Актуальность проблемы экологии языка в современной школе
статья по русскому языку
опыт работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moralno_-_nravstvennoe_vospitanie_cherez_vneurochnuyu_deyatelnost.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Морально - нравственное воспитание через внеурочную деятельность
В нашем динамичном мире, заполненном обилием информации из различных, не всегда проверенных источников, с обилием сомнительных искушений, которые встречаются на пути развития любой личности, очень важно с «молодых ногтей», задать правильный вектор развития ребенку.
Сформировать морально – нравственный «костяк», основу для дальнейшего поступательного движения к самореализации.
За последние годы внеурочная деятельность доказала, что она является важным элементом развития ребенка, его воспитания и социализации.
Личность ребенка индивидуальна, ребенок, по каким-либо причинам отстающий на уроках – может раскрыться и реализоваться в другой деятельности.
Задача педагога при этом предоставить ребенку «площадку» для реализации его способностей в условиях внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность способна изменить статус ребенка в коллективе, за счет ценности его достижений. Специфика занятий в кружках, может компенсировать недостаток внимания и участия, который испытывает определенная часть детей в семье и школе.
Внеурочная деятельность не связана оценками и это большой ее плюс, а вся деятельность педагога направлена на ребенка, на его способности.
Сильной стороной занятий в кружках есть возможность желание ребенка заниматься своим любимым делом, нет обязательности.
Внеурочная деятельность в Лицее позволяет создавать «ситуации успеха», которые так важны для ребенка. И сам факт данной добровольности высоко оценивается детьми.
Уважаемые коллеги,
целью морально-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся в нашем лицее, является развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных
традициях многонационального народа России.
Во внеурочной деятельности младших школьников для достижения поставленной цели воспитания и социализации учащихся решаются следующие задачи в области формирования личностной культуры:
-формирование морали — осознанной учащимся необходимости поведения,
ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными
представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;
Миссия учителя при этом не только дать знания по определенному вопросу, но и воспитать человека как личность, привить ему доброту, честность, сострадание. Все эти качества воспитываются постепенно. «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путём правильного воспитания сделались хорошими - это в нашей власти», - говорил Плутарх. Что помогает сформировать морально-нравственные ценности? во внеурочной деятельности?
- Использование курса по выбору – для младших школьников «Спешите делать добро».
Он состоит из трех модулей «Копилка добрых дел» и «Значимые акции» «расширение границ».
Модуль «Копилка добрых дел» направлен на развитие практических навыков, в помощь товарищам, людям ближнего окружения.
Модуль «Значимые акции» развивает практические навыки помощи людям ближнего и дальнего окружения, чувство ответственности и эмпатии.
В реализации программы я использую в основном развивающие активные, формы занятий:
Такие как: изготовление открыток, шефская работа над малышами, ветеранами, людьми старшего поколения, постановки мини-спектаклей, акции «Помоги ближнему», направленные на помощь тем, кто живет рядом и нуждается в помощи, концерты, КТД; обсуждение сказок, их инсценировка.
Дети с удовольствием включаются в активную деятельность. Участие в помощи ветеранам, дает им возможность ощутить свою сопричастность с историей нашего Отечества, слушая рассказы пожилых людей, они проникаются уважением к их подвигу, но и сами при этом, чувствуют себя сильными и добрыми. Это развивает навыки помощи ближним, формирует такие нравственные качества как сочувствие, доброта, терпение.
В процессе освоения материалов внеурочной деятельности ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, школьники продолжают осознавать характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
На занятиях ребята подбирают цитаты и песни о доброте, устраивают выставки книг, конкурсы рисунков, читают стихотворения. В подборе полезных дел нам помогает сайт: «О добрых делах и возможностях их реализации» https://tak-prosto.org/
Я думаю, есть несколько важных факторов в формировании морально-нравственных ценностей и первый из них - высокая цель. И чем эта цель выше – тем интереснее. Сейчас мы можем гордиться участием в социальных проектах - изготовлением открыток и поделок для Павловского дома ветеранов, изготовлением кормушек для птиц, белых цветов для хосписа. участием в субботниках, сборе игрушек для Ленинградского зоопарка, организацией ярмарки для сбора средств болеющей ученице лицея и многими другими добрыми делами .
