Классный час "Деревянное кружево наличников".
классный час (1, 2, 3, 4 класс)

Горева Наталья Викторовна

Классный час на основе краеведческого материала "Деревянное кружево наличников".

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               Деревянное кружево наличников.

Учитель:  Всем добрый день. Любителей родного края  я рада видеть на нашем занятии. (Всех роднее и красивей, знаю я, Ивановская милая земля.) Вы любите красоту? А в чем мы видим красоту? (Красоту природы, красоту человека, красоту вещей, созданных человеком). Как называют человека, создающего рукотворную красоту? (Мастер).

И куда мы сегодня с вами отправимся? (В город мастеров). Верно, мы узнаем новые народные промыслы Ивановского края.

- Закройте глаза, мы отправляемся в виртуальное путешествие. Мы в городе мастеров. Видите ли вы знакомые улицы? Какие промыслы вам уже знакомы? (Лозоплетение, гончарное производство, сапоговаляние, лаковая миниатюра).

- А сейчас мы встретимся с новыми мастерами. Откройте глаза. Видите на экране два дома. Это дома мастеров из села Дунилово Шуйского района. Посмотрите на них внимательно  и скажите, чем занимаются хозяева?

- В городах и селах нашего края много деревянных домов с красивыми резными узорами. Мастера вырезают из деревянных досок сказочные цветы, ветки, а также удивительных птиц и животных. Ими украшают крыши, окна, стены, заборы и ворота. Золотые руки мастеров превращали простые деревянные избы в сказочные дворцы.  Хотите посмотреть еще? (Показ

презентации).

- К нам сегодня пришли гости. Некоторые из них хотят рассказать вам что-то новое о резчиках по дереву и о самой деревянной резьбе. Хотите послушать?

Ученик.

    Как приятно посмотреть на красивые и ухоженные деревенские дома с резными наличниками и деревянными кружевами по периметру всего дома. Кто превращает простые дома в сказочные? В нашей местности исстари славились мастера – резчики по дереву. Оказывается и мой прадедушка был таким мастером.  В старину  у него был большой дом и двор, а внутри двора теплая комната – мастерская.

   Внутри стоял большой стол с разными приспособлениями. Он назывался «верстак». На нем строгали, пилили и делали всю работу. На стене висели и лежали на полочках очень много инструментов по работе с деревом: рубанки разных размеров, долото, лобзики, напильники, топорики, молотки, инструменты для резьбы. С другой стороны находилась пила – циркулярка для пилки досок. Особых станков и тем более электрических инструментов в то время не было. Инструменты передавались по наследству, береглись, всегда находились в порядке и на своем месте. Купить их было невозможно, многие из них ковались вручную.

   Прадедушка вставал утром в 5 часов и шел работать. Он умел делать окна, двери, косяки, строил дома, террасы. Но особенно любил мастерить наличники. Он по настоящему творил, а когда работал, то тихонько пел. А человек поет тогда, когда ему нравится дело.

  На стене в мастерской висели трафареты – рисунки для наличников. Они были из картона и фанеры. Это было настоящее кружевное чудо.

   Сначала прадедушка узнавал желания заказчиков. Многие сами придумывали рисунки – цветы, орнамент. Затем дедушка переводил трафареты на дерево, добавлял что-то свое, фантазировал, и выходил новый неповторимый рисунок. Каждая дощечка наличника вырезалась отдельно и обрабатывалась шкуркой. Затем дощечки прибивались на основу и снова выравнивались по размеру.

   Каждый дом – это отдельная картина из дерева, придуманная мастером-художником. Мастера по обработке дерева нигде не учились, мастерство передавалось от отца к сыну в процессе работы.

   Вот работы моего прадеда. (Презентация).

Учитель.

  А сейчас вы увидите мастера, работающего по дереву. Это дедушка Кристины Нестеренко Юрий Петрович Федоренко. Хотите послушать его рассказ?     (Рассказ Ю.П.Федоренко).

Физкультминутка.

Жура-жура-журавель
Облетал он сто земель!
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил!
Мы спросили журавля:
«Где же лучшая земля?»
Отвечал он, пролетая:
«Лучше нет родного края!»

Учитель.

     Рассматривая наличники, не устаешь удивляться их разнообразию. Но иногда мы замечаем, что какие-то элементы  повторяются в разных узорах. Может это просто совпадение?  Но, оказывается это не совсем так. Многие элементы деревянных орнаментов пришли к нам от наших предков – славян. Еще до принятия христианства, во времена язычества наши предки многие орнаменты связывали с верховными богами, с высшими природными силами. Одни рисунки считались оберегами от несчастий, бед, другие, наоборот, символизировали благополучие, богатство, счастье.

    Сейчас мы познакомимся с символами славянского язычества, знаками орнаментов.

Выход ребят с символами.

  1. Я – знак солнца. Меня связывали с верховными богами – Даждьбогом и Перуном.

  1. А я знак небесной воды, «хлябей небесных», которые по поверьям славянских язычников, располагались над небом.

  1. Косой крест символизирует земной огонь, могучую очищающую стихию.

