Классный час "Деревянное кружево наличников".
классный час (1, 2, 3, 4 класс)
Классный час на основе краеведческого материала "Деревянное кружево наличников".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Деревянное кружево наличников". Классный час. | 39 КБ |
"Деревянное кружево наличников" презентация | 2.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Деревянное кружево наличников.
Учитель: Всем добрый день. Любителей родного края я рада видеть на нашем занятии. (Всех роднее и красивей, знаю я, Ивановская милая земля.) Вы любите красоту? А в чем мы видим красоту? (Красоту природы, красоту человека, красоту вещей, созданных человеком). Как называют человека, создающего рукотворную красоту? (Мастер).
И куда мы сегодня с вами отправимся? (В город мастеров). Верно, мы узнаем новые народные промыслы Ивановского края.
- Закройте глаза, мы отправляемся в виртуальное путешествие. Мы в городе мастеров. Видите ли вы знакомые улицы? Какие промыслы вам уже знакомы? (Лозоплетение, гончарное производство, сапоговаляние, лаковая миниатюра).
- А сейчас мы встретимся с новыми мастерами. Откройте глаза. Видите на экране два дома. Это дома мастеров из села Дунилово Шуйского района. Посмотрите на них внимательно и скажите, чем занимаются хозяева?
- В городах и селах нашего края много деревянных домов с красивыми резными узорами. Мастера вырезают из деревянных досок сказочные цветы, ветки, а также удивительных птиц и животных. Ими украшают крыши, окна, стены, заборы и ворота. Золотые руки мастеров превращали простые деревянные избы в сказочные дворцы. Хотите посмотреть еще? (Показ
презентации).
- К нам сегодня пришли гости. Некоторые из них хотят рассказать вам что-то новое о резчиках по дереву и о самой деревянной резьбе. Хотите послушать?
Ученик.
Как приятно посмотреть на красивые и ухоженные деревенские дома с резными наличниками и деревянными кружевами по периметру всего дома. Кто превращает простые дома в сказочные? В нашей местности исстари славились мастера – резчики по дереву. Оказывается и мой прадедушка был таким мастером. В старину у него был большой дом и двор, а внутри двора теплая комната – мастерская.
Внутри стоял большой стол с разными приспособлениями. Он назывался «верстак». На нем строгали, пилили и делали всю работу. На стене висели и лежали на полочках очень много инструментов по работе с деревом: рубанки разных размеров, долото, лобзики, напильники, топорики, молотки, инструменты для резьбы. С другой стороны находилась пила – циркулярка для пилки досок. Особых станков и тем более электрических инструментов в то время не было. Инструменты передавались по наследству, береглись, всегда находились в порядке и на своем месте. Купить их было невозможно, многие из них ковались вручную.
Прадедушка вставал утром в 5 часов и шел работать. Он умел делать окна, двери, косяки, строил дома, террасы. Но особенно любил мастерить наличники. Он по настоящему творил, а когда работал, то тихонько пел. А человек поет тогда, когда ему нравится дело.
На стене в мастерской висели трафареты – рисунки для наличников. Они были из картона и фанеры. Это было настоящее кружевное чудо.
Сначала прадедушка узнавал желания заказчиков. Многие сами придумывали рисунки – цветы, орнамент. Затем дедушка переводил трафареты на дерево, добавлял что-то свое, фантазировал, и выходил новый неповторимый рисунок. Каждая дощечка наличника вырезалась отдельно и обрабатывалась шкуркой. Затем дощечки прибивались на основу и снова выравнивались по размеру.
Каждый дом – это отдельная картина из дерева, придуманная мастером-художником. Мастера по обработке дерева нигде не учились, мастерство передавалось от отца к сыну в процессе работы.
Вот работы моего прадеда. (Презентация).
Учитель.
А сейчас вы увидите мастера, работающего по дереву. Это дедушка Кристины Нестеренко Юрий Петрович Федоренко. Хотите послушать его рассказ? (Рассказ Ю.П.Федоренко).
Физкультминутка.
Жура-жура-журавель
Облетал он сто земель!
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил!
Мы спросили журавля:
«Где же лучшая земля?»
Отвечал он, пролетая:
«Лучше нет родного края!»
Учитель.
Рассматривая наличники, не устаешь удивляться их разнообразию. Но иногда мы замечаем, что какие-то элементы повторяются в разных узорах. Может это просто совпадение? Но, оказывается это не совсем так. Многие элементы деревянных орнаментов пришли к нам от наших предков – славян. Еще до принятия христианства, во времена язычества наши предки многие орнаменты связывали с верховными богами, с высшими природными силами. Одни рисунки считались оберегами от несчастий, бед, другие, наоборот, символизировали благополучие, богатство, счастье.
Сейчас мы познакомимся с символами славянского язычества, знаками орнаментов.
