Классный час в 3 классе по теме «День пионерии».
план-конспект урока (3 класс)

Кокорева Юлия Владимировна

Цель:  Вызвать у учащихся интерес к истории страны; воспитывать чувство патриотизма.

               

Задачи: 

  1. Знакомство с  историей и символикой пионерской организации;
  2. Воспитание гражданственности и патриотизма у детей, любви к своей Родине, родному краю;
  3. Воспитание готовности участвовать в коллективных делах на благо других людей, на благо своей Родины;
  4. Воспитание у учащихся чувства уважения к себе, к родителям, к людям.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_pionerii.klassnyy_chas_3_kl.docx30.21 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 3 классе по теме « День пионерии».

Ход мероприятия:

Учитель:

        Сегодня у нас необычный урок, мы отправляемся в прошлое.  

       Теперь только в старых семейных альбомах можно отыскать фотографии, где юные дедушки и бабушки в кругу своих сверстников в пионерских галстуках стоят на торжественной линейке, отдают салют под звуки горна и барабана. А на команду старшего пионервожатого: «Будь готов!» – дружно отвечают: «Всегда готов!»

       Это уже история. Но даже сегодня школьники все-таки расспрашивают своих бабушек и дедушек о самых интересных событиях в их пионерской жизни.

     Давно, когда были маленькие ваши бабушки и прабабушки, для нашей страны и нашего народа было очень тяжелое время. Только закончилась гражданская война, везде была разруха и голод. Людям нечего было одеть и обуть, не говоря о том, что им нечего было и кушать.

     Но наш народ не пал духом. Люди стали объединяться в группы. Эти группы назывались  колхозы. Все вместе люди поднимали сельское хозяйство. Строили деревни, осваивали

целину. Где раньше никто не жил и не обрабатывал землю, стали появляться сначала палаточные городки, а потом и целые деревни. На месте разрушенных домов появились заводы и фабрики. Люди работали не жалея сил.

         В стороне не остались и дети. Чем могли они помогали взрослым: приглядывали за младшими сестрами и братьями, учили их домашним делам, иногда даже обучали грамоте. Младшие слушали старших и ни в чем им не

перечили. Дети выполняли посильную работу, помогая взрослым на фабриках и заводах.  Они  были  внимательными,  послушными,  заботливыми, трудолюбивыми и всегда приходили на помощь одними из первых.

    Они собирались в небольшие отряды. Со временем их стали называть пионерами, а «пионер», значит первый во всем. Так начали создаваться первые пионерские

организации.

Что же такое организация? (ответы ребят).

Организация – это добровольное объединение людей. Они объединены общими целями. У организации есть правила, которые все ее члены должны обязательно соблюдать.

    19 мая 1922 года – День рождения пионерской организации.

         Сегодня, ребята, вы познакомитесь с новыми для вас словами – это пионер, октябрёнок! Это важные слова в истории нашего государства.

          На протяжении многих лет правительство нашего государства стремилось построить такое государство, чтобы всем людям жилось хорошо, чтобы не было бедных и богатых, чтобы никто не угнетал друг друга, а было

всё всем поровну.

          В то время вождём нашего государства был В.И. Ленин. Он не один стремился построить государство для народа, в этом ему помогали взрослые, которые хотели видеть всех счастливыми и здоровыми и дети – пионеры и октябрята.

Пионеры – это юные ленинцы.

Октябрята – внучата Ильича.

Все они выполняли заветы Ленина, боролись за дело Ленина, за светлое будущее нашей страны

      Кто же они такие октябрята? Раньше, не в столь далёкие времена каждого первоклассника в октябре месяце принимали в октябрята. Такое название произошло в честь Великой Октябрьской Социалистической революции. Не зря сами октябрята говорят про себя: «Так назвали нас не зря, в честь победы Октября!» На торжественной линейке, в присутствии гостей и родителей вожатые октябрят

– пионеры прикалывали первоклассникам октябрятские значки. С тех пор каждый октябрёнок должен был носить на груди пятиконечную звёздочку, на которой изображён самый дорогой для нас человек В.И. Ленин.

       Октябрятские группы делились на звёздочки. Каждая звёздочка выбирала своего командира, который следил за порядком в звездочке, за выполнением каждого члена звёздочки своего поручения.

      Каждый октябрёнок подчинялся единым правилам октябрят. Этих правил тоже было пять:

Ученики:

Мы активные ребята,

Потому что октябрята.

Октябрёнок не забудь –

В пионеры держишь путь!

Мы отважные ребята,

Потому что октябрята.

Как страны родной герои,

Жизнь свою хотим построить.

Мы прилежные ребята,

Потому что октябрята.

