Внеурочное занятие " Ярморочные скоморошины"
методическая разработка

Тема: Ярмарочные скоморошины

Цель: Приобщение учащихся к народным праздникам и традициям.

Задачи: Формировать  нравственную культуру детей и   толерантное отношения к традиционной русской народной культуре,  обогащать  духовный  мир детей, развивать творческое сотрудничество учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yarmarochnye_skomoroshiny.doc200 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 105 КУПИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Внеурочное занятие

«Ярмарочные скоморошины»

 

Составила:

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Семыкина Ирина Павловна

2019

Тема: Ярмарочные скоморошины

Цель: Приобщение учащихся к народным праздникам и традициям.

Задачи: Формировать  нравственную культуру детей и   толерантное отношения к традиционной русской народной культуре,  обогащать  духовный  мир детей, развивать творческое сотрудничество учащихся.

Материалы и оборудование:

  • Лотки с товарами (Детские поделки)
  • Декорации ярмарочных балаганов
  • Ширма
  • Перчаточная кукла Петрушка

Ход занятия

Звучит музыка скоморохов - потешников

Ведущий.

 Здравствуйте, дорогие зрители —

Ярмарки большие любители!

Все, кто не остался дома сидеть

И пришел наше представление смотреть!

Прежде всего, как водится,

Давайте с вами знакомиться!

 Дружно хором скажем как кого зовут

Ну что, ребята-молодцы, озорные удальцы!

Встречаем скоморохов-затейников!

Будут они на ярмарке играть,

На ярмарке играть — всех ребят развлекать!

Скоморох 1

Внимание! Внимание! Внимание!

Открывается весёлое гуляние!

Торопись честной народ,

Тебя ярмарка зовёт!

 Скоморох 2

На ярмарку, на ярмарку!

Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости,

Давно вас ждут, друзья! 

Звучит музыка «Карабейники»

(входят коробейники с лотками с товаром, )

 Коробейник  1

Мы ребята озорные!

Мы ребята удалые!

Всех на ярмарку зовём!

Мы игрушки продаём!

Коробейник 2

А ну, честной народ,

Подходи смелей,

Покупай товар, не робей!

Ребята, не зевайте,

Кто что хочет, покупайте!

Коробейник 1

Не ходите никуда, подходите все сюда!

Диво дивное, чудо - чудное, а не товар!

Гляди, не моргай, рот не разевай!

Ворон не считай, товар покупай!

Коробейник 2

Вот товары хороши! Что угодно для души!

Коробейник 1

Тары – бары - растабары,

Расторгуем все товары! 

Ведущий. А товары не простые, покупаются только за ваши знания скороговорок, считалок, пословиц. (зрители говорят скороговорки, считалки, пословицы и получают подарки)

 А чтобы у вас было хорошее настроение к вам на ярмарку пришли гости с весёлыми частушками.

 Музыка «Частушки»

Девочка

  1.  Встанем, девицы, рядком

Да частушки пропоём!

Мальчик

 Да и мы, пожалуй, встанем,

От подружек не отстанем!

Хором

  1.  Пропоём мы вам частушки

Замечательны таки,

Что пойдут плясать старушки,

Затанцуют старики!

Мальчики

3. Девочки – беляночки,

Где вы набелилися?

Девочки

Мы вчера коров доили,

Молоком умылися!

 мальчик

4.  Вы послушайте, девчата

Нескладушку буду петь.

На дубу свинья пасётся,

В бане парится медведь!

 мальчик

5.  На горе стоит телега,

Слёзы капают с дуги.

Под горой сидит корова,

Надевает сапоги!

  девочка

6.  Ты куда, Ванюша, едешь?

Ведь телега без колёс!

А Ванюша отвечае

  мальчик

 Заготавливать овес!

  девочка

7.  Уж я топну ногой,

Да притопну другой.

Выходи ко мне, Иван,

Попляши-ка со мной!

 

 мальчик

8.  Ставлю ногу на носок,

А потом на пятку.

Стану русскую плясать,

А потом вприсядку!

 

 ведущий. Ай да молодцы — покупатели и продавцы!

А теперь идите на скоморошьи забавы смотрите!

  Вбегают скоморохи, 2 скоморох кричит.

Скоморох 2. (громко). Ай-ай-ай!

Скоморох 1. Ты чего раскричался, будто тебе в ухо мух попался?

Скоморох 2. Мух? А кто такой мух?

