Внеклассное занятие "О чём рассказала русская изба"
план-конспект занятия (3 класс)

Чупилко Светлана Петровна

Внеклассное занятие в музейной комнате "О чём рассказала русская изба". 

 

Цель: ознакомление с предметами русской избы, их назначением.

Задачи:

Личностные:

  • Воспитание уважения к нашим предкам, их труду и быту,
  • к народным ценностям, к родной земле, любви к родному краю,
  • воспитание уважительного отношения к историческому прошлому, формирование опыта работы с музейными экспонатами, коллективное общение,
  • воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к русскому фольклору.

Предметные:

  • Знакомство обучающихся с устройством русской избы, крестьянским бытом, предметами обихода, кухонной утварью;

Метапредметные:

  • Формирование культуры поведения в музее;
  • развитие логического мышления, образного восприятия истории, нашего прошлого;
  • формирование умения оценивать свою деятельность.
  • развитие логического и образного мышления, воображения, эстетического восприятия исторического и культурного прошлого, развитие интереса к изучению крестьянского быта;

Оборудование:

Экспозиция «Русская изба», каравай на подносе с рушником.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_v_muzey_o_chyom_rasskazala_russkaya_izba.docx354.74 КБ

Предварительный просмотр:

2019

 Муниципальное автономное общеобразовательное  учреждение «Заветинская начальная школа-детский сад»

Чупилко Светлана Петровна

 «О ЧЁМ РАССКАЗАЛА РУССКАЯ ИЗБА»

  ЭКСКУРСИЯ  В ШКОЛЬНУЮ МУЗЕЙНУЮ КОМНАТУ в рамках  районного семинара для директоров и завучей  МО «Нестеровский городской округ».

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.


Форма проведение: внеклассное занятие

Цель: ознакомление с предметами русской избы, их назначением.

Задачи:

Личностные:

  • Воспитание уважения к нашим предкам, их труду и быту,
  • к народным ценностям, к родной земле, любви к родному краю,
  • воспитание уважительного отношения к историческому прошлому, формирование опыта работы с музейными экспонатами, коллективное общение,
  • воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к русскому фольклору.

Предметные:

  • Знакомство обучающихся с устройством русской избы, крестьянским бытом, предметами обихода, кухонной утварью;

Метапредметные:

  • Формирование культуры поведения в музее;
  • развитие логического мышления, образного восприятия истории, нашего прошлого;
  • формирование умения оценивать свою деятельность.
  • развитие логического и образного мышления, воображения, эстетического восприятия исторического и культурного прошлого, развитие интереса к изучению крестьянского быта;

Оборудование:

Экспозиция «Русская изба», каравай на подносе с рушником.

Учитель: Проходите, гости дорогие, в наш школьный  музей, окунитесь в атмосферу старинного времени, побывайте в избе наших праотцов, посмотрите на те предметы, которыми они пользовались. А экскурсоводы вам расскажут об экспонатах музея, об устройстве русской избы. (Гости входят в музей).

Дети: Здравствуйте, гости званые, гости желанные! Милости просим в нашу «Горенку»!

Уч.: Гости у нас интересные и далёкие, и наши местные!

Дети: Будем все знакомы (поклон) в нашем гостевом доме!

Уч.: Ребята, а знаете ли вы законы русского гостеприимства?

Арсений: А как же! По старинной русской традиции дорогих гостей хлебом-солью встречают, да добрым словом  привечают.

Амелия (выносит хлеб-соль):

Дорогих гостей встречаем круглым, пышным караваем.

Каравай мы вам подносим, поклонясь, отведать просим.

Уч.:

Русская изба просторна да хороша,

В гости нас приглашает она.

В избе комната одна

Горницей зовётся она.

Амелия

Изба о четырёх углах.

Один угол русская печь занимала,

Семью от бед оберегала.

Этот угол печным называли,

Царством женщины считали.

Здесь хозяюшки колыбельку качали,

В тепле старые да малые обитали,

Возле печки дети играли.

На полатях в тепле спали.