Только тех, кто любит труд,

Октябрятами зовут!

Мы правдивые ребята,

Потому что октябрята.

Никогда, нигде, ни в чём

Мы друзей не подведём!

Мы весёлые ребята,

Потому что октябрята.

Наши песни, танцы, смех

Делим поровну на всех!

Мы, вступая в ряды октябрят, перед своими товарищами торжественно обещаем:
- Быть верными наследниками пионерских традиций;
(Дети отвечают: "Обещаем!")
- Учиться прилежно, на совесть, как завещал великий Ленин;
(Дети отвечают: "Обещаем!")
- Не оставлять в беде товарищей;
(Дети отвечают: "Обещаем!")
- Оказывать помощь тем, кто в ней нуждается;
(Дети отвечают: "Обещаем!")
Быть чутким и отзывчивым, стараться приносить пользу своей семье, школе, городу и Родине;
(Дети отвечают: "Обещаем!")
Беречь традиции и культуру своего народа;
(Дети отвечают: "Обещаем!")
Быть честными и справедливыми…
(Дети отвечают: "Обещаем!")
Расти настоящими патриотами России! …
(Дети отвечают: "Обещаем! Обещаем! Обещаем!")

       В каждой октябрятской группе был свой красный флажок.  Этот флажок – частица красного знамени. Под Красным Знаменем ваши деды и прадеды шли на борьбу против нищеты и бесправия и завоевывали лучшую

долю. Вот частица, какого замечательного знамени и есть октябрятский флажок. В октябрятской звёздочке ребята были дружными, помогали друг другу в учёбе и в беде.

     Октябрята были честными, трудолюбивыми, смелыми,

дружными. Иначе говоря, хорошими людьми. Это, правда, не простое дело. Но октябрята брали пример со своих старших товарищей и своих вожатых – пионеров.

- Кто такие пионеры?   Слово «пионер» - значит первый. Тот, кто идёт впереди и за кем идут другие. Пионерами были названы люди, которые заселяли новые, только что открытые земли. Пионерами называют многих знаменитых

работников науки. Ю.А.Гагарин – пионер космоса, потому что он первый покорил просторы космоса. Каждый, кто первый вступает в неизвестное, - пионер!

         Почему же ребят – школьников назвали пионерами? (ответы детей)

    Ребята – это люди будущего. Сегодня они учатся в школе, а через несколько лет станут взрослыми, и вся наша страна будет строиться их руками. Они первые вступают в будущее, поэтому они - пионеры! Стать пионером – это почётное звание. В пионеры принимали только самых честных, трудолюбивых, послушных детей, тех, кто учился на четыре и пять в возрасте от 9 до 14 лет.

         Каждый школьник, вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации, произносил Торжественное обещание:

        Я, _______, вступая в ряды Всесоюзной пионерской

организации имени В.И. Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь: горячо любить и беречь свою Родину, жить, как завещал Великий Ленин, как учит коммунистическая партия, всегда выполнять законы пионеров Советского Союза!

         После этого старший вожатый повязывал на шею красный галстук и произносил слова: «Пионер, к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!» - пионер отвечал: «Всегда готов!».

У пионеров тоже были свои законы, которым они обязаны были подчиняться.

•        Пионер предан Родине.

•        Пионер держит равнение на героев борьбы и труда.

•        Пионер – чти память павших борцов, и готовиться стать защитником Родины.

•        Пионер настойчив в учении, труде и спорте.

•        Пионер честный и верный товарищ.

 У пионерской организации были свои символы:

знамя, галстук, пионерский значок, салют, горн, барабан. Что же они обозначают?

     Знамя – красного цвета. Оно говорит о боях и сражения, о погибших людях.

    Красный галстук – это частица красного пионерского знамени. Три конца пионерского галстука означают единство трех поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров. Их объединяют общие интересы, как три конца

галстука объединены узлом на груди пионера. Пионер дорожит этим символом.

   Пионерский значок – носят пионеры вместе с галстуком, на нем В.И. Ленин и призыв: «Будь готов!»

  Пионерский салют – это приветствие юных ленинцев. Когда пионеры отдают салют, они поднимают над головой крепкую ладонь со сжатыми пальцами – в знак дружбы с трудящимися пяти частей света.

   Горн и барабан – горн созывает пионеров. Он собирает их на сбор, линейку, приветствует вынос знамени. Сигнал горна слышит и понимает каждый пионер.

  Горнист отряда – это было ответственное пионерское поручение, он должен был уметь выполнять строевые приемы с горном и подавать различные сигналы: «Слушайте все», «Сбор», «На знамя», «Походный марш», «На линейку», «Тревога» и некоторые другие. На пионерской линейке место горниста было на правом фланге строя рядом с барабанщиком, в колонне отряда – за флаговым.

