Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "БалаганЧиК" (кукольный театр) 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "БалаганЧиК" (кукольный театр) 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
balaganchik.docx | 45.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Хакасия
Управление образования администрации
Усть-Абаканского района
Рассмотрено на Согласовано Утверждаю
заседании МО зам.директора директор
Руководитель ШМО по ВР ____________(Лукошко А.А)
_____________________ ______________
Валегжанина Т.Е. Руденко С.И. Приказ № 111
«____»__________2022 «30» августа 2022 г от 31.08.2022г
Протокол №_1
«29» августа 2022 г.
Рабочая программа
учителя начальных классов
Валегжаниной Татьяны Евгеньевны
по курсу внеурочной деятельности
«БалаганЧиК»
1 класс
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «БалаганЧиК» составлена на основе:
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012 г.
- Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373.
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Устава МБОУ «Усть-Бюрская СОШ»;
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Усть-Бюрская СОШ»
- Учебного плана МБОУ «Усть-Бюрская СОШ»
Место в учебном плане.
- Программа курса «БалаганЧиК» реализуется в 1 классе 32 часа (1 час в неделю). В год 32 часа, 1 час приходятся на праздничный день (23 февраля).
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса внеурочной деятельности
1 класс
Личностные результаты изучения курса «БалаганЧиК» является формирование следующих умений:
– проявление заботы о человеке при групповом взаимодействии;
- применять правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе.
- применять правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению;
- анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели.
-соблюдать правила игры и дисциплину;
- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.);
- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности;
- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия;
-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.
Метапредметные результаты изучения курса «БалаганЧиК» является формирование следующих умений:
- знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа.
- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- выбирать вид чтения в зависимости от цели;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию
- полученные сведения о многообразии театрального искусства
красивую, правильную, четкую, звучную речь как средство полноценного общения
Предметные результаты
Выпускник должен:
- знать необходимые сведения о видах изученных кукол, особенностях работы с куклами разных систем;
- использовать способы кукловождения кукол разных систем и сценической речи;
- создавать декорации к спектаклю;
- грамотно подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю.
- импровизировать;
- работать в группе, в коллективе.
- выступать перед публикой, зрителями.
Выпускник научится:
- работать с куклами изученных систем при показе спектакля;
- самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект
-иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания.
- Содержание курса
- Вводное занятие. Особенности театральной терминологии
Знакомство детей с историей театра «Петрушка» в России. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Особенности организации работы театра «Петрушка». Понятие «кукловод». Ознакомление детей с принципом управления движениями куклы (движения головы, рук куклы). Техника безопасности. Особенности театральной терминологии.
Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.
- Устройство ширмы и декораций
Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра. Первичные навыки работы с ширмой. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. д.). Понятие о физико-технических свойствах материалов для изготовления театрального реквизита.
Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций.
- Виды кукол и способы управления ими
Расширение знаний о видах кукол. Изготовление кукол.
Практическая работа: Развитие умения кукловождения.
- Кукольный театр на фланелеграфе
Знакомство с особенностями театра на фланелеграфе.
Практическая работа: Этюдный тренаж. Обучение приёмам работы с куклами-картинками. Работа над спектаклем.
- Особенности работы кукловода
Понятие о разнообразии движений различных частей кукол. Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы. Особенности психологической подготовки юного артиста-кукловода.
Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.).
Практическая работа: расчёт времени тех или иных сцен, мизансцен и протяжённости всего спектакля. Этюдный тренаж.
- Посещение театра кукол. Обсуждение спектакля (зарисовки)
Посещение областного художественного театра кукол. Знакомство с правилами поведения в театре.
Знакомство детей с театром предполагает просмотр телеспектаклей. . Дети учатся различать понятия “театр” как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества. А также учатся одновременно и последовательно включаться в коллективную работу.
Практическая работа: Обсуждение спектакля (зарисовки). Этюдный тренаж.
- Речевая гимнастика
Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь автора за кадром и т.п.). Речевая гимнастика (в декорации). Работа со скороговорками. Природные задатки человека, пути их развития. Посещение спектакля кукольного театра.
Практическая работа: отработка (тренинг) сценической речи, Этюдный тренаж..