Колыбель.  Её называли ещё люлькой, зыбкой. Заказывали колыбельку мастеру с хорошей репутацией и добрым сердцем. Люльку завешивали занавесочкой – от света, мух, да и от злых глаз. До года ребёнка никому не показывали! Спало дитё в колыбели до 2-3 лет. Состоятельные крестьяне нанимали к себе «зыбать дитё» девочек из бедных семей – 7-8 лет. Их называли «пестуньи». Специалисты утверждают, что дети, которым не пели в детстве песен, менее успешны в жизни! (Исполняет Колыбельную)

Уч.: Наша толстая Федора

Наедается не скоро,

А зато, когда сыта,

От Федоры – теплота   (печь)

Дима: Печка была многофункциональная: в ней готовили еду, она обогревала дом, на печке спали старики и дети, в печи раньше люди даже мылись, а также печь была главным украшением дома. Чем больше была печь, тем больше от неё было тепла, поэтому порой она занимала очень много места в избе. От её расположения зависела внутренняя планировка дома. Потому и возникла поговорка: «Плясать от печи».

Рядом с нею стоит сват – злой да рогатый ухват!

Всё из печи он хватает, да на стол скорее ставит.

Ну, а тётка кочерга вдоль по улице пошла.

А здесь их дочь лопатка – красавица Дунятка стоит, чугуны караулит.

Надя

Второй угол  избы напротив печи,

Здесь женщины и девицы на лавках сидели.

Пряли да ткали,

Шили да вышивали,

Всю семью одевали. (прядёт)

Уч.: Крестьянская  одежда подразделялась на будничную, рабочую, праздничную, обрядовую.

Надя:  Женская крестьянская одежда состояла из домотканой рубахи, понёвы, передника, пояса и различных шейных украшений. Сарафан был девичьей одеждой. Украшали сарафан красным кантом по подолу, кокетке.

Мужская одежда состояла из рубахи и штанов (портов). Мужчины  носили длинные рубахи, до колена. Ворот на шее был с узкой обшивкой из холста или другой ткани и застёгивался на пуговицу. Подол праздничной рубахи, края рукавов, ворот украшали вышивкой. Носили рубахи чаще навыпуск, подпоясывали плетёными поясами, кушаками. Мужской обувью были лапти, одеваемые поверх онучей.  Зимой мужчины носили валенки. А на голове – картуз.

Всё это делалось своими руками.  Одежда, выполненная умельцами, передавалась по наследству.

Уч.: Возле стенки стоит сундук, надулся как индюк.

Эдик:

Сундук – это ящик с крышкой и с замком. Сундук всегда прятал какие-то тайны. В нём хранились фотографии, документы, вещи , сюрпризики для детей. Говорят, что от сундука пошла вся другая мебель. Сундук очень простая и нужная вещь. Можно сказать, что он появился везде и сразу. У нас в России сундук считается русским предметом быта. Раньше была даже профессия укладчиков одежды в сундук.

Илья

Третий угол избы  по диагонали от печи

Хозяева избы почитали

Красным углом его называли.

Здесь душа избы обитает

Всю семью объединяет.

    Здесь на специальной полке стояли иконы, хранились богословские книги, горела лампада.  Здесь же стоял обеденный стол. Всякий гость, входящий в избу, у порога первым делом находил глазами красный угол, трижды осенял себя крестным знамением и низко кланялся образам. В красный угол сажали самых дорогих гостей. Сажая гостя в красный угол, говорили: «Встречай не с лестью, а с честью».

Уч.: На столе живёт толстячок – подбоченившись в бочок. Он шипит и кипит, всем чай пить велит.

Илья: Наличие самовара в крестьянской семье говорило о зажиточности. Самоваром гордились, выставляли его напоказ.

Время появления самоваров неизвестно, но в 18 веке ими уже пользовались на Урале. Наиболее известны Тульские самовары. Выпускались самовары ручным способом из меди или латуни, иногда из серебра. Любили русские люди почаёвничать, т.е. чай из самовара попить.

Арсений

Четвёртый угол мужской,

Этот угол не простой

Здесь лавка-коник стоит,

Инструменты хозяин хранит.

Вечерами мужчина на лавке сидит,

Для  хозяйства что-то мастерит. (постукивает молотком)

… Зимний вечер длинный, мужское население семьи без дел не сидят. Они в своём мужском углу плетут лапти, валяют валенки, вырезают ложки, выдалбливают миски и корыта, плетут корзины… Всё делается тщательно, с любовью! Любую вещь обязательно украшали – резьбою ли, росписью…

Уч.: Гармонь, балалайки, гусли, патефон стоят всех гостей веселят… Люди не только работали. Не зря в народе говорится: «Кончил дело – гуляй смело!».

