Развитие детской одарённости
статья

Низовцева Елена Леонидовна

Материал анализирует работу с одаренными детьми и указывает на пути развития детской одаренности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskaya_odarennost.docx33.79 КБ

Предварительный просмотр:

                                  МЕТОДИЧЕСКАЯ  МАСТЕРСКАЯ

                                        Аннотация к опыту работы

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ.

Тема: «Развитие детской одарённости в начальной школе в инновационной среде в условиях реализации ФГОС

   Сегодня российская система образования находится на новом этапе своего развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые в свою очередь, определяют основные направления государственной образовательной политики.

   Изменение социального и государственного заказа к системе образования нашло своё отражение во ФГОС нового поколения.

   Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость занимает одно из ведущих мест.

   Любому обществу нужны одарённые люди и задача школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ученика, развить их, поддержать ребёнка, сохранить его неповторимость, подготовить пониманию того, чтобы его таланты и способности были реализованы.

Слайд 2

«Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного  внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».                                                              В. А. Сухомлинский

   Понятие «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

   С точки зрения психологии, одарённый ребёнок-это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Слайд 3

   Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях внедрения новых стандартов.

Слайд 4

  Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Слайд 5

Сейчас одарёнными принято считать:

  • детей с интеллектом выше среднего;
  • детей с высоким уровнем творческих способностей;
  • детей, достигших успехов в некоторых областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты);
  • детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).  

Слайд 6

Организуя работу с одаренными детьми, я ставлю перед собой следующую цель: создать условия для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

- на этапе поступления в школу выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика;

- определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей;

- совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье.

   Слайд 7

Единой классификации типов одарённости на сегодня не существует. Работая с одаренными детьми, я использую следующую классификацию:

  • Интеллектуальная одарённость проявляется чаще всего в способности быстро и оригинально решать нестандартные сложные задачи, анализировать проблемы, делать самостоятельные умозаключения. 
  • Академическая одарённость проявляется чаще всего в способности учащихся именно к обучению, они замотивированы на получение большого количества знаний и легко их усваивают.
  •  Художественная одарённость присуща учащимся, которые имеют высокие достижения в изобразительном искусстве, танцах, пении, сценической деятельности и подобном.
  • Творческая одарённость (креативность) обнаруживается у ребёнка с непохожим взглядом на мир, в умении находить неожиданные решения к задачам, которых, казалось бы, не может быть.
  • Не сложно пронаблюдать педагогу и лидерскую или социальную одарённость. Эти дети не просто хорошо организованы, они способны без особого труда организовывать вокруг себя других сверстников, иногда детей старше или младше себя.
  • Спортивная (психомоторная) одарённость предполагает наличие достижений ребёнка в области физкультуры и спорта.

Одарённый ребёнок может представлять сразу несколько типов одарённости, сочетая например, интеллектуальную, академическую и художественную одарённость.

Слайд 8

   Работу по развитию детской одарённости я веду  в системе и она  состоит из следующих компонентов:

  • выявление одарённых детей;
  • развитие творческих способностей на уроках;
  • развитие способностей во внеурочной деятельности ;
  • создание условий для всестороннего развития одарённых детей.

Слайд 9

Для развития детской одарённости я использую методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – на основе форм индивидуальной и групповой работы. Наиболее эффективными являются технологии, которые дают простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся. Это технология проектного обучения, которая сочетается с технологией проблемного обучения, и методика обучения в «малых группах».

Слайд10- 11

Для развития детской одарённости  использую следующие формы работы с одаренными учащимися:

  • классно-урочная (работа в парах, в малых группах);
  • групповые и индивидуальные занятия,
  • занятия исследовательской и проектной деятельностью;
  • участие в олимпиадах, конкурсах и викторинах;
  • научно-практические конференции;
  • внеурочная деятельность, занятие в кружках.
  • творческие и разно уровневые задания, тесты и тренажеры.

  В своей работе стараемся использовать все возможности, чтобы дети могли раскрыть и реализовать свой талант, но не всегда хватает времени на разработку заданий для одарённых детей.

Слайд 12

Работа с одаренными детьми на уроках включает:

  • творческие задания (например, создание композиций из геометрических фигур, окружностей)
  • тестовые задания;
  • мини-проекты (например, «Мой любимый питомец», «Моя малая родина»);
  • использование современных образовательных технологий и методов:

технологии развивающего и проблемного обучения,

технология критического мышления,

информационно-коммуникативные технологии,

здоровье сберегающие технологии,

технология дифференцированного и индивидуального подхода к каждому ребенку;

деятельностный метод,

проектная и исследовательская деятельность учащихся;

  • работа на уроке «консультантов» (мотивированные  учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в образовательном процессе);
  • возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и самостоятельных работ по разным предметам;
  • предложение учащимся индивидуальных домашних заданий повышенного уровня, творческого и поискового характера (приветствуется их собственная инициатива).

