Перевозка пассажиров на транспортных средствах
план-конспект занятия (1 класс)

Цель:

Освоить основные правила перевозки пассажиров на различных видах транспортных средств.

 

Задачи:

  1. Развитие активной познавательной деятельности.
  2. Формирование общеинтеллектуальных умений (умение сравнивать, анализировать, обобщать).
  3. Развитие общеучебных умений и навыков (работа с правилом, работа со схемами, работа по алгоритму).
  4. Воспитание самоконтроля.
  5. Активизация внимания учащихся.

 

          Формы работы:

  1. Коллективная.
  2. Парная.
  3. Индивидуальная.

 Предварительная  подготовка:

 Дети находят   интересную информацию по теме, готовят выступления

    Оборудование

   Презентация на мультимедиа.

 

     Технологические приемы и методы, используемые на классном часе :

  1. Стимулирование инициативы и самостоятельности.
  2. Создание ситуации свободного выбора учебных заданий.
  3. Учет индивидуальных особенностей и дифференцированный подход.
  4. Создание ситуаций взаимопомощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Классный час91 КБ

Предварительный просмотр:

 ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ НА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ.

Цель:

Освоить основные правила перевозки пассажиров на различных видах транспортных средств.

Задачи:

  1. Развитие активной познавательной деятельности.
  2. Формирование общеинтеллектуальных умений (умение сравнивать, анализировать, обобщать).
  3. Развитие общеучебных умений и навыков (работа с правилом, работа со схемами, работа по алгоритму).
  4. Воспитание самоконтроля.
  5. Активизация внимания учащихся.

          Формы работы:

  1. Коллективная.
  2. Парная.
  3. Индивидуальная.

 Предварительная  подготовка:

 Дети находят   интересную информацию по теме, готовят выступления

    Оборудование

   Презентация на мультимедиа.

     Технологические приемы и методы, используемые на классном часе :

  1. Стимулирование инициативы и самостоятельности.
  2. Создание ситуации свободного выбора учебных заданий.
  3. Учет индивидуальных особенностей и дифференцированный подход.
  4. Создание ситуаций взаимопомощи.
  5. Самооценка своей деятельности и коррекция.
  6. Создание проблемных ситуаций.
  7. «Мозговая атака».

Ход урока.

  1. Орг.момент.

Сегодня наш классный час будет проходить на тему ПДД, а чему именно будет посвящен, мы узнаем позже.

  1. Прежде чем начать  классный час, я предлагаю вам ответить на вопросы теста.

Работа в парах.

Учитель: Вы наверное заметили, что все задания теста  охватывают одну из важнейших тем ПДД.

Как  бы  вы озаглавили этот тест?

Ученики: Правила перевозки пассажиров на транспортных средствах.

Учитель: - Сложно или легко вам было выполнить это задание?

                  -  Какие вопросы вызвали затруднение?

Тест выполняется  самостоятельно учащимися в группах карандашом на печатных листах. Сложные вопросы нужно  обвести в кружок. Ответы не проверяются в начале урока. Задание мотивирует каждого к получению знаний. Ответы корректируются в течение урока.

  1. Почему нельзя перевозить пассажиров на велосипеде?

А) потому что он сломается

Б) потому что он неустойчив

В) так предложила ГИБДД

2. С какого возраста можно ездить на заднем сидении мотоцикла?

А) с 14 лет

Б) с 16 лет

В) с 12 лет

3. Защитный шлем обязаны одевать?

А) водители спортивных мотоциклов

Б) водители всех мотоциклов и их пассажиры

В) водители мотоциклов, за исключением мотоциклов с коляской

4. Можно ли производить посадку и высадку пассажиров со стороны проезжей части?

А) можно, если нет приближающегося транспорта

Б) можно, если посадка и высадка пассажиров со стороны тротуара или обочины невозможна

В) нельзя

5. Можно ли перевозить пассажиров в кузове грузового автомобиля?

А) можно, если дорога ровная

Б) можно, если автомобиль оборудован скамейками (посадочными местами)

В) нельзя

6. С какого возраста можно ездить ребенку на переднем сидении легкового автомобиля?

А) с 12 лет

Б) с 14 лет

В) с 16 лет

7. Можно ли перевозить детей в кузове грузового автомобиля?

А) нельзя

Б) можно, в сопровождении взрослого и при наличии сидений

В) только в исключительных случаях

8. Можно ли ездить в грузовике стоя?

А) можно, если держаться руками за борта

Б) можно, если покрытие дороги без выбоин

В) нельзя

9. Кого можно перевозить на оборудованном дополнительным сидением и подножками велосипеде?

А) взрослого

Б) двоих детей

В) одного ребенка в возрасте до 7 лет

10. При движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми обязаны:

А)  водитель (включая водителей, обучающих вождению и водителей оперативных служб), пассажиры

Б)  водитель обязательно, а пассажиры по желанию

В) водитель (за исключением водителей, обучающих вождению и водителей оперативных служб), пассажиры

11. Перевозка детей на мотоцикле на баке для горючего или между водителем и пассажиром:

А) запрещена

Б) допускается, если ребенку более 12 лет

В) допускается, если ребенку менее 7 лет

3.Постановка целей

Учитель: Сегодня мы с вами попытаемся найти верные ответы на поставленные вопросы и узнаем о правилах безопасной перевозки пассажиров на транспортных средствах.

