Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Родничок"
рабочая программа

Данная рабочая программа была разработана мной на конкурс программ внеурочной деятельности и заняла 1 место.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №2 Купинского района

ПРОГРАММА

 ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«РОДНИЧОК»

ПО ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

C:\Users\25\Desktop\1621018260_9-phonoteka_org-p-fon-rodnichok-dlya-detskogo-sada-13.jpg

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

                 Коляденко Вера Николаевна, учитель начальных классов

МБОУ Лицея №2 Купинского района

Г. Купино

2021 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Рабочая программа духовно-нравственного  направления внеурочной деятельности по курсу «Родничок» для третьего класса составлена на основе  Федерального государственного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования, программ начального общего образования.

 Программа  направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.


Цель программы: создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

- формировать эффективную работу по  патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную  деятельность  обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

Рабочая программа составлена на 68учебных часов  (из расчёта 2 часав неделю) в соответствии с учебным планом МБОУ Лицея № 2 Купинского района.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные:

-  чувство любви, осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской  к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные:

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,

- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.

- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).

Предметные :

- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования.

Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.

Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория;

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.

- знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

- умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны; приводить примеры достопримечательностей родного края;

- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения

      В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов деятельности, которые распределяются по трем уровням.

  Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний, базовых ценностей повседневной жизни .

Второй уровень результатов — получение обучающимся   опыта переживания и позитивного отношения к обществу, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится ( а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Программа  включает  шесть  направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.

Общий годовой план работы составляет – 68ч., из них: теоретических -29 ч., практических – 39ч..

Название раздела

Формы организации

Виды деятельности

1.

“Я и я”(5ч) – формирование гражданского отношения к себе.

Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать.

Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком.

Диагностика

Обсуждение проблемных ситуаций. Ответы на вопросы педагога, рассказы учащихся. Дискуссии.

2.

“Я и семья”(16ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.

В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали.

Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мой папа – мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей – золотые руки.  

Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел.

Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Операция «Красный крест». Народный лечебник. Бабушкины советы.

Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Дискуссии. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам.

Конкурс сочинений. Рассказы о профессиях пап.Рассказы детей о своих бабушках. Выставка семейных поделок.Встреча с интересными людьми. Акция милосердия.Конкурс чтецов. Конкурс рисунков. Знакомство с народным лечебником.Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам.

3.

“Я и культура”(10ч) – формирование отношения к искусству.

Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Музыкальная азбука.  

Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской.    

Мои любимые книги. Дети войны. Встреча с местными поэтами. Новогодние зарисовки. Виртуальная экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг.  Новогодняя сказка.  

Экскурсии в вернисаж, библиотеку.  

Экскурсия в библиотеку. Караоке. Чтение и обсуждение книг. Изготовление новогодних украшений. Целевая экскурсия с родителями. Заочное путешествие.

Праздник.

4.

“Я и школа”(11ч) – формирование гражданского отношения к школе.

Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем.

Вежливая улица.  По каким правилам мы живем.

Мастерская по изготовлению сувениров. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка.

Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок. Трудовой десант. Высаживание рассады.

Просмотр классных презентаций.

Знакомство со школьным Уставом.

Правила поведения в школе.

Сценки из школьной жизни.

Размышления о дружбе.

Сценки из школьной жизни.

Конкурс сочинений.

Трудовой десант. Высаживание рассады.

Мастерская по изготовлению сувениров.

5.

“Я и мое Отечество”(18ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России.

Город, в котором я живу. Наша республика. Дорогая моя столица. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. История страны в названиях улиц. История Отечества.  Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории .

Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники Отечества!

О подвигах женщин в военное время.

Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Викторина. Акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

Заочное путешествие в историю.

Просмотр фильма.

Исполнение гимна.

Экскурсия по памятным местам.

Просмотр и обсуждение фильма.

Конкурс рисунков.

Подготовка и рассылка праздничных открыток.

Чтение книг.

Рассказ детей о родных, служивших в армии.

Просмотр фильмов, обсуждение героизма горожан в годы войны.

6.

“Я и планета”(8ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.

Весна в родном городе. Сад на окошке. Наша хрупкая планета Земля

Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены. Экологический календарь.

Чем живет планета  Земля? Судьба Земли – наша судьба.  

Акции. Конкурсы сочинений, рисунков. Высаживание рассады.