- Выбор пьесы
Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Драматургия, сюжет, роли.
Практическая работа: тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене.
- Генеральная репетиция. Спектакль
Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Состав жюри. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции.
Практическая работа: организация и проведение спектакля; организация и проведение гастролей (подготовка коробок для хранения и перевозки ширмы, кукол и декораций); показ спектакля учащимся начальных классов, дошкольникам; участие в смотре школьных кукольных театров.
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Реализация воспитательного потенциала урока (виды и формы деятельности) | Количество часов | ||
на тему | теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. Особенности театральной терминологии | День знаний Наша страна – Россия | 2 | 1 | 1 |
2 | Устройство ширмы и декорации | День музыки | 4 | 1 | 3 |
3 | Виды кукол и способы управления ими | День пожилого человека | 4 | 1 | 3 |
4 | Кукольный театр на фланелеграфе | Международный день школьных библиотек | 4 | 1 | 3 |
5 | Особенности работы кукловода | Новый год. Семейные праздники и мечты | 4 | 1 | 3 |
6 | Посещение театра кукол. Обсуждение спектакля (зарисовки) | Всемирный день театра | 2 | 1 | 1 |
7 | Речевая гимнастика | Международный женский день | 4 | 1 | 3 |
8 | Выбор пьесы и работа над ней | День Земли | 7 | 1 | 5 |
9 | Генеральная репетиция. Спектакль | День детских общественных организаций | 3 | 3 | |
Всего | 33 | 8 | 25 |
Календарно-тематическое планирование 1 класс
№ п/п | Темы | Характеристика деятельности учащихся | Оборудование. Электронные образовательные ресурсы | Дата | |
план | факт | ||||
1 | Инструктаж по ОТ в кабинете. Вводное занятие. Особенности театральной терминологии | Участвовать о беседе о разновидностях кукол: 1.-перчаточная кукла и ее виды 2.-тростевая кукла - эффектнее перчаточной, её руки длиннее и сгибаются в локте.. 3- марионетка- кукла, управляемая с помощью нити. 4-большая напольная кукла. Знакомство с основными театральными терминами: - антракт- промежуток между действиями спектакля. - бутафория – предметы и украшения, имитирующие подлинные. - декорации ( от латин.- украшение)- худ. оформление действия на ширме. - мизансцена – определённое расположение декораций, предметов и действующих лиц на сцене в отдельные моменты спектакля. - монолог- речь одного лица. - папье-маше- способ изготовления кукол с помощью пластилиновой формы, оклеиваемой бумагой. - реквизит- вещи и предметы, используемые по ходу действия спектакля. - репертуар- спектакли, идущие в определённый промежуток времени. - ширма- сцена кукольного театра. Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке. | 07.09 | ||
2 | Особенности кукольного театра | Выделять особенности организации работы театра «Петрушка». Отличать :понятие «кукловод».,понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.). Просмотр видео фрагмента и его последующий анализ. | 14.09 | ||
3 | Устройство ширмы и декорации | Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций. Первичные навыки работы с ширмой. д.). | 21.09 | ||
4 | Речевая и пальчиковая гимнастика. | Понятие о физико-технических свойствах материалов для изготовления театрального реквизита. Речевая и пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Учить детей самостоятельно делать артикуляционную гимнастику. | Компьютер, проектор, интерактивная доска http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/09/19/palchikovaya-gimnastika-dlya-doshkolnikov | 28.09 | |
5 | Изготовление декораций | Выбор спектакля. Изготовление плоских декораций и героев сказки ( по выбору учащихся) | 05.10 | ||
6 | Кукольный театр на фланелеграфе | Знакомство с особенностями театра на фланелеграфе. | 12.10 | ||
7 | Работа с куклами- картинками | Этюдный тренаж. Обучение приёмам работы с куклами-картинками. “Превращении и перевоплощении” главное явлении театрального искусства. | 19.10 | ||
8 | Речевая гимнастика | Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Работа над спектаклем. | 26.10 | ||
9 | Спектакль | Показ спектакля учащимся 1 классов . Анализ. | 02.11 | ||
10 | Пальчиковый театр | Знакомство с видами кукол и способы управления ими. Расширение знаний о видах кукол- пальчиковые куклы. Отбор спектакля. Голосовые модуляции Практическая работа: Развитие умения кукловождения. | 16.11 | ||
