Патриотическое воспитание учащихся начальной школы
статья (3 класс) по теме
Значимость патриотического воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. К сожалению, дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_sayta.docx | 31.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание учащихся начальной школы
Кулешова Наталья Александровна,
учитель начальных классов высшей категории
МБОУ гимназии №54 г. Краснодара
"Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями".
(К.Д. Ушинский)
Любовь к Родине – это проявление патриотизма, а защита Отечества – это долг и обязанность патриота.
Значимость патриотического воспитания
Значимость патриотического воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. К сожалению, дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением.
Поэтому всё острее встаёт вопрос о повышении уровня патриотического воспитания. Необходимо воспитывать уже с младшего школьного возраста:
*доброту,
*ответственность,
*чувство собственного достоинства,
*гражданственность,
*гордость за свою страну
*уважительное отношение к истории России
Патриотическое воспитание
младших школьников
Патриотическое воспитание младших школьников должно строиться с учётом их возрастных и психологических особенностей. Конечно, психологические особенности - это не догма, и у каждого ребёнка будет своя степень зрелости в восприятии патриотизма, зависящая от предшествующего психического развития детей, от их готовности к чуткому отклику на воспитательную деятельность взрослых.
Технологии и формы работы
Какие же технологии и формы работы используют сегодня учителя начальных классов, решая эту задачу?
Технологии:
1. Знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества;
2. Знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором;
3. Организация экскурсий в музеи и места Боевой Славы;
4. Проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение учащихся к истории народа, знание истории;
5. Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории Родины;
6. Проектная деятельность.
Формы работы:
Урок гражданственности и патриотизма.
Воспитывать патриотизм помогает уже самый первый урок, с которого учителя начинают учебный год.
Цель этих уроков - вызвать у детей интерес к родной стране, дать им самые первые представления о родном крае, о стране, в которой они живут, познакомить их с понятиями «Родина», «Отечество», «гражданин», «государство», с государственными символами - флагом, гербом и гимном, дать некоторое представление о правах и обязанностях граждан. На таких уроках дети знакомятся с важными историческими событиями, героями страны.
Патриотическое воспитание
на уроке
Патриотическое воспитание заложено в каждом уроке. Изучая окружающий мир, младший школьник знакомится с родной природой, экологической ценностью родного края.
На уроках физкультуры и уроках здоровья учитель воспитывает любовь к спорту, формирует здоровый образ жизни.
Гуманитарный цикл:
На уроках русского языка, литературного чтения, кубановедения формируется культура речевого общения, изучается история России и Кубани, происходит знакомство учащихся с историческими событиями в произведениях соотечественников.
Математический цикл:
На уроках математики и информатики дети знакомятся с развитием отечественной науки.
Эстетический цикл:
На уроках изобразительного искусства и музыки развиваются творческие способности учащихся, прививается чувство прекрасного, любовь к культуре.
Внеклассные мероприятия:
• Мероприятия, посвящённые важным историческим датам.
Торжественная линейка, посвящённая Дню Победы.
Возложение цветов к Вечному огню.
Торжественная линейка, посвящённая открытию месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы.
• Беседы, диспуты, викторины, деловые игры, классные часы.
Цикл нравственных классных часов по таким темам, как «Что такое хорошо и что такое плохо», «Ответственность», «Планета дружбы» и другие.
Система классных часов:
Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, с ощущения сердечного тепла, которым окружён ребенок, в связи с этим ежегодно в начальных классах проводятся классные часы и утренники, посвящённые Дню матери.
Фольклор, как средство духовной культуры:
Так же проводятся классные часы, которые раскрывают традиции русской культуры, знакомят детей с фольклором, так как средства духовной культуры (обряды, традиции, обычаи, игры, и т.д.) играют более существенную роль в гармоничном развитии личности младшего школьника. Ещё одна из причин использования фольклора для патриотического воспитания младших школьников это то, что фольклор как исторически-конкретная форма народной культуры не остаётся неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя всё ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. В связи с этим учителя начальной школы на уроках активно используют пословицы, загадки, сказки, песни, во время прогулки разучивают и играют с детьми в русские народные игры.
Коллективные дела:
Это различные акции (помощь детскому дому; приёмной семье; акция «Солдат»; «Сирень 45 года»; «Поздравь ветерана»).
Встречи с ветеранами. Беседы о тех далёких событиях способствуют взаимопониманию между поколениями, формируют патриотические чувства.
Вместо эпилога:
«Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их
счастливыми».
О. Уайльд
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ в патриотическом воспитании учащихся начальной школы
Основная воспитательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать мультисенсорную интерактивную среду воспитания с почти неограниченными потенциальными возможностями, о...
Методическая разработка по проведению занятий кукольного театра . Патриотическое воспитание учащихся начальной школы средствами народного творчества при организации школьного Кукольного театра.
Данные учебно-методические разработки содержит систематизированные и обобщенные теоретические сведения по проведению занятий кукольного театра в условиях реализации в начальной школе, техн...
Обобщение опыта по теме: «Патриотическое воспитание учащихся начальной школы»
Работая с детьми в данном направлении, своей основной целью ставлю формирование у подрастающего поколения любви к Родине, к родному краю, бережного отношения к народным традициям, обычаям, уважения к ...
Программа нравственно-патриотического воспитания учащихся начальной школы «Юные патриоты»
Целью Программы является воспитание духовно – развитой, свободной, творческой личности с активной гражданской позицией, обладающей высоким уровнем самосознания, развитым интеллектом, ведущей здо...
Патриотическое воспитание учащихся начальной школы на уроках ИЗО
В статье раскрываются вопросы патриотического воспитания в школе как одной из приоритетных задач воспитательной работы....
«Разговор о важном»- как ресурс патриотического воспитания учащихся начальной школы»
В статье говорится о важности и нужности проведения классных часов "Разговор о важном"...
ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан, обладающих высокой нравственной культурой. И одной из глобальных проблем воспитания современной молодежи в России являет...