Выход ребят с символами.
- Я – знак солнца. Меня связывали с верховными богами – Даждьбогом и Перуном.
- А я знак небесной воды, «хлябей небесных», которые по поверьям славянских язычников, располагались над небом.
- Косой крест символизирует земной огонь, могучую очищающую стихию.
- Ромб, разделенный на четыре части – это древний знак засеянной пашни, Матери Земли вообще.
- Я – дерево жизни, связующее звено между тремя мирами, которые изображены в виде трех ветвей.
- Я крина – росток. Я сила жизни и добра.
- Я цветок. Такие цветы покрывали фигуры мифических зверей, добрых к человеку.
- Я – древний символ женщины. А также знак Земли, рождающей и питающей.
- А я – изображение мужчины, поднявшего руки к небу с мольбой о дожде.
- Я – символическое изображение праптицы (лебедя или сокола). Обозначаю небесного солнечного бога.
- Мой знак – восемь сторон света. Ведь славяне делили Землю на восемь частей.
Учитель.
Курица и петух тоже особенно почитались на Руси. Петух – символ огня, оберегает дом от пожаров. Другое значение – символ плодородия, хорошего урожая. Можно увидеть на наличниках и русалок. Это подательницы дождя; помогают странствующим, плывущим, терпящим бедствие добраться до берега. А если вы увидите когда-нибудь в деревянной резьбе крылатую собаку, то знайте, что это Семаргл – священная собака, охраняющая семена и посевы.
Учитель.
А хотите попробовать себя в роли мастеров? У вас на столах есть все необходимое, чтоб превратить некрасивые, безликие окна в ажурную красоту. Вы можете подбирать разные узоры, а также, по желанию, добавить в орнамент магические солярные знаки наших предков-славян.
(групповая работа, аппликация из заготовок частей наличников, солярных знаков).
Учитель.
Давайте посмотрим, какие окна получились у вас? У какой группы вышло наиболее удачное окно?
- Понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Давайте оценим нашу работу так: Я укрепляю на доске дерево. А вы установите магниты: к корням дерева, если занятие показалось вам неинтересным; на нижние ветви, если занятие понравилось, вы узнали много нового, но больше на эту тему ничего
интересного нет; на макушку дерева, если вы узнали много нового, но хотели бы еще расширить свои знания, узнать на эту тему что-нибудь еще.
(Рефлексия)
Учитель: А кто хочет дома потренироваться в украшении окон? (выдача заготовок на дом)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Неповторимы узоры наличников.
Неисчерпаема фантазия художника.
Резная красота.
«Коснёмся красоты».
Резная сказка.
«Деревянная сказка».
Мастерство предков.
Наследие предков в современности.
«Деревянное кружево наличников». Дом мастера Жукова в деревне Дунилово Шуйского района.
Фасад дома.
Кружевные наличники.
Резные петухи под крышей.
Входная дверь.
Элементы украшения двери.
Резные ворота.
Слуховое оконце.
Боковые столбики крыльца.
Резные украшения.
Дом – сказка.
«Деревянное кружево наличников» Виды резьбы.
Плосковыемчатая резьба.
Рельефная (глухая) резьба.
Пропильная резьба (сквозная).
Пропильная резьба (сквозная и накладная).
Пропильная резьба (накладная).
Пропильная резьба (накладная).
Скульптурная резьба.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа творческого объединения "Бумажные кружева"
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение«средняя общеобразовательная школа №3 им. А.С. Пушкина» Принято на ШМО «__»__________20__год. Протокол №...
Сценарий праздника " Осенних листьев кружева "
Мероприятие проводится в конце 1 четверти. В интересной игровой форме дети обобщают знания об осеннем времени года. ...
Урок ИЗО на нетбуках «Определяющая роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Вологодское кружево»
План - конспект регионального урока по ИЗО с использованием ИКТ (интерактивной доски и нетбуков по количеству учащихся)...
Снежинки. Зимнее кружево.
Проект во 2-4 классах, направленный на проблемно-поисковую и творческую деятельность учащихся с ОВЗ....
Классный час "Чугунное кружево Петербурга"
Классный час для 3 класса по истории и культуре Санкт-Петербурга "Чугунное кружево Петербурга". Материал может быть использован для внеурочной деятельности....
Презентация "Кружевные узоры наличников"
Презентация "Кружевные узорв наличников" предназначена для уроков окружающего мира во 2 классе при изучение темы "Город и село. Чем сельский дом отличается от городского?&qu...
Урок года - 2018г. Поурочный план на тему: " «Отражение знаков солнца, земли и воды в оконных наличниках.»
Цели:1) создать условия для формирования у подростков эстетического вкуса, восприятия прекрасного, дара воображения, для рождения вопросов о смысле жизни и бытия.2) развивать ассоциативно-...