11 | Изготовление пальчиковых кукол и декораций | Изготовление пальчиковых кукол и декораций для спектакля | Компьютер, проектор, интерактивная доска http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/09/23/vidy-teatralnykh-kukol | 23.11 | |
12 | Работа над спектаклем | Работа над спектаклем. Распределение ролей. Речевая гимнастика | 30.11 | ||
13 | Работа над спектаклем | Работа над спектаклем. Артикуляция. | 07.12 | ||
14 | Движение куклы по передней стенке ширмы | Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы. | 14.12 | ||
15 | Движение куклы в глубине ширмы | Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. | 21.12 | ||
16 | Движение куклы на сцене | Отработка навыков движения куклы. | 28.12 | ||
17 | Психологическая готовность актера | Особенности психологической подготовки юного артиста-кукловода. | 18.01 | ||
18 | Работа над спектаклем. | Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене. | 25.01 | ||
19 | Генеральная репетиция спектакля | Генеральная репетиция. Разбор спектакля | 01.02 | ||
20 | Спектакль | Показ спектакля учащимся 1-2 классов. Анализ. | 08.02 | ||
21 | Экскурсия в детскую студию кукольного театра. Просмотр и обсуждение спектакля | Посещение студии кукольного театра ДКС. Знакомство с правилами поведения в театре. Знакомство детей с театром предполагает просмотр телеспектаклей. . Дети учатся различать понятия “театр” как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества. А также учатся одновременно и последовательно включаться в коллективную работу.
| 22.02 | ||
22 | Особенности работы кукловода | Понятие о разнообразии движений различных частей куклы перчатки. Закрепление навыков жестикуляции и физических действий Выбор пьесы. | Компьютер, проектор, интерактивная доска http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2012/03/17/professiya-kuklovod | 01.03 | |
23 | Пробы ролей | Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Речевая гимнастика . Работа со скороговорками. | 15.03 | ||
24 | Сценическая речь | Отработка (тренинг) сценической речи. Этюдный тренаж.. | 22.03 | ||
25 | Актерское мастерство | Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. | 05.04 | ||
26 | Изготовление декораций | Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, декораций, подбор музыкального оформления. | 12.04 | ||
27 | Соединение словесного и физического действия | Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене. | 19.04 | ||
28 | Работа над спектаклем | Предлагать пути решения проблем постановки спектакля | Компьютер, проектор, интерактивная доска http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/09/23/vidy-teatralnykh-kukol | 26.04 | |
29 | Работа над спектаклем | Выбирать тембр голоса соответственно выбранному персонажу Управлять перчаточной куклой, озвучивать героя. | 03.05 | ||
30 | Генеральная репетиция | Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Генеральная репетиция. Разбор итогов генеральной репетиции. | 10.05 | ||
31 | Спектакль | Участвовать в коллективной постановке. Демонстрировать навыки участия в коллективной постановке. | 17.05 | ||
32 | Заключительное занятие. Анализ спектакля | Оценивать собственные эмоциональные переживания. Давать оценку игре партнера. | 24.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Мир геометрии». 2 класс.
Изучение геометрического материала в начальной школе играет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанный с восприятием предм...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Веселый английский 4 класс"
Программа курса «Веселый английский» для 4 класса (третий год обучения) составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям ...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Театральный город" 1 класс ФГОС
Школа изменяется, изменяется кардинально. Изменяется не столько в сторону увеличения объёма знаний, даваемых ученику, сколько в самой методике подачи материала, в осмыслении задач, стоящих перед педаг...
рабочая программа по курсу внеурочной деятельности " Исток" для 3 класса.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Исток" для 3 класса.Направление ОПТ....
Рабочие программы по курсам внеурочной деятельности для 1-4 классов.
Рабочие программы составлены с учетом изменений ФГОС 2015г....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Корригирующая гимнастика" 1 класс
Рабочая программа "Корригирующая гимнастика"...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Подвижные игры" 4 класс.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Подвижные игры" 4 класс....