«Труд – основа жизни»
методическая разработка (4 класс)

Алабердова Юлдуз Менглибиевна

Расширить представление детей о значении труда  в жизни общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trud.docx31.03 КБ

Предварительный просмотр:

Труд – основа жизни

Цель:  расширить представление детей о значении труда  в жизни общества.

Задачи:

·               показать необходимость труда в жизни человека;*

·               Расширить  кругозор  детей в мире  профессий.

·               убедить учащихся в том, что их главная цель – учеба.

·               привить уважение и любовь к труду и людям труда

 

Ход  мероприятия

I. Проблемная ситуация. «Два плуга»

   -   Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

- Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

- От труда, мой милый, - отвечал тот. - А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

 

·         Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился.)

·         Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной.)

·         Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах?(Труженика и лентяя.)

·         Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?

Примерные ответы детей:

·         Труд красит человека, а безделье его уродует.

·         Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.

·         Только в труде человек может раскрыться.

·         Без труда человек заржавеет и заболеет.

 

- Оглянитесь вокруг. Все что нас окружает  – все от труда. Трудом создаются богатства страны, благосостояние наших семей. Без труда нет человеку счастья.

 Ввод в тему мероприятия:

 - Так значит, наш сегодняшний разговор пойдет о……? (О труде, о профессиях).

Мы назовем наше мероприятие – «Труд – основа жизни»,

Слайд Труд – основа жизни

Слайд Древний человек

     Труд сделал человека человеком. Труд поднял человека на ноги, укрепил его руки, каменного топора до микроскопа, от первого лемеха до Эйфелевой башни, - создано трудом.Умение человека изготавливать орудия труда позволило ему выделиться из животного мира.

Все, что тысячелетиями создавалось на земле - от каменного топора до микроскопа, от хижины до Эйфелевой башни, - создано трудом.

С давних времен люди придавалиогромное значение труду,  потому что:

 

Слайд Труд – это то, что человек делает для себя и других людей для удовлетворения своих потребностей и потребностей других.

·         Труд - это источник радости, удовольствия.

·         В процессе труда человек учится общению с другими людьми

·          В труде человек мужает как физически, так и нравственно.

·         От труда зависит его благополучие.

·         Как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и

 как несчастны и беспомощны люди, которые ничему не научились.

·         Труд человека кормит, поит, одевает и на ум наставляет.

·         Своим трудом человек делает свою жизнь лучше, землю краше, а Родину богаче.

 

Слайд

Народ о тружениках

     Народ уважает своих тружеников. О мастерах умельцах  шутливо и с восхищением говорят мудрые пословицы:

·          «Хороший кузнец и лягушку подкуёт».

·         «Дело мастера боится»….

 

- А  лентяях или тех, кто работает плохо народ осуждает, и отзываются с насмешкой «У стряпухи Дарьи целый день аварии», «Лентяй за работой болен, к обеду здоров»  Почему?

Дискуссия о трудолюбии и лени.

- Жизнь показывает, что одни люди ленивы, другие трудолюбивы - почему так?

- От чего это зависит?  (от воспитания, умения, желания)

- Какую роль в этом играют родители, педагоги?    (Дети высказываются.)

-  С удовольствием помогаете родителям дома  (Отвечаем честно)

-  Какие качества требуются для того чтобы хорошо выполнить  задуманную  работу? (Воля, целеустремленность, ответственность, желание учиться, самодисциплина.)

-  Интересно, что и сам трудовой процесс помогает человеку развить эти качества? (Занятый делом человек планирует свое время, старается все успеть сделать  вовремя. Поэтому попусту время не теряет. Если что-то не умеет – он учиться этому).

 

Давайте поразмышляем -

 

Слайд Трудолюбивый человек:

·          Получает радость от самого процесса работы и от его результатов.

·          Его жизнь нельзя назвать скучной и однообразной - он всегда найдет себе интересное занятие.

·          Трудолюбивый человек рано или поздно достигает успеха в любом деле

·         Пользуется уважением людей

·         Не знает нужды – у него все есть

·         Тот, кто любит труд, не нуждается в развлечениях.

- О самых искусных мастерах  говорят, что у них золотые руки. Почему так говорят?(потому что делают красивые, нужные вещи своими руками…)

Бывают руки непростые, 
На вид, как все, - обычные. 
Их называют золотые, 
Они к труду привычные. 

В них дело спорится умело - 
Всё могут сделать, воссоздать. 
С душой берутся, ловко, смело. 
Таким не свойственно скучать. 

 

В то время у лентяя одни беды:

·         Вечно в чем-то нуждаются (нет денег, еды, нет хорошей одежды – одним словом они бедны)

·         Они неинтересны, скучны – потому что ничем не интересуются

·         Они слабы, хилы,  не спортивны – потому что им лень заниматься спортом и физической работой.