Арсений: Русские народные гармони бывают разных видов в зависимости от  географического положения: саратовская, вятская, тульская, петербуржская и другие.

Слово «балалайка» имеет родство с русскими словами «балакать», «балагурить», которые означают «разговаривать о том, о сём, болтать», что и передаёт суть этого забавного, лёгкого музыкального инструмента.

Уч.: Вот мы с вами и побывали в гостях у наших предков. Крестьянскую избу любили все, кто в ней жил. Ведь это был РОДНОЙ ДОМ! Говорили:

Дети: «РОДНАЯ ИЗБУШКА И ПЛОХА, ДА МИЛА!»

Уч.: Чтобы защитить себя от напастей, наши предки изготавливали «обереги» - предметы, которые защищали их жильё от бед и несчастий. А придуманные ими куклы обереги не утратили свои защитные свойства и в наши дни.

Славянская куколка охраняла жилище сутки напролёт, отводила порчу, защищала слабых, исцеляла больных. Её выполняли из разных материалов, но у всех была одна общая черта: они не имели лица.

В память о нашем музее мы дарим вам куклу-берегиню «На здоровье». Суеверие связывает символику красного цвета со здоровьем человека, поэтому такие куколки с красными ниточками.

Дети уходят, а гости знакомятся с другими экспозициями музея.

  • Экспозиция «Янтарные врата России» рассказывает об образовании и развитии области и района. Можно познакомиться с наградными документами односельчан, с газетными статьями о них. Рассмотреть изделия из янтаря.

  • Экспозиция «Россия! Русь! Ты  Родина моя!» представляет официальные и неофициальные символы России. Народные  промыслы: Дымковская игрушка, образцы мастеров Палеха, Хохломы, Жостова, Гжели, матрешки Загорских мастеров и пр., которые  позволяют увидеть творение рук человеческих.

  • Экспозиция «Уголок крестьянского быта» знакомит с предметами русской избы, их назначением.

  • Экспозиции «Мгновения истории», «По дорогам войны шли мои земляки», «Наш посёлок» знакомит с ветеранами-односельчанами ВОВ и труда, историей посёлка.

  • Экспозиция «Листая памяти страницы…». Здесь  собраны фотоматериалы о п. Фурмановка, они рассказывают о прошлом, ныне живущих и тех, кто совсем недавно был с нами.

  • Экспозиция «Освобождение Каттенау» представляет макет, его мы посвятили всем защитникам нашего посёлка. Одним из которых является Виктор Болотов.

  • Экспозиция на окне посвящена Дню Победы.

  • Экспозиция «Школа вчера. Школа сегодня» представлены фотоматериалы разных школьных лет, начиная с 1960 года. Здесь можно вспомнить о школьных принадлежностях, атрибутах, форме советских времён.

  • Экспозиция «Эволюция  обычных вещей» представляет ряд предметов .

http://viki.rdf.ru/item/2835/download/ 

https://videouroki.net/

 http://uslide.ru/ 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам русского языка и внеклассного чтения по рассказам Зощенко о Лёле и Миньке ( 3 класс)

Данная презентация составлена для урока русского языка по теме "Сложные слова" (з класс, УМК "Школа-2100") и для урока внеклассного чтения по рассказам М.М.Зощенко "Лёля и Минька". Уроки проводились в...

Внеклассное мероприятие "Русская изба".

Дети посещают станцию юных туристов  для ознакомления с русскими традициями ,сами принимают непосредственное участие....

Внеклассное занятие для учащихся начальных классов в школьном краеведческом музее на тему: "Загадки русской избы!

Особенностью этого занятия является сама форма проведения- конкурсная программа, состывляющая из русских народных загадок. Знания о крестьянском быте. сельскохозяйственном труде, предметах обихода реб...

Конспект + презентация урока изобразительного искусства по теме: «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)» 4 класс.

Тема четверти: «Искусство русского народа»Тема урока: «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)».Цели деятельности учителя: знакомство с красотой русског...

Конспект внеклассного мероприятия "Русская изба в гости приглашает"

Данный материал был подготовлен для учащихся 2 классов. Здесь ученики познакомятся с традициями русского народа, окунутся в далёкий мир старины....

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)» 4 класс, УМК: Неменского Б.М.

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний у учащихся о красоте русской деревянной избы и особенностях выполнения отдельных элементов декора избы; выполнение н...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)», 4 класс

Тема урока «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с искусством древнерусского зод...