Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы и окружающий мир"
рабочая программа (1 класс)
Цели курса:
- овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе и культуре родного края, освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями
- формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды
- формирование информационной грамотности учащихся на основании самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_i_okruzhayushchiy_mir.docx | 580.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Мы и окружающий мир» соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе:
- основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Лицея №2 Купинского района
- учебного плана на 2022-2025 учебный год МБОУ лицея №2 Купинского района;
- авторской программы «Мы и окружающий мир» Н.Ямшининой, М. Академкнига/учебник, 2013.
Актуальность программы
В соответствии с концептуальным положением системы программа учитывает опыт ребенка и тот образ мира, который определяется его природно-предметной средой и рассчитана на детей младшего школьного возраста.
Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине. Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек. Это возможно, если уважаешь себя и своих соседей, знаешь биографии уважаемых людей города, стремишься быть похожим на них.
Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Программа «Мы и окружающий мир» рассчитана на учащихся начальной школы 1-4 класс и является интегрированным курсом 3 направлений внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное, духовно-нравственное и социальное.
Цели курса:
- овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе и культуре родного края, освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями
- формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды
- формирование информационной грамотности учащихся на основании самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира.
Задачи курса:
- воспитывать любовь к своему родному краю, семье, к окружающей природе;
- развивать личностные качества младшего школьника – самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
- формировать культуру общения и поведения в социуме; формировать познавательный интерес к изучению природы, истории, культуры родного края.
Курс «Мы и окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю. 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа. Общий объём учебного времени составляет 135 часа. В каждом классе выделяется время для совместной работы учеников с родителями (проекты, конкурсы).
Формы занятий – краеведческие игры, практические занятия, экскурсии, обзорные прогулки, конкурсы, презентации, выставки, утренники, беседы, викторины, проекты
Формы организации деятельности: проведение кружковых, факультативах, экскурсионных занятий, круглых столов проходит в групповых и коллективных формах организации деятельности.
Планируемые результаты изучения программы
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
- обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничестве с партнёром; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; предполагать помощь и сотрудничество; определять общую цель и пути её достижения; осуществлять взаимный контроль; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач;
- вести устный и письменный диалог; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
- формулировать и удерживать учебную задачу; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; составлять план и последовательность действий;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносит правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; различать способ и результат действия; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах ( текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); сбор ( извлечение необходимой информации из различных источников), обработка (определение основной и второстепенной), передача информации (устным, письменным, цифровым способами); анализ; синтез; сравнение;
- классификация по заданным критериям; установление аналогий; установление причинно- следственных связей;
- осуществлять рефлексию способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить, формулировать и решать проблемы;
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; построение рассуждения; обобщение; интерпретация информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
- применение и представление информации; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- осуществлять смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- моделировать, т.е выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
Личностные результаты:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; принятие образа «хорошего ученика»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности;
- гуманистическое сознание;
- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; мотивация учебной деятельности.
Форма проведения занятий: экскурсия, практическая работа, творческая работа. эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Форма подведения итогов реализации программы: защита проекта, фотоотчёт, изготовление макетов, оформление книжки-малышки, защита портфолио, консультация, доклад, защита исследовательских работ, выставка, мини-конференция.
Содержание тем курса внеурочной деятельности
1 класс
№п/п | Название раздела | Количество часов |
1. | Школьник и его жизнь в школе. | 5 часов |
2. | Правила безопасного поведения. | 6 часов |
3. | Живая и неживая природа. | 6 часов |
4. | Органы чувств человека. | 4 часа |
5. | Времена года. | 4 часа |
6. | Человек –часть природы. | 2 часа |
7. | Природа моего края. | 2 часа |
8. | Природные явления. | 2 часа. |
9. | Конференция. Защита портфолио. | 2 часа. |
Итого: 33 часа.
2 класс.