·         Ленивый- бесцельно растрачивает свое время.

·         Не пользуются уважением людей, их не ценят

 

Вот что о лентяях говорят народные пословицы:

·         Кто ленив, тот и сонлив

·         Лентяй за работой  болен,  за обедом здоров.

·         Живот да головка - всегда у ленивых отговорка.

·         У плохого мастера и пила плохая. 

·         Сколько ни говорить, а с разговору сыт не будешь.

Слайд  - Задание   Лекарство от лени

-  Можно ли избавиться от лени? Как? Изобретите лекарство от лени. Предложите ваши рецепты. (Работа в группах – по 5 человек + воспитатель???Приветствуются любые нереальные и фантастические рецепты.)

Викторина загадок «Угадай профессию»(со зрителями)

Он детишек учит в школе,

(У него их двадцать пять),

Выраженья и задачи

Добросовестно решать.

(Учитель.)

 

Человек в халате белом -

Занят очень важным делом.

Ему здоровье доверяем

И надежду возлагаем.

(Врач.)

 

Стоит серая стена,

Некрасивая она.

Пришел с кистью дока,

Покрасил всё до срока.

(Маляр.)

 

В небе самолет летит.

Он над городом кружит.

Кто машиной управляет,

Кого пилотом называют?

(Летчик.)

 

Кто в пекарне хлеб печёт?

Кому спасибо и почёт?

Кто заботится о том,

Чтоб хлеб пришел к нам в каждый дом?

(Пекарь.)

 

На посту есть офицер,

Транспортом он управляет

И движенье направляет-

Это...

 

Зуб болит - хоть вой, хоть плачь.

Что же нужен мне за врач?

(Стоматолог.)

 

Вот машина подошла,

Груз на стройку привезла.

Нажимает на стартёр

Очень опытный ... (шофёр).

 

Электричество горит-

Как светло в квартире.

Надо благодарить

Того, кто свет привык дарить.

(Электрик.)

 

Кто продукты продаёт,

Дельный нам совет даёт?

За прилавком он стоит,

Взвешивая, говорит:

- Очень вкусные сардельки.

Сто рублей с вас, три копейки.

(Продавец.)

 

Старый дом пошёл на слом,

Вырастет здесь новый дом.

Кирпичи уже везут,

Материалы подают.

Маляры, водители -

Все они ... (строители).

 

Кто ведет учет зарплаты,

Посчитает нам квартплату,

Фонд премиальный рассчитает-

Он о деньгах много знает.

                                      (Бухгалтер.)

 

Фирмой он руководит,

В школе тоже может быть.

Если он издал приказ -

Подчиняйся всякий раз.

                               (Директор.)

 

Не водитель, но в трамвае

Нам билеты отрывает.

Остановки сообщает,

Как его все называют?

                           (Кондуктор.)

 

 Аппарат летательный -

Дом ее желательный.

Перелёт: Москва-Одесса.

Вас обслужит ... (стюардесса).

 

Он разведчик недр земных:

Руд, угля, почв нефтяных.

(Геолог.)

 

На орбиту вышел спутник,

В нем посланец - с Земли путник.

В невесомости сидит,

О науке говорит.

(Космонавт.)

 

Газеты разносит он по домам,

А также письма и журналы.

Спешит доставить телеграммы.

Ему мы благодарны с вами.

(Почтальон.)

 

Скажите, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды (повар)

 

С ошнем бороться мы долны -0

Мы смелые и храбрые,

Мы очень людям все нужны.

Так, кто же мы?  (пожарные)

 

   Кладет кирпич за кирпичом

Растет этаж за этажем,

Все выше, выше новый дом (строитель)

 

Встаем мы рано,

Ведь наша забота-

Все отвозить на работу.  (шофер)

 

Нас одевает в красивые платья,

Шьет нам наряды,

Чтоб было приятно. (швея)

 

Мастер, мастер, помоги –

Прохудились сапоги.

Забивай покрепче гвозди –

Мы пойдем сегодня в гости! (сапожник)

 


Молодцы! Хорошо знаете о профессиях.

 

Итоги   Самый лучший рецепт от лени  (подведение итогов = поощрение.) Все мы знаем, что любой труд поощряется. Молодцы! Получите за труды

 

  - А давайте, все-таки узнаем, есть ли лекарство от лени?

 

Слайд     Инсценировка « Сказка про лень».
Лентяй
: Дайте средство нам от лени, от могу, но не хочу.

Аптекарь: Есть душистое втиранье от укусов комаров
Есть микстура от чиханья, проглотил - и будь здоров.
Есть микстура от мигрени, лекарства нет от лени.