     Где горн там и барабан. Барабанщик выбивает дробь, чётко отбивает ритм. Барабан сопровождал строй пионеров во время походов, шествий, парадов. Барабанщик отряда должен был уметь выполнять строевые приемы, исполнять «Марш», «Дробь». Слушаем различные сигналы горна и барабана.

 (аудио запись)

     Быть пионером очень почётно! Но случались случаи когда за поведение или плохую учебу исключали из рядов пионеров. Каждый пионер стремился стать комсомольцем.

    Не отступать, открывать, строить, бороться – таков

пионерский характер.

   У пионеров Советского Союза был и свой Гимн, им считалась одна из первых пионерских песен «Марш юных пионеров» написанная в 1922 году двумя комсомольцами — пианистом Сергеем Кайдан-Дешкиным и поэтом Александром Жаровым

(аудио запись)

Все члены организации юных пионеров носили единую форму.

В обычные дни совпадала со школьной формой, дополнявшейся пионерской символикой — красным галстуком и пионерским значком. В торжественных случаях надевалась парадная форма, которая включала в себя:

•        красные пилотки, пионерские галстуки и значки;

•        у мальчиков — белые рубашки с позолоченными пуговицами и нарукавными эмблемами, подпоясанные светло-коричневым ремнем с позолоченной пряжкой, синие брюки и тёмные туфли;

•        у девочек — белые блузки, синие юбки, белые гольфы и белые туфли;

•        (Слайд 89) у знамённых групп парадная форма дополнялась красной лентой через плечо и белыми перчатками.

     Быть пионером было очень почетно и ответственно. Это были честные, смелые, активные, целеустремленные, добрые, ответственные ребята. Старайтесь и вы, ребята, быть такими же, как они. Что бы ни вам, ни вашим родителям не было стыдно за ваши поступки. Стремитесь быть лучшими, тогда и жизнь наша будет самой лучшей, самой прекрасной.

Я был когда-то пионером,

И в то, что будет коммунизм

По-детски искренне я верил,

Поскольку был душою чист.

Я по утрам свой алый галстук

Горячим гладил утюгом,

В кино переживал за Красных

И собирал металлолом,

Маршировал под барабаны,

Любил, когда играет горн,

Цветы дарил я ветеранам

И обожал ночной костёр.

Я помню, как до “синей ночи"

Мы пели песни у костра

О том, что “дети мы рабочих”,

Что ждёт нас светлая пора.

И мы “всегда готовы” были

Хоть в космос, хоть на целину,

В забой, чтоб “сказку сделать былью”,

А если надо – на войну…

Забыт давно и галстук алый

И пионерский тот салют,

Теперь другие идеалы

И песни новые поют.

Давно уж старый горн в утиле,

А цель былую – коммунизм,

Для многих нынче заменили

Нажива, алчность и цинизм.

С весёлой грустью вспоминаю

Времён далёких дребедень,

А девятнадцатое мая

Теперь простой весенний день!

Я не случайно выбрала именно это стихотворение, чтобы подвести итог нашему путешествию. Дело в том, что я тоже застала те времена. Мне посчастливилось быть и октябренком и пионером, я не была лишь комсомолкой.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый классный час во 2 классе на тему : "День космонавтики".

Знакомство детей со всеми планетами(с их размерами,  составом и спутниками), с первым космонавтом, с устройством ракеты-носителя и выходом ее на орбиту....

Сценарий классного часа для 2 класса на тему «День защитников Отечества»

Сценарий классного часа для 2 класса на тему «День защитников Отечества»...

Конспект классного часа в 1 классе на тему "День знаний"

Конспект классного часа в 1 классе на тему "День знаний"...

Конспект классного часа 2 класс на тему "9 мая – День Победы"

Цели:- расширение знаний обучающихся о празднике 9 Мая;- расширение и углубление знаний детей о Великой Отечественной войне;- воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине.Оборудование: презен...

Классный час в 1 классе по теме "День профессий"

Разработка классного часа предназначена для учащихся 1 класса.Цель: создание условий для формирования представлений о мире профессий, формирование коммуникативной компетентности воспитанников...

Классный час на тему «День Пионерии»

Классный час ко дню Пионерии.Отражает в своём содержании всё то, что необходимо знать ученикам начальных классов о пионерской организации....

Внеурочное занятие на тему "День пионерии"

Классный час на тему:«Детское движение: история и современность»Цель: создание условий для знакомства с организованными движениями молодежи в СССР и РФ....