Слайд 13

Внеурочную деятельность в работе с одаренными детьми составляют:

  • внеклассная работа по учебным предметам (предметные недели по русскому языку, математике, окружающему миру, ПДД, технологии и ручному труду, английскому языку);
  • выставки творческих работ учащихся (выполненных в кружках, ДШИ; по изобразительному искусству, технологии);

Участие в школьных и районных олимпиадах, марафонах и конкурсах (по русскому языку, математике, окружающему миру и экологии, ПДД…)

  • активное и результативное участие во Всероссийских, международных интеллектуальных конкурсах,  («Мириады открытий», «Одарёша», «Инфоурок», «Новый урок» «Мир творчества»,);
  • активная проектная и исследовательская деятельность учащихся 1-4 классов на уроках и во внеурочной деятельности, представление и защита работ на научном обществе младших школьников и школьной конференции, выступление на районной научно практической конференции.;

Слайд 14 и 15

 Развивая детскую одарённость нельзя забывать о роли семьи, потому что общественный договор  между личностью, семьёй, обществом и государством - ключевая идея нового стандарта.  

 Работу с родителями я веду  по нескольким направлениям:

  • Анкетирование родителей;
  • психолого-педагогическое сопровождение семьи одарённого ребёнка;
  • организация информационной среды для родителей;
  • совместная практическая деятельность одарённого ребёнка и его родителей;
  • поддержка и поощрение родителей на уровне школы.

Работа с родителями в данном направлении включает:

  • Проведение тематических родительских собраний «Роль семьи в формировании личности одаренного ребенка», «Поощрение и наказание в семье?», «Развитие творческого потенциала младших школьников», «Профориентационная работа в начальной школе»);
  • Консультации по запросам родителей  и индивидуальные встречи с родителями;
  • Открытые уроки и внеклассные мероприятия (для родителей) и с участием родителей;
  • Подготовка и проведение совместной с родителями начальной школы школьной научно-практической конференции по теме: «Создание условий для развития творческих способностей ребенка в семье».
  • Выставки семейного творчества.

      Практика показала, что можно получить хороший результат, если будет тесное сотрудничество учителя и родителей

Слайд 16

Что делает одаренного ребенка счастливым? Наверное, то же, что делает счастливым всех детей: участие, поддержка, заинтересованность в нем как в личности, возможность  испытания новых чувств и переживаний  по поводу собственной успешности, радость от решенной трудной задачи, возможность ставить цели, достигать их,  и просто  мечтать. Очень важно, чтобы  наше педагогическое сообщество и все, кто причастен к воспитанию и развитию ребенка, смогли бы создать  для него пространство

Слайд 17

Одарённым ребёнком быть не всегда просто. Эти дети остро переживают свою неуспешность, неудовлетворённость обучением, отсутствием к ним должного внимания и другого. С введением новых ФГОС обучение одарённых детей тоже изменилось. Если при прежних ФГОС детей нужно было просто обучить знаниям, умениям и навыкам, то сейчас от учителя потребуется нечто большее. Новые ФГОС безусловно предоставят одарённым детям большие возможности для самореализации, чем прежние ФГОС, так как учебная самостоятельность детей увеличивается, универсальные умения дадут таким детям новые возможности для самореализации в постижении нового. Однако, не смотря на это, у педагогов при обучении одарённых детей всё равно могут возникнуть трудности.

Слайд 18

Примеры вероятных проблемных образовательных ситуаций, с которыми могут столкнуться педагоги и одарённые учащиеся в результате введения новых ФГОС. 


Требования по новым ФГОС


Вероятные трудности в работе с одарённым ребёнком


Метапредметные умения - универсальные учебные действия


Дети с художественной и спортивной одарённостью, не всегда столь же одарены в образовательных областях и могут начать противопоставлять свои успехи в области, в которой они более одарены появившимся сложностям в обучении. Мотивация на обучение может начать падать.


Ценностно - смысловые установки на образование.


Одарённый ребёнок, может иметь иные, чем другие дети в классе, ценностно- смысловые установки. Например, ему нравится видеть себя успешным и не нравится понимать, что у него что-то не получается. Ему хочется изучать математику, но он совсем не любит физкультуру.


Социальные компетентности, личностные качества


При формировании личностных качеств учащихся педагог может столкнуться с проявлениями одарённого ребёнка, которые могут восприниматься педагогом как капризы, недостаточная воспитанность (несогласие с выполнением какого-то задания, конфликты с другими учащимися класса, требование внимания в свою сторону и другое).


Новая рабочая программа


Стараясь создать условия для успешности каждого ребёнка, педагоги нередко выбирают посильный образовательный уровень для большинства учащихся в классе, думая, что он подходит и для одарённых детей.