Лентяй: Хорошо бы это средство поскорей изобрели,
Чтобы все лентяи с детства принимать его могли.
Появись лекарство это, я купил бы два пакета,
Нет не два , а целых три

Аптекарь: Кто жить умеет по часам и ценит каждый час, 
Того не надо по утрам будить по десять раз.
И он не станет говорить, что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть и застилать кровать.
Успеет он одеться в срок, умыться и поесть,
И раньше, чем звенит звонок, за парту в школе сесть.

Ученик: Если долго ты в постели провалялся,
Если выучить уроки не успел,
Если маме помогать ты отказался,
Значит,  ленью ты серьезно заболел.
Ленью можно друг от друга заразиться
Лень прилипчива, как клей или смола,
И одно 
лекарство есть-трудиться
Чтобы лень дорогу не нашла.

 

Физминутка

  - Представляете, даже над собой, над своим здоровьем надо работать.  Давайте не будем лентяями, а будем бодрыми, здоровыми и веселыми. Давайте подвигаемся, чтоб не облениться.

 

Музыка «Пяточка носочек»



Продолжи пословицу

Каждый народ  детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде?Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором.

 

·         Деревья смотри в плодах,... (а людей смотри в делах).

·         Терпенье и труд... (все перетрут).

·         Без труда не вытащишь и (рыбку из пруда).

  • Дело мастера (боится).
  • Труд кормит, а(лень портит).
  • Кончил дело –(гуляй смело).
  • Не за свое дело не берись, а за своим не ленись.

• Лень - мать всех пороков.

·         В труде рождаются (герои).

  • Поспешишь  людей (насмешишь).

·         Птицу узнают в полете, (а человека в работе).

·         Под лежачий камень... (и вода не течет).

·         Маленькое дело... (лучше большого безделья).

·         Не сиди сложа руки - ... (не будет и скуки).

·         Не спеши языком - ... (спеши делом).

·         Любишь кататься - ... (люби и саночки возить).

·         Делу время,... (потехе час).

 

- Молодцы!

 

    Наши девочки тоже даром время не теряли. Разрешите представить вам коллекцию:

Музыка   Для дефиле

1.      Вечно модная  и красивая ненецкая одежда, которую девочки изготовили своими руками в свое свободное время под руководством Любовь Павловны и на занятиях творческом объединении «Северные изделия»  под руководством талантливого  педагога Худи Анны Енайковны.

2.     К вашему вниманию представляем оригинальные юбочки, которые девочки сшили на занятиях в творческом объединении «Золушка» под руководством опытного педагога Шиловой Ирины Семеновны

 

Слайд   Выбор профессии

- Сотни профессий, множество больших и важных дел ждут вас впереди. Какую профессию выбрать? Кем стать? Хотя у вас впереди еще много времени все равно вам нужно  знать:

·         Профессию, которую выберете должна нравиться вам;

·         При выборе профессии учитывайте свои возможности, способности, интересы;

·         Работа должна приносить пользу обществу (другим людям)

·         Дело, которое выберете, должна приносить радость и пользу тебе и вашим близким

 

- Теперь внимание на слайд! «Ярмарка профессий»

 

Слайд  «Ярмарка профессий»(4 слайда)

 

(Представление профессий на слайде, знакомые профессии пропускаем дальше, незнакомые - зачитываем)



Работа с пословицами

Каждый получает карточку с пословицей, объясняет ее смысл.

• Живот да головка - всегда у ленивых отговорка.

• Лежебоке и солнце не в пору восходит.

• Лентяй да шалопай - два родных брата.

• У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.

• Терпение и труд все перетрут.

• Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

• Не за свое дело не берись, а за своим не ленись.

• Лень - мать всех пороков.

·         В труде рождаются герои.

 

Вывод:   Трудолюбие — это достоинство человека. Все великие люди были необычайно старательны и трудолюбивы.

Из жизни выдающихся людей. Историческая справка

Слайд Александр Суворов

·          Например, великий русский полководец Александр Суворов от рождения был слабым, болезненным мальчиком. И только упорный ежедневный труд помог ему стать сильным, смелым и мужественным человеком.

Слайд  Петр 1

·         Не боялся труда великий царь Петр 1, сам трудился больше всех. Он сказал одному морскому офицеру: «Надо трудиться, братец. Я и царь вам, а у меня на руках мозоли, все для того, чтобы показать пример и хоть под старость увидеть в вас хороших помощников мне и слуг Отечеству».  Царь был мастер во всех ремеслах. На фабриках, которые заводил, иногда сам работал за станком. Но больше всего он любил токарное мастерство и занимался им по несколько часов в день.

    Личность Петра I вдохновляла и восхищала его современников и потомков, вот что писал о нем великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин:

Чтец:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

 

- Что заставляло Петра I трудиться?   (Дети высказывают предположения.)