№п/п | Название раздела | Количество часов |
1. | Научный клуб младшего школьника. | 2 часа |
2. | Внимание, конкурс. | 5часов |
3. | Для чего растениям солнце. | 1 час |
4. | Растения нашего края. Красная книга. | 4 часа |
5. | Практическая мини-конференция. | 4 часа |
6. | Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?» | 2 часа |
7. | Как защищаются животные | 2 часа |
8. | Для чего необходим режим дня? | 2 часа. |
9. | Правила безопасного поведения на улице и дома. | 4 часа. |
10. | От чего зависит чистота на улице. Проект «Самый чистый школьный двор» | 4 часа. |
11. | Конкурс « Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?» | 2 часа. |
12 | Конференция. Защита портфолио. | 2 часа. |
Итого: 34 часа.
3 класс.
№п/п | Название раздела | Количество часов |
1. | Письмо экологам | 1 час |
2. | Ориентирование на местности. | 3 часа |
3. | Фотоконкурс «Живая и неживая природа» | 5 часов |
4. | Мать-водица, всему царица! | 3 часа |
5. | Воздушный океан | 4 часа |
6. | Береги дары природы | 4 часа |
7. | Проект «Покормите птиц зимой!» | 4 часа |
8. | История моего города | 10 часов |
Итого: 34 часа.
4 класс
№п/п | Название раздела | Количество часов |
1. | Культура моих предков. | 2 часа |
2. | Традиции, праздники моего народа, моей семьи. | 2 часа |
3. | Внимание, конкурс! | 8 часа |
4. | Роль леса в жизни людей. | 4 часа |
5. | Народные промыслы моего края. | 4 часа |
6. | История моей школы. | 2 часа. |
7. | Конкурс членов клуба « мы и окружающий мир» | 2 часа |
8. | Человек- часть природы. | 2 часа |
9. | 10 городов, которые надо увидеть. | 2 часа. |
10. | Память моего края о героях Великой Отечественной войны. | 2 часа. |
11. | Человек в мире природы и культуры. | 2 часа. |
12. | Конференция. Защита портфолио. | 2 часа |
Итого : 34 часа.
Тематическое планирование:
1 класс
№ | Тема | Количество часов |
Школьник и его жизнь в школе.Презентация «Я первоклассник». | 1 | |
Школьник и его жизнь в школе.Презентация «Я первоклассник». | 1 | |
Школьник и его жизнь в школе. Что такое научный клуб. | 1 | |
Правила безопасного поведения. | 1 | |
Правила безопасного поведения. | 1 | |
Живая и неживая природа. | 1 | |
Живая и неживая природа. | 1 | |
Органы чувств человека. Для чего человеку нужна кожа? | 1 | |
Органы чувств человека. Для чего человеку нужна кожа? | 1 | |
Органы чувств человека. Почему конфета сладкая, а лимон кислый? | 1 | |
Органы чувств человека. Почему конфета сладкая, а лимон кислый? | 1 | |
Правила безопасного поведения. Для чего нужны фильтры? | 1 | |
Правила безопасного поведения. Для чего нужны фильтры? | 1 | |
Времена года. | 1 | |
Времена года. | 1 | |
Человек - часть природы | 1 | |
Человек - часть природы | 1 | |
Живая и неживая природа. Как путешествуют растения? | 1 | |
Живая и неживая природа. Как путешествуют растения? | 1 | |
Природа моего края. Что такое Красная книга? | 1 | |
Природа моего края. Что такое Красная книга? | 1 | |
Живая и неживая природа. Как живут растения и животные зимой? | 1 | |
Живая и неживая природа. Как живут растения и животные зимой? | 1 | |
Правила безопасного поведения. Тайны волшебного озера. | 1 | |
Правила безопасного поведения. Тайны волшебного озера. | 1 | |
Природные явления. Правила безопасного поведения. | 1 | |
Природные явления. Правила безопасного поведения. | 1 | |
Времена года. Почему летом жарко, а зимой холодно? | 1 | |
Времена года. Почему летом жарко, а зимой холодно? | 1 | |
Конференция. Защита портфолио. | 1 | |
Конференция. Защита портфолио. | 1 | |
Школьник и его жизнь в школе. Хочу вступить в клуб. | 1 | |
Защита проекта | 1 | |
ИТОГО |
2 класс
№ | Тема | Количество часов |
Научный клуб младшего школьника. Удивительное рядом! | 1 | |
Научный клуб младшего школьника. Удивительное рядом! | 1 | |
Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания | 1 | |
Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания | 1 | |
Для чего растениям солнце. | 1 | |
Для чего растениям солнце. | 1 | |
Красная книга. Растения нашего края. | 1 | |
Красная книга. Растения нашего края. | 1 | |
Красная книга. Растения нашего края. | 1 | |
Красная книга. Растения нашего края. | 1 | |
Практическая миникоференция.Тема«Культурные растения». | 1 | |
Практическая миникоференция.Тема«Культурные растения». | 1 | |
Практическая миникоференция.Тема«Культурные растения». | 1 | |
Практическая миникоференция.Тема«Культурные растения». | 1 | |
Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?» | 1 | |
Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?» | 1 | |
Как защищаются животные. | 1 | |
Как защищаются животные. | 1 | |
Для чего необходим режим дня. | 1 | |
Для чего необходим режим дня. | 1 | |
Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания. | 1 | |
Внимание, конкурс! Выполняем олимпиадные задания. | 1 | |
Правила безопасного поведения на улице и дома. | 1 | |
Правила безопасного поведения на улице и дома. | 1 | |
Правила безопасного поведения на улице и дома. | 1 | |
Правила безопасного поведения на улице и дома. | 1 | |
От кого зависит чистота на улице. | 1 | |
От кого зависит чистота на улице. | 1 | |
От кого зависит чистота на улице. | 1 | |
От кого зависит чистота на улице. | 1 | |
Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?». | 1 | |
Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?». | 1 | |
Конференция. Защита портфолио. | 1 | |
Защита проекта | 1 | |
ИТОГО |
3 класс
№ | Тема | Количество часов |
Письмо экологам. Учебник окружающего мира | 1 | |
Письмо экологам. Учебник окружающего мира | 1 | |
Олимпиадные задания: «Ориентирование на местности. Компас». | 1 | |
Олимпиадные задания: «Ориентирование на местности. Компас». | 1 | |
Олимпиадные задания: «Ориентирование на местности. Компас». | 1 | |
Олимпиадные задания: «Ориентирование на местности. Компас». | 1 | |
Фотоконкурс; «Живая и неживая природа». | 1 | |
Фотоконкурс; «Живая и неживая природа». | 1 | |
Олимпиадные задания: «Свойства воды». | 1 | |
Олимпиадные задания: «Свойства воды». | 1 | |
Заседание научного клуба. Тема «Берегите воду!». | 1 | |
Заседание научного клуба. Тема «Берегите воду!». | 1 | |
Олимпиадные задания: «Свойства воздуха» | 1 | |
Олимпиадные задания: «Свойства воздуха» | 1 | |
Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?». | 1 | |
Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?». | 1 | |
Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?». | 1 | |
Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?». | 1 | |
Миниконференция: «Береги дары природы» | 1 | |
Миниконференция: «Береги дары природы» | 1 | |
Безопасное поведение в лесу. | 1 | |
Безопасное поведение в лесу. | 1 | |
Помощь животным весной. Доклады. | 1 | |
Помощь животным весной. Доклады. | 1 | |
Помощь животным весной. Доклады. | 1 | |
Помощь животным весной. Доклады. | 1 | |
История моего края (города, села, поселка). | 1 | |
История моего края (города, села, поселка). | 1 | |
Олимпиадные задания: «Путешествие по времени» | 1 | |
Олимпиадные задания: «Путешествие по времени» | 1 | |
Конкурс: «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?». | 1 | |
Конкурс: «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?». | 1 | |
Конференция. Защита портфолио. | 1 | |
Защита проекта | 1 | |
ИТОГО |
4 класс
№ | Тема | Количество часов |
Культура моих предков. | 1 | |
Культура моих предков. | 1 | |
Традиции, праздники моего народа, моей семьи | 1 | |
Традиции, праздники моего народа, моей семьи | 1 | |
Олимпиадные задания: «Вращение Земли», «Природные зоны». | 1 | |
Олимпиадные задания: «Вращение Земли», «Природные зоны». | 1 | |
Роль леса в жизни людей | 1 | |
Роль леса в жизни людей | 1 | |
Роль леса в жизни людей | 1 | |
Роль леса в жизни людей | 1 | |