Скоморох 1. Ребята, он не знает! Да я ему объясню. У воробьихи кто муж?

Дети. Воробей.

Скоморох 1. А у соловьихи кто муж?

Дети. Соловей.

Скоморох 1. А у курицы кто муж?

Дети. Петух.

Скоморох 1. А у мухи кто муж?

Дети. Мух.

Скоморох 1 жужжит, как муха, и «летит» за вторым скоморохом.

Ведущий. А теперь послушайте небылицу  «У излучины реки»

У излучины реки,
В домике у моста,
Жил высокий гражданин,
Маленького роста…

Раз в морозный зимний день,
Утречком, под вечер,
Изнывая от жары,
Вышел он на речку.

Только удочку свою,
Он забросил ловко:
Глядь, зелёный крокодил,
Синий, как морковка.

Долго бились, наконец,
Крокодил смирился.
И по берегу, ползком,
Лихо вскачь пустился.

Через поле, через лес,
Сквозь густые ёлки.
Вдруг, откуда ни возьмись,
Налетели волки.

И от страха гражданин
Громко разревелся.
Но не дрогнул крокодил,
Даже не наелся.

И на радости такой,
Шустро к дому скачут.
Поселился наш герой
В конуре собачей.

Всех он будит по утрам,
Крыс, мышей гоняет.
А когда чужой зайдёт,
Он свирепо лает.

Всё как было рассказал,
Я вам честь по чести.
Если слово хоть соврал,
Лопнуть мне на месте.

Выходят скоморохи.

Скоморох 1.

Эй, вставайте в хоровод!

К нам Михаил Иванович идет.

Скоморох 2. Здравствуй, Михаил Иванович!

Скоморох 1.

Мишка, Мишка! Не ленись —

Добрым людям поклонись.

Медведь (кланяется).

Здравствуйте, гости дорогие!

Пришли на ярмарку смотреть,

Послушать, как ревёт медведь?

Скоморох 2. А теперь выступай, народ забавляй!

Медведь. Кто из нас сильней? Побори меня скорей.

Скоморохи по очереди «борются» с Медведем, демонстрируя  правила игры.

Медведь.

Устал силами меряться,

Хочу в ваших способностях удостовериться.

Эй, ребята, что стоите?

Ну-ка, друг друга поборите!

Ведущий.

Ай, молодцы – Скоморохи-борцы!

Продолжаем играть и друг друга забавлять.

Скоморох : Мишка, покажи, как малые дети плачут! А как смеются? Как солдаты шагают? Как мышки от кота убегают? Как Дуняша пляшет и платочком машет?

Медведь выполняет команды ведущего.

Зрители подражают вместе с Медведем.

Скоморох 1. Молодец, Михаил, добрым людям угодил!

Скоморох 2.

Доброго тебе пути,

К нам ещё приходи!

 Дети  разыгрывают потешки.

1) - Федул! Что губы надул?

- Кафтан прожег.

- Зашить можно?

- Иглы нет.

- А велика ли дыра?

- Один ворот остался.

2) - Трошка! Что из леса не идешь?

- Медведя поймал!

- Так веди сюда!

- Да он не идет!

- Сам иди!

- Да он не пускает!

Ведущий. А посмотрите-ка, что за коробейники пожаловали? Да это же Никодим и Егор! Давайте   послушаем, о чём у них разговор!

–  Здорово, Никодим!

–  Здорово, Егор! Откуда идёшь?

–  С кудыкиных гор.

–  А как у вас Егор, поживают?

–  На босу ногу топор надевают,

Сапогом траву косят,

В решете воду носят.

Наши сани едут сами,

А лошади наши с усами,

Бегают в подполье за мышами.

– Да это же кошки.

– Комара тебе в лукошке!

Наши кошки живут в гнезде,

Летают везде.

Прилетели во двор,

Завели разговор: “ Кар! Кар!

– Да ведь это же вороны!

– Мухомор тебе варёный!

Наша-то ворона ушаста,

В огороды шастает часто.

Скок да скок через мосток,

Белым пятнышком хвосток.

– Да ведь это же зайчишка!

– В нос тебе еловая шишка!

Нашего зайца все звери пугаются.

Прошлой зимой в лютый мороз

Серый зайчище барана унёс.

– Да ведь это же волк!

– По лбу тебе щёлк!

Неужели не слыхал никогда ты,

Что волки у нас рогаты ?

