Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "БалаганЧиК" (кукольный театр) 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Валегжанина Татьяна Евгеньевна

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "БалаганЧиК" (кукольный театр) 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл balaganchik.docx45.25 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Хакасия

Управление образования администрации

Усть-Абаканского района

Рассмотрено на                                Согласовано                           Утверждаю                                                                

заседании МО                                    зам.директора                          директор                                    

Руководитель ШМО                          по ВР                                        ____________(Лукошко А.А)

_____________________                    ______________

Валегжанина Т.Е.                               Руденко С.И.                           Приказ № 111                                                                

«____»__________2022                 «30» августа  2022 г               от 31.08.2022г

 Протокол №_1                                                                                      

 «29» августа 2022 г.

Рабочая программа

учителя начальных классов

Валегжаниной Татьяны Евгеньевны

по курсу внеурочной деятельности

«БалаганЧиК»

1 класс

2022-2023 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «БалаганЧиК» составлена на основе:

  • Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012 г.
  • Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373.
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • Устава МБОУ «Усть-Бюрская СОШ»;
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Усть-Бюрская СОШ»
  • Учебного плана МБОУ «Усть-Бюрская СОШ»

Место в учебном плане.

  • Программа курса «БалаганЧиК»  реализуется в 1  классе 32 часа  (1 час в неделю). В год 32 часа, 1 час приходятся на праздничный день (23 февраля).

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения курса внеурочной деятельности

1 класс

Личностные  результаты изучения курса «БалаганЧиК» является формирование следующих умений:

–  проявление заботы о человеке при групповом взаимодействии;

- применять правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе.

- применять правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам,  к победе, поражению;

-  анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели.

-соблюдать правила игры и дисциплину;

- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.);

-  выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой  и игровой деятельности;

- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия;

-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

Метапредметные  результаты изучения курса «БалаганЧиК» является формирование следующих умений:

- знать о ценностном отношении к театру как к  культурному наследию народа.

- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми  в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей          -   адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- выбирать вид чтения в зависимости от цели;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию

- полученные сведения о многообразии театрального искусства

красивую, правильную, четкую, звучную речь как средство полноценного общения

Предметные результаты

 Выпускник должен:

  • знать необходимые сведения о видах изученных кукол, особенностях работы с куклами разных систем;
  • использовать способы  кукловождения кукол разных систем и сценической речи;
  • создавать декорации к спектаклю;

- грамотно  подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю.

  • импровизировать;
  •  работать в группе, в коллективе.
  •  выступать перед публикой, зрителями.

Выпускник научится:

-   работать с куклами изученных систем при показе спектакля;

- самостоятельно выбирать, организовывать  небольшой творческий проект

-иметь первоначальный  опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания.

  1. Содержание курса
  1. Вводное занятие. Особенности театральной терминологии

Знакомство детей с историей театра «Петрушка» в России. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Особенности организации работы театра «Петрушка». Понятие «кукловод». Ознакомление детей с принципом управления движениями куклы (движения головы, рук куклы). Техника безопасности. Особенности театральной терминологии.

Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.

  1. Устройство ширмы и декораций

Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра. Первичные навыки работы с ширмой. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. д.). Понятие о физико-технических свойствах материалов для изготовления театрального реквизита.

Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций.

  1. Виды кукол и способы управления ими

     Расширение знаний о видах кукол. Изготовление кукол.

Практическая работа: Развитие умения кукловождения.

  1. Кукольный театр на фланелеграфе

Знакомство с особенностями театра на фланелеграфе.

Практическая работа: Этюдный тренаж. Обучение приёмам работы с куклами-картинками. Работа над спектаклем.

  1. Особенности работы кукловода

Понятие о разнообразии движений различных частей кукол. Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы. Особенности психологической подготовки юного артиста-кукловода.

Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.).

Практическая работа: расчёт времени тех или иных сцен, мизансцен и протяжённости всего спектакля. Этюдный тренаж.

  1. Посещение театра кукол. Обсуждение спектакля (зарисовки)

Посещение областного художественного театра кукол. Знакомство с правилами поведения в театре.

