Патриотическое воспитание учащихся начальной школы
статья (3 класс) по теме

  Значимость патриотического воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период  в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. К сожалению, дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_sayta.docx31.26 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание учащихся начальной школы
Кулешова Наталья Александровна,
учитель начальных классов высшей категории

 МБОУ гимназии №54 г. Краснодара

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=180056144-49-72        "Как нет человека без самолюбия,  так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными,  личными, семейными и родовыми наклонностями".

                                                    (К.Д. Ушинский)

    Любовь к Родине – это проявление патриотизма, а защита Отечества – это долг и обязанность патриота.

Значимость патриотического воспитания

  Значимость патриотического воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период  в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. К сожалению, дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением.

   Поэтому всё острее встаёт вопрос о повышении уровня патриотического воспитания. Необходимо воспитывать уже с младшего школьного возраста:

*доброту,

*ответственность,

*чувство собственного достоинства,

 *гражданственность,

*гордость за свою страну

*уважительное отношение к истории России 

Патриотическое воспитание
младших школьников

Патриотическое воспитание младших школьников должно строиться с учётом их возрастных и психологических особенностей. Конечно,  психологические особенности -  это не догма, и у каждого ребёнка будет своя степень зрелости в восприятии патриотизма,  зависящая от предшествующего психического развития детей, от их готовности к чуткому отклику на воспитательную деятельность взрослых.

Технологии и формы работы

Какие же технологии и формы работы  используют сегодня учителя начальных классов,  решая эту задачу?

Технологии:

1. Знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества;          

2. Знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором;

3. Организация экскурсий в музеи и места Боевой Славы;

4. Проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение учащихся к  истории народа, знание истории;

5. Исследовательская деятельность,  направленная на самостоятельное добывание знаний по истории Родины;

6. Проектная деятельность.

                                                   Формы работы:

Урок гражданственности и патриотизма.

            Воспитывать патриотизм помогает уже самый первый урок,  с которого учителя  начинают учебный год.

Цель этих уроков - вызвать у детей интерес к родной стране,  дать им самые первые представления о родном крае,  о стране,  в которой они живут,  познакомить их с понятиями  «Родина», «Отечество», «гражданин», «государство», с государственными символами -  флагом,  гербом и гимном,  дать некоторое представление о правах и обязанностях граждан.  На таких уроках дети знакомятся с важными историческими событиями,  героями страны.

Патриотическое воспитание
на уроке

Патриотическое воспитание    заложено в каждом уроке.  Изучая окружающий мир,  младший школьник знакомится с родной природой,  экологической ценностью родного края.  

На уроках физкультуры и уроках здоровья учитель воспитывает  любовь к спорту, формирует здоровый образ жизни.

Гуманитарный цикл:

На уроках  русского языка, литературного чтения, кубановедения   формируется культура речевого общения, изучается история России и Кубани, происходит знакомство учащихся с историческими событиями в произведениях  соотечественников.          

Математический цикл:

На уроках математики и информатики дети знакомятся с развитием отечественной науки.

Эстетический цикл:

На уроках изобразительного искусства и  музыки  развиваются  творческие способности учащихся, прививается чувство прекрасного, любовь к культуре.

Внеклассные мероприятия:

• Мероприятия, посвящённые важным историческим датам.  

Торжественная линейка,  посвящённая Дню Победы.

 Возложение цветов к Вечному огню.

Торжественная линейка, посвящённая открытию месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы.

 • Беседы, диспуты, викторины, деловые игры, классные часы.

Цикл  нравственных классных часов  по таким темам,  как  «Что такое хорошо и что такое плохо»,  «Ответственность»,  «Планета дружбы» и другие.

Система классных часов:

Любовь и преданность Родине начинается с признательности  матери,  с ощущения сердечного тепла,  которым окружён ребенок,  в связи с этим ежегодно в начальных классах проводятся  классные часы и утренники, посвящённые Дню матери.

Фольклор, как средство духовной культуры:

Так же  проводятся классные часы,  которые раскрывают традиции русской культуры,  знакомят детей с фольклором,  так как средства духовной культуры (обряды,  традиции,  обычаи,  игры,  и т.д.)  играют более существенную роль в гармоничном развитии личности младшего школьника.  Ещё одна из причин использования фольклора для патриотического воспитания младших школьников это то, что фольклор как исторически-конкретная форма народной культуры не остаётся неизменным,  а развивается вместе с народом,  вбирая в себя всё ценное,  что существовало ранее,  и отображая новые социальные изменения.  Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. В связи с этим учителя начальной школы на уроках активно    используют пословицы, загадки, сказки, песни, во время прогулки разучивают и играют с детьми в русские народные игры.

Коллективные дела:

Это различные  акции (помощь детскому дому; приёмной семье; акция «Солдат»; «Сирень 45 года»; «Поздравь ветерана»).

Встречи с ветеранами.  Беседы о тех далёких событиях способствуют взаимопониманию между поколениями, формируют патриотические чувства.

Вместо эпилога:

«Лучший способ сделать детей   хорошими — это сделать их

счастливыми».

                               О. Уайльд

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=163842425-06-72


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в патриотическом воспитании учащихся начальной школы

Основная воспитательная ценность  информационных технологий в том, что они позволяют создать мультисенсорную интерактивную среду воспитания с почти неограниченными потенциальными возможностями, о...

Методическая разработка по проведению занятий кукольного театра . Патриотическое воспитание учащихся начальной школы средствами народного творчества при организации школьного Кукольного театра.

Данные учебно-методические разработки  содержит систематизированные и обобщенные теоретические сведения по проведению занятий кукольного театра  в условиях реализации в начальной школе, техн...

Обобщение опыта по теме: «Патриотическое воспитание учащихся начальной школы»

Работая с детьми в данном направлении, своей основной целью ставлю формирование у подрастающего поколения любви к Родине, к родному краю, бережного отношения к народным традициям, обычаям, уважения к ...

Программа нравственно-патриотического воспитания учащихся начальной школы «Юные патриоты»

Целью Программы является воспитание духовно – развитой, свободной, творческой личности с активной гражданской позицией, обладающей высоким уровнем самосознания, развитым интеллектом, ведущей здо...

Патриотическое воспитание учащихся начальной школы на уроках ИЗО

В статье раскрываются вопросы патриотического воспитания в школе как одной из приоритетных задач воспитательной работы....

«Разговор о важном»- как ресурс патриотического воспитания учащихся начальной школы»

В статье говорится о важности и нужности проведения классных часов "Разговор о важном"...