Конспект беседы :«Мы в Мордовии живем»
методическая разработка (3 класс)
Конспект беседы :«Мы в Мордовии живем»
Цель: воспитывать чувство любви к родному краю, гордости за свой народ, знание и умение ценить традиции своего народа.
Ход беседы.
Вводное слово воспитателя:
Дети, как вы думаете, почему Россию называют многонациональной страной? У всех народов свой язык, культура, национальная одежда, кухня. Ребята, несмотря на то, что в России живет много людей разных национальностей, всех объединяет одно – мы все очень любим свою Родину.
Но когда мы говорим о Родине, мы имеем в виду не только огромную страну, но и маленький уголок в этой стране – город, деревню, даже улицу или дом – место, где каждый из нас родился и вырос, где живут наши родители, близкие люди и друзья. Родина – значит родная, как мама и папа. Место, где родился человек, называют малой родиной. У каждого из нас есть малая родина. Как называется место, где мы с вами живем?
Воспитатель: Ребята, в какой республике мы с вами живем? (В Мордовии).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_my_v_mordovii_zhivyom.docx | 17.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект беседы :«Мы в Мордовии живем»
Цель: воспитывать чувство любви к родному краю, гордости за свой народ, знание и умение ценить традиции своего народа.
Ход беседы.
Вводное слово воспитателя:
Дети, как вы думаете, почему Россию называют многонациональной страной? У всех народов свой язык, культура, национальная одежда, кухня. Ребята, несмотря на то, что в России живет много людей разных национальностей, всех объединяет одно – мы все очень любим свою Родину.
Но когда мы говорим о Родине, мы имеем в виду не только огромную страну, но и маленький уголок в этой стране – город, деревню, даже улицу или дом – место, где каждый из нас родился и вырос, где живут наши родители, близкие люди и друзья. Родина – значит родная, как мама и папа. Место, где родился человек, называют малой родиной. У каждого из нас есть малая родина. Как называется место, где мы с вами живем?
Воспитатель: Ребята, в какой республике мы с вами живем? (В Мордовии). Назовите столицу Мордовии? (Саранск) .
Воспитатель: Дети, что мы с вами делали, чтобы больше узнать о Мордовии?
Правильно, мы ходили в наш мини-музей на экскурсии, читали стихи, сказки, рассматривали фото, картины художника Ф. В. Сычкова, знакомились со скульптурами С. Эрьзи, слушали мордовские, русские, песни. Дети, а вы хотите побывать у кого-нибудь в гостях? Мы сегодня побываем в гостях у мордовского, народа. Россия – самая большая страна в мире, посмотрите на карту, какую огромную территорию занимает наша Родина. Мордовия занимает вот такую небольшую территорию.
Дети с воспитателем подходят к карте – воспитатель показывает на карте, где находится Мордовия, называя главный город Саранск .
Показывает флаг и герб Мордовии. Воспитатель объясняет значение каждого герба. Дети подходят к столу, называют символы народа (флаг и герб) .
Воспитатель: Дети давайте-ка вспомним, люди каких национальностей живут у нас в Мордовии (Ответы детей) .
Дети подходят к выставке кукол в национальных костюмах, рассматривают костюмы, повторяют за воспитателем названия: русский, мордовский, татарский. Скажите, а вам интересно было бы познакомиться с традициями и культурой этих народов? Ответы детей.
Воспитатель: Мне тоже очень интересно, поэтому я предлагаю вам поближе познакомиться с одним из народов, который называется - мордва.
Чем занимается народ Мордовии? (Выращивает хлеб, занимается охотой, гончарным делом, делает изделия из бересты) .
Звучит мордовская народная музыка. Стук в дверь. Входит девочка в национальном мордовском костюме (можно использовать куклу в национальном костюме) .
Воспитатель: Дети, к нам пришла гостья.
А как тебя зовут? (Парава -добрая девушка) Это русское имя? Что вы чувствуете, когда произносите это имя? А как вас зовут? (Дети проговаривают свои имена) А какая красивая и необычная у нее одежда. Эта девочка – мордовочка, и на ней мордовский национальный костюм.
Девочка кружится, дети рассматривают ее костюм.
Какие цвета использованы в костюме? (Ответы детей)
Парава:
Ребята, я вам принесла одежды нашего народа. Это – панго – праздничный головной убор замужней женщины. Руця – платок. Налобная повязка, вышитая бисером. Венок из искусственных цветов – для девушки. Дети, какие любимые украшения у мордовских женщин? (Дети рассматривают их, примеряют, называют) А вот это – обязательный атрибут костюма – пояс. Его завязывают поверх женской рубахи. Называется он пулай. (Дети повторяют, как называется пояс) Панар – это белая женская рубаха.
Д/игра “Назови одежду”.
Воспитатель: Парава, мы пришли в гости, чтобы узнать о мордовских обычаях, культуре, фольклоре. Пожалуйста, расскажи нам все, что ты знаете о своем народе.
Парава: С удовольствием расскажу. Я хочу пригласить вас в гости. Сегодня мы побываем с вами в мордовской семье.
Рассказ об истории и культуре мордовского народа:
«Вы уже знаете, что мордовский народ делится на две группы: мокша и эрзя. У них отличается язык, национальные костюмы, обычаи. Мордва - эрзя селились в лесах в деревянных избах – «кудо». Наши предки славились своим трудолюбием. Мужчины занимались охотой, рыболовством, земледелием. А женщины были искусными рукодельницами и хорошими хозяйками. Посмотрите, какие замечательные костюмы вышивали они своими руками. (Показывает фотографии людей в национальной одежде) .
