Беседа на тему: «Остановочный и тормозной путь транспортных средств»
материал (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ostanovochnyy_i_tormoznoy_put_transportnyh_sredstv.docx | 14.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Остановочный и тормозной путь транспортных средств
Цель занятия: сформировать у младших школьников чувство опасности при переходе проезжей части перед близко идущим транспортом; дать понятие тормозного и остановочного пути; разъяснить учащимся, как правильно выбрать безопасное расстояние до транспортного средства при переходе дороги.
Новые слова: Время реакции водителя, тормозной путь, остановочный путь, безопасное расстояние до транспортного средства.
Ход занятия
1. Организационный момент. Сообщение темы занятия
2. Беседа по теме
Воспитатель спрашивает учащихся, почему нельзя переходить проезжую часть дороги перед близко идущим транспортом? Какое расстояние до движущегося транспортного средства они считают безопасным?
Затем он поясняет ученикам, что автомобиль и другие транспортные средства быстро остановить нельзя. При торможении автомобиль, автобус, мотоцикл, велосипед по инерции проходят какое-то расстояние. Иногда его достаточно, чтобы совершить наезд на пешехода. Поэтому переходить дорогу перед близко идущим транспортом опасно. Если дорога скользкая после дождя или на ней образовалась ледяная корка при отрицательной температуре, то переходить проезжую часть становится ещё опаснее - автомобиль до полной остановки проходит ещё больший путь.
Остановочный путь - это расстояние, которое пройдет автомобиль с момента обнаружения пешехода на дороге до полной остановки автомобиля. Это расстояние складывается из трех составляющих: пути, пройденного за время реакции водителя; пути, пройденного за время срабатывания тормозного привода; тормозного пути.
Воспитатель дает пояснения.
Заметив на дороге пешехода, водитель не сразу начинает тормозить. Сначала он определяет расстояние до пешехода, оценивает скорость движения своего автомобиля и состояние дороги (сухая или скользкая), обращает внимание на движение других транспортных средств и возможность объезда пешехода и т. д. Решив, что надо тормозить, водитель нажимает на педаль тормоза. Пока он думал, надо тормозить или нет, автомобиль прошел некоторый путь, который называется путь, пройденный за время реакции водителя.
При нажатии на педаль тормоза автомобиль не начинает сразу тормозить.
Проходит какое-то время, пока срабатывает тормоз. Автомобиль за это время
проходит ещё некоторое расстояние.
Но и поле начала торможения автомобиль останавливается не сразу. Расстояние, пройденное автомобилем от начала торможения до полной остановки называют тормозным путем.
На длину тормозного пути оказывают влияние скорость движения автомобиля, масса автомобиля, состояние его шин и тормозов, тип дорожного покрытия и его состояние, погодные условия и время года.
Чем выше скорость движения автомобиля, тем длиннее его тормозной путь. Для пояснения этого можно провести с учащимися опыт. Сначала один из учеников идет спокойным шагом и по команде учителя пытается резко остановиться. Сделать ему это не удается - после команды он проходит ещё один-два шага. Затем ученику предлагается перемещаться бегом и по команде учителя остановиться. Сделать это ему ещё труднее. Так и с автомобилем. Водитель нажимает на педаль тормоза, а автомобиль продолжает некоторое время двигаться.
Чем больше масса автомобиля, тем труднее его остановить. Например, легковой автомобиль остановить легче, чем грузовой автомобиль или автобус. А велосипед остановить легче, чем легковой автомобиль.
3. Опасности, связанные с погодными условиями.
Воспитатель обращает внимание детей на опасности, связанные с погодными условиями. Зимой на скользкой дороге остановить транспортное средство очень трудно - оно проходит большее расстояние до полной остановки, чем на сухой дороге. Кроме того, в морозную погоду стекла автомобиля замерзают, и водитель позже замечает пешехода.
Ночью, когда видимость ограничена, переходить проезжую часть становится особенно опасно - водитель поздно замечает препятствие и может совершить наезд. Кроме того, в темное время суток наступает усталость, и водитель с запозданием реагирует на препятствие.
4. Вопросы для закрепления знаний
1. Какие транспортные средства вы знаете?
2. Почему невозможно мгновенно остановить автомобиль?
3. Что такое тормозной путь и от чего зависит его длина?
4. Что такое остановочный путь автомобиля? Из чего он складывается?
5. Есть ли у велосипеда тормозной путь?
6. У какого транспортного средства тормозной путь короче: у грузового автомобиля, у велосипеда или у легкового автомобиля? Как это объяснить?
5. Итог занятия.
Подводя итог, воспитатель дает установку детям: никогда не спешить при переходе проезжей части дороги и не перебегать дорогу перед близко идущим транспортом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Величина тормозного пути транспортного средства"
Презентация "Величина тормозного пути транспортного средства"...
Тормозной путь транспорта
дать понятие учащимся о том, что движущийся транспорт остановить мгновенно невозможно...
Беседа «Предупредительные сигналы транспортных средств».
Цели:Образовательные.В занимательной форме обобщить имеющиеся знания, используя дополнительные электронные ресурсы.Предупредить наиболее распространённые ошибки детей на дороге.Воспитательные.Воспитыв...
Конспект классного часа на тему: «Остановочный путь. Тормозной путь»
Дата проведения мероприятия 15.01.19 ФИО учителя: Малышева Ольга Васильевна. Класс: 3Б...
Беседа на тему: "Дорожно - транспортная безопасность"
Беседа на тему: "Дорожно - транспортная безопасность"...
Проектирование и строительство транспортных средств. Зубчатая передача. Изготовление модели транспортного средства с ведущим передним колесом.
Материал представлен в форме конспекта занятия по лего-конструированию в начальных классах. Обучающиеся на занятии изучат механизм зубчатой передачи, научатся конструировать простой механизм «зу...
Остановочный путь. Тормозной путь.
Занятие...