 

 

·         И в нашей тундре, в нашем  поселке немало заслуженных и почетных работников, ветеранов труда, мастеров  своего дела.

     Не просто получить звание почетного работника – для этого нужно добросовестно и много  лет трудиться,  это звание нужно заслужить.

Ознакомьтесь с некоторыми героями труда,  мастерами своего дела. Некоторых из них вы,  наверное,  знаете, могут быть - это ваши дедушки, соседи, знакомые. А нам всем  стоит нам равняться, брать с них пример.

 

Слайд «Честь по труду» (9 слайдов)

 

 

 - Мы знаем,что любая вещь - это результат труда многих людей . Чтобы сделать самую простую вещь, нужно много знать и уметь.

 

Ничто, никогда не входит само.
Само не приходит и на дом письмо,
Само не способно смолоться зерно;
Само стать костюмом не сможет сукно;
Само не умеет свариться варенье
Само не напишется стихотворение.
Мы делать все это обязаны сами –
Своей головой и своими руками.

Слайд  Труд хлебороба(1 слайд)

 

- Давайте, ребята вспомним, люди каких профессий трудились, чтоб на нашем с вами столе появился вот такой пышный каравай (хлеб)

На примере буханки хлеба….(пахарь.агроном, комбайнер, мукомол, пекарь, водитель (шофер), грузчик,  пекарь, продавец)

 

 

Слайд Книга (1 слайд)

- Теперь вы  перечислите профессии, которые трудились над этой книгой (поэт, писатель, лесоруб, переплетчик, художник, продавец, шофер, грузчик, печатник….)

 

-   Ну вот, мы много узнали о труде, о лени.  Вот,  видите, даже в одном предмете сообща трудились люди разных профессий.

Труд является источником всего, что нас окружает и без чего мы не можем обходиться

 Узнали, что труд облагораживает человека,  а леньего портит. Узнали о некоторых профессиях.

    Благодаря труду человек становиться….( известным, знаменитым, уважаемым, богатым) Нет человеку в жизни счастья  без труда.

 

Рефлекция

- Сейчас  нам расскажут стихотворение. Если вы с этим стихотворением согласны – то вы должны похлопать, если не согласны – топать ногами. Слушайте внимательно.

 

Группа 

   Стол, за которым ты сидишь,

   Кровать, в которой ты уснешь,  

   Тетрадь, ботинки, пара  лыж,

   Тарелка, вилка, нож…

    И каждый гвоздь, и каждый дом,

 

И каждый ломтик хлеба-

Все это создано трудом,

А не свалилось с неба.

За все что создано для нас ,

Мы благодарны людям.

Придет пора , наступит час ,

И мы трудиться будем.

 

Заключительное слово.

     Ребята, каждому из вас хочется совершить что-то хорошее в жизни. Оставить свой след на земле. Но чтобы быть хорошим, уважаемым работником,  сейчас ваша задача - хорошо учиться.   Для этого от васнужно большое старание, терпение, стремление к поставленным целям.

Слайд Девиз

И пусть девизом вашей жизни станут слова:

               «Землю солнце красит, а человека-труд».

 - Подводя итоги нашего мероприятия, хочу отметить, что вы все были внимательны, искренне заинтересованы темой нашего разговораТак как сегодня для вас главный труд – это учение. Если вы будете старательны в учебе, то из вас получаться хорошие и уважаемые  работники

А сейчас я  хочу вам подарить каждому  орудие вашего труда (ручку, карандаш.)

Благодарю за внимание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль труда в жизни ребенка

Конспект двух выступлений на родит.собраниях...

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду и жизни.

Календарно-тематическое планирование по разделу программы ДНВиР (ФГОС).Ценности и планируемые результаты на конец года. Виды деятельности: путешествие по острову "Почемучек","бухте Трудолюбия"...

Доклад «От азбуки ручного труда в школе – к высокой культуре труда в жизни»

1.Работа содержит:-пояснительную записку- цели и задачи- место курса "Технология" в учебном плане- результаты изучения курса2. Технологическая карта изготовления "Панно из хризантем"...

Классный час "Труд - это жизнь"

Классный час даст возможность поразмышлять с ребятами о пользе труда  и коварстве лени;  нацелит на правильное восприятие учебного труда; будет способствовать воспитанию у детей...

Урок окружающего мира, 3 класс "Природные богатства и труд - основа экономики"

Цель урока: познакомить с факторами, составляющими основу экономикиЗадачи урока:раскрыть роль природных богатств и труда людей в экономике;расширить знания о предприятиях нашего края, профессиях родит...

Вечер загадок "Труд - основа жизни"

В разработке представлен материал, который способствует расширению знаний и представлений воспитанников о разных профессиях. Побуждает интерес к деятельности взрослых, формирует положительное отношени...