4.Фронтальная работа.

Учитель: По ходу урока нам встретится много терминов из ПДД, которыми мы должны владеть. Давайте вспомним некоторые из них. (Работа с мультимедийной презентацией)

СЛАЙД № 1        Основные термины.

1. Пассажир                                                                     рисунок           понятие

2. Транспортное средство                                              рисунок           понятие

3. Механическое транспортное средство                     рисунок           понятие

4. Велосипед                                                                    рисунок           понятие

5. Мотоцикл                                                                     рисунок           понятие

6. Дорожно-транспортное происшествие                     рисунок           понятие

Понятия:

Пассажир - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве, а также лицо, которое входит или выходит из транспортного средства.

Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Механическое транспортное средство - транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем.

Велосипед – транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой человека.

Мотоцикл  двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него.

ДТП – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, а также повреждены сами транспортные средства.

Учитель: Очень многое, в том числе и безопасность в пути, зависит от уровня культуры пассажиров.

Давайте вспомним, как должны вести  себя пассажиры  транспортного  средства.

Ученики: Во время движения нельзя открывать двери транспортного средства, нельзя   высовываться в открытые окна  и нельзя вытягивать  руки в окна , а также нельзя  отвлекать разговорами водителя.

А вот требования ПДД к перевозке пассажиров нужно знать и выполнять.

(На экране рисунок)

Рассмотрим правила перевозки пассажиров на различных транспортных средствах.

  1. ВЕЛОСИПЕД (на экране рисунок).

     Учитель: Сколько сидений у велосипеда?

Ученики: Одно.

Учитель: Сколько людей может передвигаться на велосипеде одновременно?

Ученики: Один человек.

Учитель: Разрешено ли перевозить пассажиров на раме или багажнике велосипеда?

Ученики: Запрещено, так как это не предусмотрено правилами из-за неустойчивости данного ТС.

     Учитель: Допускается ли исключения из этого правила?

Ученики: Да, нам известно, что в качестве пассажиров на велосипеде можно перевозить ребенка до 7 лет на специальном сидении с подножками.( Надпись под рисунком.)

  1. МОТОЦИКЛ (на экране рисунок).

     Учитель: А чем это транспортное средство на ваш взгляд отличается от      

     предыдущего?

Ученики: - У мотоцикла больший объем двигателя.

                 - Он может развивать большую максимальную скорость

                 движения.

                 - Может иметь боковой прицеп.

Учитель: Какое необходимое мероприятие должны выполнить люди перед посадкой на данные транспортные средства?

Ученики: Перед посадкой необходимо надеть и застегнуть защитный мотошлем.

Учитель: В чем его необходимость?

Ученики: Защитные мотошлемы уменьшают тяжесть травм головы при ДТП.

(На экране рисунок).

На мотоцикле тем, кому еще нет 12 лет разрешено ехать только в коляске, и лишь после 12 лет – на заднем сидении за водителем. Причем пассажиров не должно быть сверх мест, предназначенных для их перевозки.

  1. ЛЕГКОВОЙ АВТОМОБИЛЬ (на экране рисунок).

Учитель: Сколько взрослых пассажиров может находиться в салоне легкового автомобиля?

Ученики: Согласно предусмотренного числа мест.

Учитель: Лишь с 12 лет можно располагаться рядом с водителем. Водитель и пассажиры легкового автомобиля должны быть пристегнуты ремнями безопасности. (На экране рисунок).

Действительно ли оправдывают себя ремни безопасности?

Давайте послушаем исследовательский отчет учащегося : Симонова Елизавета.

Симонова Елизавета

       Я попытаюсь  дать ответ на следующий вопрос: «Что угрожает жизни и здоровью людей, находящихся в кабине автомобиля в момент совершения ДТП. Способны ли ремни безопасности спасти водителя и пассажиров от гибели?»

   В момент столкновения, жизни и здоровью людей действительно угрожают удары о различные предметы интерьера салона, выбрасывание из автомобиля через лобовое (заднее) стекло и удары пассажиров друг о друга.

    Поэтому роль ремней безопасности велика.