Мордовские семьи были очень большими. Самым главным в семье был «аляй» - папа. А мама по-мордовски называется ласково – «тядяй».
Воспитатель: Я предлагаю вам отдохнуть и поиграть.
Дети играют в мордовскую игру «Два круга » под народную песню.
Ребята, кроме таких замечательных песен, игр, наш народ придумывал замечательные сказки, былины, героями которых были деревья, птицы, звери и разные мифические существа. Самым любимым персонажем мордовских сказок является Куйгорож – маленький летучий змееныш (показывает иллюстрацию). Куйгорож – большой непоседа, ни минуты не мог сидеть он без дела. Хорошим людям он помогал по хозяйству, а плохих, ленивых – наказывал: шалил, прятал вещи, портил одежду.
Воспитатель:
Ребята, очень красивые места в Мордовии, а мы все с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя… Россия. Для каждого из вас дорог тот край, где вы родились. (Спросить 2-3-х детей, где родились). Для нас- это Мордовия.
Родина моя, бескрайняя Россия,
И Сибирь, и Волга, и Урал,
Все места для нас святые,
Где бы ты в России не бывал.
Воспитатель: Ребята, а какие пословицы вы знаете о Родине и России?
Дети: 1. Воздух Родины – он особенный – не надышишься им.
2. Жить – Родине служить.
3. Лучше нет родного края.
4. На родной стороне и ворона родная.
Парава: А какие пословицы есть у мордовского народа о Родине?
Дети: 1. Без ветвей не дерево – без детей не семья.
2. В родном краю, как в раю.
3. Краше Родины нет ничего.
4. На родной стороне и камушек знаком.
Парава: Ребята, мордовский народ очень трудолюбив и гостеприимен, есть у нас и свое народное творчество. Это ткачество, вышивка, работа с деревом, плетение корзин, туесков. Я приглашаювас посмотреть выставку работ. (дети рассматривают) .
Парава:
Очень богат наш край, наш народ любит свою Родину и заботится о лесах, реках, бережет достояние республики. У нашего народа много традиций и обычаев. А какие у вас в группе есть традиции?
Дети:
- Справляем именины детей
- Рождественский праздник
- Проводы зимы, масленица, колядки.
Парава:
Мы тоже любим праздники. У нас есть праздник “Кереть-озке”. “Кереть” - означает плуг, “озке” - моленье. Этот праздник посвящается посевным работам. А на праздниках мы играем в игры, поем, пляшем. Вот я и хочу с вами поиграть в игру “Раю-раю”.(Проводится игра) .
Парава: На память о нашей встрече я дарю вам эту книгу – “Былины мордовского народа”
Звучит мордовская песня.
Воспитатель: Как хорошо, что наши мамы знают и берегут традиции своего народа, правда, ребята? Ведь любовь к Родине каждый из нас впитывает с молоком матери. Первые слова, которые мы учимся писать, - «мама» и «Родина».
Ребенок. Мама и Родина очень похожи.
Мама красивая, Родина тоже.
Вы присмотритесь, у мамы глаза
Цвета такого же, как небеса.
Мамины волосы, словно пшеница,
Та, что на наших полях колоситься.
Много у Родины общего с мамой,
Самой красивой, ласковой самой!
Воспитатель: Как много мы узнали. Очень много людей разных национальностей живет у нас в Мордовии. Все они живут дружно, помогая друг другу. Дети все вместе учатся в школах. В нашем детском доме тоже есть дети разных национальностей – мордва, татары, русские. Все они вместе дружат, вместе играют.
Каждая березка, кустик каждый,
Задремавшие в снегу поля, -
Все напоминает нам о самом важном –
Только здесь родимая земля!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация-конспект литературного чтения Н.Носов «Живая шляпа"» во 2 классе и ИЗО «Домашние животные» в 3 классе.
Презентация и конспект урока литературного чтения (2 класс) и ИЗО (3 класс) для малокомплектной начальной школы....
Конспект урока по окружающему миру "Живое и неживое". 1 класс. УМК Школа 2100.
Конспект открытого урока по окружающему миру "Живое и неживое", 1 класс, школа 2100. Урок соответствует требованиям ФГОС. Учитель создаёт условия для возникновения у учащихся внутренней потребно...
Конспект беседы по правилам дорожного движения "Мы пешеходы"
Беседа проходит в игровой форме, обучающая, поучительная, ознакомительная....
Этическая беседа по экологии «Елочка, живи!»
Данное мероприятие позволяет учить детей видеть связь настоящего с будущим, прогнозировать перспективы развития отношений человека и природы, воспитывать экологическую культуру поведения ч...
Конспект урока по теме "Животные живого уголка. Про кошек и собак."
В учебном плане на эту тему отводится 2 часа. Поэтому материалы урока и презентация к нему рассчитана на 2 урока. Презентацию к уроку разместить здесь не удалось, так как объем ее превышает ...
КОНСПЕКТ БЕСЕДЫ- ЗАНЯТИЯ ПО ПДД с ИКТ «В ГОСТЯХ У СВЕТОФОРИКА. ШКОЛА СВЕТОФОРНЫХ НАУК»
КОНСПЕКТ БЕСЕДЫ- ЗАНЯТИЯ ПО ПДД с ИКТ «В ГОСТЯХ У СВЕТОФОРИКА. ШКОЛА СВЕТОФОРНЫХ НАУК» Цель: закрепить у детей знания о безопасных правилах поведения на улице и дорогеЗадачи:1.За...
Конспект урока "Саранск- Столица Мордовии".
Открытый урок "Саранск-Столица Мордовии"...