Ребят, которые почувствовали значимость своей помощи, уже не нужно уговаривать посещать занятия, они с радостью ждут следующего.
Второе, на что следует обратить внимание – это работа с родителями. Наше общение с родителями играет важную роль. Не все родители вникают в деятельность своего ребенка на занятиях по внеурочной деятельности. Но некоторые с удовольствием помогают не только своему ребенку, но подчас и активно участвуют в работе кружка. Родители должны видеть нашу работу. Мы обязательно вывешиваем актуальную информацию, благодарности, фотографии.
В рамках модуля «расширение границ» - мы готовили спектакли, музыкально-литературные гостиные для дошкольников и выходили с ними в детские сады, в ПНИ №7 Кировского района. Такие мероприятия позволяют детям ощутить себя старшими, значимыми и воспитывают чуткость к младшим.
В любом коллективе необходимы совместные посиделки. Чаепития после проектов стали для наших занятий уже традиционными. Неспешные разговоры во время таких чаепитий способствуют рефлексии сделанных добрых дел и планированию на будущее. Во время таких посиделок у детей возникают идеи, акций и занятий, я стараюсь их подхватывать и направлять в морально - нравственное русло.
Хотелось бы остановиться и на решении задачи воспитания и социализации учащихся в области формирования социальной культуры:
Формирование культуры общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России красной нитью проходит через все наши мероприятия и акции.
Но у нас есть замечательная программа «Мир праздников», которая как нельзя лучше способствует развитию морально-нравственных чувств ребят. Программа создает условия для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка. В процессе реализации курса « Мир праздников» у учащихся раскрываются такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии ребенка. На занятиях каждый ребенок может ощутить свою уникальность и востребованность. Важной особенностью занятий по данной программе является возможность организации коллективной творческой деятельности младших школьников. Программа «Мир праздников" является нелинейным курсом внеурочной деятельности, программа состоит из подготовительного двухчасового (длительностью два академических часа) занятия по теме планируемого праздника и двухчасового (длительностью два академических часа) практического занятия-праздника.
В этом году были уже проведены праздники - «Капустки», Масленица, Осенние праздники народов России. В данный курс уже традиционно мы включаем подготовку и проведение Смотра строя и песни, Песни в военной шинели.
Участвуя и главное, организуя такой праздник дети узнают много нового о своем Отечестве, воспитываются в патриотическом и морально- нравственном духе через деятельность.
Подводя итог, можно сказать, что, конечно, формирование морали и нравственности у ребенка является предметом воспитания в школе. И любой заинтересованный учитель это понимает, но работа во внеурочной деятельности является уникальной. Внеурочная деятельность позволяет заниматься самым главным - ребенком, его личностью, его интересами, и создавать вокруг него неповторимую атмосферу творчества, созидания, уважения и любви.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы развивающего обучения в современной школе
Развивающее обучение - особенный вид обучения, характеризующийся специфическим подходом к определению и реализации целей, его содержания, технологии и взаимодействия участников учебного пр...
Консультация для родителей: "АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ"
laquo;Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца». ...
Проблемы образования учащихся в современной школе
В настоящее время проблемам образования, поиску путей его совершенствования посвящено множество исследований, как ученых, так и учителей практиков. Все шире в школьную практику внедряются ин...
« Актуальные проблемы теории и практики современного специального образования»
Международная научно-практическая конференция « Актуальные проблемы теории и практики современного специального образования»...
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Родительское собрание...
Проблемы обучения письму (русскому языку) в современной школе
Письмо и чтение - базовые школьные навыки, без овладения которыми обучение затруднено или просто невозможно.Учителям начальных классов хорошо известно, что у многих детей возникают трудности в формиро...
Актуальные проблемы организации воспитательного процесса в школе в рамках реализации ФГОС
Статья воспитателя группы продленного дня...