Знакомство детей с театром предполагает просмотр телеспектаклей. . Дети учатся различать понятия “театр” как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества. А также учатся одновременно и последовательно включаться в коллективную работу.                                                                              

   Практическая работа: Обсуждение спектакля (зарисовки). Этюдный тренаж.

  1. Речевая гимнастика

Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь автора за кадром и т.п.). Речевая гимнастика (в декорации). Работа со скороговорками. Природные задатки человека, пути их развития. Посещение спектакля кукольного театра.

Практическая работа: отработка (тренинг) сценической речи, Этюдный тренаж..

  1. Выбор пьесы

Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Драматургия, сюжет, роли.

Практическая работа: тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене.

  1. Генеральная репетиция. Спектакль

Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Состав жюри. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции.

Практическая работа: организация и проведение спектакля; организация и проведение гастролей (подготовка коробок для хранения и перевозки ширмы, кукол и декораций); показ спектакля учащимся начальных классов, дошкольникам; участие в смотре школьных кукольных театров.

Учебно-тематический план

Тема занятия

Реализация воспитательного потенциала урока (виды и формы деятельности)

Количество часов

на тему

теория

Практика

1

Вводное занятие. Особенности театральной терминологии

День знаний

Наша страна – Россия

2

1

1

2

Устройство ширмы и декорации

День музыки

4

1

3

3

Виды кукол и способы управления ими

День пожилого человека

4

1

3

4

Кукольный театр на фланелеграфе

Международный день школьных библиотек

4

1

3

5

Особенности работы кукловода

Новый год. Семейные праздники и мечты

4

1

3

6

Посещение театра кукол. Обсуждение спектакля (зарисовки)

Всемирный день театра

2

1

1

7

Речевая гимнастика

Международный женский день

4

1

3

8

Выбор пьесы и работа над ней

День Земли

7

1

5

9

Генеральная репетиция. Спектакль

День детских общественных организаций

3

3

Всего

33

8

25

Календарно-тематическое планирование 1 класс

п/п

Темы

Характеристика деятельности учащихся

Оборудование. Электронные образовательные ресурсы

Дата

план

факт

1

Инструктаж по ОТ в кабинете. Вводное занятие. Особенности театральной терминологии

Участвовать о беседе о  разновидностях  кукол: 1.-перчаточная  кукла и ее виды

2.-тростевая  кукла  -  эффектнее  перчаточной,  её руки длиннее  и сгибаются  в  локте..  3-   марионетка-  кукла, управляемая  с  помощью  нити. 4-большая напольная  кукла.  Знакомство с  основными  театральными   терминами:

- антракт-  промежуток   между  действиями  спектакля.

- бутафория – предметы  и украшения,  имитирующие  подлинные.

- декорации  ( от латин.- украшение)- худ. оформление  действия   на  ширме.

- мизансцена – определённое расположение  декораций,  предметов и  действующих   лиц  на сцене   в  отдельные  моменты  спектакля.

- монолог-  речь  одного  лица.

- папье-маше-  способ  изготовления   кукол  с помощью   пластилиновой   формы, оклеиваемой   бумагой.

- реквизит-  вещи и предметы, используемые  по  ходу действия  спектакля.

- репертуар- спектакли,  идущие  в  определённый   промежуток   времени.

- ширма-  сцена  кукольного  театра.

Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.

07.09

2

Особенности кукольного театра

Выделять особенности организации работы театра «Петрушка». Отличать :понятие «кукловод».,понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.). Просмотр видео фрагмента  и  его последующий анализ.

14.09

3

Устройство ширмы и декорации

Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра.

Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций.

Первичные навыки работы с ширмой. д.).

21.09

4

Речевая  и пальчиковая гимнастика.

Понятие о физико-технических свойствах материалов для изготовления театрального реквизита. Речевая  и пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Учить детей самостоятельно делать артикуляционную гимнастику.

Компьютер, проектор, интерактивная доска

http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/09/19/palchikovaya-gimnastika-dlya-doshkolnikov

28.09

5

Изготовление декораций

 Выбор спектакля. Изготовление плоских декораций и героев сказки ( по выбору учащихся)

05.10

6

Кукольный театр на фланелеграфе

Знакомство с особенностями театра на фланелеграфе.

12.10

7

Работа с куклами- картинками

 Этюдный тренаж. Обучение приёмам работы с куклами-картинками.