Система оценки достижений планируемых результатов


Одарённые дети нередко достаточно критично относятся к достижениям других детей, чем вызывают недовольство по отношению к себе.

Слайд 19


Это далеко не полный перечень ситуаций, которые могут проявляться в при введений новаций в образовательный процесс, когда внимание педагога на какой-то период времени переключается на новое содержание и подходы к обучению в большей мере, чем на работу с особенными детьми, которыми являются одарённые учащиеся.

Не случайно известная пословица говорит о том, что «талантам нужно помогать…». Эти дети, не смотря на свои таланты, нуждаются в сопровождающем обучении.

Педагогам начальных классов можно порекомендовать следующие подходы к организации обучения одарённого ребёнка, соответствующих требованиям новых ФГОС:

  • Поручать одарённому ребёнку выполнение более сложных по уровню (творческих) заданий в момент, когда идёт доработка учебного материала другими учащимися. Он не будет отвлекать внимание учителя на себя и в тоже время сможет заниматься интересным и полезным для него делом. Нужно научить управлять одарённого ребёнка процессом своего обучения и не задерживать его продвижение вперёд, когда другие отстали. 
  • Соединять для выполнения учебных заданий, учащихся с разными типами одарённости. Это необходимо для того, чтобы школьники могли контактировать с равными себе по уровню способностей, помогать преодолевать проблемы друг другу в областях, в которых они менее сильны, а также осваивать менее для них доступные способы учебной работы посредством, указанного сотрудничества. 
  • Учитывая, что новые ФГОС предлагают как основу способов обучения деятельностный подход, при котором одарённые учащиеся быстрее, чем другие дети в классе будут видеть предполагаемый результат учебного труда, их можно будет назначить консультантами, проектировщиками учебного процесса при освоении наиболее сложного учебного материала в помощь другим не таким одарённым детям в классе. 
  • Зная о том, что одарённые дети имеют проблемы с завышенной или заниженной самооценкой, можно давать им задания на разработку критериев оценки результатов конкретной деятельности. 
  • Учащимся с интеллектуально - академической одарённостью, успешно осваивающим учебную программу можно не задавать домашних заданий на тренинг, а вместо этого предлагать творческие задания с учётом интересов конкретных учащихся. 
  • Результаты труда одарённого ребёнка обязательно должны быть оценены педагогом, так как для детей данной категории – это имеет достаточно большое значение. 
  • Не стоит бояться хвалить и высоко оценивать результаты труда этих детей  из соображений «воспитания зазнайства», одарённые дети, не смотря на то, что многие достижения им даются легко, высокие оценки всё равно заслужили. 
  • основное требование к педагогам одарённого ребёнка - безусловное понимание и уважение к его личности. Необходимо чтобы  в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество взрослого и ребёнка.

Одарённые дети — это особые дети. Задача педагогов - понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Благодаря системной работе одаренные дети становятся успешными. «Все дети рождаются быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются – в развитии своих талантов. Главное верить в это. Вера - двигает горы… Вера в учеников может поднять их на такие высоты, которые нам трудно даже представить. Каждый день можно собирать большой урожай детских успехов. Главное не позволять ни одному ребенку быть неудачником. Учить их так, как будто каждый - независимо от семейных условий – сын или дочь Короля! Учить со страстью, учить с преданностью и стальной уверенностью в успехе, которая не позволит учащимся соскользнуть в неуспех. Никогда не падать духом! И тогда все получится!» (слайды с дипломами)

Слайд 20

Ещё Сократ сказал: "Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться". То есть одарённый ребёнок требует от учителя постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться от того, что ещё сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие детской одарённости в начальной школе

Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития? Одаренность по-прежнему остает...

Развитие детской одарённости в условиях общеобразовательной школы

Формы работы с одарёнными детьми в начальной школе, результативность. Из опыта работы....

Доклад на педагогическом совете по теме: "Развитие детской одарённости в начальной школе в инновационной среде в условиях реализации ФГОС"

 В докладе даётся определение, что такое одарённость, кого принято считать одарённым. Определены цели и задачи при работе с одарёнными детьми. Дана классификация типов одарённости учащихся...

Проектная деятельность как механизм развития детской одарённости.

В статье освещаются этапы работы над проектом с учащимися начальных классов, даётся характеристика терминов "одарённые дети" и "детская одарённость", их существенная разница....

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ

В статье описывается опыт работы по развитию одарённости у младших школьников...

Исследование и развитие детской одарённости в условиях реализации ФГОС НОО

Статья «Исследование и развитие детской одарённости в условиях реализации ФГОС НОО» посвящена актуальной в отечественной педагогике проблеме – организации образовательной деятельност...

Развитие детской одарённости в образовательной сфере

В работе представлены понятия "одарённость", "одарённый ребёнок", виды одарённости, формы и методы работы с одарёнными детьми...