  1. Ромб, разделенный на четыре части – это древний знак засеянной пашни, Матери Земли вообще.

  1. Я – дерево жизни, связующее звено между тремя мирами, которые изображены в виде трех ветвей.

  1. Я крина – росток. Я сила жизни и добра.

  1. Я цветок. Такие цветы покрывали фигуры мифических зверей, добрых к человеку.

  1. Я – древний символ женщины. А также знак Земли, рождающей и питающей.

  1. А я – изображение мужчины, поднявшего руки к небу с мольбой о дожде.

  1.  Я – символическое изображение праптицы (лебедя или сокола). Обозначаю небесного солнечного бога.

  1.  Мой знак – восемь сторон света.  Ведь славяне делили Землю на восемь частей.

Учитель.

Курица и петух тоже особенно почитались на Руси. Петух – символ огня, оберегает дом от пожаров. Другое значение – символ плодородия, хорошего урожая.  Можно увидеть на наличниках и русалок. Это подательницы дождя; помогают странствующим, плывущим, терпящим бедствие добраться до берега. А если вы увидите когда-нибудь в деревянной резьбе крылатую собаку, то знайте, что это Семаргл – священная собака, охраняющая семена и посевы.


Учитель.

А хотите попробовать себя в роли мастеров?  У вас на столах есть все необходимое, чтоб превратить некрасивые, безликие окна в ажурную красоту. Вы можете подбирать разные узоры, а также, по желанию, добавить в орнамент магические солярные знаки наших предков-славян.

(групповая работа, аппликация из заготовок частей наличников, солярных знаков).

Учитель.

Давайте посмотрим, какие окна получились у вас?  У какой группы вышло  наиболее удачное окно?

- Понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Давайте оценим нашу работу так: Я укрепляю на доске дерево. А вы установите магниты: к корням дерева, если занятие показалось вам неинтересным; на нижние ветви, если занятие понравилось, вы узнали много нового, но больше на эту тему ничего

интересного нет; на макушку дерева, если вы узнали много нового, но хотели бы еще расширить свои знания, узнать на эту тему что-нибудь еще.

(Рефлексия)

Учитель: А кто хочет дома потренироваться в украшении окон? (выдача заготовок на дом)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Деревянное кружево наличников». Красота и неповторимость домов в русской глубинке .

Слайд 2

Неповторимы узоры наличников.

Слайд 3

Неисчерпаема фантазия художника.

Слайд 4

Резная красота.

Слайд 5

«Коснёмся красоты».

Слайд 6

Резная сказка.

Слайд 7

«Деревянная сказка».

Слайд 8

Мастерство предков.

Слайд 9

Наследие предков в современности.

Слайд 10

«Деревянное кружево наличников». Дом мастера Жукова в деревне Дунилово Шуйского района.

Слайд 11

Фасад дома.

Слайд 12

Кружевные наличники.

Слайд 13

Резные петухи под крышей.

Слайд 14

Входная дверь.

Слайд 15

Элементы украшения двери.

Слайд 16

Резные ворота.

Слайд 17

Слуховое оконце.

Слайд 18

Боковые столбики крыльца.

Слайд 19

Резные украшения.

Слайд 20

Дом – сказка.

Слайд 21

«Деревянное кружево наличников» Виды резьбы.

Слайд 22

Плосковыемчатая резьба.

Слайд 23

Рельефная (глухая) резьба.

Слайд 24

Пропильная резьба (сквозная).

Слайд 25

Пропильная резьба (сквозная и накладная).

Слайд 26

Пропильная резьба (накладная).

Слайд 27

Пропильная резьба (накладная).

Слайд 28

Скульптурная резьба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа творческого объединения "Бумажные кружева"

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение«средняя общеобразовательная школа №3 им. А.С. Пушкина» Принято на ШМО «__»__________20__год.    Протокол №...

Сценарий праздника " Осенних листьев кружева "

Мероприятие проводится в конце 1 четверти. В интересной игровой форме дети обобщают знания об осеннем времени года. ...

Урок ИЗО на нетбуках «Определяющая роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Вологодское кружево»

План - конспект регионального урока по ИЗО с использованием ИКТ (интерактивной доски и нетбуков по количеству учащихся)...

Снежинки. Зимнее кружево.

Проект во 2-4 классах, направленный на проблемно-поисковую и творческую деятельность учащихся с ОВЗ....

Классный час "Чугунное кружево Петербурга"

Классный час для 3 класса по истории и культуре Санкт-Петербурга "Чугунное кружево Петербурга". Материал может быть использован для внеурочной деятельности....

Презентация "Кружевные узоры наличников"

Презентация "Кружевные узорв наличников" предназначена для уроков окружающего мира во 2 классе при  изучение темы "Город и село. Чем сельский дом отличается от городского?&qu...

Урок года - 2018г. Поурочный план на тему: " «Отражение знаков солнца, земли и воды в оконных наличниках.»

Цели:1) создать условия для формирования у подростков  эстетического вкуса, восприятия прекрасного, дара воображения, для рождения вопросов о смысле жизни и  бытия.2) развивать ассоциативно-...