 “Превращении и перевоплощении” главное явлении театрального искусства.

19.10

8

Речевая гимнастика

Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Работа над спектаклем.

26.10

9

Спектакль

Показ спектакля учащимся 1 классов . Анализ.

02.11

10

Пальчиковый театр

Знакомство с видами  кукол и способы управления ими. Расширение знаний о видах кукол- пальчиковые куклы.  Отбор спектакля. Голосовые модуляции

Практическая работа: Развитие умения кукловождения.

16.11

11

Изготовление пальчиковых кукол и декораций

 Изготовление пальчиковых кукол и декораций для спектакля

Компьютер, проектор, интерактивная доска

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/09/23/vidy-teatralnykh-kukol

23.11

12

Работа над спектаклем

Работа над спектаклем. Распределение ролей. Речевая гимнастика

30.11

13

Работа над спектаклем

Работа над спектаклем. Артикуляция.

07.12

14

Движение куклы по передней стенке ширмы

Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы.

14.12

15

Движение куклы в глубине ширмы

 Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы.

21.12

16

Движение куклы на сцене

Отработка навыков движения куклы.

28.12

17

Психологическая готовность актера

Особенности психологической подготовки юного артиста-кукловода.

18.01

18

Работа над спектаклем.  

Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене.

25.01

19

Генеральная репетиция спектакля

Генеральная репетиция. Разбор спектакля

01.02

20

Спектакль

Показ спектакля учащимся 1-2 классов. Анализ.

08.02

21

Экскурсия в детскую студию кукольного театра.  Просмотр и   обсуждение спектакля

Посещение студии кукольного театра ДКС. Знакомство с правилами поведения в театре.

Знакомство детей с театром предполагает просмотр телеспектаклей. . Дети учатся различать понятия “театр” как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества. А также учатся одновременно и последовательно включаться в коллективную работу.                                                                            

   

22.02

22

Особенности работы кукловода

Понятие о разнообразии движений различных частей куклы перчатки.

Закрепление навыков жестикуляции и физических действий

Выбор пьесы.

Компьютер, проектор, интерактивная доска

http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2012/03/17/professiya-kuklovod

01.03

23

Пробы ролей

 Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Речевая гимнастика . Работа со скороговорками.

15.03

24

Сценическая речь

Отработка (тренинг) сценической речи. Этюдный тренаж..

22.03

25

Актерское мастерство

Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа.

05.04

26

Изготовление декораций

Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, декораций, подбор музыкального оформления.

12.04

27

Соединение словесного и физического действия

Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене.

19.04

28

Работа над спектаклем

Предлагать пути решения проблем постановки спектакля

Компьютер, проектор, интерактивная доска

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/09/23/vidy-teatralnykh-kukol

26.04

29

Работа над спектаклем

Выбирать тембр голоса соответственно выбранному персонажу Управлять перчаточной куклой, озвучивать героя.

03.05

30

Генеральная репетиция

Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля.  Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Генеральная репетиция. Разбор итогов генеральной репетиции.

10.05

31

Спектакль

Участвовать в коллективной постановке. Демонстрировать навыки участия в коллективной постановке.

17.05

32

Заключительное занятие. Анализ спектакля

Оценивать собственные эмоциональные переживания. Давать оценку игре партнера.

24.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Мир геометрии». 2 класс.

Изучение геометрического материала в начальной школе играет особую роль: с одной стороны, он помогает системати­зировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанный с восприятием предм...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Веселый английский 4 класс"

Программа курса «Веселый английский» для 4 класса (третий год обучения) составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям ...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Театральный город" 1 класс ФГОС

Школа изменяется, изменяется кардинально. Изменяется не столько в сторону увеличения объёма знаний, даваемых ученику, сколько в самой методике подачи материала, в осмыслении задач, стоящих перед педаг...

рабочая программа по курсу внеурочной деятельности " Исток" для 3 класса.

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Исток" для 3 класса.Направление ОПТ....

Рабочие программы по курсам внеурочной деятельности для 1-4 классов.

Рабочие программы составлены с учетом изменений ФГОС 2015г....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Подвижные игры" 4 класс.

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Подвижные игры" 4 класс....