Волк трясёт бородою, пообедал лебедою.

– Да ведь это же козлище!

– Щелчков тебе тыща!

Наш козёл под корягу ушёл,

Хвостом шевелит,

Ставить сети не велит!

Да ведь это налим!

Нет, не налим!

Мы про налима так говорим:

Налим Никодим гордится собою,

Налим Никодим носит шапку соболью,

Ни перед кем её не ломает

И шуток тоже не понимает! 

Ведущий.  Скоморошьи забавы кончаются — цирковой балаган открывается!

Скоморох 1. Спешите скорее к нам,

В цирковой балаган!

Скоморох 2.

Мы покажем цирковое представление — всем на удивление!

У нас лучшие циркачи, наездники, силачи!

 

Скоморох 1. А вы откуда это всё знаете?

Скоморох 2. Оттуда. (Показывает рукой в сторону.)

Скоморох 1. Ну да?

Скоморох 2. Пойдём скорее туда!

Игра: Скоморохи вызывают из зрительного зала участников игры, делят их на две команды и просят, по очереди команд, показать наездников, гимнастов, силачей, канатоходцев, жонглеров, скоморохов –  потешников!

Ведущий. Кто за -  чем пришёл на нашу ярмарку, а вот посмотрите, как старик на ярмарке корову продавал. 

Инсценировка сказки С.Михалкова «Как старик корову продавал»

На рынке корову старик продавал,

Никто за корову цены не давал.

Хоть многим была коровёнка нужна,

Но, видно не нравилась людям она!

– Хозяин, продашь нам корову свою?

– Продам. Я с утра с ней на рынке стою!

– Не много ли просишь, старик, за неё

– Да где наживаться? Вернуть бы своё!

– Уж больно твоя коровёнка худа!

– Болеет проклятая, прямо беда.

– А много ль корова даёт молока?

– Да мы молока не видали пока…

Весь день на базаре старик торговал,

Никто за корову цены не давал.

Один паренёк пожалел старика:

– Папаша, рука у тебя нелегка!

Я возле коровы твоей постою,

Авось продадим мы скотину твою!

Идёт покупатель с тугим кошельком,

И вот уж торгуется он с пареньком:

– Корову продашь?

– Покупай, коль богат.

Корова, гляди, не корова, а клад!

– Да так ли? Уж выглядит больно худой!

– Не очень жирна , но хороший удой!

– А много ль корова даёт молока?

– Не выдоишь за день – устанет рука.

Старик посмотрел на корову свою:

– Зачем я, Бурёнка, тебя продаю?

Корову свою не продам никому –

Такая скотина нужна самому! 

 «Кукольный балаган»

Скоморох.1

Только сейчас,

Только для вас

Выступает кукла-игрушка,

Развеселый…

Дети. Петрушка.

(за ширмой кукла - Петрушка ревет)

Скоморох. 2

А говорят, Петрушка — веселая игрушка…

Эй, Петрушка, чего ревешь?

Что это ты слезы льешь?

Петрушка.

Со мною никто не играет!

Никто здесь меня не знает.

Скоморох. 1

Ребята, вы знаете эту игрушку?

Эту игрушку зовут…

Дети. Петрушка!

Петрушка.

Ой, узнали меня! (Вертится во все стороны.)

Да, это я! Это я!

Веселить буду вас!

Хотите – прямо сейчас?

Петрушка неожиданно безвольно повисает над ширмой — засыпает.

Скоморох. 2

Эй, Петрушка! Вставай!

Давай-ка с нами играй!

Петрушка не просыпается.

Скоморох. 1

Петрушка не встаёт.

Так дело не пойдёт!

Скоморох.2 (Обращается к зрителям. )

 Давайте выкрикнем слово «обед».

Вдруг будет какой-то ответ?

Дети. Обед!

Петрушка (внезапно просыпается).

Обед? Что ж вы молчали?

Где моя ложка?

Где щи да картошка?

Скоморох. 2

Петрушка, рано еще обедать.

Надо дела делать.

Петрушка.

Дела? Какие дела?

У меня болит голова.

Лучше я снова посплю,

Сны свои досмотрю.

Скоморох. 1

Эй, Петрушка, не спи,

Лучше детей весели.

Петрушка (потягиваясь).

Уговорили: не буду спать.

На метёлке буду играть.

Петрушка берет метелку и играет на ней, как на балалайке.

Петрушка. 