Просмотр фильмов овиде из космоса.

Рассказы о редких и исчезающих животных.

Экологический праздник.

Конкурсы чтецов и рисунков.

Высаживание рассады цветов.

Наблюдения за событиями в мире.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ занятия

Тема занятия

Теория

Практика

« Я и я » - 5ч.

1

Для чего я рожден?

1

2

Кто что любит и умеет делать?

1

3

Мы все такие разные.

1

4

Кому нужна моя помощь?

1

5

Быть человеком.

1

« Я и семья » – 16 ч.

6

 Откуда я родом.

1

7

Почему меня так назвали.

1

8

В гостях у предков.

1

9

Что значит быть хорошим сыном и дочерью.

1

10

 Моя семья – моя радость.

1

11

Мой папа – мастер на все руки.

1

12

У моих родителей – золотые руки.

1

13

Мамины помощники.

1

14

Золотые бабушкины руки.

1

15

Уважения достойны.

1

16

Пожилые люди – мудрые люди.

1

17

Спешите творить добро!

1

18

Доброта в стихах и сказках.

1

19

Что такое хорошо, а что такое плохо.

1

20

Операция «Красный крест».

1

21

Панорама добрых дел.

1

« Я и культура» - 10 ч.

22

Мои любимые книги.

1

23

Раз – словечко, два – словечко – будет песенка

1

24

Люблю тебя, моя Россия.

1

25

Богатыри земли Русской.    

1

26

Дети войны.

1

27

Мастерская по изготовлению новогодних украшений.

1

28

Экскурсия по новогоднему городу Купино.

1

29

Виртуальная экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг.

1

30

Новогодние зарисовки.

1

31

Новогодняя сказка.

1

“Я и школа”- 11ч.

32

Мой класс – моя семья.

1

33

Школьный Устав.

1

34

Мои права и обязанности.

1

35

  По каким правилам мы живем.

1

36

Ты и твои друзья.

1

37

Вежливая улица.

1

38

Наша школа в будущем.

1

39

Каков я в школе?

1

40

Мой  любимый уголок в школе.

1

41

Десант чистоты и порядка.

1

42

Я люблю свою школу.

1

“Я и мое Отечество” - 18ч.

43

Урок милосердия и доброты.

1

44

История Отечества.

1

45

Наша страна – Россия.

1

46

Знакомства с символами Российского государства.

1

47

Город, в котором я живу.

1

48

История страны в названиях улиц.

1

49

Конституция – основной закон жизни страны.

1

50

Флаги России.

1

51

Кто хочет стать знатоком истории .

1

52

Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь.

1

53

Вам, защитники Отечества!

1

54

О подвигах женщин в военное время.

1

55

Там, где погиб неизвестный солдат.

1

56

Они служили в армии.

1

57

Путешествие по стране.

1

58

Путешествие по стране.

Богатство страны.

1

59

Дорогая моя столица.

1

60

Подвиг Ленинграда.

1

,, Я и планета” - 8ч.

61

Наша хрупкая планета Земля.

1

62

Животные из Красной книги.

1

63

Экологический календарь.

1

64

Весна в родном городе.

1

65

Сад на окошке.

1

66

Чем живет планета  Земля?

1

67

Судьба Земли – наша судьба.

1

68

Итоговое занятие.

1

Итого:

68 часов

29

39

Информационно-методическое обеспечение:

Литература:

1.Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2014.

2. Данилюк, А.Я. и др.  Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников. М.: Просвещение  – 2011. Методические рекомендации в двух частях.  

3.Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников

– М.: Просвещение, 2016. – 35с.

4.Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе / сост. И.Г.Кувашова –  Волгоград: изд. «Учитель», 2016.

Цифровые образовательные ресурсы:

1.Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Основы православной культуры России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности «Основы православной культуры России»  для 1-3 классов разработана на основе примерной программы «История религиозной культуры», для общеобразов...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов факультатив «Путешествие по стране этикета»

Актуальность и социальная значимость данного факультатива состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитан...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по духовно-нравственному направлению кружок «Уроки эстетики»

Программа курса внеурочной деятельности «Уроки эстетики» (далее программа) разработана в целях обеспечения достижений требований стандарта и реализуется в рамках  духовно-нравственного направлени...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я – гражданин России»

         Рабочая программа» составлена на основе авторской программы курса  «Я – гражданин России» С.В. Сабиной...