Программа по воспитательной работе для 1-го класса
рабочая программа (1 класс)
Программа по воспитательной работе для 1-го класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vospitatelnoy_rabote.docx | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 432 Колпинского района Санкт-Петербурга
Программа
по воспитательной работе на 2022-2023 год
1доп.-1 классы
Составитель: Балабанова Н.С.
Санкт-Петербург 2022
Актуальность
Для обучающихся, получающих образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.
Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Дети одного возраста характеризуются разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития, уровень сформированности той или иной психической функции, практического навыка может быть существенно различен. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении и воспитании большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации. Внимание обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных и воспитательных действий. Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация грубо нарушена. Детям трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия. При продолжительном и направленном использовании методов и приемов коррекционно-воспитательной работы становится заметной положительная динамика общего психического развития детей, особенно при умеренном недоразвитии мыслительной деятельности.
Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У части детей с умеренной умственной отсталостью отмечается замедленный темп, вялость, пассивность, заторможенность движений. У других – повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство сочетаются с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. У большинства детей с интеллектуальными нарушениями наблюдаются трудности, связанные со статикой и динамикой тела.
Исходя из этих особенностей данной категории обучающихся, необходимо большую роль в воспитательной работе уделять развитию коммуникативных навыков и морально - этическому воспитанию. А так же большую часть воспитательной работы проводить в доступной игровой форме.
Поскольку учащиеся в большей степени не самостоятельны в социальном плане, то работа по формированию культуры, здорового и безопасного образа жизни будет занимать одну из основных ролей в планировании воспитательной работы. Реализация за счет игр -импровизаций, бесед, просветительной работы с родителями, выездных мероприятий.
Экологическое и трудовое воспитание планируется реализовывать через игры и выполнение трудовых поделок на темы об окружающем мире.
Цель: формирование типологических средств и качеств соответствующих предметной специфики деятельности позволяющей адаптироваться в социальной среде.
Задачи воспитательной деятельности:
- Воспитание здорового образа жизни;
- Развивать и совершенствовать двигательный опыт детей;
- Формировать представления о собственном теле, его частях;
- Учить выполнять движения по подражанию, по словесной инструкции;
- Развитие умений самообслуживания и жизнеобеспечения на доступном уровне;
- Развитие познавательных (когнитивных) процессов на основе разнообразных видов предметно-практической деятельности на доступном уровне;
- Формирование доступных норм и правил поведения в обществе людей, способах индивидуального взаимодействия с окружающим миром;
- Укрепление взаимодействия с семьями учащихся;
Адресность:
данная программа рассчитана на обучающихся с ОВЗ (ТМНР) 1 класса (7-10 лет)
Срок реализации воспитательной программы 2019-2022год
Для реализации данной воспитательной программы используются разнообразные типы занятий, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Занятия: традиционные (ознакомления с новым материалом; систематизации и обобщению изученного материала), занятия-игры.
Формы работы на занятие: индивидуальная, групповая и фронтальная работа с индивидуальным и дифференцированным подходом.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные.
Система оценки достижения планируемых результатов обучения
Входящая диагностика обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов.
Промежуточная (годовая) диагностика представляет собой оценку результатов освоения воспитательной программы.
Основой оценки достижений обучающегося служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности.
Направления воспитательной деятельности:
- Морально – этическое воспитание:
Главные идеи:
- Развитие познавательных (когнитивных) процессов на основе разнообразных видов предметно-практической деятельности на доступном уровне;
- Формирование доступных норм и правил поведения в обществе людей, способах индивидуального взаимодействия с окружающим миром;
- Укрепление взаимодействия с семьями учащихся;
Главная цель:
- Формирование доступных норм и правил поведения в обществе
Задачи воспитания:
- Создать условия для развитие познавательных (когнитивных) процессов на основе разнообразных видов предметно-практической деятельности на доступном уровне;
- Создать условия для формирования доступных норм и правил поведения в обществе людей, способах индивидуального взаимодействия с окружающим миром;
- Укрепление взаимодействия с семьями учащихся.
Традиционные мероприятия для учащихся 1 классов:
- День знаний;
- Неделя безопасности;
- День народного единтсва;
- Международный день толерантности;
- День Матери;
- Международный день инвалидов.