Трень-брень, трень-брень,

До чего ж хороший день!

Трень-брень, трень-брень,

Веселиться мне не лень!

Петрушка повторяет слова несколько раз — с каждым разом все громче. Скоморох зажимает уши.

Скоморох. 1

Эй, Петрушка, не бренчи!

И так громко не кричи.

Петрушка.

Ладно! Я по-другому забавляться буду.

Будем с вами шутить,

Небылицы говорить.

По поднебесью, братцы, медведь летит,

Медведь летит,

Хвостом вертит.

Свинья на дубе гнездо свила,

Гнездо свила — деток вывела.

Поросяточки на ветвях висят –

На ветвях висят, молока хотят!

 

1 скоморох

 Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку
Разрубил топор,
И по нашей кошке
Пробежал забор.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом.

2 скоморох

Между небом и землёй
Поросёнок рылся
И нечаяно хвостом
К небу прицепился.

Петрушка.

Ну, что,  шалунишки, девчонки и мальчишки! А вы играть любите? Тогда сейчас я с вами поиграю в «Путаницу» или «Доскажи словечко». Я вас буду путать, а вы должны отвечать правильно. Договорились?

Весной венки из одуванчиков

Плетут, конечно, только ….

Болты, шурупы, шестерёнки

Найдёшь в кармане у …

Коньки на льду чертили стрелочки –

С утра в хоккей играли …

Болтали час без передышки

В цветастых платьицах …

При всех помериться силёнкой,

Конечно, любят лишь…

Боятся темноты трусишки –

Все, как один, они….

Шёлк, кружево и в кольцах пальчики –

Выходят на прогулку…

Петрушка. Будем друг дружку дразнить, а народ — веселить?

(Скоморохи дразнят друг друга)

Скоморох 1.

Эх ты,  Ваня-простота,

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперед

И поехал в огород.

Скоморох 2

Антошка-картошка,

Соломенная ножка.

Сам с ноготок,

Голова с локоток.

Ведущий. Ну хватит, ребята дразниться, пора прощаться.

Скоморох 1:  (ревет) Эй, Ваня, купи мне ведро!

Скоморох 2: А зачем тебе оно?

Скоморох 1: Буду реветь – расставаться пора!

Скоморох 2: Так хватит ли одного-то ведра?
Я тебе два возьму!

Скоморох 1: Нет, я столько не нареву.

Скоморох 2: Тогда и совсем не реви,
Платком слёзы утри!

Скоморох 1:  До свидания, гости званые,

Скоморох 2:  Гости званые, долгожданные!

Ведущий

Праздник наш заканчивается,

Ярмарка закрывается.

(Все герои выбегают на сцену, выполняют акробатические номера, дразнят друг друга, смешат гостей, кланяются и прощаются)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по информатике в рамках организации внеурочной занятости "Редактирование текста"

Презентация содержит краткую информацию для обучения редактированию текста младших школьников....

Конспект внеурочного занятия для 4 класса. Внеурочная деятельность «Я - буду учёным!» Занятие в форме телепередачи «Контрольная закупка».

На данном занятии рассмотриваем  состав стиральных порошков , исследуем свойство растворимости различных сортов стиральных порошков, выбираем  лучший стиральный порошок из наиболее популярны...

Внеурочное занятие по культуре поведения школьника с использованием современной формы занятия «ситуативная игра».

Внеурочное занятие по культуре поведения школьника с использованием современной формы занятия «ситуативная игра».Цель: развить умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства...

Конспект внеурочного занятия по математике «Расчётно-конструкторского бюро» в 3 классе Тема внеурочного занятия «Где хранится пресная вода?» ( УМК «Перспективная начальная школа»)

Конспект данного внеурочного занятия предназначен для учителей начальных классов, работающих по системе "Перспективная начальная школа" в 3 классе. Данное занятие проводится по математике, напра...

Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия

Внеурочное занятия на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия Тема: «Здоровое питание» Занятие «Фруктовый шашлычок»Цель:-Формировать у детей заботы о своем здоровье...

презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия

презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия...

: Ориентирование на развитие духовно-нравственного локуса ребенка при организации занятий внеурочной деятельности. Фрагмент внеурочного занятия «Молчаливые соседи – цветы на газонах»

В настоящее время, когда Человечество испытывает спад духовности и уничижение природоохранительных моральных норм поведения, фактором сохранения хороших привычек, экологического сопереживания Природе ...