     Результаты исследований, приведенные в книге К. Жерондо «Безопасность движения: прошлое, настоящее, будущее», проведенные методом скоростной съемки показывают, что при наезде автомобиля, скорость движения которого 80 км/ч, на неподвижное препятствие происходит следующее:

ВРЕМЯ ОТ МОМЕНТА СТОЛКНОВЕНИЯ

ПОСЛЕДСТВИЯ

Спустя 0,026 секунды

- Вдавливается бампер до линии передних сидений

- Пассажиры со скоростью 80 км/ч продолжают движение в салоне

Спустя 0,039 секунды

- Водитель вместе с передним сидением передвигается вперед на 15 см

Спустя 0,044 секунды

- Он грудной клеткой ломает руль

Спустя 0,050 секунды

- На всех пассажиров начинает действовать сила, в 80 раз превышающая их собственный вес

Спустя 0,068 секунды

- Водитель с силой в 9 тонн ударяется о приборный щиток

Спустя 0,092 секунды

- Водитель и сидящий рядом пассажир врезаются головами в переднее ветровое стекло и получают смертельные повреждения черепа

Спустя 0,1 секунды

- Повисший на руле водитель отбрасывается назад, он уже мертв

Спустя 0,11 секунды

- Автомобиль начинает откатываться назад

Спустя 0, 113 секунды

- Сидящий за рулем водитель сталкивается с пассажиром сзади, нанося ему смертельные повреждения

МЕНЕЕ ЧЕМ ЗА 0,2 СЕКУНДЫ ВСЕ ОКОНЧЕНО!

СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ ПРИ СТОЛКНОВЕНИИ

ТРАВМЫ, АНАЛОГИЧНЫЕ ПАДЕНИЮ С ВЫСОТЫ

30 км/ч

3,5 м (одноэтажное здание)

60 км/ч

14 м

80 км/ч

30 м (семиэтажное здание)

Распределение элементов оборудования автомобиля по частоте причиняемых ими травм, в %

ОБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ

СТЕПЕНЬ ОПАСНОСТИ ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ

СТЕПЕНЬ ОПАСНОСТИ ДЛЯ ПАССАЖИРОВ

Рулевое колесо

33,3 %

-

Лобовое стекло

21,1 %

28,4 %

Рулевая колонка

14,3 %

-

Панель приборов

13,4 %

38,4 %

Двери и передние стойки

10,4 %

20,2 %

Крыша

5,2 %

4,0 %

Спинки сидений

1,0 %

3,6 %

Учитель: Для безопасной перевозки малолетних детей в салоне легкового автомобиля правилами также предусмотрены специальные детские сидения.

Учитель: В некоторых городах России существуют специальные детские такси.  Об этом нам расскажет Селезнев Даниил.

Селезнев Даниил.

      Да, это верно и действительно вызывает интерес. Подобные такси уже более года существуют в Иркутске и Екатеринбурге. Автомобили оснащены универсальными удерживающими устройствами, которые подходят детям любого возраста. Все водители имеют педагогическое образование – в большинстве случаев это бывшие учителя школ и воспитатели детских садов. В салонах машин установлены мониторы, на которых демонстрируются мультфильмы.

Учитель:  С 1 июля 2008 года принято постановление о внесении изменений в Правила дорожного движения по перевозке пассажиров. Каковы новые требования? Послушаем  Мальцева Матвея.

Доклад Мальцева Матвея.

                   

    Согласно действующим правилам, применительно к теме нашего урока, перевозка детей в кузове бортового грузового автомобиля допускается только в исключительных случаях. С 1 июля она запрещена при любых обстоятельствах. Вместе с тем любое другое транспортное средство, в котором едут маленькие пассажиры, должно, как сказано в документе, «иметь спереди и сзади» специальный опознавательный знак «Перевозка детей» (ФОТО на экран). Кроме того, уточняется, что все дети в транспортном средстве во время движения должны сидеть (сейчас в ПДД такого указания нет).

   Еще одно новшество: согласно новым Правилам, шофер обязан включать аварийную сигнализацию «при посадке детей в транспортное средство, имеющее опознавательные знаки «Перевозка детей», и высадке из него.

5.Актуализация опорных знаний (проверка выполнения теста)

6.Орг момент


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Величина тормозного пути транспортного средства"

Презентация "Величина тормозного пути транспортного средства"...

Беседа на тему: «Остановочный и тормозной путь транспортных средств»

Воспитательское занятие. Беседа на тему: "Остановочный и тормозной путь транспортных средств"...

Двухколёсные транспортные средства и правила безопасного передвижения на них

Конспект внеклассного мероприятия по правилам доорожного движения ко Дню велосипедиста...

Занятие по 10-часовой программе по ПДД "Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств"

Занятие по ПДД можно использовать в начальной школе при изучении сигналов, подаваемых водителями автомобилей, специального транспорта, велосипедов....

Презентация "Транспортные средства" ("Verkehrsmittel")

Презентация помогает детям лучше усвоить знания на уроках немецкого языка по теме"Транспортные средства"....

Проектирование и строительство транспортных средств. Зубчатая передача. Изготовление модели транспортного средства с ведущим передним колесом.

Материал представлен в форме конспекта занятия по лего-конструированию в начальных классах. Обучающиеся на занятии изучат механизм зубчатой передачи, научатся конструировать простой механизм «зу...

Классный час "Перевозка пассажиров на грузовых автомобилях"

Цель урока: закрепить знания правил пользования пассажирским транспортом дать представление о перевозке учеников на грузовых машинах, как о крайней необходимости....