- Гражданско – правовое и патриотическое воспитание:
Главные цели:
- Формирование приемлемого отношения к школе и участникам образовательного процесса;
Задачи воспитания:
- Воспитывание уважительного отношения к людям
- Воспитывать уважение к своей культуре, традициям и обычаям своей страны;
- Воспитывать уважение к школе и участникам образовательного процесса;
- Воспитывать уважительное отношение к дому и семье
3.Экологическое и трудовое воспитание:
Главные цели:
- Формирование первоначальных представлений о нравственных основах учёбы;
Задачи воспитания:
- Развивать первоначальных представлений о нравственных основах учёбы;
- Воспитывать уважение к труду и творчеству;
- Воспитывать интерес к навыкам коллективной работы;
- Воспитывать ценностное отношение к природе и всем формам жизни.
4. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни:
Главные цели:
- Формирование у учащихся всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения.
Задачи воспитания:
- Элементарные представления о здоровье, правильном питании, гигиене;
- Ценностное отношение к здоровому образу жизни, профилактика вредных привычек;
- Развитие интереса к спорту, знание разнообразных видов спорта;
- Знание правил дорожного движения (предупреждение дорожно – транспортного травматизма), правил пожарной безопасности;
- Создавать возможность учащимся демонстрировать свои достижения и усилия по сохранению здоровья.
Традиционные мероприятия для учащихся 1 – классов:
- Спартакиады в классах, параллелях и вне школы (школа им. Алексеева);
- Подготовка и проведение «Дней Здоровья».
- Беседы и игры: «Азбука здоровья», «ПДД», «Пожарная безопасность», «Безопасность в доме и на улице, во время каникул и массовых мероприятий».
Предполагаемый результат воспитательной работы:
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися воспитательной работы является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта, включающим сформированность мотивации к воспитаниию и познанию, социальные компетенции, личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся.
Перечень диагностических материалов:
Карта наблюдений с бальной системой оценки динамика обучающихся.
Входящая диагностика обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения воспитательной работы.
Промежуточная (годовая) диагностика воспитательной работы представляет собой оценку результатов освоения воспитательной работы и развития жизненных компетенций обучающегося.
Бальная система включает в себя оценку параметров ( Приложение №1).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- «Дидактические игры с предметами и материалами для дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии», А.П.Зарин, Ю.В.Нефедова. СПб 2011
- «Воспитание детей раннего возраста», Аксирина Н.Н., Москва
- «Воспитание детей в игре», А.К. Бондаренко, А.И. Матусик, Москва, Просвещение 1983
- «Воспитание и обучение глубоко отсталого ребенка//Основы дефектологии СПб, 2003.
Приложение №1
Диагностическая карта наблюдений по воспитательной работе (Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни)
Дата | |||||
Класс | 1 доп. класс | 1 класс | |||
входящая | промежуточнаная | входящая | промежуточ | ||
Игры с природным материалом | |||||
Игры с игрушками | |||||
Дидактические игры | |||||
Настольно-печатные игры | |||||
Сюжетно-ролевые игры | |||||
Подвижные игры | |||||
Итог: средний балл |
0баллов-не проявляет интереса к играм и игрушкам
0,5балл-использует игрушки не по назначению
1,5 балл-играет совместно с педагогом
2 балла - играет совместно с детьми
3,5 балла- использование игр и игрушек в соответствии с назначением
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по воспитательной работе в начальных классах "Волшебные острова"
Программа по воспитательной работе в начальных классах....
презентация программы по воспитательной работе на тему: "Виды и формы работы с родителями. Создание единого коллектива: семья - педагог - родитель - ребенок"
В виде презентации представлена программа по воспитательной работе. Отражена тема работы с родителями, указаны цели, задачи, формы работы, итоговый результат работы....
Программа по воспитательной работе в 1-4 классах
Программа по воспитательной работе составлена для 1-4 классов с учётом традиций школы....
Рабочая программа по воспитательной работе для обучающихся 2А класса.
Рабочая программа по воспитательной работе для обучающихся 2А класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ГПД для 3 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ГПД для учащихся 3 класса...
Программа по воспитательной работе "Мы вместе" 4 класс
Программа разработана в соответствии с основными направлениями воспитания обучающихся школы Цели программы: Создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личн...
Программа по воспитательной работе "Мирок" 1-4 класс
В данной работе предоставлена программа по воспитательной работе для учащихся 1-4 классов. Цель, задачи, классные часы и система работы с классом....