015 г....
Актуальность проблемы экологии языка в современной школе
опыт работы...
ПРОБЛЕМА БУЛЛИНГА В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Школьное насилие – это вид насилия, при котором имеет место принуждение, применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам. Явные проявления насилия могут быть направлены не тол...
Актуальность проблемы двуязычия в начальной школе
Современные условия жизни общества сопряжены со значительной миграцией населения или проживанием некоренного населения в русскоязычной среде, в которой они, как правило, не теряют родной язык, в связи...
Актуальные проблемы формирования читательской грамотности в современной школе.
Статья на тему: "Актуальные проблемы формирования читательской грамотности в современной школе"...
Актуальность профильного обучения в современной школе
В связи с актуализацией вопросов развития профильного воспитания в общеобразовательной школе необходимо определить роль и место в этом вопросе начальной школы.Каждый ребенок генетическ...
- Мне нравится (1)