Народные промыслы моего края. | 1 | |
Народные промыслы моего края. | 1 | |
Народные промыслы моего края. | 1 | |
Народные промыслы моего края. | 1 | |
История моей школы. | 1 | |
Конкурс членов клуба «Мы и окружающий мир» | 1 | |
Конкурс членов клуба «Мы и окружающий мир» | 1 | |
Олимпиадные задания:«Как устроен организм человека» | 1 | |
Олимпиадные задания:«Как устроен организм человека» | 1 | |
Человек — часть природы. | 1 | |
Человек — часть природы. | 1 | |
Олимпиадные задания : «Как устроен организм человека». | 1 | |
Олимпиадные задания : «Как устроен организм человека». | 1 | |
10 городов мира, которые надо увидеть. | 1 | |
10 городов мира, которые надо увидеть. | 1 | |
Память моего края о героях Великой Отечественной Войны. | 1 | |
Память моего края о героях Великой Отечественной Войны. | 1 | |
Олимпиадные задания: «Москва как летопись истории России». | 1 | |
Олимпиадные задания: «Москва как летопись истории России». | 1 | |
Человек в мире природы и культуры. | 1 | |
Человек в мире природы и культуры. | 1 | |
Конференция. Защита портфолио. | 1 | |
Конференция. Защита портфолио. | 1 | |
Защита проекта | 1 | |
ИТОГО |
Учебно-методическое и материально-
техническое обеспечение курса
1.Программа по учебным предметам. План и программы внеурочной деятельности.1-4 кл.: В 2ч./ Сост.Р.Г.Чуракова. М.: Академкнига/Учебник.
2.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1-4 кл. Учебник: В 2 ч.: Академкнига/Учебник
3.Федотова О.Н. Окружающий мир. 1-4кл. Хрестоматия. М.: Академкнига/Учебник.
4.Энциклопедические словари и справочники.
5.Видео- и аудиоматериалы по темам «Природа Ивановского края», «Диалоги о животных».
Наглядные пособия:
1.Комнатные растения.
2. Гербарии; коллекции насекомых, влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп.
3.Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых.
4. Географические и исторические карты.
5. Предметы, отражающие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни, и многое другое из жизни общества.
Технические средства:
1.Магнитная доска
2.Мультимедийный проектор
3.Персональный компьютер
4.Доска интерактивная
Литература для учащихся:
1.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1-4 кл. Учебник: В 2 ч.: Академкнига/Учебник
2.Федотова О.Н. Окружающий мир. 1-4кл. Хрестоматия. М.: Академкнига/Учебник.
Литература, использованная при подготовки программы:
1.Программа по учебным предметам. План и программы внеурочной деятельности.1-4 кл.: В 2ч./ Сост.Р.Г.Чуракова. М.: Академкнига/Учебник.
2.Чуракова Р.Г. Концептуальные основы развивающей личностно-ориентированной дидактической системы обучения.-М.:Академкнига/Учебник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности курса ОКРУЖАЮЩИЙ МИР «Я - исследователь»
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), а также основной о...
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Окружающий мир" (1-4 класс) ФГОС
Рабочая программа внеурочной деятельности "Окружающий мир" (1-4 класс) ФГОС (135 часов) разработана на основе примерной программы по окружающему миру федерального государственного образова...
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мы и окружающий мир» пнш 1-4 классы
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы и окружающий мир"
Готовая рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы и окружающий мир". Направление-правила дорожного движения (ПДД). 1-4 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению "Расчётно-конструкторское бюро "Мы и окружающий мир"
Срок реализации программы 2015-2019 учебный год, 1-4 классы. Программа направлена на реализацию задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математич...
Рабочая программа внеурочной деятельности по окружающему миру "Что мы знаем про то, что нас окружает" 1-4 классы
Рабочая программа внеурочной деятельности...